Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Друг от друга как предпосылка соотношения




ЗН/ЗЗ > 1 (опыты серии V)

 

Несамостоятельная общая позиция гимназистов по отношению к эксперимен­татору влечет за собой и еще одно важное последствие: она изменяет степень отделенности друг от друга различных экспериментальных заданий. Гимназистам было, по сути, все равно, какую работу они выполняют, будут ли они начинать новое задание или доводить до конца старое. И то, и другое было для них просто «занятием», про­стым заполнением времени.

В результате этого задания в значительной степени утрачивали свои особен­ности, а также границы, отделяющие их друг от друга. Аналогичное явление наблю­далось и у тех испытуемых, которые хотя и ощущали себя на равных с эксперимен­татором, но для которых выполнявшиеся ими действия были по тем или иным причинам безразличны.

Это относится к определенному типу испытуемых, приходивших на экспери­мент с установкой или чему-нибудь «научиться», или что-нибудь узнать о себе, о своем характере. Такие испытуемые часто воспринимали задания как детскую игру и были совершенно разочарованы: «Я просто зря трачу здесь время, занимаясь этими пустяками, ничего серьезного из этого извлечь нельзя». Они продолжали участвовать в опыте лишь из простой вежливости.

Аналогичны этому и случаи, когда испытуемые приходили с установкой по­смотреть, чем занимаются в Психологическом институте. Эти испытуемые постоянно искали истинный «смысл» опыта. Отдельные задания были для них не самостоятель­ными видами работы, но лишь оболочкой, за которой скрывалось настоящее содер­жание опыта.

Здесь была лишь одна потребность: докопаться до истинной сути дела. Выпол­нение различных заданий было лишь средством раскрыть тайну экспериментатора.

 

Хотя и формальные свойства отдельных продуктов работы, и моторная структура различных действий обладали почти той же самостоятельностью, что и у других испы­туемых, и так же могли быть отделены друг от друга, тем не менее отдельные действия, в силу общего смысла экспериментальной ситуации, становились совершенно несамос­тоятельными и лишь слегка расчлененными составными частями единого процесса.

 

Такая структура процесса вполне определенным образом проявляется в строе­нии динамических систем, обусловливающих лучшее запоминание незаконченных

 

действий по сравнению с законченными. По­скольку у испытуемого здесь нет ощущения того, что каждое отдельное задание — это осо­бенное действие со своим индивидуальным лицом, то при переходе к следующему зада­нию у него не образуется каждый раз новое, относительно самостоятельное напряжение потребностного типа. Как завершение, так и прерывание задания означает для этих испыту­емых лишь завершение одной фазы занятия и переход к новой фазе того же процесса, а не переход к новому заданию. У других же испыту­емых при переходе к каждому новому заданию создаются отдельные напряженные системы, каждая из которых стремится к разрядке.

 

Весь опыт представляет собой единую напряжен­ную систему, подобно тому, как это бывает в случае длительного, состоящего из отдель­ных этапов действия. Отдельные напряженные системы или не вычленяются, или же вы­деляются в очень слабой степени. Поэтому исчезает и специфика незаконченных действий.

 

Поскольку отдельные действия не обладают для этих испытуемых четко выра­женным концом, но представляют собой единое действие, а именно продолжающее­ся занятие под руководством экспериментатора, речь здесь может идти лишь о единой более или менее выраженной напряженной системе всего действия (см. рис. 3). Систе­ма эта соответствует квазипотребности «обнаружить истинный смысл опыта». В силу этого при прерывании задания не может остаться никакой сколько-нибудь выражен­ной напряженной системы, побуждающей к завершению данной конкретной работы. Самое большее, к чему может привести прерывание — это изменение напряжения опыта в целом, динамическая же разница между законченными и незаконченными заданиями возникнуть здесь не может. И действительно, у этих испытуемых количе­ство запомненных законченных заданий примерно равно количеству запомненных незаконченных заданий: ЗН/33 = 1,12 (см. табл. 23).

 

Гипотезу о том, что для того, чтобы ЗН/33 было больше 1, необходимо воз­никновение отдельных, в значительной мере самостоятельных напряженных систем,

Таблица 24

ЗН/33 испытуемых, которым все задания назывались в начале опыта

 

Испытуемые ЗН 33 ЗН/33
I     1,25
II 1   1,2
III     1
IV     1
V     1
VI     0,8
VII     0,75
VIII     0,75
Среднее арифметическое 4,6 4,75 0,97

 

мы проверили следующим образом: границы между отдельными заданиями были с самого начала ослаблены. Испытуемым сразу назывался весь ряд заданий, которые им надо будет выполнить. В остальном опыт проходил как обычно. Как видно из табл. 24, в этих условиях у незаконченных действий не было никакого преимущест­ва (ЗН/33 = 0,97), причем не только в среднем, но и у каждого из испытуемых.

 

Аналогичные результаты должны наблюдаться и в том случае, когда отдельные за­дания опыта слишком похожи друг на друга, например если испытуемому надо зани­маться одним только рисованием.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных