Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взрослые, похожие на детей




 

Свойственное детям серьезное отношение к экспериментальным заданиям на­блюдалось и у части взрослых испытуемых. Оживленные, легко включающиеся в игру и отдающиеся ей взрослые вели себя и в наших опытах подобно детям. И у этих «ре­бячливых испытуемых» значения ЗН/33 оказались более высокими, чем в среднем (см. табл. 35).

Таблица 35

ЗН/33 у ярко выраженных «ребячливых» и «взрослых» испытуемых

 

Тип испытуемых ЗН 33 ЗН/33  
«ребячливые»   2 2 2 2,5 среднее арифметическое = 2,9
«взрослые»     1,6 1,2 0,8 среднее арифметическое = 1,1

 

Противоположность ребячливым испытуемым составляют те, кто демонстри­ровал подчеркнуто «взрослое» поведение. Они свысока смотрели на «детские забавы», предложенные экспериментатором, и считали ниже своего достоинства искренне стараться при выполнении заданий. Они не подчинялись ни заданиям, ни экспери­ментатору, и не находились «внутри» опыта, а хотели бы стоять «над» ним. Были так­же случаи, когда такого рода «взрослость» представляла собой не ситуативную уста­новку испытуемого, а выражала его сущность.

В отличие от «ребячливых» испытуемых, коэффициент ЗН/33 у «взрослых» от­носительно низок.

Похоже, что способность в течение длительного времени поддерживать такие напряжения потребностного типа или тенденция быстро освобождаться от них игра­ют большую роль в разного рода психических аномалиях. И в дальнейшем исследова­нии затронутых здесь проблем вполне имело бы смысл обратиться к рассмотрению таких аномалий.

 

Резюме

 

Обобщая, мы можем констатировать следующее.

Незаконченные действия запоминаются лучше — в среднем, почти в два раза, — чем законченные.

При этом решающее значение в наших опытах принадлежало не эмоциональ­ной окраске или значимости задания, и не шоковому эффекту от его прерывания. Главным можно считать существование в момент опроса квазипотребности, возник­шей при образовании намерения или в процессе работы.

Этой квазипотребности соответствует напряжение, которое действует не толь­ко в направлении осуществления исходного намерения (закончить задание), но и влияет на воспроизведение.

То, насколько сильно эта квазипотребность проявляется при воспроизведении, зависит от структуры и интенсивности напряжения, а также от типа и силы стремле­ния к воспроизведению, возникающего в момент опроса. А именно, поскольку стрем­ление к воспроизведению направлено в ту же сторону, что и квазипотребность, то, если оно достаточно сильно, оно может полностью замаскировать воздействие ква­зипотребности. Это происходит в том случае, когда испытуемый воспринимает опрос как имеющую самостоятельное значение «проверку памяти», и не происходит, когда он просто свободно рассказывает экспериментатору о заданиях опыта.

Решающее значение для сохранения квазипотребности имеет не внешняя за­конченность или незаконченность работы, но внутренняя незавершенность действия. (Те задания, результатами выполнения которых испытуемый остался недоволен, и те, которые допускали несколько разных решений, хорошо запоминались и в каче­стве «законченных». То же относится и к интересным заданиям.) Аналогично обсто­ит дело и с незаконченными заданиями: внешне незавершенные действия, у кото­рых, однако, потребность в завершении удовлетворена или исчезла, запоминались плохо (частично завершенные, «разрушенные» и вызвавшие отказ задания обладают низким ЗН).

В тех случаях, когда за квазипотребностями стоят явно выраженные истинные потребности человека, когда задействована центральная «я-сфера» личности, то на­пряжения потребностного типа оказываются более сильными. (У честолюбивых испытуемых, как и в случае возбуждающих честолюбие заданий, перевес незаконченных заданий при перечислении особенно велик.)

Разница в запоминании законченных и прерванных действий выражена для действий с «четким концом» гораздо сильнее, чем в случае «продолжающихся» дей­ствий. Это связано с тем, в какой мере структуры действия способствуют образова­нию особых самостоятельных напряженных систем.

Напряженные системы воздействуют на воспроизведение только тогда, когда они достаточно отделены друг от друга. Если отдельные действия не обладают для испытуемого своим собственным лицом, то весь опыт в целом соответствует лишь единственной напряженной системе. (У испытуемых, которым уже в самом начале опыта перечислили все экспериментальные задания, а также у тех, кто воспринимал отдельные задания как несущественные «занятия», никакого преимущества незакон­ченных действий не было.)

Далее, для возникновения напряженной системы необходима еще и достаточ­ная упругость динамического поля в целом. В случае «текучести» (при усталости) цело­стного психического поля или слишком больших колебаний напряжения в нем (на­пример, при сильном возбуждении), образования напряжений не происходит. При изменении ситуации («расшатывание» или пересечение нескольких ситуаций) уже возникшие напряженные системы разряжаются.

Похоже, что интенсивность и прочность такого рода напряжений потребност­ного типа у разных людей различна и является весьма постоянной характеристикой каждого индивида.

Преимущество незаконченных действий при запоминании тем сильнее, чем непосредственнее выражаются потребности данного человека, чем меньше он может отказаться от их удовлетворения, и чем более естественно и «по-детски» он воспри­нимает весь опыт.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных