![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Б) Внезапное изменение ситуации. (Опыты серий VIII и Villa)
Снижение напряжения может вызываться не только фактором времени как таковым, но и теми реальными процессами, которые имеют место в промежутке между выполнением заданий и опросом. Если наши предшествующие рассуждения верны, то выравниванию уровней отдельных возникших ранее напряжений может существенно способствовать резкое изменение ситуации и особенно колебания давления в общем психическом поле. Для того, чтобы это проверить, сразу после выполнения заданий специально провоцировалось резкое изменение ситуации.
Испытуемые получали те же задания, что и в серии III. Перечисление заданий происходило не сразу после их выполнения. Сначала экспериментатор пытался вывести испытуемого из старой ситуации и поместить его в новую, с гораздо более высоким уровнем возбуждения. Затем осуществлялся опрос (примерно через 10—30 минут) после последнего экспериментального задания.
Изменение ситуации осуществлялось разными способами. Если экспериментатору случайно было известно, каковы интересы испытуемого, что принадлежит к его центральной Я-области, он начинал разговор на эту тему. Пример: один из испытуемых находился в большом затруднении по поводу того, изучению какой дисциплины он должен посвятить свою жизнь. Экспериментатор, зная об этой озабоченности испытуемого, сразу после выполнения заданий завязал соответствующий разговор. Испытуемый разволновался и стал просить совета. Аффективный процесс «расшатал» ситуацию, уподобив ее ситуации «нервничающих» испытуемых.
Аналогичное «расшатывание» наблюдалось и в следующем примере: когда испытуемый закончил работу с заданиями, вошел человек и позвал его к телефону: «С Вами хочет поговорить господин X.» Испытуемый сильно разволновался, разговор с господином X. был для него неожиданным и означал нечто очень важное, по всей видимости, нечто очень радостное. Он торопливо побежал по лестнице (телефон находился этажом выше), взял трубку, назвался. Никакого ответа. «Что случилось, почему никто не отвечает?» — обратился испытуемый к позвавшему его и к экспериментатору. Однако они лишь засмеялись ему в ответ. Тогда испытуемый понял, что его обманули, но не понял смысла этого обмана. Наконец, он сам начинает смеяться и смеется безостановочно. И когда вдруг экспериментатор просит его перечислить задания, испытуемый отвечает смущенно и недовольно: «Я не знаю, все так запуталось, все исчезло. Я уже подвел под ними черту». И лишь с большим трудом экспериментатору удалось побудить испытуемого приступить к перечислению.
Как показывает табл. 32, у испытуемых, которые после выполнения экспериментальных заданий пережили эмоциональную встряску, ЗН/33 очень низок, причем оказалось даже, что законченные действия они запомнили лучше, чем незаконченные {ЗН/33 = 0,64). И снова решающий вклад в снижение коэффициента внесло именно малое количество запомненных незаконченных заданий. Таким образом, специально организованное эмоциональное воздействие на испытуемых после окончания опыта действует так же, как и их естественное нервное возбуждение во время опыта. В силу слишком большой раскачки психического поля в целом, отдельные напряжения сохраняться не могут. Помимо изменений ситуации, которые как следует «встряхивали» испытуемого, мы использовали и более простые воздействия. Например, экспериментатор начинал разговор о ком-то из коллег или о какой-нибудь книге. Временами это могло приводить к спору. Другой вариант: когда испытуемыми выступали другие сотрудники Психологического института, с ними перед началом опыта договаривались, что после его окончания испытуемый будет проводить свой собственный опыт, в котором экспериментатор будет испытуемым. Если эта договоренность по окончании опыта выполнялась, то испытуемый теперь находился в другой ситуации — в ситуации экспериментатора. И когда экспериментатор (теперешний испытуемый) через 10—15 минут убеждался в том, что бывший испытуемый (теперешний экспериментатор) полностью погрузился в новую ситуацию, он просил его перечислить задания.
Естественно, испытуемого можно погрузить в новую ситуацию и другими способами. Как лучше всего «извлечь» испытуемого из предыдущей ситуации, следует определять в каждом конкретном случае отдельно, учитывая исходную ситуацию и личностные особенности испытуемого.
Испытуемые, которые сталкивались не со встряской в описанном выше смысле, но лишь с простым изменением ситуации, продемонстрировали весьма различные значения ЗН/33 — от 2 до 0,57 (табл. 32). Этот факт показывает, что такого рода изменение ситуации могло иметь разное значение для разных испытуемых. Для одной части испытуемых, у которых ЗН больше, чем 33, помещение в новую ситуацию одновременно означает прерывание старой. Испытуемый выходит из ситуации, как бы отодвигая ее в сторону. При воспроизведении испытуемый повто- Таблица 32 Изменение ситуации
ряет тот же самый процесс, но уже в обратном направлении. Испытуемый легко возвращается из новой ситуации в старую и «находит там все в том же виде, как он и оставил». Переход из старой ситуации в новую не составляет для него никакого труда. Так, один из испытуемых, для которого изменение ситуации достигалось тем, что экспериментатор становился испытуемым в его опыте, отмечает: «Я сразу перенесся назад в ситуацию выполнения заданий». Аналогичные вещи говорил и другой испытуемый, для которого изменением ситуации служил разговор об одном из общих коллег: «Опрос прервал наш разговор; сначала я был недоволен этим, но потом сказал себе: ладно, вернемся теперь к опыту, к этим задачкам». Испытуемый воспринимает разговор лишь как перерыв, а теперь должен снова вернуться к опыту. Далее он отмечает: «Я думал, это был перерыв для отдыха, после которого мне снова надо будет выполнять другие задания». Возвращение назад, в ситуацию опыта, не составило для него никакого труда. Для этих испытуемых с легким возвратом в сохраненную старую ситуацию среднее арифметическое значение ЗН/33 = 1,5, что хотя и меньше, чем ЗН/33 аля испытуемых, у которых ситуация не изменялась (1,9), но не слишком сильно от него отличается. Совершенно иначе обстоит дело в том случае, когда возврат в старую ситуацию оказывается затрудненным. «За время разговора с Вами я совершенно отстроился от опыта и подвел под ним черту», — отмечает один из испытуемых этой группы. Опрос не вполне возвращает их в старую ситуацию. Новая ситуация каким-то образом сохраняет свое присутствие, и происходит своеобразное наложение обеих ситуаций. Хотя новая ситуация и не «расшатывает» старую, однако она мешает ей снова выйти на передний план. Эти испытуемые обнаруживают такое же преимущество законченных заданий, как и в случае «встряски»: ЗН/33 = 0,77 (табл. 32). Итак, мы можем констатировать следующее: сохранение напряжений потреб-ностного типа предполагает достаточную прочность границ напряженной системы, отделяющих ее от окружающего поля. Эта динамическая отделенность от окружающего поля не является полной, со временем наблюдается постепенная диффузия напряжения. Выравнивание напряжений ускоряется, если в психическом поле в целом происходят сильные колебания напряжения. В случае достаточно сильной эмоциональной встряски после выполнения заданий наблюдается такое же превосходство запоминания законченных действий, как и при естественной возбужденности испытуемых во время выполнения заданий (о причинах этого см. выше). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|