Поведение фирмы в условиях монополистической
Конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, для которой характерны следующие признаки:
1) множество продавцов;
2) дифференциация продукта;
3) невысокие, легкопреодолимые барьеры входа на рынок и выхода из него;
4) незначительный контроль над ценой.
Эти признаки характеризуют монополистическую конкуренцию как промежуточную ситуацию между совершенной (чистой) конкуренцией и чистой монополией. С одной стороны, дифференциация продукта обусловливает наличие определенной рыночной власти и незначительного контроля над ценой со стороны монополистически конкурентной фирмы (конкурирующей монополии). С другой стороны, поскольку на рынке действует множество продавцов при невысоких входных барьерах, то они вступают друг с другом в конкуренцию.
В силу всего этого в краткосрочном периоде поведение конкурентной монополии аналогично поведению чистой монополии. На графике (рис. 6.8) и – равновесная цена и равновесный объем, площадь прямоугольника – объем прибыли конкурирующей монополии
| Рис. 6.8. Равновесие конкурирующей монополии в краткосрочном периоде
|
Но с другой стороны, конкурентная монополия в отличие от чистой монополии лишена возможности получения экономической прибыли в долгосрочном периоде. Если по данной цене ( ) конкурирующая фирма получает экономическую прибыль, то, поскольку барьеры входа на рынок низкие, это привлечет сюда новые фирмы, которые будут производить товары-субституты.
При вхождении новых фирм часть покупателей переходит к ним, следовательно, доля продаж данной фирмы сокращается и кривая спроса на продукцию фирмы становится более эластичной, она смещается влево вниз. Этот поворот (смещение) будет осуществляться до тех пор, пока кривая спроса не станет касательной к кривой средних издержек. В точке касания цена равна долгосрочным средним издержкам, а экономическая прибыль равна нулю (рис. 6.9).
D
| | Рис. 6.9. Равновесие конкурирующей монополии в долгосрочном периоде
|
Из графика видно, что долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции устанавливается при цене, которая не равна минимальным средним издержкам (так как кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции). А именно: цена больше минимума средних издержек ( ). Это говорит о том, что конкурирующая монополия работает с избыточными мощностями. Избыточная мощность – это состояние, когда объем производства не достигает того уровня, при котором издержки производства минимальны, а значит, фирма работает с неполной загрузкой оборудования. Избыток мощности равен разности между величиной выпуска, обеспечивающей минимальные издержки, и равновесным объемом производства; на графике это . Наличие избыточных мощностей говорит о том, что фирма в условиях монополистической конкуренции всегда менее эффективна, чем совершенно конкурентная фирма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|