![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Б) Опыты серий VIa и VIб
Для того, чтобы выявить динамические отношения, приводящие к такому результату, нам остается выяснить вопрос о том, препятствует ли усталость возникновению напряжений, или она мешает им проявиться при перечислении заданий. Для ответа на этот вопрос были проведены две серии опытов. а) Испытуемые выполняли задания в состоянии утомления, а опрашивались позднее — в нормальном свежем состоянии. Серия VIa, табл. 26. б) Испытуемые выполняли задания в нормальном состоянии, а перечислять задания должны были в состоянии утомления. Серия VIб, табл. 27. Время между выполнением заданий и их перечислением составляло 13—15 часов. Задания выполнялись в состоянии утомления около 7 часов вечера, а затем перечислялись на следующий день в 9—10 часов утра. Во второй серии опыты выполнялись рано утром, а опрос происходил в 9—10 часов вечера20. Таблица 26
ЗН/33 у испытуемых, которые выполняли задания в состоянии утомления, а опрашивались в нормальном состоянии. Серия VIa
_________________ 19 К сожалению, число испытуемых, для которых можно сравнить индивидуальные результаты в обоих состояниях, слишком невелико. Однако для чисто статистического сравнения у нас количество испытуемых вполне достаточное. 20 То, что различие результатов не может определяться тем фактом, что в промежутке между выполнением заданий и их перечислением испытуемые спали, вытекает из опытов Дженкинса и Далленбаха, которые обнаружили противоположный эффект сна: в их опытах сон не ухудшал результаты запоминания, но, наоборот, улучшал их (Jenkins, Dallenbach. Obliviscence during Sleep and Waking // The American Journal of Psychology. 1924. 34 (4)). Таблица 27
ЗН/33 у испытуемых, которые выполняли задания в свежем состоянии, а опрашивались в состоянии утомления. Серия опытов VI6
Результаты серии VIa, где испытуемые работали в состоянии утомления, а перечисляли задания на свежую голову, снова продемонстрировали преобладание запоминания законченных действий по сравнению с незаконченными действиями. И опять решающим оказалось уменьшение числа запомненных незаконченных заданий. (Количественные результаты обоих опытов также обнаруживают хорошее совпадение друг с другом. В серии VI ЗН/33 = 0,74, в серии VIa 3H/33= 0,61.) В отличие от этого, результаты серии VIб, где испытуемые работали в нормальном состоянии, а опрашивались в состоянии утомления, обнаружили равенство ЗН и 33 (ЗН/33 =1,06). Для того, чтобы понять значение этих фактов, нам надо, забегая вперед, указать на седьмую серию опытов. В обеих только что обсуждавшихся сериях опрос проводился не сразу после выполнения заданий, а лишь по прошествии довольно значительного времени. Тем самым, как мы еще увидим ниже, значение ЗН/33 сдвигалось в направлении к 1. Поэтому результаты этих серий следует сравнивать не с основной серией опытов, а с результатами той серии, где опрос также проводился через 19 часов после выполнения заданий. Если сделать это, то окажется, что серия VI6, когда испытуемые выполняли задания на свежую голову, а вспоминали их в состоянии утомления, дала те же результаты (в том числе и количественно), что и серия с таким же промежутком времени, но при нормальном состоянии испытуемых как во время выполнения заданий, так и при опросе. Итак, в целом опыты показывают, что причину низкого значения ЗН/33 у усталых испытуемых следует искать не во влиянии усталости на перечисление, а в воздействии усталости на выполнение экспериментальных заданий. Для того, чтобы напряженная динамическая система могла сохранять состояние напряжения в течении определенного времени — а именно это является предпосылкой перевеса незаконченных действий при перечислении, — эта напряженная система должна обладать достаточной динамической «упругостью». Иначе говоря: для сохранения напряжения необходима определенная внутренняя стабильность, в противном случае следует разрядка. В состоянии же утомления испытуемый оказывается слишком «выдохшимся», соответственно, его внутренняя среда — слишком «рыхлой». В таких условиях напряжения не могут удерживаться. (В лишенной упругости, относительно текучей среде
напряженному состоянию сохраниться труднее.) Поэтому и оказывается, что при прерывании отдельных действий не может образоваться отделенных друг от друга и сохраняющихся до момента опроса напряженных систем (см. рис. 4).
«Выдохшееся», динамически рыхлое психологическое поле (обозначено слегка волнистыми линиями) представляет собой слишком мягкую и текучую среду для того, чтобы могли образоваться или сохраниться в качестве устойчивых напряженных систем те квазипотребности, которые соответствуют незаконченным действиям (они обозначены на рисунке как открытые системы -
С другой стороны, здесь удивительно то, что запоминание законченных действий не только не ухудшается по сравнению с нормальным состоянием, но даже несколько улучшается. (Среднее значение 33 в состоянии утомления равно 5 в бодром — 4,25). Как можно понять этот факт? Теперь мы должны обратиться к вопросу, который мы не обсуждали ранее, но который имеет для наших опытов принципиальное значение. Законченные задания отличаются от незаконченных не только отсутствием квазипотребности, но еще и тем, что законченные действия, будучи завершенными, представляют собой в определенном смысле готовые, прочные формы, в отличие от незавершенных, более неопределенных и непрочных оставшихся незаконченными процессов, которым недостает законченности этих готовых форм. Если это так, то, прежде всего, это подкрепляет наш основной результат: незаконченные задания запоминаются лучше, чем законченные. Ибо он показывает, что динамическая напряженность соответствующих квазипотребностей имеет в наших опытах несравненно большее значение для запоминания, чем замкнутость завершенных форм. Одновременно с этим получают свое объяснение и результаты опытов в состоянии утомления: когда человек устал, то непрочные системы, находящиеся в напряженном состоянии, не могут сохраняться. С другой стороны, вполне можно предположить, что системы, лишенные напряжения (соответствующие законченным действиям), могут сохраняться и в состоянии утомления, поскольку они уже обладают вполне прочной и завершенной формой. Значит, можно объяснить и то, почему в состоянии утомления (в противоположность бодрому) незаконченные действия запоминаются настолько хуже законченных: первые не обладают столь прочной формой и, кроме того, поддержание существования напряженных систем требует более высокой степени прочности, чем сохранение систем, которые не находятся в напряженном состоянии.
Усталость же в момент опроса затрагивает не возникновение напряжения, но лишь ситуацию опроса. А выше мы уже видели, что более выраженное ослабление контроля скорее способствует запоминанию незаконченных действий (ср. выше ситуацию сниженного самосохранения). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|