ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аккорды, входящие в структуру «Главного хода джаза» (II-V-I).
Общая диссонантность звучания джазовой гармонии широко известна. Она объясняется тем, что основу джазовых аккордов, по идущей от блюза традиции, составляет септаккорд. Усложнение септаккордов достигается либо путём расширения терцовой структуры аккорда (нон-, ундецим-, терцдецимаккорд), либо за счёт добавочных или альтерированных тонов. Также «джазовым» способом изменения звучания аккорда является его «тритоновая замена». Она будет рассмотрена в дальнейших главах. Помимо перечисленных способов обогащения фонических свойств аккорда активно применяется одновременное сочетание 2-3-х аккордов (полиаккорды) или гармонических функций (бифункциональные аккорды).
В этой главе рассматриваются: а) строение и написание различных аккордов терцовой структуры и аккордов с добавленными тонами, из которых может состоять «Главный ход джаза»; б) различные варианты аранжировки аккордов, употребляющиеся как при сольной игре на фортепиано, так и в дуэте с контрабасом; в) варианты аккордовой надстройки.
Так как в джазе и в эстрадной музыке преобладают основные виды аккордов, то аккорд принято называть в соответствии с тем звуком, на котором он строится. Отсюда и способ его обозначения — ре минорный септаккорд (Dm7), фа большой мажорный септаккорд (Fmaj7) и т.д., независимо от его ладовой функции. Это принципиально отличается от отношения к аккордам, сложившегося в гармонии академической, где аккорды рассматриваются в контексте лада и соответственно, их названия являются производными от ладовых функций и ступеней: доминантовый септаккорд (D7), квинтсекстаккорд второй ступени (II65) и т.д. Кроме того, в гармонии джаза широко используются приёмы «ленточного» движения при соединении аккордов (происхождение связано с гитарной техникой игры блюза), что приводит к обилию параллельных квинт, октав и полных параллелизмов, запрещенных в классической гармонии. С исполнительской точки зрения каждый аккорд может быть разделен на бас и надстройку. В этом случае басом называется основной звук аккорда (он может быть удвоен), соответствующий понятию "основной ноты". Остальные звуки аккорда составляют его надстройку. Ниже изложены наиболее типичные для джаза септаккорды с их производными, а также способы их построения для фортепиано соло и для дуэта «фортепиано-контрабас». Cm7 Малый минорный септаккорд в «Главном ходе джаза» (II-V-I) применяется, главным образом, в значении II7. Однако в минорных тональностях его значение может быть и I7.
2.
Это далеко неполный перечень вариантов расположения малого минорного септаккорда и его производных. Нет никакого смысла в том, чтобы пытаться привести их все, да и вряд ли это возможно. Автор видит свою задачу в том, чтобы указать направление, в котором можно работать самостоятельно, отбирая понравившиеся созвучия и отрабатывая их использование в различных тональностях.
Задание: Постройте и сыграйте на ф-но отдельные такты выше приведённых примеров в 4-5 различных тональностях, чередуя взятие аккорда «в долю» с опережающим или запаздывающим взятием. Проведите анализ нотных примеров из хрестоматии с целью выявления видов расположения m7 и его производных.
Прежде чем перейти к рассмотрению других аккордов, перечислим основные варианты «Главного хода джаза» (II-V-I): П7 - V7 - Imaj7, П7 - V7 - I7, II7 - V7 -Im7, IIm7 - V7 -Imaj7, IIm7 - V7 - I m7, где II7 и V7 - малый мажорный и его производные, построенные на II и V ступенях лада; Imaj7 - большой мажорный и его производные, построенный на I ступени; IIm7 и Im7 — малый минорный и его производные, построенные на II и I ступенях. В дальнейшем, когда мы изучим тритоновые замены и задержания, таких вариантов будет значительно больше.
Сmaj 7 3.
Обратите внимание на такты 6 и 7, построения такого рода называются в джазе полиаккордами - в данном случае на до мажор "наслаивается" ре мажорное трезвучие, однако здесь возможны самые разнообразные сочетания тональностей. Обратите внимание на такт 7— здесь приведены различные цифробуквенные обозначения аккорда, которые являются в равной степени корректными. Более удобной является запись такого аккорда в виде дроби, где буква «С» может означать нижнее до мажорное трезвучие или звук До в басу. Пользуясь нашей терминологией, это бас и надстройка, разделенные значком дроби. Отметим, что именно такая запись обычно используется в джазовой литературе. Задание. Постройте и сыграйте на ф-но отдельные такты выше приведённых примеров в различных тональностях, чередуя взятие аккорда «в долю» с опережающим или запаздывающим взятием. Проведите анализ нотных примеров из хрестоматии с целью выявления видов расположения maj 7 и его производных. Сочините и сыграйте 3-4 небольшие аккордовые последовательности, содержащие одни только maj7 – аккорды. Dm 7(-5) Следующий аккорд, к которому мы обратимся, употребляется, как правило, в качестве первого звена хода II-V-I и, соответственно, строится на второй ступени лада — IIm7(-5).Рассмотрим этот аккорд и его производные:
4.
С 7 И наконец, последняя и самая большая группа аккордов, с которой мы познакомимся, малый мажорный септаккорд (С7) и его производные. Этот тип аккорда в «Главном ходе джаза» II-V-I может появляться в любом месте. Ниже приведены различные виды изложения данного аккорда. 5.
Мы привели в качестве примера 43(!) разновидности малого мажорного септаккорда (и это — не предел). Несмотря на то, что каждый из приведённых аккордов обладает джазовым колоритом, в этом множестве аккордов особо выделяется так называемый «блюзовый аккорд». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|