![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И незаконченных действийБлюма Зейгарник Запоминание законченных и незаконченных действий
Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению намеченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности1), которая и без наступления такого случая подталкивает к осуществлению намерения, и становится, таким образом, динамически эквивалентной состоянию напряжения. Зададимся вопросом: влияет ли такого рода потребность лишь на осуществление намерения, или же соответствующее состояние напряжения может проявляться и в других областях поведения человека? Наши опыты посвящены конкретной проблеме воздействия активных напряжений потребностного типа на определенные результаты запоминания. В проводившихся до сих пор экспериментальных исследованиях памяти изучалось воздействие установленных ранее взаимосвязей между различными переживаниями на последующее воспроизведение (опыты с ассоциациями). Затем рассматривалось влияние на запоминание таких особенностей данных переживаний как их осмысленность или бессмысленность, позитивная или негативная эмоциональная окраска, привлечение к ним внимания и т.д. В отличие от этого, в нашей работе речь идет о воздействии актуальных потребностей, в частности квазипотребностей, на результаты запоминания. Как соотносится воспоминание действий, которые были прерваны до своего завершения, с воспоминанием завершенных действий? Мы предполагаем, что неудовлетворенная квазипотребность оказывает влияние на процессы памяти.
Тем самым мы поднимаем вопрос, тесно связанный с понятием «забывания», которое весьма часто используется в повседневной жизни. Ведь о забывании говорится не только в случае связанного с памятью незнания, но также и в случае невыполнения заданий или намерений. Термин «забывчивый» употребляется почти исключительно именно в этом смысле.
Опыты проводились в течение 1924—1926 годов в Психологическом институте Берлинского университета, небольшая их часть — в литовском городе Пренай. В ин-
________________ * Впервые опубликовано в 1927 г. Печатается по: Zeigarnik В. Das behalten erledigter und unerledingter handlungen // Psychologische Forschung. 1927. Bd. 9. S. 1-85. 1 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность. <Наст. изд. С. 94-164>.
дивидуальных опытах участвовало 164 испытуемых (студентов, учителей и детей). Кроме того, были проведены два групповых опыта, первый из них — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками 13—14 лет. Я хочу выразить здесь сердечную благодарность моему учителю, д-ру Курту Левину за руководство работой и за его всестороннюю помощь. Часть I Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|