Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цена и объем производства в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса




 

Олигополия – это рыночная структура, для которой характерно:

1) наличие на рынке небольшого числа крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию;

2) высокие входные барьеры;

3) высокая степень взаимозависимости фирм.

Наиболее важной особенностью олигополистического рынка, отличающей его от других рыночных структур, является взаимозависимость фирм. Она означает, что поведение каждой фирмы оказывает заметное влияние на поведение других фирм и находится под обратным активным влиянием с их стороны.

В экономической теории имеется много моделей олигополии. Их можно разделить на две группы: модели кооперативного и некооперативного поведения.

Некооперативное поведение – это такое поведение, когда каждый олигополист действует независимо и принимает решения, исходя из некоторого предположения о реакции конкурентов. Примером модели некооперативного поведения является модель ломаной кривой спроса. В этой модели предполагается, что фирмы-олигополисты ведут себя по-разному в зависимости от того, повышает или понижает цену одна из фирм.

В принципе возможны два варианта действий в ответ на изменение цены одной из фирм. Первый вариант: другие фирмы следуют за любым изменением цены одной из фирм, т. е. они будут повышать или понижать цену вслед за повышением или понижением цены одной из фирм. В этом случае спрос на продукцию данной фирмы будет низкоэластичным (изменяется несущественно), так как изменение спроса, вызванное изменением цены, равномерно распределится между всеми фирмами-олигополистами.

Второй вариант: другие фирмы не реагируют на изменение цены данной фирмой. В этом случае спрос на продукцию данной фирмы будет высокоэластичным (изменяется существенно). Это означает, что данная фирма сможет увеличить объем продаж и захватить б о льшую долю рынка при снижении цены на свою продукцию или будет вынуждена сократить объем продаж при повышении цены.

В действительности, поскольку фирмы-олигополисты осознают свою взаимозависимость, то они сочетают оба этих варианта. При повышении цены одной из фирм остальные фирмы не будут следовать за ней. Это объясняется тем, что в условиях высокоэластичного спроса объем продаж данной фирмы сократится, и остальные фирмы смогут увеличить свою долю на рынке. При снижении цены данной фирмой остальные фирмы будут вынуждены также снизить цену с тем, чтобы не потерять своей доли на рынке.

Сочетание двух возможных вариантов действий фирм-олигополистов приводит к излому кривой спроса, т. е. она принимает вид ломаной линии (рис. 6.10).

График ломаной кривой спроса строится следующим образом. Предположим, что на олигополистическом рынке существует преобладающая цена . Ей соответствует объем продукции . В точке А (, ) пересекаются две кривые спроса и . При ценах выше кривая спроса фирмы высокоэластична (), а при ценах ниже – низкоэластична (). В итоге общая кривая спроса олигополии приобретает ломаный вид .

 

Рис. 6.10. Модель ломаной кривой спроса  
P
A
B
F
Q
 

Далее чертим ответствующие кривым спроса кривые предельного дохода: на участке высокоэластичного спроса проводим кривую , а на участке низкоэластичного спроса – кривую . В итоге образуется разрыв кривой предельного дохода, и в целом она будет состоять из отдельных участков, а именно:

Модель ломаной кривой спроса показывает, что любое изменение цены не выгодно фирме-олигополисту: повышение цены приведет к потере значительной части рынка; снижение цены увеличит объем продаж незначительно (из-за неэластичности спроса). Такое увеличение объема продаж может и не компенсировать потери от снижения цены. Кроме того, из графика видно, что смещение кривой предельных издержек вверх или вниз не влияет на объем производства и цену. Следовательно, даже если издержки меняются, фирма-олигополист обычно не меняет цену на свою продукцию. Таким образом, характерной чертой олигополистического рынка является жесткость (негибкость) цен.

6.8. Модели кооперативного поведения олигополистов.
Картель. Лидерство в ценах. «Издержки плюс»

 

Взаимозависимость как характерная черта олигополистического рынка наиболее полно реализуется посредством согласования рыночной политики фирм. Соглашение или сговор между фирмами относительно цены и объема производства называется кооперативным взаимодействием фирм. Способы кооперативного взаимодействия могут быть как тайными (неофициальными), так и явными (официальными). Простейшей формой сговора между фирмами является картель.

Картель – это объединение фирм, в рамках которого достигается соглашение об уровне цены и объеме производства. Стимулом к созданию картелей является стремление к совместной максимизации прибыли. Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, то он ограничивает объем выпуска фирм, устанавливая для них квоты (доли), и назначает высокую цену. Таким образом, картель действует как монополист и, соответственно, фирмы, входящие в него, получают монопольную прибыль.

Определение цены и объема производства при наличии картельного соглашения может быть представлено графиком, аналогичным монополии, с учетом того, что кривая предельных издержек получается путем горизонтального суммирования кривых предельных издержек членов картеля. и – равновесный объем выпуска продукции и равновесная цена (рис. 6.11).

 

D
P
Q
Рис. 6.11. Равновесие картеля  

 

 


Картели наибольшее распространение получили в конце
XIX века. В настоящее время в большинстве стран они запрещены и поэтому кооперативное взаимодействие фирм-олигополистов чаще всего осуществляется в виде неявных или тайных сговоров.

Одной из таких форм является «лидерство в ценах». «Лидерство в ценах» – это такая форма кооперативного поведения, когда фирмы в своей ценовой политике следуют за одной фирмой-лидером. В качестве лидера выступает доминирующая на данном рынке крупная фирма, которая устанавливает цену самостоятельно, как монополист, а другие фирмы вынуждены принимать эту цену как данность.

Кроме этого, фирмы-олигополисты с целью согласования своего поведения используют единое правило ценообразования, которое называется «издержки плюс». Суть его заключается в том, что при установлении цены к средним издержкам добавляется надбавка или процент, величина которого представляет собой среднюю прибыль на капитал в данной отрасли в течение нескольких последних лет. Поскольку средние издержки зависят от объема выпуска, то они рассчитываются для некоторого условного уровня производства (например, 75–80 % от полной загрузки производственных мощностей). Поэтому когда объем производства или издержки под влиянием каких-либо факторов изменяются, цены будут удерживаться на постоянном уровне.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных