Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации.




Учебно – методическое пособие

Для средних и высших учебных заведений

 

 

Издание третье,

переработанное и дополненное

 

 

Москва

 

2004

Предисловие

Григорий БОНДАРЕНКО - выдающийся джазовый пианист и аранжировщик. Музыкант получил серьезное классическое образование в Московской военной консерватории - по классу аранжировки у начальника кафедры инструментовки и чтения партитур, Заслуженного деятеля искусств России, доцента, полковника Г.Я.Корнилова; по классу джаз-оркестра — у начальника кафедры духовых и ударных инструментов, Заслуженного артиста России, доцента, полковника В.В.Мясоедова. В последнее время Г.П.Бондаренко активно занимается теоретическими исследованиями в области джаза и аранжировкой.

Уникальность учебно-методического пособия "Главный ход джаза" состоит в том, что оно является обобщением как личного исполнительского опыта Г.П.Бондаренко, так и глубокого изучения творчества выдающихся джазовых музыкантов.

Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов. В первом из них теоретически рассматривается широкий круг вопросов гармонии: от видов расположения и названий аккордов до приемов их взаимодействия и принципов аранжировки. Причем каждое свое утверждение автор иллюстрирует практическими примерами для солирующего фортепиано и дуэта фортепиано-бас.

Во втором разделе представлена хрестоматия, в которой приведены примеры аранжировок тем различного характера - от народной песни и эстрадного шлягера до джазового стандарта.

Надеюсь, что "Главный ход джаза" окажется полезным как молодым музыкантам, так и всем любителям джаза.

 

Мурад КАЖЛАЕВ, Народный артист СССР, композитор, профессор


От автора.

Джаз - широкое и многогранное понятие, включающее огромный пласт музыкальной культуры последнего столетия. Поэтому всегда очень трудно говорить о джазе вообще, тем более давать какие бы то ни было рекомендации исполнителю джазовой музыки — ведь джаз, его основной принцип, это, прежде всего, свобода выражения исполнительской индивидуальности. Однако автор видит смысл в том, чтобы поделиться собственным видением некоторых вопросов, относящихся к области гармонии джаза.

Из трех основных средств музыкальной выразительности — мелодии, гармонии и ритма — гармония, очевидно, требует наиболее подробного рассмотрения и изучения, а также освоения. Особенно это касается спонтанно-импровизационного музицирования. Здесь музыканту, кроме развитого слуха, музыкальной фантазии, большого слухового опыта, безусловно, необходим также технический навык. Мало «слышать» аккорд, необходимо, например, знать, из каких звуков он состоит и какую ладовую функцию может выполнять.

Кроме того, искусство аранжировки в его современном виде есть в большой степени искусство гармонизации, поэтому для аранжировщика крайне важно владеть актуальными гармоническими средствами, в частности гармонией современного джаза. В этом, по мысли автора, данное пособие и призвано помочь молодому музыканту.

При этом автор считает нужным отметить, что в этом пособии основное внимание будет уделено не теоретическому рассмотрению вопросов гармонии джаза, а ее практическому применению, и, прежде всего, использованию хода II –V - I — "Главного хода джаза". Мы не только рассмотрим различные виды аккордов, входящих в структуру хода II-V-I, но и потренируемся в их практическом применении, как солирующим пианистом, так и в дуэте фортепиано-бас.

Огромную благодарность автор выражает своим педагогам - начальнику кафедры инструментовки и чтения партитур Московской военной консерватории, Заслуженному деятелю искусств России, доценту, полковнику Геннадию Яновичу КОРНИЛОВУ; начальнику кафедры духовых и ударных инструментов Московской военной консерватории, Заслуженному артисту России, доценту, полковнику Вениамину Вениаминовичу МЯСОЕДОВУ и кандидату искусствоведения, доценту кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им П.И.Чайковского Борису Геннадьевичу ГНИЛОВУ за ряд ценных советов и рекомендаций.

Отдельную благодарность автор выражает также своим друзьям - преподавателю эстрадного отделения Московского областного колледжа искусств, гениальнейшему джазовому пианисту и аранжировщику Геннадию Анатольевичу СТРЕЛЬНИКУ (РЕВНЮКУ) за материалы представленные для хрестоматии и преподавателю музыкально-теоретических дисциплин Воронежского музыкального училища им.Растроповичей Павлу Анатольевичу ПОПОВУ за формулирование основных методических рекомендаций, осуществление редактуры, а также за помощь в наборе данного пособия.

Особую благодарность автор выражает своему другу Народному артисту СССР, композитору, пианисту, художественному руководителю и главному дирижеру симфонического оркестра им. Ю.Силантьева Мураду Магомедовичу КАЖЛАЕВУ за оказанную поддержку.

 

Все нотные примеры, приведенные в пособии, принадлежат автору, аранжировки для хрестоматии сделаны им же.


Методические рекомендации.

 

Изучение гармонического языка джаза направлено, прежде всего, на развитие у музыканта навыков джазового мышления и музицирования. Музыкальная педагогика давно выработала ряд универсальных методических приёмов, помогающих успешно решать подобные задачи. Один из них – закрепление теоретического материала в игре на фортепиано. В этом пособии данная форма стала главной в освоении и закреплении материала. Поэтому теоретический материал содержит множественные нотные примеры, готовые к практическому применению.

Упражнения на фортепиано следует исполнять в ритмах, характерных для джазовой манеры исполнения. С этой целью следует помещать аккорды на мгновение раньше или позже метрической доли. В качестве поддержки на начальном этапе каждый аккорд упражнения необходимо обозначать сверху или снизу знаком, соответствующим времени его взятия. Ориентир – нижняя часть знака:

«|» означает «взять «в долю»»,

«/» — «взять с опережением»,

«\» — «взять с запаздыванием».

Пример ритмической схемы на 4/4:

| / / \ \

| Cm7 G9 | Cm7(b5) D9(b5)6 |

 

Пример практической ритмической реализации данной схемы:

 

 

Степень временнóго несовпадения строго не регламентируется. Обычно она определяется темпом, жанром, чувством меры исполнителя. Следует лишь стараться сохранить чувство основной пульсации (для чего обычно джазмены отсчитывают пульс ногой).

Предлагаемые к изучению темы, выстроены по принципу «от простого к сложному»: «Главный ход джаза (II-V-I)», «Аккорды, входящие в структуру «Главного хода джаза» (II-V-I)», «Исполнение и анализ гармонических секвенций «Главного хода джаза» (II-V-I) как способ развития гармонического слуха», «Тритоновые замены в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)», «Использование бифункциональных аккордов. Задержания и принципы их применения в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)», «Блок-аккорды, принципы их построения и применения», «Создание мелодической линии аккомпанемента путем перемещения аккордов», «Основные принципы гармонизации и аранжировки с использованием «Главного хода джаза» (II-V-I)».

В первой главе «Главный ход джаза (II-V-I)» предлагается ощутить на практике особенность звучания главного ход джаза (II-V-I). Закрепление отдельных понравившихся гармонических оборотов желательно осуществить в форме транспонирования.

В главе «Аккорды, входящие в структуру «Главного хода джаза» (II-V-I)» даются сведения о составных элементах «Главного хода джаза». Здесь аккорды даны как в своём элементарном изложении, так и в «джазовой» аранжировке (для ф-но соло и для дуэта «ф-но – контрабас»). Закрепление материала следует проводить в форме игры перемещений аккордов в постоянном темпе (от медленного до умеренного), создавая различные синкопированные ритмы. В дальнейшем следует чередовать одну разновидность аккорда с другой (изменяя аккордовый колорит звучания).

В главе «Исполнение и анализ гармонических секвенций «Главного хода джаза» (II-V-I) как способ развития гармонического слуха» приводятся способы объединения аккордов в гармонический оборот («ГХД»). Освоение материала данного раздела напрямую формирует гармонический лексикон импровизатора, поскольку индивидуальность гармонического мышления джазового музыканта определяется выбором и характером исполнения гармонических оборотов. Поэтому при закреплении этой темы следует играть упражнения-секвенции (транспонирующие, хроматические и диатонические), доводя их исполнение до автоматизма. Необходимо при этом сохранять первоначальную аппликатуру и приблизить ритмическую манеру исполнения к джазовой. Другим полезным заданием, направленным на развитие аккомпанементного мышления, будет сочинение (предварительное) и сольфеджирование мелодических построений поверх играемых оборотов-секвенций.

Следующая гдава «Тритоновые замены в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)» посвящена изложению характерной для джазового гармонического мышления техники «тритоновой замены» аккордов. Для успешного усвоения данной темы очень полезно поиграть приведённые примеры в 4-5 тональностях, а также использовать другие уже рекомендованные выше способы.

Пристальное внимание следует уделить практическому усвоению материала главы «Использование бифункциональных аккордов. Задержания и принципы их применения в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)». Описанные в ней, способы гармонического развития позволяют джазовому музыканту создавать новые, утончённые гармонические краски.

Успех освоения данной темы будет во многом зависеть от овладения способов изложения отдельных аккордов в ансамблевой игре (с контрабасом), поскольку зачастую встречаются ситуации, когда контрабас уже играет приму определённой гармонической функции, а ф-но ещё нет. Начиная с этой темы, желательно приступить к регулярной гармонической обработке несложных джазовых тем.

Интенсификацировать свое гармоническое мышление позволит освоение техники гармонизации мелодии блок-аккордами (глава «Блок-аккорды, принципы их построения и применения»). Этот способ развития мелодии весьма популярен не только в ф-но джазовой музыке, но и в аранжировках для оркестра. При изучении раздела, посвященного этой теме, возрастает роль знания различной техники соединения аккордов, законов плавного и скачкообразного голосоведения в их соединении, умения превращать заданный звук в любую ступень аккордового диссонанса. Поэтому необходимо больше анализировать нотные примеры, акцентируя внимание на практической реализации теоретических положений, изложенных в данной главе. Следует особенно подчёркивать при анализе использующиеся проходящие и вспомогательные аккорды, которые имеют важное связующее значение. Для закрепления практических навыков в изложении мелодии блок-аккордами необходимо выбирать несложные мелодии, а также постоянно упражняться в секвенцировании отдельных построений, следя за сохранением единого темпа и однотипной аппликатуры.

Важным этапом в развитии умения пианиста играть в ансамбле с солистом можно считать освоение материала следующей главы «Создание мелодической линии аккомпанемента путем перемещения аккордов». Для постижения этой темы следует упражняться в перемещениях аккордов в различных ритмах, следя за мелодичностью верхнего голоса. Полезно также проанализировать примеры из хрестоматии в отношении приёмов движения баса.

Материал, изложенный в заключительной главе пособия «Основные принципы гармонизации и аранжировки с использованием «Главного хода джаза» (II-V-I)», является ключевым для создания гармонически развитых музыкальных произведений. Художественность среди требований, прилагаемых к создаваемым музыкальным построениям должна выходить на первое место.

 

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции

Воронежского музыкального училища им.Растроповичей

П.А.Попов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных