В опытах первого типа. Данные представлены в порядке убывания
коэффициента ЗН/33 у испытуемых
Ранг
по ЗН/33
| Испытуемые
| Задания
| Средние арифметические значения по группам
|
∑3
| ЗН
| 33
| ЗН/33
| ∑ 3
| ЗН
| 33
| ЗН/33
|
| Wd.
Be.
St.
Jf.
M.
Eu.
PI.
|
| 6
|
|
3,5
3,3
3,0
3,0
3,0
2,5
| 9,1
| 7
| 2,1
| 3,5
|
| Paj.
Gin.
Hf.
Pt.
Ml.
Dm.
V.
Git.
Dm. E.
|
|
|
| 2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,75
1,75
1,75
1,6
| 10,8
| 7
| 3,8
| 1,9
|
25,5
| Ml. R.
Jn.
Rm.
Gld.
Jic.
Ml. E.
Kür.
Hn.
Glk.
Jnk.
|
|
|
| 1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,4
1,4
1,4
1,3
1,3
| 13,3
| 7,8
| 5,5
| 1,4
|
| Gl.
Wit.
Schn.
|
|
|
| 1,0
1,0
1,0
| 11,3
| 5,7
| 5,7
| 1,0
| 30,5
| Sim.
Fr.
Sim.H.
|
|
|
| 0,8
0,8
0,75
| 9,0
| 4,0
| 5,0
| 0,8
|
| Среднее арифметическое
| 11,1
| 6,8
| 4,25
| 1,96
|
|
|
|
|
∑3 = общее количество запомненных заданий;
ЗН = количество запомненных незаконченных заданий;
33 = количество запомненных законченных заданий;
ЗН/33 = отношение числа запомненных незаконченных заданий к числу запомненных законченных заданий.
________________
6 Среднее арифметическое отношения ЗН/33 не равно отношению средних арифметических ЗН и 33.
Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и законченных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить индивидуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных заданий запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих величин, а их отношение.
Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одинаково хорошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой частотой, коэффициент отношения числа запомненных незаконченных заданий (ЗН) к количеству запомненных законченных заданий (33) был бы равен 1.
Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1,5, это означает, что незаконченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 = 3 незаконченные задания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0,8, это значит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем законченные.
Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизводятся лучше, чем законченные.
Среднее арифметическое значение ЗН/33 составило в наших опытах 1,9, иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % лучше, чем законченные. Отклонения от среднего значения вверх достигают значения 6 (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных действий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0,75 (что соответствует худшему запоминанию незаконченных действий на 25 %).
Таблица 2
ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I
Задание
| ∑ 3
| ЗН
| 33
| ЗН/33
| Рисование вазы^
|
| 14(17)
| 3(15)
| 4,1
| Проволока
|
|
|
| 4
| Стихотворение
|
|
|
| 3,5
| Загадка^
|
| 15(17)
| 4(15)
| 3,3
| Флаг
|
|
|
| 2,3
| Коробочка^
Счет
|
| 16(17)
| 6(15)
| 2,3
2,5
| Спираль
|
|
|
| 2
| Задание с ковриком
|
|
|
| 1,9
| Складывание
|
|
|
| 1,6
| Эллипс
|
|
|
| 1,6
| Стул
|
|
|
| 1,6
| Орнамент из ячеек^
|
| 8(17)
| 6(15)
| 1,2
| Треугольники
|
|
|
| 1,3
| Складная линейка
|
|
|
| 1,3
| Плетение косички
|
|
|
| 1,2
| Печатание
|
|
|
| 1,1
| Бусы
|
|
|
| 1
| Наматывание ниток
|
|
|
| 1
| Задание со спичками
|
|
|
| 0,9
| Монограмма
Умножение^
|
|
5(15)
|
7(17)
| 0,9
0,8
| Среднее арифметическое
| 16
| 9,8
| 6,1
| 1,9
|
________________
^ Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в качестве незаконченного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на ∑Н (число в скобках), а 33 — на ∑ 3 (число в скобках).
Преимущество незаконченных действий с точки зрения запоминания обнаруживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 = 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.
Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.
То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем законченные, показывает и сравнение результатов для отдельных заданий (табл. 2). Из 22 заданий для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.
Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось испытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и незаконченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.
Таблица 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|