Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I.4.3. Специфика работы психолога в детском саду




 

В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6–7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоценного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения и педалирования возможностей ребенка.

Современные позиции ученых и практиков согласуются в понимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество личностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровождения.

Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что:

1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;

2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;

3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;

4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;

5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;

6) ребенок - развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;

7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;

8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;

9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

Рассмотрим особенности работы детского психолога в основных направлениях его деятельности.

Особенности психодиагностической работы в детском саду обусловливаются следующими показателями нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Блок I. Психологические показатели:

способов взаимодействия с реальностью (познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);

мотивационно-потребностной сферы;

ценностной системы (нравственная позиция ребенка);

возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);

психомоторной сферы;

личностно-эмоциональных особенностей.

Блок II. Психофизические показатели психофизиологических особенностей:

темп;

стеничность;

адаптивность;

динамичность;

лабильность нервной системы.

Блок III. Психолого-педагогические показатели:

обучаемость и предпосылки учебной деятельности;

специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.);

достижения (знания, умения и навыки).

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педколлектива дошкольного учреждения с детьми:

стиль взаимоотношений в возрастной группе (взрослый –ребенок);

воспитательная стратегия (ее соответствие концепции дошкольного воспитания);

образовательная стратегия (ее соответствие образовательной программе детского сада);

психологическая личностно-эмоциональная стабильность педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Показатели особенностей семейных отношений:

стиль взаимоотношений в семье;

воспитательная стратегия родителей (лиц, их заменяющих);

сформированность и активизация (актуализация) родительской позиции (негативной, позитивной);

психологическая (личностно-эмоциональная) стабильность родителей.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов.

1. Подготовительный:

медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;

социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;

семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.

2. Адаптационный:

знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной: тестирование.

4. Интерпретационный: составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных.

5. Заключительный:

констатация результатов обследования в процессе беседы;

рекомендации родителям или воспитателям.

Выделяются специфические правила тестирования детей дошкольного возраста:

удержание единой пространственной позиции психолога с ребенком («глаза в глаза»);

предоставление первоначального свободного выбора сфер деятельности (игра, рисунок, общение и др.);

чередование сфер деятельности в используемых тестах (общение – конструирование–движение – рисование);

временное регламентирование тестирования (от 1 ч до 30 мин в зависимости от возраста ребенка);

регламентация интеллектуальной нагрузки, которая обеспечивается чередованием вербальных и невербальных средств;

регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, которая обеспечивается чередованием экспрессивных и ассоциативных средств в проективных методиках;

дублирование тестов общей диагностической направленности для подтверждения результатов;

варьирование процедуры тестирования, которое обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при выполнении тестовых заданий.

Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной работы с дошкольниками. Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции.

В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:

1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;

2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;

3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;

4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.

Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:

двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность - от 5 до 10 мин в день;

двигательно-организующая (регуляционная) – от 5 до 10 мин;

имитационно-выразительная (идентификационная) – от 10 до 30 мин.

Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.

Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможенности, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций.

Психологическое консультирование в условиях детского сада носит профилактический и образовательный характер. Предметом информирования являются причины и признаки отклонений, их возможные последствия для развития детей.

Соблюдение специфических правил и требований, касающихся как деятельности в целом, так и ее отдельных форм, методов и средств, поможет психологу более эффективно осуществлять возрастной и индивидуальный подход к детям в процессе их психологического сопровождения. Эта специфика должна быть отражена в перспективном плане работы педагога-психолога.

 

План работы педагога-психолога

 

  Задачи Пути и средства их реализации Результаты  
         
  Подготовительный этап 1. Изучение адаптации воспитанников к ус­ловиям жизни в дет­ском саду Изучение программы детского сада Изучение литературы по проблеме адаптации Беседы с педагогами и родителями Рекомендации в помощь педагогам и родителям  
  2. Обеспечение благо­приятных условий для психоэмоционального благополучия и обще­го развития детей Наблюдение за детьми Психопрофилактика Диагностика психоло­гического микрокли­мата в группах Диагностика эмоцио­нальных состояний детей Анализ жалоб родителей Исследование инстру­ментария и средств развития детей в дет­ском саду Доклад и проект реше­ния педагогического совета по проблеме  
  3. Создание информа­ционной базы здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Анализ литературы по теме Изучение опыта рабо­ты детских садов Наблюдение практи­ки детского сада Консультации с мето­дистом, медработни­ком, инструктором по физкультуре Банк информации о технологиях для мето­дического кабинета детского сада  
  4. Изучение уровня творческого потен­циала педагогов Изучение литературы по психологической экспертизе профес­сиональной компетентности воспитателя и психологии педагогиче­ского творчества Подбор методик и диа­гностика потенциала воспитателей Выступление на педсовете и консультации педагогов по итогам диагностики, формирование групп само- и взаимопомощи  
5. Работа по форми­рованию благоприят­ной психологической атмосферы в педкол­лективе Исследование микро­климата в педколлективе Разработка програм­мы тренинга педаго­гического общения и личностного роста для воспитателей Консультации для администрации Реализация программ  
Основной этап Работа с детьми Развитие личности дошкольника Формирование психо­логической готовно­сти детей к школьно­му обучению Психодиагностика Первичная диагнос­тика готовности детей к школьному обучению Исследование инди­видуально-типологи­ческих особенностей детей Исследование лично­стных особенностей детей Изучение медицин­ских карт детей Подготовка индиви­дуальных карт раз­вития ребенка  
  Коррекционно-развивающая работа Психогимнастика для детей Развивающие занятия для детей (познава­тельные психические процессы) Школы для самых ма­леньких «Азбука обще­ния», «Веселая школа» Психодиагностика Реализация и анализ эффективности про­грамм  
Работа с педагогами Выявление уровня профессиональной компетентности педа­гогов Аттестационная диа­гностика Диагностика лично­стных особенностей Выявление психоэмо­циональных проблем педагогов Психологическая экспертиза профессиональной компетент­ности педагогов Психологический портрет педагогов  
  Оказание помощи педагогам в индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса Психологическое информирование Анализ состояния психологического здоровья педагогов и воспитанников Психологический портрет педагога и его творческий потенциал Психологическая готовность детей к обучению в школе Дети «группы риска» в детском саду Лекции и консультации
  Работа с родителями Психодиагностика Семья глазами ребенка Анализ запросов родителей Психологическое просвещение Ваш ребенок в детском саду Что такое родительство? Родительское отношение Как любить ребенка Консультирование Трудности вашего ребенка Ваши затруднения в семейном воспитании Доклад на родительском собрании Лекции и консультации Телефон доверия для родителей
                     

 

Как следует из плана работы, функции психолога можно условно разделить на два больших раздела: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду и индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка. К первому относится психологическое информирование персонала детского сада и родителей воспитанников, участие в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения, проведение для них индивидуальных и групповых консультаций по проблемам детской, социальной и педагогической психологии, тренингов личностного роста и педагогического общения и других форм работы.

В работе с детьми используются различные формы коррекционно-развивающей работы, основанные на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, детских игр и в свободном общении со взрослыми и сверстниками.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных