Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и показатели качества




Для российской экономики, менеджмента высшего звена вопросы качества продукции, работ и услуг и их повышения в связи с глобализацией мирового хозяйства и интеграцией российской экономики в мировое хозяйство, будущим вступлением во Всемирную торговую организацию имеют особую актуальность: качество является основным фактором повышения конкурентоспособности фирмы и главным условием укрепления и расширения позиций фирмы на рынке.

Качество для потребителей является ведущим критерием при совершении покупки и непосредственно влияет на рост объемов реализации.

Для обеспечения качества продукции, работ и услуг необходимо использовать системный подход. Система управления качеством представляет собой комплексмероприятий, охватывающий все стадии производственного про­цесса, продуктовую политику, планирование, маркетинг, снабжение, сбыт, персонал, инновации, инвестиции и т.п.

Существует достаточно много формулировок понятия «качество».

В стандарте ИСО 8402-94 качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, отно­сящихся к его способности выполнять установленные и предпола­гаемые потребности». Однако по этому вопросу существуют и другие мнения:

потребители оценивают качество на основе субъективного подхода - наивысшим качеством с их точки зрения являются товары, удов­летворяющие потребности;

многие производители считают, что качество - это соблюдение спецификаций, отклонение от которых ведет к снижению качества;

производственные менеджеры имеют в виду техническое качество, которое формируется на стадиях исследований, разработок и производства;

маркетологи прежде всего уделяют внимание коммуника­тивному качеству, которое формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания.

А. Фейгенбаум (США) придает своей формулировке философский аспект: «качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг, это образ жизни».

Представляется, что более универсальнымявляется экономическое определение:

качество продукции, работ, услуг представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции, работ, услуг, определяющих их способность удовлетворять потребности потребителей.

Качество характеризуется рядом количествен­ных и качественных показателей (табл. 11.).

Показа­тель качества продукции – это количественная характеристика одного или несколь­ких свойств продукции, составляющих ее качество.

Показатели назначения характеризуют продукцию, ее свойства, определяющие способность выполнять свои функции в заданных условиях по на­значению (полезная работа, производительность, мощ­ность).

Показатели надежности отражают способность изделия выполнять требуемые функции в заданном режиме с тече­нием времени.

Таблица 11

Комплексные и условно-единичные показатели качества

Комплексные показатели качества
Технико-эксплуатационные показатели Технологические показатели Показатели уровня стандартизации Показатели надежности Показатели технической эстетики
Условно-единичные показатели
Показатели назначения Трудоемкость изготовления Коэффициент применяемости Показатели долговечности Эргономические показатели
Техническая производительность Себестоимость изделия Коэффициент повторяемости Показатели безотказности Художественность изделия
Технические параметры Технологичность, транспортабельность Коэффициент конструктивной преемственности Показатели ремонтопригодности, безопасности Потребительская экономичность изделия
Ресурсоемкость Патентно-правовые показатели Оснащенность технического процесса Коэффициент стандартизации (унификации) Показатели сохраняемости Согласованность изделия со средой
           

Показатели технологичности описывают оптимальное распреде­ление затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных час­тей в составе изделия.

Патентно-правовые показатели харак­теризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт экс­плуатации (в процессе потребления) и включают в себя следующие подгруппы показателей:

гигиени­ческие - уровень освещенности, запыленности, шума и др.;

антро­пометрические - обеспечивают рациональную и удобную рабо­чую позу, правильную осанку и т. д.;

физиологические и психофизиологические - показатели соответствия продукции слухо­вым, скоростным, энергетическим возможностям человека;

психологические - соответствие изделия навыкам чело­века, его возможностям восприятия и переработки информации.

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетичес­кое воздействие на человека (художе­ственная выразительность, рациональность форм, целостность ком­позиции, совершенство производственного исполнения).

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации и потреблении продукции, определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень элек­тромагнитных, радиационных и других излучений и др.

Эконо­мические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию и потребление (потребление энер­гии, затраты на расходные материалы и т.п.).

По элементам процесса производства и реализации выделяют:

материальные показатели качества - обеспечивают входной контроль сырья, материалов, полуфабрикатов;

технико-технологические - обеспечивают контроль оборудования и его состояния;

трудовые - обеспечивают контроль квалификации персонала, уровень под­готовки;

информационные – обеспечивают контроль входящей, перерабатываемой и выходящей информации;

организационные - отражают прогрессивные мето­ды организации производства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных