Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б) Внезапное изменение ситуации. (Опыты серий VIII и Villa)




 

Снижение напряжения может вызываться не только фактором времени как таковым, но и теми реальными процессами, которые имеют место в промежутке между выполнением заданий и опросом.

Если наши предшествующие рассуждения верны, то выравниванию уровней отдельных возникших ранее напряжений может существенно способствовать резкое изменение ситуации и особенно колебания давления в общем психическом поле. Для того, чтобы это проверить, сразу после выполнения заданий специально провоциро­валось резкое изменение ситуации.

 

Испытуемые получали те же задания, что и в серии III. Перечисление заданий происходило не сразу после их выполнения. Сначала экспериментатор пытался вывес­ти испытуемого из старой ситуации и поместить его в новую, с гораздо более высо­ким уровнем возбуждения. Затем осуществлялся опрос (примерно через 10—30 минут) после последнего экспериментального задания.

 

Изменение ситуации осуществлялось разными способами. Если эксперимен­татору случайно было известно, каковы интересы испытуемого, что принадлежит к его центральной Я-области, он начинал разговор на эту тему. Пример: один из ис­пытуемых находился в большом затруднении по поводу того, изучению какой дис­циплины он должен посвятить свою жизнь. Экспериментатор, зная об этой озабо­ченности испытуемого, сразу после выполнения заданий завязал соответствующий разговор. Испытуемый разволновался и стал просить совета. Аффективный процесс «расшатал» ситуацию, уподобив ее ситуации «нервничающих» испытуемых.

 

Аналогичное «расшатывание» наблюдалось и в следующем примере: когда испыту­емый закончил работу с заданиями, вошел человек и позвал его к телефону: «С Вами хочет поговорить господин X.» Испытуемый сильно разволновался, разговор с госпо­дином X. был для него неожиданным и означал нечто очень важное, по всей видимо­сти, нечто очень радостное. Он торопливо побежал по лестнице (телефон находился этажом выше), взял трубку, назвался. Никакого ответа. «Что случилось, почему никто не отвечает?» — обратился испытуемый к позвавшему его и к экспериментатору. Од­нако они лишь засмеялись ему в ответ. Тогда испытуемый понял, что его обманули, но не понял смысла этого обмана. Наконец, он сам начинает смеяться и смеется бе­зостановочно. И когда вдруг экспериментатор просит его перечислить задания, испы­туемый отвечает смущенно и недовольно: «Я не знаю, все так запуталось, все исчезло. Я уже подвел под ними черту». И лишь с большим трудом экспериментатору удалось побудить испытуемого приступить к перечислению.

 

Как показывает табл. 32, у испытуемых, которые после выполнения эксперимен­тальных заданий пережили эмоциональную встряску, ЗН/33 очень низок, причем оказа­лось даже, что законченные действия они запомнили лучше, чем незаконченные {ЗН/33 = 0,64). И снова решающий вклад в снижение коэффициента внесло именно малое количество запомненных незаконченных заданий. Таким образом, специально организованное эмоциональное воздействие на испытуемых после окончания опыта действует так же, как и их естественное нервное возбуждение во время опыта. В силу слишком большой раскачки психического поля в целом, отдельные напряжения со­храняться не могут.

Помимо изменений ситуации, которые как следует «встряхивали» испытуемо­го, мы использовали и более простые воздействия.

Например, экспериментатор начинал разговор о ком-то из коллег или о ка­кой-нибудь книге. Временами это могло приводить к спору.

Другой вариант: когда испытуемыми выступали другие сотрудники Психологи­ческого института, с ними перед началом опыта договаривались, что после его окон­чания испытуемый будет проводить свой собственный опыт, в котором эксперимен­татор будет испытуемым. Если эта договоренность по окончании опыта выполнялась, то испытуемый теперь находился в другой ситуации — в ситуации экспериментатора. И когда экспериментатор (теперешний испытуемый) через 10—15 минут убеждался в том, что бывший испытуемый (теперешний экспериментатор) полностью погрузил­ся в новую ситуацию, он просил его перечислить задания.

 

Естественно, испытуемого можно погрузить в новую ситуацию и другими способа­ми. Как лучше всего «извлечь» испытуемого из предыдущей ситуации, следует опреде­лять в каждом конкретном случае отдельно, учитывая исходную ситуацию и личност­ные особенности испытуемого.

 

Испытуемые, которые сталкивались не со встряской в описанном выше смыс­ле, но лишь с простым изменением ситуации, продемонстрировали весьма различные значения ЗН/33 — от 2 до 0,57 (табл. 32).

Этот факт показывает, что такого рода изменение ситуации могло иметь раз­ное значение для разных испытуемых.

Для одной части испытуемых, у которых ЗН больше, чем 33, помещение в новую ситуацию одновременно означает прерывание старой. Испытуемый выходит из ситуации, как бы отодвигая ее в сторону. При воспроизведении испытуемый повто-

Таблица 32

Изменение ситуации

 

Испытуемые 3 3H 33 ЗИ/33 Тип изменения ситуации Среднее арифмети­ческое ЗН/33
Brt.       1 «Встряска»  
Wt.       0,75 «  
Dam.       0,6 « 0,64
S.       0.7 «  
Ork.       0.5 «  
Sp.       0.3 «  
Gr.       2 Простое изменение с легким возвращением к опыту  
           
Kus.       1,6 « 1,5
L.       1,6 «  
Fz.       0,75 «  
Fl.       1 Простое изменение с трудным возвращением к опыту  
          0,77
Kl.       0,75 «  
Dur.       0,57 «  

 

ряет тот же самый процесс, но уже в обратном направлении. Испытуемый легко воз­вращается из новой ситуации в старую и «находит там все в том же виде, как он и оставил». Переход из старой ситуации в новую не составляет для него никакого труда. Так, один из испытуемых, для которого изменение ситуации достигалось тем, что экспериментатор становился испытуемым в его опыте, отмечает: «Я сразу перенесся назад в ситуацию выполнения заданий».

Аналогичные вещи говорил и другой испытуемый, для которого изменением ситуации служил разговор об одном из общих коллег: «Опрос прервал наш разговор; сначала я был недоволен этим, но потом сказал себе: ладно, вернемся теперь к опы­ту, к этим задачкам». Испытуемый воспринимает разговор лишь как перерыв, а те­перь должен снова вернуться к опыту. Далее он отмечает: «Я думал, это был перерыв для отдыха, после которого мне снова надо будет выполнять другие задания». Возвра­щение назад, в ситуацию опыта, не составило для него никакого труда.

Для этих испытуемых с легким возвратом в сохраненную старую ситуацию сред­нее арифметическое значение ЗН/33 = 1,5, что хотя и меньше, чем ЗН/33 аля испы­туемых, у которых ситуация не изменялась (1,9), но не слишком сильно от него от­личается.

Совершенно иначе обстоит дело в том случае, когда возврат в старую ситуа­цию оказывается затрудненным. «За время разговора с Вами я совершенно отстроился от опыта и подвел под ним черту», — отмечает один из испытуемых этой группы. Опрос не вполне возвращает их в старую ситуацию. Новая ситуация каким-то обра­зом сохраняет свое присутствие, и происходит своеобразное наложение обеих ситуа­ций. Хотя новая ситуация и не «расшатывает» старую, однако она мешает ей снова выйти на передний план.

Эти испытуемые обнаруживают такое же преимущество законченных заданий, как и в случае «встряски»: ЗН/33 = 0,77 (табл. 32).

Итак, мы можем констатировать следующее: сохранение напряжений потреб-ностного типа предполагает достаточную прочность границ напряженной системы, отделяющих ее от окружающего поля. Эта динамическая отделенность от окружающе­го поля не является полной, со временем наблюдается постепенная диффузия напря­жения. Выравнивание напряжений ускоряется, если в психическом поле в целом про­исходят сильные колебания напряжения.

В случае достаточно сильной эмоциональной встряски после выполнения зада­ний наблюдается такое же превосходство запоминания законченных действий, как и при естественной возбужденности испытуемых во время выполнения заданий (о при­чинах этого см. выше).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных