Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и развитие биржевого рынка нефти и нефтепродуктов




 

Биржевой рынок нефти и нефтепродуктов складывался в течение довольно значительного времени, и вплоть до конца 70-х годов попытки внедрения некоторых видов операций с этими товарами не всегда заканчивались успешно.

После Второй мировой войны торговля жидким топливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Амстердаме, где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то же время на Нью-йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтью. В этом же году попытка организовать биржевую торговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-йоркской товарной бирже, в частности, операции с бункерным и дизельным топливом. Однако вскоре операции на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время еще не сложились подходящие условия для биржевой торговли.

Впрочем, с 1971 г. существует самый старый биржевой контракт на пропан, который продавался на Нью-йоркской хлопковой бирже, а затем перешел на Нью-йоркскую товарную биржу. Этот контракт, торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не был успешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигает нескольких сделок в день. Если не принимать во внимание этот контракт, то за период, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных контрактов и до начала более или менее успешной торговли биржевым контрактом на дизельное топливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливные товары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись в различных центрах как в Европе, так и в США.

Во второй половине 70-х годов произошло существенное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительно увеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижении роли международных нефтяных монополий; уменьшилось значение регулярной торговли и возросла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющиеся под воздействием множества факторов, стали основным видом цен. Всё эти изменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

В 1978 г. на Нью-йоркской товарной бирже начались операции с дизельным топливом (контракт № 2) и с мазутом (контракт № 6). Контракт на мазут не вызвал интереса и был снят, а контракт на дизельное топливо, хотя и весьма медленно, но завоевывал интерес участников нефтяного рынка, а после резкого скачка цен в 1979—1980 гг. прочно утвердился на рынке. В первые годы действия этого контракта в день нередко заключались только один-два контракта, однако к середине 80-х годов объем ежедневных сделок составлял более 20 тыс. контрактов, а в некоторые дни доходил до 40 тыс. контрактов.

В 1981 г. Нью-йоркская товарная биржа ввела контракт на этилированный бензин, который был довольно успешным. В 1984 г. этот контракт был заменен контрактом на неэтилированный бензин, который сразу привлек интерес участников нефтяного рынка, и объемы сделок по нему превысили аналогичные показатели торговли дизельным топливом.

Активные биржевые операции с нефтепродуктами стимулировали Нью-йоркскую товарную биржу на разработку фьючерсного контракта на сырую нефть, и в марте 1983 г. на этом рынке начались операции с нефтью сорта "западнотехасская средняя". Контракт на нефть довольно скоро стал самым успешным из всех когда-либо вводимых фьючерсных контрактов. Он широко использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами и, по оценке некоторых специалистов, является ориентиром для всей нефтяной промышленности.

Введенная впоследствии на Нью-йоркской товарной бирже практика обмена фьючерсных контрактов на реальный товар, при которой оба участника фьючерсной сделки сами оговаривают условия поставки и сорт нефти, резко увеличила притягательность этого вида операций. В настоящий момент практически все случаи завершения фьючерсных сделок реальной поставкой товара осуществляются с применением этой процедуры.

Успешное начало биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на бирже в Нью-Йорке стимулировало ряд других попыток внедрения таких контрактов на американских биржах, но в итоге все эти попытки оказались неудачными.

В Европе биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981 г. на специально организованной Лондонской международной нефтяной бирже. Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Для стимулирования торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, стала проводить активную маркетинговую кампанию. В развитии этой торговли она столкнулась с теми же проблемами, что и американские биржи, при этом ситуация осложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка и отсутствием корреляции между биржевыми котировками в Лондоне и Нью-Йорке из-за действовавших тогда мер импортного контроля в США.

К середине 80-х годов торговля газойлем уже стабилизировалась, а периоды неопределенной конъюнктурной ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов приводили к существенному увеличению объемов сделок.

Успешное развитие торговли газойлем стимулировало разработку контракта на сырую нефть. Торговля этим контрактом была начата в ноябре 1983 г., а предметом контракта являлась нефть сорта "североморская брент". Первые два года операции осуществлялись на стабильном уровне, однако далее стали сокращаться. Происходивший спад объяснялся прежде всего несовершенством ряда положений контракта. В итоге торговля этим контрактом практически прекратилась, а европейские участники нефтяного рынка стали активно использовать сделки на Нью-йоркской бирже. Однако потребность в собственной биржевой торговле нефтью была достаточно велика, и Лондонская биржа предприняла попытку пересмотра ряда условий контракта, но это не привело к оживлению рынка. Третья попытка усовершенствования условий контракта была предпринята Лондонской нефтяной биржей в 1988 г. Этот усовершенствованный контракт стал успешным и активно использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами. В 1989 г. объем сделок этого рынка превысил показатели рынка газойля.

В последующие годы Лондонская биржа ввела контракт!." на мазут, неэтилированный бензин и ряд других нефтепродуктов

В феврале 1989 г. первый контракт на топливо появился на Сингапурской международной валютной бирже. Предметом контракта стал мазут с высоким содержанием серы. Объемы сделок позволяли сделать вывод, что контракт стал хорошим началом. Интерес к нему был вызван не только его хорошей проработкой, но и тем, что это был первый контракт на топливо в дальневосточном регионе. Учитывая возможность арбитражных биржевых операций, появление биржевого рынка в новом регионе расширило время биржевой торговли фьючерсными контрактами, которое стало составлять порядка 18 часов в сутки.

В последние годы как на Нью-Йоркской товарной бирже, так и на Лондонской нефтяной бирже была введена торговля опционами на фьючерсные контракты по всем товарам, кроме мазута.

В Европе центром биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в конце 80-х годов стал Роттердам, где на Роттердамской опционной и фьючерсной бирже в октябре 1989 г. началась торговля контрактами на дизельное топливо и нефть сорта "брент". Контракт на дизельное топливо на Роттердамской бирже по своим условиям весьма похож на контракт Лондонской нефтяной биржи, но контракт на нефть отличается от аналогичного в Лондоне тем, что предусматривает только физическую поставку. Специалисты считают, что новый центр нефтяной торговли в Европе не сможет конкурировать с Лондоном, однако окончательно это определится только со временем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных