ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II-V-I) как способ развития гармонического слуха.
Эта глава обращена, прежде всего, к начинающим джазовым музыкантам. Ее цель - показать способы развития и совершенствования гармонического слуха и гармонического мышления на основе использования «Главного хода джаза» (II-V-I). Однако прежде чем перейти к основной теме, мы остановимся на таком важном вопросе, как голосоведение, и с этой точки зрения проанализируем следующий пример:
6.
Итак, перед нами типичный оборот II-V-I: Dm9-G7(-9)6-Cmaj9(6). Рассмотрим сначала соединение первых двух аккордов - Dm9 и G7(-9)6: 1. Прима Dm9 перемещается скачком на квинту вниз в приму G7(-9)6, 2. Терция Dm9 остается на месте и превращается в септиму G7(-9)6, 3. Септима Dm9 перемещается на малую секунду вниз в терцию G7(-9)6, 4. Нона Dm9 остается на месте и превращается в сексту G7(-9)6, 5. Квинта Dm9 перемещается одновременно на малую секунду вниз и вверх, образуя соответственно терцию и пониженную нону G7(-9)6. Теперь соединение G7(-9)6 и Cmaj9(6): 1. Прима G7(-9)6 одновременно разрешается скачком на квинту в приму Cmaj9(6) и остается на месте, образуя квинту Cmaj9(6), 2. Септима G7(-9)6 разрешается на малую секунду вниз в терцию Cmaj9(6), 3. Терция G7(-9)6 разрешается на секунду вниз в сексту Cmaj9(6), 4. Секста G7(-9)6 разрешается также на секунду вниз, образуя нону Cmaj9(6), 5. Пониженная нона G7(-9)6 разрешается на малую секунду вниз в квинту Cmaj9(6), 6. Терция G7(-9)6 остается на месте и образует септиму Cmaj9(6). Таким образом, голосоведение у нас получилось предельно плавным, если не принимать во внимание неизбежные в данном случае скачки в басу. Это тот идеал "благозвучия", к которому нужно стремиться в общем случае, хотя понятно, что решение различных художественных задач может требовать и других подходов к голосоведению. Однако вернемся к основной теме этой главы. Нам представляется, что основным способом развития гармонического слуха и, что особенно важно, гармонического мышления является практическая работа на инструменте. Она должна заключаться в отработке исполнения шаблонных гармонических последовательностей в разных тональностях, а также в анализе различного гармонического материала, который в достаточном количестве имеется, в частности, в нашем пособии. Перед вами пример такого шаблона: D9-G7(-9)6-Cmaj9, представленный во всех тональностях. Играя его, обратите внимание, что каждый раз при смене тональности в его звучании появляются новые " краски ":
7. Задание: Выучите эту последовательность наизусть и играйте во всех тональностях. Продолжите цифробуквенные обозначения аккордов в примере 7. Очень важно не только научиться мгновенно анализировать такие аккорды, но и сделать так, чтобы это происходило автоматически, без участия сознания, иначе о качественной гармонизации говорить будет сложно. Ниже вашему вниманию предлагается еще несколько гармонических последовательностей -шаблонов, как обычно, для фортепиано и для дуэта фортепиано-бас. Естественно, они представляют собой варианты «Главного хода джаза » (II-V-I).
Примеры изложения «Главного хода джаза» (II-V-I) для фортепиано соло.
8.
Задание: Проанализируйте аккорды, из которых они состоят, и дайте их буквенно-цифровые обозначения, а также проиграйте эти последовательности в различных тональностях. Играйте отдельные обороты в 5-6 тональностях в остро ритмической манере. Придумайте свои варианты «Главного хода джаза».
Примеры изложения «Главного хода джаза» (II-V-I) для дуэта ф-но с контрабасом. 9.
Задание: Проанализируйте обороты и дайте аккордам буквенно-цифровые обозначения. Играйте отдельные обороты в 5-6 тональностях в остро ритмической манере. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|