ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И Мы сделали сына Марйам и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей». 1 страница[275] Муслим и аль-Бухари приводят этот хадис в форме '' та'лик ''. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (397). [276] Передали Ахмад и Абу Йа’ла в своих книгах ''Аль-Муснад'', а также Аль-Макдиси в ''Аль-Мухтара''. [277] Аль-Бухари и Муслим. [278] Там же. [279] Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [280] Аль-Бухари и Муслим. [281]Муслим, Ибн Хузайма и аль-Хаким. [282] Муслим и Абу Дауд. [283] Там же. [284]Ат-Тахави, Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих'' и Ибн Бушран. Крупный знаток хадисов (аль-хафиз) Ибн Хаджар в своей книге ''Аль-Ахадис аль- 'Алийат'' (№16) назвал этот хадис хорошим. [285] Аль-Бухари и Муслим. [286] Передали Муслим и аль-Бухари в ''Джуз аль-Кира'а''. [287] Абу Дауд приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков, а также Ибн Хузайма (1/165/1). [288] Ахмад и Муслим. [289] Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Хузайма (1/67/2). Ат-Тирмизи и Ибн Хузайма назвали этот хадис достоверным. [290] Этот хадис приводит Ибн Хузайма в своей книге ''Ас-Сахих'' (1/67/2). [291] Аль-Бухари и Абу Дауд. [292] Ахмад и Муслим. Этот хадис указывает на то, что читать что-либо ещё из Корана помимо суры ''Аль-Фатиха'' в последних двух рак‘атаах – это сунна, и многие сподвижники так и поступали, в том числе Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах!). О дозволенности чтения чего-либо еще из Корана после суры ''Аль-Фатиха'' в полуденном и остальных намазах говорил Имам аш-Шафи'и. Этого же взгляда стали придерживаться наши ученые из последних поколений (мусульман). Так, Абуль Хасанат аль-Лукнави поддержал этот взгляд в своей книге ''Та'лик аль-Мумаджид 'аля Муватта' Мухаммад'' («Значимые замечания к труду имама Мухаммада ''Аль-Муватта'») (стр. 102), сказав: «Некоторые из наших соратников придерживались очень странного мнения, заключавшегося в том, что в случае прочтения молящимся какой-нибудь суры в последних двух рак'атах обязательным (ваджиб) становится совершение дополнительного поклона для невнимательных (саджда ас-сахв), хотя такие толкователи труда ''Аль-Маниййах'', как Ибрахим аль-Халяби, Ибн Амир Хаджж и другие довольно убедительно опровергли подобное мнение. Нет сомнений, что до тех, кто высказывался в пользу этого (ошибочного) мнения, не дошел вышеприведенный хадис, а если бы они о нём знали, то они не высказали бы подобного мнения». [293] Аль-Бухари и Муслим. [294] Там же. [295] Ибн Хузайма в ''Ас-Сахих'' (1/67/2), ад-Дийа' аль-Макдиси в ''Аль-Мухтара'' приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [296] Передали Аль-Бухари в ''Джуз аль-Кира'а'' и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. [297] Муслим и ат-Тайалиси. [298] Аль-Бухари и Муслим. [299] Абу Дауд приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков, а также Ибн Хузайма. [300] Ахмад и Муслим. [301] Аль-Бухари и Муслим. [302] Там же. [303] Там же. [304] Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [305] Ат-Тайалиси и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [306] Ибн Хузайма (1/166/2), ат-Табарани и аль-Макдиси приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [307] Аль-Бухари и Муслим. [308] Там же. [309] Т.е. более длинную из двух длинных сур. Согласно единодушному мнению мусульманских ученых-богословов первой из них является сура «Преграды» (№ 7), а второй - согласно наиболее достоверному из мнений, высказывавшихся на этот счет, - сура «Скот» (№ 6), как на то указывается в ''Фатх аль-Бари''. [310] Аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/68/1), Ахмад, ас-Сирадж и аль-Мухлис. [311] Ат-Табарани в ''Му'джам аль-Кябир'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [312] Ахмад, аль-Макдиси, ан-Наса'и, Ибн Наср и ат-Табарани. [313] Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [314] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. [315] Прим. переводчика: здесь речь идет о совершении земного поклона после прочтения двадцать первого аята этой суры, где упоминается земной поклон. [316] Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса'и. [317] Там же. [318] Там же. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (295). [319] Ан-Наса'и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [320] Аль-Бухари и Муслим. [321] Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№4) предшествует суре «Семейство Имрана» (№3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) не соблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), как они расположены в экземпляре Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Подобный пример также содержится в разделе «Сочетание сходных (по смыслу) и других сур Корана». [322] Муслим и ан-Наса'и. [323] Передали Абу Йа’ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: ''…Семь Длинных сур -это «Корова» (№2), «Семейство Имрана» (№3), «Женщины» (№4), «Трапеза» (№5), «Скот» (№6), «Преграды» (№7) и «Покаяние» (№9)''. [324] Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [325] Муслим и Абу Дауд. [326] Аль-Бухари и Муслим. [327] Передали ан-Наса'и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. [328] Аль-Бухари и Ахмад. [329] Передал ад-Дарими. Са‘ид ибн Мансур в своей книге ''Ас-Сунан'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [330] Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [331] Ад-Дарими и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. [332] Слово '' ширра '' означает воодушевление, энтузиазм, рвение (нашат), а также пыл, энергичность (химма). Ширрой юности является её ранняя стадия и сопутствующее ей рвение (хидда). Имам ат-Тахави сказал: «Здесь (т.е. в этом хадисе) подразумевется рвение (хидда), которое требуют от своих душ мусульмане при совершении дел, посредством которых они приближаются к своему Великому и Всемогущему Господу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел от них не такого усердия, которое будет непродолжительным и от которого они откажутся в пользу чего-либо иного, а, наоборот, он велел им придерживаться таких праведных дел, которые они будут совершать постоянно и в которых они будут испытывать потребность до тех пор, пока не встретятся со своим Великим и Всемогущим Господом. Именно на этот смысл указывает следующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного». Я (т.е. шейх аль-Албани – прим переводчика) говорю: этот хадис, который предварен словами ''передаваемый (от него)'', является достоверным и согласованным. Его передала Айша (да будет доволен ею Аллах!). [333] Слово '' фатра '' означает промежуток, перерыв, пауза; в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма. [334] Передали Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих''. [335] Передали Ибн Са'ад (1/376) и Абу аш-Шайх в '' 'Ахлак ан-Набий, салла-Ллаху алейхи уа саллям'' (281). [336] Передали Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [337] Прим. переводчика: другое название этой суры «Перенос ночью». [338] Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [339] Передали ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [340] Аль-Бухари и Абу Дауд. [341] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [342] Муслим и Абу Дауд. Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: на основании этого и других хадисов считается порицаемым бодрствовать ночь напролёт (,совершая намаз,), будь то постоянно или достаточно часто, поскольку это противоречит примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), даже если кажется, что бодрствование в течение всей ночи (,совершая намаз,) лучше. Ведь наилучшее Руководство– это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!). Не надо вводить себя в заблуждение тем, что рассказывается об Абу Ханифе (да будет милостив к нему Аллах!), который в течение сорока лет читал утренний намаз, сохранив омовение, совершенное накануне перед вечерним намазом ('иша)! Ведь это сообщение о нем не имеет под собой никакой основы. Наоборот, ученый-богослов аль-Файрузабади в книге ''Ар-Радд ‘аля аль-Му'тарид'' (44/1) сказал: «Это предание является столь лживым, что его невозможно приписать Имаму. В том, о чём здесь сообщается, нет добродетели, а ведь людям, подобным Имаму, было присуще оказываться среди первых, кто совершал праведные деяния. Несомненно, что повторное совершение омовения перед каждым намазом является более превосходным, совершенным и лучшим (деянием): так обстоит дело даже в том случае, если бы оказалось правдой, что он бодрствовал (,читая намаз,) ночь напролёт в течение сорока лет подряд! Эта история больше относится к разряду небылиц, выдуманных некоторыми глубоко невежественными фанатиками, которые измышляют подобное об Абу Ханифе и других (великих ученых), тогда как всё это является не более, чем ложью». [343] Ан-Наса'и, Ахмад и ат-Табарани (1/187/2). Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. [344] Передали ан-Наса'и, Ибн Хузайма (1/70/1), Ахмад, Ибн Наср и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [345] Прим. переводчика: как пишет шейх Абд ар-Рахман Ибн Насир ас-Са'ди в своей книге ''Радость сердец благочествиых'': «Улемы много говорили о том, что в этих словах подразумевается под равенством. Лучшим следует считать мнение о том, что данная сура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великие принципы, касающиеся единобожия и основ веры». [346] Ахмад и аль-Бухари. [347] Прим. переводчика: дополнительный ночной намаз, состоящий из нечетного числа рак'атов. Само слово '' витр '' в переводе с арабского языка означает ''нечётный''. [348] Передали ан-Наса'и и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным. [349] Передали ат-Тирмизи, Абу аль-Аббас аль-Асамм в своей книге ''Аль-Хадис'' (т. 2, № 117) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [350] Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [351] Свидетельство совершения этих двух рак'атов Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) содержится в ''Сахихе'' Муслима и других сборниках хадисов. Однако совершение этих двух рак'атов противоречит следующему его (да благословит его Аллах и приветствует!) высказыванию: «(Пусть) ваш последний ночной намаз состоит из нечетного (числа рак'атов)» (Аль-Бухари и Муслим). Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно согласования этих двух хадисов, но поскольку ни одно из них мне не показалось убедительным, (я посчитал, что) исходя из мер предосторожности, не следует совершать эти два рак'ата, руководствуясь велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (о совершении нечетного числа рак'атов). Клянусь Аллахом, некоторое время спустя мне встретился достоверный хадис, в котором содержалось веление совершать два рак'ата после витра, так что веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) не расходится с его деянием, и эти два рак'ата становятся обоснованными для совершения всеми людьми. Таким образом, первое веление носит лишь рекомендательный характер, и оно не отрицает совершения двух рак'атов (после витра). Этот хадис приводится в ''Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха'' (№ 1993). Прим. переводчика: более подробно см. Приложение № 5 в конце данной книги. [352] Ахмад, Ибн Наср и ат-Тахави (1/202), а также Ибн Хузайма и Ибн Хиббан приводят этот хадис через хорошую (хасан) достоверную (сахих) цепочку передатчиков. [353] Муслим и Абу Дауд. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приводятся в книге ''Аль-Ирва' '' (345). [354] Там же. [355] Муслим и Абу Дауд. [356] Прим. переводчика: здесь имеются в виду Два Исламских Праздника – «'Эйд аль-Фитр / Ураза Байрам» (День Праздника Разговения), отмечаемый 1 числа месяца Шавваль после завершения рамадана, и «'Эйд аль-Адха / Курбан Байрам» (День Праздника Жертвоприношения), отмечаемый 10 числа месяца Зуль-Хиджжа. [357] Муслим и Абу Дауд. [358] Там же. [359] Это высказывание Имамов аш-Шафи‘и, Ахмада и Исхака. Также этого взгляда стали придерживаться некоторые представители ханифитского мазхаба из последних поколений (мусульман) после того, как ими было проведено соответствующее исследование по данному вопросу. А что касается чтения какой-нибудь другой суры после «Аль-Фатихи», то этого мнения придерживаются некоторые представители шафи'итского мазхаба, и оно является правильным. [360]Аль-Бухари, Абу Дауд, ан-Наса'и и Ибн аль-Джаруд. Дополнение (, касающееся прочтения еще какой-нибудь суры после «Аль-Фатихи»,) не противоречит другим хадисам, пользующимся большим авторитетом, в отличие от мнения (шейха) ат-Тувайджири. [361] Ан-Наса'и и ат-Тахави приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [362] Прим. переводчика: '' тартиль '' – чтение Корана по всем правилам таджвида, подразумевающее собой четкое произнесение каждой буквы. [363] Передали Ибн аль-Мубарак в ''Аз-Зухд'' (162/1 из ''Аль-Кавакиб'', 575), Абу Дауд и Ахмад через достоверную цепочку передатчиков. [364] Муслим и Малик. [365] Прим. переводчика: имеется в виду человек, знавший Коран наизусть полностью или частично и поступавший в соответствии с повелениями, содержащимися в нем. [366] Прим. переводчика: здесь речь идёт о восхождении по ступеням Рая. [367] Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным. [368] Аль-Бухари и Абу Дауд. [369] Аль-Бухари в ''Аф'аль аль-'Ибад'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [370] В разделе ''Чтение каждого аята с остановкой между ними''. [371] Отглагольное существительное этого слова – тарджи'. Аль-хафиз Ибн Хаджар разъяснил его так: «Это схоже с умножением огласовок (дуруб аль-харакат) при чтении (аятов Корана), а основа этого состоит в вибрации (тардид); тарджи' голоса – это его горловая вибрация (тардид би-ль-хальк)». Аль-Манави сказал: «Скорее всего, это было результатом огромной радости и счастья, которые переполняли Избранника (да благословит его Аллах и приветствует!) в День Открытия Мекки». [372] Аль-Бухари и Муслим. [373] Там же. Ибн Хаджар в ''Фатх аль-Бари'', поясняя это звучание ''а-а-а'', пишет: «Это хамза с фатхой, за которыми следует беззвучный алиф, за которым следует другая хамза ''. Шейх Али аль-Кари то же пояснение привёл от других знатоков Корана, а затем сказал: «Очевидно, что это – три протяжных алифа». Примечание переводчика: хамза (ء) – буква, которая произносится как краткое предыхание между двумя гласными звуками. Может писаться отдельно, но чаще используется в качестве подставки букв алиф (أ), уау (ؤ) и йа (ئ). Фатха – надстрочный знак (َ), означающий краткий звук ''а''. Алиф (ا) – первая буква арабского алфавита, которая произносится как '' ā '' долгий. [374] Передали аль-Бухари в форме '' та'лик '', Абу Дауд, ад-Дарими, аль-Хаким, Таммам ар-Рази через две достоверные цепочки передатчиков. Примечание: в одной из версий этого хадиса один из его передатчиков перепутал слова, сообщив: «Украшайте свои голоса Кораном». Эта ошибка заключается в передаче хадиса и его смысла, и любой, кто называет приведенный в такой формулировке хадис достоверным, глубоко ошибается, ибо тогда это сообщение противоречит другим достоверным поясняющим хадисам, рассматриваемым в данном разделе. На самом деле, подобного рода сообщения являются типичным примером хадисов в форме '' маклюб '' (, когда в цепочке передатчиков или информационной части хадиса одно слово переставляется либо заменяется другим - прим. переводчика). Более подробно затронутый вопрос разъясняется в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа» (№ 5328). [375] Этот достоверный хадис передали Ибн аль-Мубарак в ''Аз-Зухд'' (162/1 из ''Аль-Кавакиб'' 575), ад-Дарими, Ибн Наср, ат-Табарани, Абу Ну‘айм в ''Ахбар Асбахан'' и ад-Дийа' в ''Аль-Мухтара''. [376] Прим переводчика: т.е. забывается. [377] Ад-Дарими и Ахмад передают этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [378] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Примечание: этот хадис от Абу Дауда Ибн аль-Асир в своем труде ''Джами' аль-Усуль'' отнес к аль-Бухари, приведя его как хадис от Абу Хурайры. На него положились учитель и брат Абд аль-Кадир аль-Арнаут и один из его помощников, сказав (2/457): «Аль-Албани отошел от предмета исследования в своей книге ''Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)'' (стр. 106) и отнес этот хадис к Абу Дауду». Тем самым они оба указали, что ученый должен относить хадис к сборникам ''Ас-Сахих'' (Аль-Бухари и Муслима), если он приводится в одном из них. В ответ я скажу: то, на что я указал - истинно и правильно, если не усматривать какой-либо умысел в подобном высказывании. Однако им следует знать, что данный факт не остался мною незамеченным в процессе составления этой, если пожелает Всевышний Аллах, благословенной книги, и мне было известно, что аль-Бухари привел этот хадис от Абу Хурайры. Но я умышленно не стал относить этот хадис к аль-Бухари, однако не по причине незнания или невнимательности, как, вероятно, они полагают. Если бы дело обстояло так, как могут предполагать некоторые люди, то в течение этого времени, когда выходит уже пятое издание данной книги, я бы указал на свою ошибку, допущенную по невнимательности, или узнал то, чего не знал ранее, однако, хвала Аллаху, ничего подобного не произошло. Поистине, я знал, что один из передатчиков данного хадиса – Абу Асим ад-Дахак ибн Мухляд ан-Набиль, который является надежным (рассказчиком хадисов), ошибся в цепочке рассказчиков, идущих от Абу Хурайры, ибо он привел его от Ибн Джурайджа, от Ибн Шихаба, от Абу Салямы, от Абу Хурайры в форме '' марфу '', и это разъяснено. Однако дело в том, что все надежные рассказчики хадисов также привели этот хадис от Ибн Джурайджа через вышеупомянутую цепочку рассказчиков от Абу Хурайры в форме '' марфу '', но в иной версии: «Аллах ничему не внимает так, как Он внимает…», и этот хадис будет упомянут в данный книге далее. От Ибн Джурайджа данная версия хадиса передается от бóльшего числа надежных рассказчиков, каждый из которых передавал подобный хадис от аз-Зухри. И от аз-Зухри данная версия передается от Яхьи ибн Аби Кясира, Мухаммада ибн Умара, Мухаммада ибн Ибрахима Ат-Тайми и Умара ибн Динара – все они также являются надежными рассказчиками хадисов, которые вместе передавали от Абу Салямы, а тот – от Абу Хурайры. Существует единодушное мнение, что эти надежные доказательства, которые приводятся через данный единственный иснад от Абу Хурайры, а он передал этот хадис во второй его версии, имеет больше свидетельств по сравнению с первой версией хадиса, передававшуюся только Абу Асимом. Поистине, он совершил в ней ошибку, и этот хадис относится к известной категории '' шазз '', которая классифицирована учеными. По этой причине знаток хадисов (аль-хафиз) Абу Бакр ан-Нисабури был уверен в том, что Абу Асим ошибся, передавая хадис в данной версии, сказав: «Из-за большого числа рассказчиков от Ибн Джурайджа, передающих вторую версию хадиса». Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) говорю: а также из-за большого числа рассказчиков, приводящих этот хадис от аз-Зухри, и большого числа тех, кто далее передал его от Абу Салямы, как я упомянул ранее. Поэтому аль-хатиб аль-Багдади последовал за Абу Бакром ан-Нисабури в том, что я привел от него в качестве цитаты. Ибн аль-Асир в своем труде ''Аль-Джами' '', а затем Ибн Хаджар в ''Аль-Фатх'' (13/429) тактично указали на недостаток первой версии хадиса, что осталось незамеченным некоторыми (учеными), но даже если бы кто-нибудь это заметил, то, возможно, он не набрался бы научной смелости, которая побудила бы его признать ошибку в одной из версий хадиса, приводящегося в сборнике ''Ас-Сахих''. Таков исследовательский вывод, о котором я писал в оригинале данной книги (''Аль-Асль) около двадцати лет тому назад. Я посчитал целесообразным упомянуть его в этом издании (книги), чтобы каждый беспристрастный человек узнал: был ли я тем, кто ''отошел от предмета исследования'', или же кто-то другой, помимо меня, не слишком хорошо провел это самое исследование, когда опровергал меня в том, в чем допустили ошибку (некоторые) знатоки хадисов. Они тем самым пожелали, чтобы я разделил вместе с ним (т.е. шейхом аль-Арнаутом – прим. переводчика) его ошибку и пребывал в ней. Да простит Аллах того, кто стал причиной такого продолжительного комментария, ибо я стремлюсь избежать этого в данной книге и надеюсь, что больше не буду вынужден возвращаться к подобным многословным рассуждениям. А Аллах – наилучший Помощник! [379] Аль-Мунзири сказал: «Ничему Аллах не внимает из слов людей так, как Он внимает тому, кто читает Коран нараспев, т.е. украшает его своим голосом, а Суфйан бин 'Уайна и другие придерживались того мнения, что это имеет отношение к слову '' истагна '' (т.е. не нуждаться (благодаря Корану) в благах этого мира), однако подобное мнение отвергается». [380] Передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави и Ибн Мандах в ''Ат-Таухид'' (81/1). [381] Прим. переводчика: т. е. если бы ты увидел меня в это время, это доставило бы тебе радость. [382] Ученые-богословы указали, что под свирелью здесь имеется в виду красивый голос…, а под семейством Дауда – сам (пророк) Дауд (мир ему!), так как семейство человека может быть конкретно отнесено к нему самому. Дауд (мир ему!) обладал очень красивым голосом. На все это указал имам ан-Навави в своем коментарии к ''Сахиху'' Муслима. [383] Передали Абд ар-Раззак в ''Аль-Амали'' (2/44/1), аль-Бухари, Муслим, Ибн Наср и аль-Хаким. [384] Абу Дауд, Ибн Хиббан, ат-Табарани, Ибн ‘Асакир (2/296/2) и ад-Дийа' в ''Аль-Мухтара'' передали этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [385] Слово '' тафль '' означает ''дуть с выделением небольшого количества слюны; это чуть больше, чем поплевывание'' (''Ан-Нихайа''). [386] Муслим и Ахмад. Ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «Этот хадис указывает на желательность обращения к Аллаху за защитой от шайтана, когда он наущает (молящихся, отвлекая их посторонними мыслями) и (желательность) поплёвывания в левую сторону три раза». [387] Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Эта пауза, как считали Ибн аль-Каййим и другие (ученые-богословы), была связана с тем, чтобы он (да благословит его Аллах и приветствует!) мог перевести дыхание (после чтения Корана). [388] Аль-Бухари и Муслим. Об этом поднятии рук передается великое множество (мутаватир) хадисов от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), также как и о поднятии рук при выпрямлении из поясного поклона. Таков мазхаб трех Имамов (Малика, аш-Шафи'и и Ахмада – прим. переводчика), а также большинства ученых-знатоков хадисов (мухаддисов) и исламских правоведов (факихов). Имам Малик (да будет милостив к нему Аллах!) придерживался этой нормы вплоть до самой смерти, как о том сообщает Ибн ‘Асакир (15/78/2). Некоторые представители ханифитского мазхаба также избрали эту норму, включая Исама ибн Йусуфа Абу 'Асама аль-Бальхи (ум. в 210 г.х.), являвшегося учеником Имама Абу Йусуфа (да будет милостив к нему Аллах!), как уже было разъяснено в Предисловии данной книги. Абдуллах ибн Ахмад в своей книге ''Аль-Маса'иль'' (стр. 60) привёл следующее сообщение от своего отца (Ахмада ибн Ханбаля – прим. переводчика): «От 'Укбы ибн 'Амира передают, что он сказал о человеке, который поднимает свои руки во время намаза: ''За каждое такое движение он получает награду (от Аллаха) как за совершение десяти добрых дел''». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: в пользу этого высказывания свидетельствует следующий священный хадис (хадис кудси – он передается нам через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), а сама цепочка этого хадиса возводится им ко Всемогущему и Великому Господу – прим. переводчика): «…тот, кто решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более таких добрых дел». (Аль-Бухари и Муслим). См. «Сахих ат-Таргиб» (№ 16). [389] Аль-Бухари и Муслим. [390] Там же. [391] Абу Дауд и ан-Наса'и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [392] Аль-Бухари и Абу Дауд. [393] Аль-Бухари и Муслим. [394] Аль-Бухари и Абу Дауд. [395] Аль-Хаким. Он назвал этот хадис достоверным, и с ним согласились аз-Захаби и ат-Тайалиси. Этот хадис приводится в ''Сахих Аби Дауд'' (809). [396] Передали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан в своих сборниках ''Ас-Сахих''. [397] Ат-Тирмизи и Ибн Хузайма, который назвал этот хадис достоверным. [398] Аль-Байхаки и аль-Бухари, который приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [399] Передали Ат-Табарани в ''Му'джам аль-Кябир'' и ''Му'джам ас-Сагир'', Абдуллах ибн Ахмад в ''Зава'ид аль-Муснад'' и Ибн Маджа. [400] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [401] Абу Дауд и аль-Бухари в ''Джуз аль-Кира'а'' приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. [402] Муслим и Абу ‘Авана. [403] Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: это видение было в действительности, являясь одним из чудес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Однако оно ограничивалось только временем совершения намаза: нет свидетельств, чтобы это видение носило общий характер. [404] Аль-Бухари и Муслим. [405] Абу Йа’ла в ''Аль-Муснад'' (340, 3491/1), аль-Аджури в ''Аль-Арба'ин'', аль-Байхаки, ат-Табарани (1/192/1), ад-Дийа' в ''Аль-Мунтака мин аль-Ахадис ас-Сихах ва-ль-Хисан'' (276/1), Ибн ‘Асакир (2/226/2, 414/1, 8/14/1, 76/2) передали этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, а Ибн Хузайма назвал этот хадис достоверным (1/82/1). Ибн Батта приводит первую часть другого подкрепляющего хадиса в форме '' мурсаль '', кроме дополнения, в ''Аль-Ибана'' (5/43/1). [406] Передали ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Это хороший хадис, как я разъяснил в своих примечаниях к книге ''Аль-Ахкам'' (1348), написанной Абд аль-Хакком аль-Ишбили. [407] Передали Ибн Аби Шайба (1/89/2), ат-Табарани и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [408] Ибн Аби Шайба (1/89/1), Ибн Маджа и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. См. ''Ас-Сахиха'' (2536). [409] Абу ‘Авана, Абу Дауд и ас-Сахми (61). Ад-Даракутни назвал этот хадис достоверным. [410] Передали Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни, ат-Тахави, аль-Баззар, Ибн Хузайма (604) и ат-Табарани в своем сборнике ''Му'джам аль-Кябир'' со слов семерых сподвижников. Таким образом, этот хадис опровергает мнение некоторых ученых, например, Ибн аль-Каййима, которые считали нежелательным ограничиться лишь троекратным произнесением слов прославления. [411] Такой вывод был сделан на основании ясных хадисов, где сообщается, что его (да благословит его Аллах и приветствует!) стояние (кийам), поясной и земной поклон были одинаковыми по продолжительности, как о том будет упомянуто в следующем разделе. [412] Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом, ад-Даракутни, Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки. [413] Абу Исхак сказал: «Суббух означает, что Аллах лишен всяческого зла, тогда как Куддус означает, что Он - Благословенный либо Пречистый». Ибн Сайда сказал: «Суббух и Куддус являются атрибутами Великого и Всемогущего Аллаха, ибо Его прославляют и превозносят (все создания)» (''Лисан аль-'Араб''). [414] Прим. переводчика: очевидно, что здесь имеется в виду ангел Джибраиль (мир ему!). [415] Муслим и Абу ‘Авана. [416] т.е. свидетельствую, что Слава Твоя превыше всего неподобающего, что приписывают Тебе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|