Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Феминистское искусство




Внутри российского гражданского движения существует активная феминистская линия. Феминистки трактуют женщин как миноритарную группу, чьи права в России ущемлены законодательно и де-факто. Они проводят митинги и пикеты, организуют свои колонны на общегражданских акциях, участвуют в международных кампаниях.

Один из организаторов феминистской колонны на первомайском шествии 2014 года в Москве Татьяна Болотина пишет в своем ЖЖ: «На моей памяти это первая феминистская колонна на левом шествии Москвы. Два года назад меня там не было, но на фотках ни одного даже фиолетового флага. В прошлом году было несколько лучше — несколько флагов и замечательный баннер “Ни кухни! Ни церкви! Ни государства! Патриархат на свалку истории”. Однако мы были не отдельной колонной, а частью анархоблока. В этом году мы выделили свое присутствие отдельной колонной и головным баннером, который оказался очень фотогеничным — его много снимали, и он есть во всех отчетах. Это говорит о развитии фем-активизма, о том, что женские проблемы сейчас занимают видное место в политической повестке»[66].

Искусствовед, участница Московской Феминистской группы Надя Плунгян говорит о том, что «феминистское искусство существует не в галереях, а на улицах или в альтернативном формате, потому что галереи его видеть у себя не хотят… Поэтому реальные перспективы феминистского искусства сегодня — это, в первую очередь, гражданский активизм. Искусство распространяется через социальные сети, через граффити, стикеры, самодельные видео — и, конечно, через зины, рисованный самиздат. Мы ставим себе задачу завоевать именно обычную женскую аудиторию, сделать искусство понятным и вместе с тем социально острым»[68].

Художницы Ира Гниль, группы «Жена» и Gandhi, Александра Качко, Елена Максимова, Умная Маша, Микаэла, Наталия Першина-Якиманская (Глюкля), Анна Репина, Яна Сметанина, Татьяна Фасхутдинова, Хагра и многие другие в своих работах говорят о проблемах «двойного рабочего дня» — в профессии и в домашнем быту, — домашнего насилия, медицинского насилия в роддомах и больницах и т. д.

Куратор Надя Плунгян и художница Виктория Ломаско уже несколько лет проводят масштабный международный проект «Феминистский карандаш», который объединяет работы всех вышеперечисленных и, помимо выставок женской социальной графики, включает в себя лекции, презентации, дискуссии, воркшопы, а также встречи с психологами и специалистами по проблемам насилия. «Название отсылает к политическому листку “Боевой карандаш”, который в 1940-е годы печатала ленинградская литографическая мастерская. Мы работаем на свой страх и риск, объединяя пластические задачи и социальные темы. Сегодня в невидимом поле находится не только повседневность и быт женщин, но и наш вклад в искусство, науку, общественную жизнь. Мы считаем, что у художниц, работающих с феминистским прицелом, говорящих откровенно и прямо, есть потенциал изменить не только современную графику, но и повлиять на взгляды части общества, заострить многие проблемы, которые важны для женщин, но слишком скучны для престижных выставок»[68].

Микаэла, автор граффити «Народоволки», которое проводит параллели между политическими активистками XIX века и активистками сегодня, и участница проекта «Феминистский карандаш», говорит: «Политическое искусство, к которому я себя отношу, это в первую очередь самоадвокация, это прямая речь человека, принадлежащего к ущемленной или стигматизированной социальной группе, которая делает видимым опыт этой группы в художественном проекте… Я вижу это как двойственную работу. С одной стороны, это социальная работа, ведь сильный художественный проект сложно забыть или выбросить из головы, будь то перформанс, театральная постановка или сильный рисунок. Он сохранится у вас в памяти, вы станете о нем думать. И с другой стороны, для меня очень важно принципиальное изменение иерархии внутри самой арт-среды. Я хоть и принадлежу к арт-среде, но я не принадлежу к ее институционализированной части. Проекты, которые я делаю, всегда независимы финансово и создаются на мои личные средства и в мое свободное время. Это принципиальное снижение иерархии внутри институций искусства. И это тоже политическая задача, потому что искусство — это тоже политика, и от этого никуда не деться»[85].

Осенью 2014 года Микаэла вместе с художницей Мариной Винник открыла женские художественные мастерские «Кухня»: «Если для вас важны такие темы, как семья, гендерные роли, анализ и критика современного общества. Если у вас есть желание участвовать в сообществе женщин-художниц. Если вам важно говорить о вашем опыте, — мы приглашаем вас на нашу “Кухню”»[85], — говорят они.

В своей статье «О Pussy Riot, а также политике и политическом искусстве в эпоху информационных технологий», искусствовед и куратор Оксана Саркисян пишет: «…регендеринг путинской России обусловлен ужесточением экономических условий жизни. Как результат — обостряется борьба за выживание (выживает сильнейший). Это способствует распространению мачизма и усилению сексистских настроений в обществе, порождает преследование сексуальных и национальных меньшинств. Сокращение социальных гарантий приводит к вытеснению женщин из публичной сферы, незащищенности материнства, принятию закона, усложняющего процедуру аборта, возвращению к патриархальной морали и стандартам патриархальной семьи. Не удивительно, что в поле политических репрезентаций именно феминистски оказались лицом оппозиции и оказали российскому президенту столь мощное сопротивление, что оказались альтернативой путинскому авторитарному режиму»[83].

Сама Оксана вместе с художницей Викторией Бегальской вот уже несколько лет являются авторами проекта «Феминистская кухня. Профсоюз сексуальных работников», который позиционирует себя как проект постфеминизма, направленный не только на защиту прав женщин, но и на общую перекодировку системы мировосприятия с гендерных позиций — изменение социальных структур отношений внутри сексистского государства. В этом смысле «Феминистская кухня» развивает концептуальное основание питерского кибер-феминизма и одной из участниц «Феминистской кухни» Аллы Митрофановой: «…реальность всегда авторская. Реальность собирается в поле желания, ее детали мы фиксируем вниманием, собираем в восприятии, оформляем в концепты и, наконец, описываем как форму мира»[71].

Проект «Профсоюз сексуальных работников» предлагает репрезентацию исключенных групп посредством технологий современного искусства. Художники сотрудничают с «исключенными» — с секс-работниками — и проводят работу по их социализации, направленной против стигматизации их труда. «Мы выступаем за культурное отношение к сексуальности и сексуальным работникам. Эротическая энергия, составляющая часть нашего либидо, и сексуальность как характеристика совокупности телесного и психического — основа всех человеческих проявлений. Сексуальным работником, на наш взгляд, может считать себя любой человек, вовлеченный в капиталистические отношения, каждый живущий в капиталистическом мире. Культурное отношение к сексуальности — основа для освобождения человека и общества, как писал Вильгельма Райх, теоретик сексуальной экономии и сексуальной революции»[77].

Этот проект поднимает еще один важный вопрос — как художникам представлять группы «исключенных» в искусстве и массмедиа так, чтобы их не стигматизировать, не использовать в собственных целях (например, карьерных) и не превращать их материал для формирования медиакапитала.

«Важным для сообщества “МедиаУдар” является включение художественных проектов в реальные социально-политические практики, такие как участие в кампаниях по защите прав миноритарных групп, за освобождение политических заключенных, защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного здравоохранения, борьбу с цензурой и другие.

“МедиаУдар” — открытая платформа для представителей различных политических и идеологических позиций, ни одна из которых не является доминирующей. В этом проекте не приемлем национализм, гомофобия, сексизм и другие виды дискриминации и исключения»[113].

С 1 по 9 ноября 2014 года в Москве уже в третий раз проходил фестиваль «МедиаУдар» (а если считать вместе с региональными сессиями в Новосибирске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, то уже восьмой). В призыве проекта говорится: «Мы стремимся наметить новые контуры политической связи практически. И мы приглашаем вас к участию в этом. Свобода самореализации во всех ее аспектах — вот, что нам нужно, а не тюрьмы и казармы, в которые превращаются все госучреждения России! Для этого нужно заняться созданием собственной инфраструктуры. Мы создаем лабораторию таких изменений. Чтобы потом вернуться на площади в новом качестве. Мы создаем пространство свободного обмена: вещами, умениями, мыслями, чувствами, собой наконец. Пространство сотворчества. Пространство общего, каждое событие которого есть призыв к участию в нем»[114].

 

Выводы по главе II

Таким образом, журнал «Афиша» фокусирует внимание аудитории на наиболее важных, также наиболее выгодных для издания, проходящих в городе культурных событиях. Формируются информационные интересы молодёжной аудитории.

С помощью инструментов журналистики СМИ проводят рекламную кампанию художественных выставок. Такими инструментами является информативная реклама, она начинается за год до начала выставки и рассказывает о всех её новшествах и преимуществах, иногда искусственных. Объясняется концепция выставки и ее значение в культурной жизни города. Задача информативной рекламы заключается в привлечении внимания аудитории, представителей государственных структур, популяризации современных выставочных пространств, партнёров и друзей журнала.

Создаются разнообразные материалы информационного характера: интервью с ньюсмейкерами и субъектами культуры, статьи о будущих и проходящих выставках, отчеты о уже проведенных и другие материалы.

Бывшие и настоящие сотрудники и авторы журнала – преимущественно известные в медийных кругах личности, что подкрепляет факт доверия аудитории. Контент «Афиши» создают: Лев Данилкин - известный литературный критик; Диана Мачулина - современная российская художница, в «Афише» была арт-критиком, обозревателем раздела «Выставки»); Ирина Меглинская - специалист в области фотографии, куратор и преподаватель, в журнале была фотодиректором; Дуня Смирнова - телеведущая и кинорежиссёр, в журнале была книжным обозревателем и колумнистом; Анна Титова - современная российская художница, в журнале работала фоторедактором; Илья Осколков-Ценципер - российский предприниматель и деятель медиабизнеса, основатель журнала и сайта afisha.ru, в прошлом — генеральный директор компании «Афиша». А также Станислав Зельвенский, Роман Волобуев, Елена Ковальская и другие фигуры, полюбившиеся современной молодёжи свежей формой подачи материала, креативной и актуальной деятельностью в современной культуре и журналистике.

За полгода до начала выставок «Афиша» публикует материалы (статьи, репортажи, интервью), которые служат в качестве рекламы для выставочных пространств. Цель подобных материалов - объяснить колеблющимся потенциальным участникам преимущества выставки перед другими мероприятиями. Такие материалы характерны преимущественно для специализированных СМИ, таких как «Афиша», рассказывающих о культурном досуге в городе.

Существует и обратная связь. Выставка является мощным информационным поводом, привлекающим СМИ и способным вызвать общественный резонанс. Выставка и проходящие в ее рамках мероприятия и акции провоцируют целый ряд публикаций.

Много подобных реакционных материалов мы встречаем в журнале «Артгид», где публикуются самые актуальные и остросоциальные культурные процессы.

«Артгид» отличается от «Афиши» и «Бюро» более узкой направленностью. Корреспонденты журнала активно участвуют в современной международной арт-жизни. Встречаясь с профессионалами международного уровня в области искусства, анализируют экспертные работы и исследования в этой области, стремясь наиболее объективно раскрыть функционирование актуального арт-рынка для своего читателя. В журнале много материалов, освещающих художественно-пространственную среду с точки зрения происходящих в реалиях современности политических и остросоциальных процессов. Контент издания направлен на вдумчивое осмысление материала, что показывает уважительное отнощение «Артгида» к своей аудитории, предлагая широкую почву для художественного анализа и предоставляя некую свободу выбора.

На сайте "Артгида" размещена информация о событиях в мире искусства на месяц вперед, сведения об арт-торгах и мастер-классах, карта центра Москвы с обозначенными музеями и галереями и раздел "куда пойду", в который пользователь может заносить приглянувшиеся ему выставки.

Как и внутри любого идейного сообщества, развитие активизма и активистского искусства как его части сопряжено с большим количеством как идеологических конфликтов, так и столкновений вокруг формирования медиакапитала — главной валюты современного общества.

Несмотря на это, для многих становится очевидной необходимость консолидации разнородных и разнонаправленных векторов активистского искусства в России и формирования горизонтальной сети медиаактивистов, в свою очередь входящей в «сеть сетей» международных сообществ.

За описанный в данной работе период зарождения и развития активистского искусства в России сильно изменился политический контекст, что не могло не оказать влияния на цели и методы работы акционистских художников, а также на ту цену, которую они могут заплатить за свои действия.

Надежда Толоконникова написала в одной из своих последних публикаций: «В период нашей активной акционистской работы, с 2008-го по 2011-й, Россия находилась в неком политическом летаргическом сне. И наша задача была (помимо задачи чисто художественной, формальной — развития языка акционизма) — растормошить политическое в россиянах, сделать актуальным критику и комментирование политических процессов… Сегодня режим стал опасно политизирован. Политический акционизм теряет силу с каждым днем, потому что государство уверенно перехватило инициативу: теперь оно — художник, и оно творит с нами все, что вздумается… Не страшно, когда юродивые, художники или философы — оборванные и безвластные — юродствуют. Страшно, когда огромная машина государства берет на вооружение ровно такие же методы и принуждает к политизированности…»[129].

Крайне сложно делать какие-то прогнозы, связанные с развитием активистского искусства в нашей стране. Данное исследование исходило из необходимости в сборе и первичном анализе материалов, связанных с текущими событиями в поле активистского искусства, оставляя на данном этапе за скобками задачи его критической интерпретации и проблематизации, которые станут возможны лишь с появлением некоторой временной дистанции от описываемых событий.

Журнал «Афиша» среди других изданий выделяется красивой и необычной формой среди ряда других молодёжных изданий (яркие обложки, огромные размеры шрифтов, «вкладыши-перевёртыши», нестандартное оформление, графика). За более чем десятилетнюю историю издания на первой полосе «Афиши» побывали, возможно, все фавориты молодежи среди известных людей[Прилож.№4].

Интересно внутрижурнальное заполнение - материалы с врезками, различного типа подложки, специфические иллюстрации, фотографии, карикатуры, схемы, «каламбурные» заголовки. В графическом плане журнал «Афиша» можно назвать эксклюзивным, виден качественный творческий подход к созданию каждого номера. Язык журнала - «живой» (большая доля юмора, насыщенность специфической терминологией, параллели между материалами). Это, безусловно, поддерживает интерес аудитории и выделяет «Афишу» среди остальных молодёжных изданий досугово-развлекательного толка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выставочная практика изменилась за последние двадцать лет в широком контексте культурной и экономической глобализации — контексте, тесно связанном с понятиями ускорения, процессуальности, акцента на действии и мобильности. В этом свете выставка предстает трансдисциплинарным и транскультурным пространством, публичной и социальной сферой. Она предъявляет себя как набор пространственно-временных отношений, как средство, по своей сути основанное на времени: как способ представить то, что обладает определенной длительностью, и как событие, собирающее вместе разных участников — от экспонатов до художников и кураторов, — а также публику и институцию. Ключевые эстетические, общественные и экономические вопросы начала XXI века задаются в поле, очерченном осевыми линиями выставочной практики и временной сущностью происходящих явлений.

Представление о правильном и неправильном (аморальном) поведении, формулировка нравственных проблем формируется и транслируется в современной социокультурной ситуации именно посредством медиа. Задаются соответствующие образцы поведения, с которыми индивиды соотносят свое поведение, следуя актуальным образцам и современным обязательствам.

Становление информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором художественного воспроизводства.

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.

Подобная роль СМИ в процессе формирования общественного сознания достигается оперативностью предоставления информации, доступностью, широким охватом аудитории, многоплановостью (СМИ включают в себя информацию различного характера), социальной ориентированностью (выражение мнения и интересов больших социальных групп).

Подводя итоги можно утверждать, что журнал отражает коммуникативное пространство, в котором в настоящее время находятся СМИ, отражает его специфику и состояние.

Журнал определяет характер протекающих в обществе культурных процессов и формирует стиль жизни своей целевой аудитории.

Мнение о современном искусстве формируется в значительной мере не в музеях и на выставках, а посредством молодёжных средств массовой информации и Интернета.

Низкий уровень объективной информированности о современном искусстве не позволяет должным образом оценить отношение к нему населения. Значительная часть представителей молодёжи оценивает не современное искусство, а свои о нем представления, мифы, которые формируются в значительной степени под воздействием СМИ. Это приводит к большому разбросу мнений — от «искусства будущего» до «разрушения нации» и от «пошлости» до «чего-то духовного». Свою роль сыграли скандалы и реклама, сопровождавшая в медийном пространстве выставки современного искусства.

Часть молодёжной аудитории не воспринимает современное искусство вообще, поскольку воспитаны на старых формах — «старинном искусстве», которое является для них эталоном. В то же время у значительной части молодёжи современное искусство вызывает интерес, базирующийся прежде всего на применении новых технологий, молодежном творчестве и свежих идеях.

Журнал коммуницирует с читателями таким образом, что читатели принимают медиамир за реальный и полностью поглощаются им. Создаётся и развивается потребительская культура. Молодёжная аудитория благодаря досугово-развлекательным СМИ воспринимает сложившуюся выставочную культуру через призму социальных сетей и глобальной сети Интернета, строя свои музейные маршруты исходя из анализа модных трендов и «раскрученности» арт-пространства. Журнал воспитывает свою публику. Современная художественная культура тесно связана со всеми сферами социальной жизни.

На мой взгляд, происходит процесс упрощения в связи с быстрым темпом московской жизни и постоянно обновляющимися потоками информации. Все смыслы смешиваются, политические протесты превращаются в артхаусные перфомансы. Искусство становится массовым художественным бизнесом, переплетается с политическими кознями и обрастает модными символами и наносным элитарным пафосом.

Меняется отношение к искусству и к институту музея. Меняется сама структура экспозиционного пространства. Музей в современных реалиях – это многофункциональная площадка. Музей приобретает образовательные и развлекательные функции. Современные музеи вынуждены быть и лекторием, и мастерской, и кафе, зачастую кинотеатром и модным местом встречи.

Словосочетание «современная художественная выставка» на первый взгляд совершенно привычно, но сегодня художественные выставки расширяют свои функции, появляются новые по способу подачи экспозиционные площадки, современные технологии выводят искусство экспозиции на новый уровень.

Выставка является не только культурным, но и экономически выгодным событием, имеющим влияние на разные сферы жизни общества.

Все чаще в СМИ говорят о выставке как о «коммерческом проекте», например, на официальном сайте Арт-Москва выставка-ярмарка позиционируется как «одна из самых эффективных рыночных институций современного искусства в России, которая ежегодно собирает специалистов и любителей актуального искусства со всего мира в Центральном Доме художника».

В сферу деятельности, казалось бы, изначально культурного события приходят бизнесмены и влиятельные медийные персоны, выставка начинает жить по законам маркетинга и PR как коммерческий проект. Если посещение выставки будет интерпретироваться как важное событие, станет престижным, необходимым для удовлетворения чувства статусной принадлежности к элите – выставка однозначно будет популярна.

Выставка интерпретируется как злободневный диалог мира искусства и мира индустрии.

Создание уникальной среды для классической художественной выставки позволяет получить новое прочтение хорошо известных произведений. Материал в экспозиции сгруппирован по разделам, соответствующим этапам и основным направлениям творчества художника, что позволяет составить более цельное впечатление от посещения выставки. Здесь можно отметить системный, аналитический подход к экспозиции. Выставка сочетает в себе образовательную и развлекательную функции, так как ее сопровождают тематические экскурсии, лекции, концерты. Искусство можно разделить на традиционное, концептуальное и мультимедийное.

В современном мире возникло несколько типов экспозиционных пространств: это государственные и частные художественные галереи или залы музеев; центры современного искусства, культуры и дизайна (обычно располагаются в помещениях бывших цехов заводов, складов, гаражей или на специально построенных площадках); выставочные залы, центры, дома художника; высшие учебные заведения, читальные залы библиотеки (собственная галерея, холл, коридоры); комплексы актуальных искусств, виртуальные выставки (интернет); аукционные дома, фонды искусств; рестораны, клубы.

По типу экспонируемого материала современные художественные выставки делятся на два вида. Первый - это историко-музейная тематика, где объектами экспонирования являются классическая живопись, графика, скульптура. Второй - мировое современное искусство, приобретающее все большую популярность.

По функциям можно выделить следующие типы экспозиционных пространств - выставка-конкурс; выставка, где ставится задача популяризации искусства в обществе или она несет образовательную функцию; выставка, которая разворачивается внутри какого-то значимого события, например, выставка, посвященная юбилею автора, или, как часть культурного или социального мероприятия, выставка может являться одной из площадок научных, экономических и других форумов, а также может быть рекламной, PR-акцией, для привлечения внимания к какой-либо фирме, медиа-персоне; выставка-ярмарка – предполагает продажу произведений искусства и организуется для получения прибыли; выставка, которая представляет собой результаты реставрационной деятельности и дает возможность оценить обновленные произведения.

Искусство, особенно в последние десятилетия, было почти немыслимо без политической критики. Наэлектризованная атмосфера в нынешней России, рост общественного недовольства и реакция на него со стороны властей вновь обострили политические вопросы, оказавшиеся на авансцене культурных процессов.

С 2010 года появился круг художников, принципиально иначе взаимодействующих с окружающей действительностью.

Активизм возникает в тех случаях, когда государство начинает проявлять себя неэффективно: появляются частные лица, своими личными усилиями компенсирующие подобные ситуации и организующие помощь конкретным людям или группам. Активистское искусство — той же природы.

Можно констатировать появление в России нового типа художника, «который говорит только о политике».

Радикальные художественные эксперименты направлены на полное разрушение границ между искусством и повседневностью.

Сегодня активные жители городов уже не склонны рассматривать искусство как замкнутую систему, ориентированную саму на себя. Они используют художественный язык как инструмент для изменения реальности: начиная от починки городской мебели и заканчивая борьбой за новые формы государственного строя.

Андеграунд становится поп-культурой. Маргинальность и деструктивность часто превозносятся в СМИ как идеалы массового сознания. Развитие индустрии моды при помощи СМИ в том числе, привело к её проникновению в художественную сферу деятельности. Распространяемая СМИ информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, владельцев СМИ, коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов.

Любая выставка - это, прежде всего, сообщество, коммуникационная среда определенного круга людей, "клуб по интересам". И в данном контексте общественное мнение о выставке, диктуемое средствами массовой информации, имеет решающее значение.

 

Список литературы

1. Архипкин В. Г., Тимофеев В. П. Естественно-научная картина мира

2. Виноградова В. В. Искусство (История слов. Часть 3).

3. Десятерик Д. Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. 2005.

4. Дьяконов В. Интервью Каролин Кристов-Бакарджиев // Артхроника. — 2012. — № 1-2.

5. Дьяконов В. Эпоха развитого вандализма // Власть. — 2010. — 12 июля.

6. Жбанков М.Р. Энциклопедия социологии// Под редакцией Грицанова А. А.Издательство «Книжный Дом», 2003

7. Житлина О., «Заговор», 2011

8. Житлина О. Описание настольной игры «Россия — страна возможностей»

9. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России // М., 2003.

10. Казакина К. Российский миллиардер поддерживает «Советы» в Новом музее Манхэттена // inoСМИ.Ru. — 2011. — 14 июля.

11. Коллингвуд Р. — Принципы искусства V. § 2.

12. Маяковский В., Бурлюк Д., Каменский А. («Газета футуристов». — М., 15 марта, 1918) Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)»

13. Митрофанова, Алла. Киберфеминизм в истории, практике и теории // Каталог выставки «ŽEN d’AРT. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009». — Москва. — 2009. — С. 70.

14. Самодуров Ю. «О выставке «Осторожно, религия!» и событиях вокруг неё»

15. Смит. Т. Осмысляя современное кураторство. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей «Гараж», 2015 http://www.artguide.com/posts/791

16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

17. Усманова А.Р. Энциклопедия постмодернизма // Издательство «Книжный Дом», 2001

18. Фальковский И. «Незаметные убийства», М., common place, 2014

19. Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства. М., Ad Marginem, 2012 С. 25, 83

20. Черных А. Мир современных медиа. -- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). -- 312 с.

21. Felshin, Nina. But is it Art? — New York: 1995. — P. 11.

22. Kluitenberg, Eric. Legacies of Tactical Media. — 2011. — P. 33.

23. Weibel, Peter. Global aCtIVISm: global citizen // http://blog.zkm.de/en/editorial/global-activism-global-citizen/#sthash.GTyMufPf.dpuf”.

 

Словари

24. Словари русского языка https://slovari.yandex.ru/Словари%20русского%20языка/

25. Академический словарь http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31322

26. Академический словарь http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/1810/

27. Большой Энциклопедический словарь. 2000

28. Википедия. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура

29. Видео-мэппинг (3D mapping) Википедия, Свободная Энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Видео-мэппинг

30. Википедия, Свободная Энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Апроприационизм

31. Грамота.ру: Русский орфографический словарь: около 180 000 слов [Электронная версия] / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.

32. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных: 25 000 слов и словосочетаний. — М.: «Азбуковник», 2003. — С. 988

33. Зубарев Д. Н., Морозов В. Г. Энтропия // Физическая энциклопедия / Д. М. Алексеев, А. М. Балдин, А. М. Бонч-Бруевич, А. С. Боровик-Романов, Б. К. Вайнштейн, С. В. Вонсовский, А. В. Гапонов-Грехов, С. С. Герштейн, И. И. Гуревич, А. А. Гусев, М. А. Ельяшевич, М. Е. Жаботинский, Д. Н. Зубарев, Б. Б. Кадомцев, И. С. Шапиро, Д. В. Ширков; под общ. ред. А. М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1988—1999.

34. Иванов И. И., Стороженко Н. И. Критика литературная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

35. Кареев Н. И. Критика историческая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

36. Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В. В. Лопатин... Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.

37. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

38. Энциклопедия сервиса Lookatme.com http://www.lookatme.ru/wiki/

39. Энтропия — статья из Большой советской энциклопедии

40. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.

 

Научные труды

41. Сборник научных трудов под ред. Т.А. Дьяковой. Искусство и СМИ – Воронеж, 2012 – Ч.1. – С. 13, 28http://jour.vsu.ru/edition/books/art_and_media.pdf

42. Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: М-лы науч.-практ. конф. – СПб., 2007. — Ч.1. — С. 129-131.http://21vek.org/?p=285

43. Исаева Л. Г. диссертация «Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества» - Уфа, 1999, С. 10, 130.http://www.dissercat.com/content/sredstva-massovoi-informatsii-kak-faktor-formirovaniya-dukhovnoi-kultury-rossiiskogo-obshche#ixzz3cO7qA79u

 

Статьи

44. Артгид, Валерий Леденёв, 30.04.2014, Со сцены — на баррикады http://www.artguide.com/posts/584-from-stage-to-barricades

45. Артгид, «Кризис» и «критика» — слова однокоренные http://www.artguide.com/posts/672

46. Артгид, «Кризис» и «критика» продолжение http://www.artguide.com/posts/826

47. Артгид, «Непотребные инсталляции или что-то духовное?» (24%)http://www.artguide.com/posts/365-niepotriebnyie-installiatsii-ili-chto-to-dukhovnoie

48. Артгид, «Топ-10 ныне живущих русских художников: размер имеет значение» http://www.artguide.com/posts/253-top-10-nynie-zhivushchikh-russkikh-khudozhnikov-razmier-imieiet-znachieniie-283

49. Афиша, 18 главных выставок сезона http://vozduh.afisha.ru/art/18-glavnyh-vystavok-sezona/

50. Афиша, Как смотреть выставку Ман Рея в Пушкинском http://vozduh.afisha.ru/art/kak-smotret-vystavku-man-reya-v-pushkinskom/

51. Афиша, материал «Департамент Капкова» http://gorod.afisha.ru/people/sergey-kapkov-v-roli-kim-chen-ira/

52. Афиша – Воздух, 24 сен., 2014, Обри Бердслей и Россия: путеводитель по выставке http://vozduh.afisha.ru/art/obri-berdsley-i-rossiya-putevoditel-po-vystavke/

53. Афиша – Воздух, 24 нояб., 2014, Последний шанс Уилльям Моррис, Бердслей, премия Кандинского: что закрывается на неделе http://vozduh.afisha.ru/art/uillyam-morris-berdsley-premiya-kandinskogo-chto-zakryvaetsya-na-nedele/

54. Афиша – Волна «Это такой эскапизм»: Муджус об эйсид-хаусе, сцене и России», Александр Горбачев, 19 декабря 2014 http://volna.afisha.ru/heroes/eto-takoy-eskapizm-mudzhus-ob-eysidhause-scene-i-rossii/

55. Афиша, Фестиваль, I Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» http://www.afisha.ru/festival/8393/?from_site=asearch

56. Бомбила [Антон Николаев] — Артивизм и анархизм // http://halfaman.livejournal.com/510998.html.

57. «В Москве откроются женские художественные мастерские» // http://www.colta.ru/news/4577.

58. Врагу не сдается наш гордый хомяк! [Татьяна Болотина] — Другой мир возможен! // http://shagirt.livejournal.com/104867.html.

59. Дарья Жукова — «в десятке» самых стильных девушек. Рейтинг Vogue // glomu.ru, 23 декабря 2008

60. Дети Абрамовича богаче отца: подробности развода олигарха, Дарья Жукова — представительница «золотой молодежи». Справка // РИА Новости, 14 марта 2007 http://ria.ru/society/20070314/61976000.html

61. Дизайнер Антон Мейк о состоянии российского стрит-арта // http://www.furfur.me/furfur/all/culture/171695-russian-street-art.

62. Зайцева, Анна. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией // http://thenews.kz/2010/11/21/619259.html.

63. Круговых, Таисия. «Почему я выхожу на площадь?» // http://os.colta.ru/art/events/details/35192?expand=yes#expand.

64. Митенко, Павел. Как действовать на виду у всех? // http://www.nlobooks.ru/node/4186

65. Новоженова, Александра. Лечение истерией // http://artchronika.ru/blog/hysteria-cure/

66. О профсоюзе [сайт «Феминистская кухня»] // http://feminkitchen.org/tradeunion.php.

67. Петр Павленский устроил «майдан» в центре Петербурга // http://www.fontanka.ru/2014/02/23/004/.

68. Плунгян, Надя. Феминистское искусство в России // http://politpropaganda.com/education/261.

69. Публикация фрагмента разговора «Дело не в любви, понимаете?», Artguide http://www.artguide.com/posts/687

70. Рубрика «Персона» Мирослава Дума jette.ru http://jette.ru/miroslava-duma/

71. Саркисян, Оксана. О Pussy Riot, а также политике и политическом искусстве в эпоху информационных технологий [на основе доклада, прочитанного на конференции в рамках выставки видео архива феминистского перформанса в Кунстхалле, Талинн, Эстония].

72. Семинар: Логики социального исключения // http://mediaudar.net/blog/2013/09/23/seminar-logiki-socialnogo-isklyucheniya/.

73. Статья «Где научиться искусству в Москве», buro247 http://www.buro247.ru/culture/our-choice/gde-nauchitsya-sovrisku-v-moskve.html

74. Статья Buro247 Открытие "Гаража": новые подробности http://www.buro247.ru/culture/arts/do-otkrytiya-novogo-zdaniya-muzeya-garazh-ostalsya.html

75. Малахов А., Куликова Ю. Дарья Жукова и Полина Дерипаска посплетничают в интернете // Коммерсантъ, № 234 (3810), 19 декабря 2007, Лунина Л. Настоящая брюнетка // Ведомости Пятница, № 41 (78), 26 октября 2007, Родил Абрамович Аарона — Газета.ру, 5.12.09) http://www.kommersant.ru/doc/837737

76. Мадина Тлостанова. Деколониальный эстезис и современное искусство // http://mediaudar.net/blog/2013/10/14/madina-tlostanova-dekolonialnyj-estezis-i-sovremennoe-iskusstvo/.

77. Материал «Рушится запечатленный в искусстве образ мира» http://lenta.ru/articles/2014/11/13/antonova/

78. Митенко, Павел. Как действовать на виду у всех? // http://www.nlobooks.ru/node/4186.

79. Московский арт-дневник, Валерий Леденев http://di.mmoma.ru/news?mid=700&id=125

80. Музей Гараж – дети http://garageccc.com/ru/event/category/atype/10

81. Музей Гараж – пресс-релиз, научная деятельность http://garageccc.com/ru/page/research

82. Самые популярные социальные сети в России 2015 http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/

83. Саркисян, Оксана. О Pussy Riot, а также политике и политическом искусстве в эпоху информационных технологий [на основе доклада, прочитанного на конференции в рамках выставки видео архива феминистского перформанса в Кунстхалле, Талинн, Эстония].

84. Сальникова Е., http://sociologist.nm.ru/articles/salnikova_03.htm

85. «Феминистское искусство шире, чем просто права женщин» // http://artchronika.ru/themes/feminist-rt/.

86. Центр дизайна Аrtplay, пресс-релиз http://www.artplay.ru/about

87. 50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010 // АртХроника. — 2011. — № 1.

88. Lookatme «Прямая речь: Антон Белов» http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/106971-molodo-no-ne-zeleno-2010-10-04-13-07

 

Интернет-ресурсы

89. VIVACITY — Стрит арт в России (рус.) vivacity.ru/

90. Агентство рекламных технологий, Реклама в журнале "Афиша" http://media.informexpress.ru/afisha/

91. Акция «Ночь в музее», Третьяковская галерея на крымском валу http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/project/project5181/

92. Анна Толкачева, видеоклип «Свобода» http://antipodes.org.au/concept_sphere_15.html

93. Артмоссфера, биеннале http://artmosfera.ru.com/

94. Архивный блог арт-группы «Бомбилы» — Акция «Белая линия» // http://bombilam.livejournal.com/7679.html.

95. Афиша – Воздух, 14 мая, 2015, Тест Что дороже: великое произведение искусства или поделка с eBay http://vozduh.afisha.ru/art/chto-dorozhe-velikoe-proizvedenie-iskusstva-ili-podelka-s-ebay/

96. Война_(арт-группа) https://ru.wikipedia.org/wiki/Война_(арт-группа)

97. Выставка «Золотой век русского авангарда» http://moscowmanege.ru/ru/zolotoi-vek-russkogo-avangarda/

98. Выставка «Музей с предсказаниями», ММСИ http://www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/muzej_s_predskazaniyami/

99. Выставка «Vangoghalive» http://www.vangoghalive.com/

100. Выступление на конференции RE-PUBLIC. Russia Art in the Street в музее Киасма в Хельскинки. — 2013.

101. ГМИИ им. А. С. Пушкина в социальной сети instagram https://instagram.com/p/2VdAooOqgr/?taken-by=theartsmuseum

102. Группа «Что делать?» // http://chtodelat.org/category/ar_1/lang=ru.

103. Департамент культуры города Москвы http://moscowcultureforum.ru/

104. Журнал "Артгид" обзавелся интернет-версией http://lenta.ru/news/2010/04/06/artguide/

105. Журнал Артгид, электронная версия http://www.artguide.com/

106. Заметка об акции «Восклицательный знак» движения «Э.Т.И.», газета «Московский комсомолец» 19 апреля 1991. svoboda.org

107. Единый портал «Обществознание», Молодежь как социальная группа http://humanitar.ru/page/ch7_3

108. Ерофеев, Андрей. «Почему нарисованный на мосту фаллос является образцом искусства» // http://newsland.com/news/detail/id/673798/

109. Из неопубликованной беседы с художником. — 2013.

110. Институт Проблем Современного Искусства http://www.icamoscow.ru/ru/

111. Информационный портал Buro247 https://vk.com/buro247

112. Информационный портал Buro247 http://www.buro247.ru/

113. МедиаУдар. Москва — 3. Программа событий // http://mediaudar.net/blog/2014/10/23/mediaudar-moskva-3/.

114. Манифест [сайт «Партизанинг»] // http://partizaning.org/?page_id=6.

115. Музейная карта «Афиши» http://museumpass.afisha.ru/

116. Музейная неделя в Твиттере http://ekozlov.ru/2015/03/museumweek/

117. Ночь в музее, Третьяковская галерея на крымском валу http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/project/project5181/

118. Осмоловский, Анатолий. Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой // http://osmopolis.ru/notice/pages/id_375.

119. О фестивале [сайт «МедиаУдар»] // http://mediaudar.net/o-festivale/.

120. Отзывы о выставке «Vangoghalive» http://www.vangoghalive.com/index.php?view=reviews

121. Презентация проекта «Незаметные убийства» // http://mediaudar.net/blog/2013/09/26/ilya-falkovskij-nezametnye-ubijstva-prezentaciya-proekta/.

122. Премия Кандинского www.kandinsky-prize.org

123. Сайт журнала «Афиша» www.afisha.ru/

124. Сайт журнала «Артгид» www.artguide.com/

125. Сайт информационного портала «Buro 24/7» http://www.buro247.ru/

126. СИНЕ ФАНТОМ представляет — Арт-группа «Бомбилы», фильм «Ржевская оттепель» // http://prcinefantom.livejournal.com/42046.html.

127. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ http://www.uk-rf.com/

128. Художественный фонд V-A-C http://v-a-c.ru/

129. Чат Татьяны Волковой с группой Pussy Riot // pussy-riot.livejournal.com/4299.html.

130. 1991 г. — акция «Э.Т.И.-текст» (в народе — «Х*Й» на Красной площади) // http://osmopolis.ru/eti_text_hui.

131. 1998 г. Баррикада на Большой Никитской // http://osmopolis.ru/page128.

132. Felshin, Nina. But is it Art? — New York: 1995. — P. 11.

133. Graffiti & Street-art since 1999 PHOTO GALLERY http://home.ekosystem.org/

134. Newsru.com, Карты для бесплатного посещения музеев снова выпустят в 2014 году http://www.newsmsk.com/article/21Dec2013/museum_success.html

135. P — 17 — Sasha Kurmaz // http://www.sashakurmaz.com/P-17.

136. Rhytms of Resistance // About us // https://www.rhythms-of-resistance.org/spip.php?rubrique7&lang=ru.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

[28] Афиша – Город, Департамент Капкова, «Мне нужно мое маленькое еврейское счастье»: 50 цитат Сергея Капкова, Даша Артемьева, Алиса По, 5 марта 2015

«По большому счёту культура — это инвестиции в будущее поколение». The Village, октябрь 2011 г.

«Ведь я против чего? Того, что все живут в резервации: мы модные — а вы не модные». «Большой город», декабрь 2011 г.

«Наши департаменты должны быть эффективнее, помогать с визами, с отелями и с логистикой внутри города. Мы хотим быть френдли…». Time out, декабрь 2011 г.

«Когда в субботу или воскресенье я проезжаю мимо Манежа и вижу, что там очередь, я очень радуюсь, что это очередь не за шубами, а за искусством». «Большой Город», декабрь 2011 г.

«Больше всего я боюсь стать циничным, глухим, недоверчивым, разочарованным». «Сноб», март 2012 г.

«Facebook у меня включен постоянно на моем рабочем компьютере, а в офисе я нахожусь с 9 утра до 9 вечера, так что целый день я в сети». The Village, октябрь 2012 г.

«Я не стремлюсь к власти, я стремлюсь к ответственности, к тем возможностям, которые дает моя должность, чтобы успеть реализовать различные свои идеи, идеи других неравнодушных людей». Программа «Познер», февраль 2013 г.

«А так — работать надо. Улучшать и улучшать. Каждому на своем месте. И тогда это принесет результат. Это же как хлеб печь. А я хочу и дальше чинить мир». «Афиша», июль 2013 г.

«В нашей стране свобода за государственный счет невозможна. Свобода — это за свои». «Сноб», март 2014 г

«Я не хотел бы быть президентом. Потому что нет запроса на президента с картонным стаканчиком кофе». GQ, январь 2015 г.

«Если ты не теряешь внутреннее ощущение жизни, то, я думаю, кризис дает возможности для развития». Buro247.ru, январь 2015 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных