ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовые ресурсы предприятия
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой материальный носитель финансовых отношений - денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров, услуг, выбывшего имущества, а также путем привлечения внешних источников финансирования. Все источники средств предприятия условно разделяют на собственные и заемные. Собственные источники включают в себя: уставный капитал; фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности - резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль; прочие взносы юридических и физических лиц - целевое финансирование, взносы и пожертвования. Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм предприятий. У товариществ - это складочный капитал, в обществах с ограниченной ответственностью - уставный капитал, в акционерных обществах - акционерный капитал, в производственных кооперативах - паевой фонд, в унитарных предприятиях - уставный фонд. Уставный капитал - это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности предприятия. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Уставный капитал имеет установленный законодательством нижний предел. Основным источником развития предприятия и формирования резервного капитала являться прибыль. После возмещения затрат предприятие получает прибыль, которая идет на формирование единого фонда предприятия (нераспределенная прибыль) или различных фондов предприятия (резервный, фонды накопления, социального развития). Добавочный капитал предприятия формируется из следующих источников: эмиссионный доход - средства, полученные акционерным обществом - эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости; суммы дооценки внеоборотных активов, возникающие в результате прироста стоимости имущества при проведении его переоценки по рыночной стоимости; курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала - разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах. Предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций, физических лиц, из бюджета. Бюджетные средства выделяются в форме субвенций и субсидий. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов. Данные средства являются частью собственного капитала организации. В соответствие с Гражданским кодексом РФ для оценки ликвидности предприятий различных организационно-правовых форм введено понятие "чистые активы" - определяются путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету. Активы, принимаемые к расчету - это стоимость имущества организации (итог баланса) за вычетом налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров, Обязательства, принимаемые к расчету - это целевое финансирование и поступления, долгосрочные обязательства, статьи баланса «Краткосрочные обязательства» за вычетом статьи «Доходы будущих периодов». Если стоимость чистых активов становится меньше величины уставного капитала, то общество должно объявить об уменьшении его размера. Если стоимость чистых активов становится меньше установленного законом минимального размера уставного капитала, то общество должно ликвидироваться. Заемные источники финансирования формируются путем получения кредитов, выпуска облигаций и других ценных бумаг. Источником финансирования деятельности предприятия является и кредиторская задолженность - отсрочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия-должника. Предприятия получают кредиты на условиях плановости, срочности, возвратности, целевого использования, под определенное обеспечение - гарантии, залог недвижимости и других активов предприятия, поручительство третьего лица. Предприятия могут получать дополнительные ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации - разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств. Различают краткосрочные (на 1—3 года), среднесрочные (на 3—7 лет), долгосрочные облигации (на 7—30 лет). Финансовое планирование на предприятии
Финансовое планирование - это планомерное управление процессами формирования и использования финансовых ресурсов. Основные стратегические цели предприятия: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, улучшение инвестиционной привлекательности предприятия и конкурентных позиций предприятия на рынке. Для их достижения в процессе планирования финансов решаются следующие задачи: анализ финансово-экономического состояния предприятия; анализ текущей и прогнозируемой цены капитала предприятия путем определения минимальной рентабельности деятельности предприятия, покрывающей затраты на привлеченный капитал; анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции; разработка ценовой политики; разработка учетной и налоговой политики; разработка кредитной политики предприятия; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками, включая выбор амортизационной политики; выбор дивидендной политики. Система финансового планирования на предприятии включает в себя систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. Для организации бюджетного планирования структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты: бюджет фонда оплаты труда, на базе которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и ряд налоговых отчислений; бюджет материальных затрат - составляется на основе производственной программы структурных подразделений и норм расхода сырья, комплектующих изделий, материалов; бюджет потребления энергии; бюджет амортизации, включая направления использования на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию; бюджет прочих расходов - транспортных, командировочных, и т. п.; бюджет погашения кредитов и займов - разрабатывается на основании плана-графика платежей; налоговый бюджет - включает в себя все налоги и обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции: бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части. Доходная часть включает источники поступления средств: выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг); поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;» ссуды; прочие поступления. Расходная часть включает в себя следующие затраты: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи. Финансовое планирование является завершающим этапом планирования на предприятии. Задачи составления финансового плана: выявление внутренних резервов для пополнения собственных финансовых ресурсов; поиск и выбор эффективных каналов привлечения внешних источников; рациональное размещение временно свободных средств; определение объемов, структуры, направлений использования денежных доходов для обеспечения расширенного воспроизводства и стимулирования работников. Современная организация управления финансами, позволяющая привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях и инвестировать их с максимальным эффектом называется финансовым менеджментом. Финансовый план предприятия строится в форме доходов и расходов и состоит из четырех разделов: Раздел 1. Доходы и поступления средств В этот раздел включаются все финансовые ресурсы предприятия кроме кредитов банков и государства: прибыль от основной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, проценты и дивиденды по ценным бумагам, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего оборудования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|