![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вытесненные задания
Нередко оказывается, что испытуемому надо выполнить задание, которое он «не умеет» делать. Испытуемый считает, что задание превосходит его силы. Тогда ему кажется, что он недостаточно умелый, недостаточно умный, он стесняется показать экспериментатору свою неловкость, одним словом, у него возникает «чувство неполноценности». Кроме того, испытуемому часто кажется, что его потому прерывают, что он слишком плохо выполняет задание. Эти задания, «недоступные» на взгляд испытуемого, при перечислении забываются поразительно часто. (Из 40 заданий запомнились лишь 13, так что ЗН = 32 %, вместо обычных 68 %). Особенно показательный пример наблюдался в следующем случае: в опытах с детьми использовалось задание с вязанием. Мальчики чаще всего были не в состоянии выполнить это задание. Несмотря на это, они относительно хорошо запоминали его в качестве незаконченного. Если же, напротив, его не выполняли — в силу неумения — девочки, то они часто забывали его. (Это обнаруживается даже при сравнении средних показателей мальчиков и девочек для этого задания: для мальчиков ЗН/33 = 1,2, для девочек — 1,8). Девочки стыдились своего плохого вязания, мальчики — нет. Забывание недоступных заданий является настолько полным, что количество запомнившихся заданий снижается не только до уровня законченных действий, но и до гораздо более низкого уровня. Поэтому нельзя просто принять, что недоступные задания не оставляют после себя потребностного напряжения. Напрашивается вывод о том, что эти задания подвергаются особому инкапсулированию, особому вытеснению, которое затрудняет их припоминание. Глава VII. Индивидуальные различия
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|