Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация затрат по элементам




 

В соответствии с ПБУ 10/99 выделяютследующие виды расходов предприятия:

расходы по обычным видам деятельности – расходы на производство и реализацию продукции, приобретение и прода­жу товаров, выполнение работ или оказание услуг, погашение стоимости средств труда посредством начисления амортизации, предоставление имущества по договору аренды, предоставление интеллектуальной собственности за плату (последние три вида расхода включаются в данный вид расходов в случае, если эти виды деятельности являются для организации основными; в противном случае эти расходы включаются в состав операционных расходов);

операционные расходы – расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, с предоставлением за плату прав на использование объектов интеллектуальной собственности (патентов, изобретений, промышленных образцов и т.п.), с участием в уставном капитале других организаций, с продажей, выбытием и прочим списанием основных фондов и других активов, с оплатой процентов по заемным средствам, с оплатой услуг кредитных организаций и др.;

внереализационные расходы – расходы по выплате штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий договора, по возмещению причиненных организацией убытков, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, дебиторские обязательства, по которым истек срок исковой давности, либо нереальные для взыскания, курсовые разницы (с учетом ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание»), суммы уценки активов (с учетом ПБУ 6/01), выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом, развлечениями, мероприятиями культурно-просветительного характера;

чрезвычайные расходы – расходы, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств (пожаров, стихийных бедствий, аварий и т.п.).

Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнородныпо своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Классификация затрат по элементам позволяет планировать, учитывать, анализировать расходы и принимать по результатам анализа меры, направленные на сокращение себестоимости продукции и увеличение прибыли.

Основными методами классификации затрат являются группировки затрат по «экономическим элементам» и по «статьям затрат». На их основе разрабатываются важнейшие документы предприятия:смета затрат на производство и калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции.

Смета затрат на производство представляет собой группировку затрат по экономическим элементам,характеризующим их экономическое содержание.

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы (почтово-телеграфные, телефонные, коман­дировочные расходы и другие, регламентируемые ст.264 Налогового Кодекса РФ).

Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений статей 291, 292, 294, 296, 297, 299, 300, 307-310 Налогового кодекса РФ.

Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы зачисляются на счет прочих доходов и расходов.

В бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникли, независимо от момента их оплаты (принцип начисления).

В налоговом учете, если организацией принят кассовый метод признания выручки, то расходы признаются после погашения соответствующего кредиторского обязательства. При исчислении финансового результата произведенные расходы ставятся в соответствие полученным доходам. Если организация использует метод начисления, то расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени выплаты денежных средств в соответствии со ст. 318-320 Налогового Кодекса РФ.

Материальные затраты включают в себя стоимость1:

приобретаемых сырья и материалов, непосредственно входящих в состав продукции;

покупных материалов для обеспечения процесса производства (работ, услуг) и упаковки продукции;

покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

приобретенных инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и др. имущества, не являющимся амортизируемым имуществом (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов по мере ввода его в эксплуатацию в полной сумме);

приобретенного топлива, воды и всех видов энергии(тепла, сжатого воздуха, холода, электричества) на технологические цели;

работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

содержания и эксплуатации основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в результате процесса производства продукции.

Расходы на оплату труда включают в себя любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы, условиями труда, премии и единовременные вознаграждения, расходы связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективными и трудовыми договорами.

Себестоимость по элементам затрат отражает в стоимостном измерении общий объем потребленных ресурсов независимо от вида продукции.

Калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции представляет собой группировку затрат по статьям калькуляции в расчете на единицу продукции, характеризующим направления использования затрат. Калькуляцияосуществляется с целью контроля за затратами по местам их формирования.

Типовая калькуляция содержит следующие статьи:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производствен­ного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические нужды;

5) расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции;

6) расходы на освоение и подготовку производства;

7) расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

8) цеховые расходы;

Итого цеховая себестоимость

10) общезаводские (общепроизводственные) расходы;

11) общехозяйственные расходы;

12) потери от брака;

13) прочие производственные расходы;

Итого производственная себестоимость

14) коммерческие (внепроизводственные) расходы

Итого полная себестоимость

Классификация затрат:

по месту возникновения - различают затраты обособленного производства, цеха, участка, бригады;

по видам продукции – учитывают затраты на производство соответствующей продукции;

по элементам затрат выделяют материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов;

по статьям затрат учитывают все статьи типовой калькуляции;

в зависимости от способа отнесения на себестоимость – различают прямые и косвенные затраты;

по признаку участия в производственном процессе -основные и накладные затраты;

по признаку зависимости от изменения объема производства выделяютпеременные (материальные затраты и зарплата производственных рабочих) и условно постоянные затраты (затраты на управление и обслуживание производства);

по характеру зависимости от предприятия различают «зависимые» затраты, рассчитанные по нормам, утвержденным на предприятии (нормы расхода сырья, материалов, энергии, топлива, трудозатрат, оплаты труда), и «независимые», рассчитанные по государственным нормам (норма амортизации, нормы на социальное и медицинское страхование, отчислений в пенсионный фонд и др.);

по источникам осуществления расходы предприятия подразделяют:

на включаемые в себестоимость продукции;

относимые на финансовые результаты (убытки от хищений, списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой дав­ности, и других долгов, не реальных для взыскания);

осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия после налогообложения (выплата дивидендов, формирование различных фондов предприятия).

Пря­мые затраты представляют собой расходы, непосредственно связанные с производством продукции, включаемые в себестои­мость отдельных видов продукции на основании утвержденных на предприятии норм (нормы расхода сырья, материалов, топлива, заработной платы производственных рабочих и др.).

К косвенным расходам относятся обще­производственные, общехозяйственные и коммерческие расходы, которые обеспечивают производство всех видов выпускаемой продукции и распределяются между ними пропорционально условно выбранной базе рас­пределения - оплате труда, прямым материальным затратам, выручке.

Основные затраты непосредственно связаны с производством продукции и включают в себя материальные затраты и оплату труда производственных рабочих.

Накладные расходы – это затраты на обслуживание производства и управления, включают в себя общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие расходы.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятия.

Основными направлениями снижения себестоимости продукции являются:

внедрение современных ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

повышение технического уровня производства, оснащение производства передовой техникой и оборудованием;

внедрение научно-обоснованных передовых методов организации труда и производства;

увеличение производительности труда;

изменение объема производства и структуры продукции;

использование оптимального метода учета затрат при формировании учетной политики предприятия.

 

3. Формирование цены на продукцию предприятия и ее структура

 

Цены на продукцию, работу и услуги предприятия определяют размер его доходов и во многом оказывают значительное влияние на размер прибыли предприятия.

Доходы от реализациипродукции, работ и услуг) рассчитываются по следующей формуле: ВР = å Цi ´ Кi

где Цi - цена на i-й вид продукции предприятия; Кi -количество реализованных изделий i-го вида, i = 1 ¸ п –количество реализуемых видов продукции.

В процессе ценообразования существуют несколько этапов в зависимости от продвижении продукции от предприятия-изготовителя к ко­нечному потребителю.

На первом этапе формируется оптовая ценапроизводителя (Цопт), которая должна обеспечить возврат затраченных средств на произ­водство и реализацию продукции и получение заданного объема прибыли Цопт = С + П

где Цопт- оптовая цена производителя; С - себестоимость изделия; П - прибыль на единицу изделия.

Следующим этапом является расчет отпускной цены (Цотп) предприятия, в которую включа­ются налог на добавленную стоимость (НДС) и другие косвенные налоги, в первую очередь акцизы: Цотп = С + П + НДС + А

При формировании отпускной цены учитываются: цено­вая политика предприятия, соотношение спроса и предложения на рынке, эластичность спроса, цены конкурентов, качество производимой продукции, ее конкурентоспособность.

В современных условиях реализация продукции производителей в значительной мере осуществляется через оптовых посредников. В результате форми­руются оптовые цены закупки: Цзак = Цотп + Н сн. сб.

где Н сн. сб. - снабженческо-сбытовая надбавка оптовых посредников.

В розничной тор­говли формируется розничная цена розн):

Ц розн = С + П + НДС + А + Н сн. сб. + Нторг

где Нторг – торговая наценка.

Наценка представляет собой надбавку - цену услуг посреднической или торговой орга­низации.

Цены на продукцию имеют определенную дифференциацию в зависимости от распределения расходов на транспортировку, погрузку и разгрузку продукции между покупателем и продавцом. В связи с этим различают следующие цены:

франко-склад поставщика - цена на продукцию на складе поставщика;

франко-станция отправления – цена, учитывающая расходы по доставке про­дукции на станцию от­правления;

франко-вагон станция отправления – цена, учитывающая расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления;

франко-вагон станция назначения– цена, учитывающая расходы по транспортировке продукции до станции назна­чения;

франко станция назначения– цена, учитывающая расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения;

франко-склад потребителя– цена, учитывающая расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя.

При формировании цены используются следующие методы:

метод полных издержек – при использовании данного метода цена формируется на базе нормы рентабельности по следующейформуле:

Ц = С ´ (1 + Nр)

где С - себестоимость продукции, Nр - норма рентабельности, которая определяется на основе рента­бельности предприятия и среднеотраслевых норм. Метод полных издер­жек затратный характер, не учитывает поведение конкурен­тов и эластичность спроса;

метод рентабельности инвестиций – является разновидностью метода полных издержек, при которой норма рентабельности рассчитывается на основе стоимости заемных средств;

метод удельной цены – используется в ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, не имеющие аналогов.

Цн = Пн / Пб ´ Цб

где Цн - цена на новый товар, Цб - базовая цена старого товара, Пб - базовый показатель - качественная характеристика товара (производительность, ско­рость, мощность и т.п.), Пн - новый показатель;

метод маркетинговых оценок –используется в развитых странах; определение цены осуществляется на основе маркетинговых исследований,изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены. Определение цены методом маркетинговых исследований осуществляется двумя способами:

методом сходной (подобной) цены – путем сравнения цен на аналогичные конкурентные товары;

методом оценки реакции покупателя – цена устанавливается путем практического исследования возможного покупательского спроса, установления той цены, по которой товар будет обяза­тельно продан.

В зависимости от особенностей купли-продажи различают следующие виды цен:

«базисная цена» - согласовывается между покупателем и продавцом на переговорах при определения качества или сорта товара, фиксируется, как правило, в протоколе о намерениях;

«фактурная цена» - цена купли-продажи - определяется условиями поставки, согласованными в договоре, контракте;

«договорная цена» - цена по соглашению сторон на основании заключенного договора на определенные объемы и сроки поставки, в течение которых цена не должна меняться;

«номинальная цена» - денежная цена товара в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;

«оптовая цена» - цена на крупные партии товара;

«закупочные цена» - цена на продукцию, поставляемую через посредников - торгово-закупочные и снабженческие организации;

«мировая цена» - цена на мировом рынке, которая определяется в зависимости от вида товара ценами на биржах (золото) или уровнем цен страны-экспортера (кофе) или ценами ведущих фирм мира.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных