Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возможность опробовать танец




Не исключено, однако, что здесь замешаны совершенно иные мотивы. Когда я сопоставляю те истории о танце, которые завершаются исчезновением фей, и те истории, кульмина- Ционным моментом которых становится нападение на не

 

прошеных свидетелей, в моем сознании начинает склады- ваться совершенно иная гипотеза. Я считаю, что волшеб- ный танец не имеет ничего общего с ритуалами — и уж тем более, с развлечениями. Скорее всего, эти быстрые и энер- гичные движения, неизменно связанные с формой круга, представляют собой нечто вроде метода или технологии, позволяющей переправить танцоров из этого мира в по- тустороншою реальность, и наоборот. И тут, конечно же, нельзя не вспомнить о том танце, который некогда испол- няли бушмены сан, желая войти в состояние транса.

Я хотел бы еще раз напомнить читателю о том, что мы заранее отказались от всех предубеждений относительно реальности фей и просто рассуждаем здесь о природе про- исходящего. И в связи с этим мне хотелось бы представить вашему вниманию еще одну гипотезу. Не получается ли так, что нападения на очевидцев происходят исключитель- но в тех случаях, когда танец прерывают до того, как на- ступит момент перехода из одного мира в другой? Соот- ветственно, такое нападение становится необязательным, если танец фактически завершен и исчезновение должно произойти в самое ближайшее время. Вот почему некото- рые из тех, кому довелось увидеть танец фей, на себе испы- тали силу их гнева, тогда как другие благополучно избежа- ли заслуженной кары. Раньше подобная избирательность объяснялась исключительно капризным нравом самих фей. Однако теперь стало понятно, что решающим фактором здесь является тот момент времени, в который человек ока- зывается в непосредственной близости от круга фей. Важ- но и то, насколько близко непрошеный свидетель подхо- дит к танцующим и может ли он в связи с этим считаться угрозой для волшебного народа.

Весьма показательным является в данном случае еще один эпизод из коллекции Джанет Борд. Это событие про- изошло в Уэльсе в 1862 году, когда Дэвид Эванс и Эван Льюис увидели около пятидесяти «маленьких человечков», быстро поднимавшихся по склону холма ярдах в четырехстах от случайных наблюдателей. После этого на вершине холма развернулась весьма необычная сцена, описание которой и в самом деле наводит на мысль о сознательном переходе из этого мира в потусторонний.

 

Наконец первый из цепочки поднялся по петляющей тропин- ке на вершину холма. К нему быстро присоединились осталь- ные. Каждый из новоприбывших тут же подключался к танцу, и в скором времени все они двигались по кругу. Затем один из танцоров повернул в центр круга, а за ним последовали и ос- тальные. Теперь они уже двигались как бы по спирали. И в ка- кой-то момент все они исчезли под землей. Спустя какое-то время один человечек появился вновь. Он быстро огляделся по сторонам, и тут же начали появляться другие. Они двигались так же быстро и так же подозрительно оглядывались вокруг. Затем они снова начали танцевать, а спустя некоторое время исчезли, как и в первый раз [54].

Так что же это было за действо? И что означали эти дви- жения между мирами — между нашей повседневной реаль- ностью и таинственным царством фей, которое могло в од- них случаях находиться в подземных пещерах, в других — в глубинах моря, а в третьих — и вовсе в небесах? Что же представлял собой танец этих 50 маленьких существ, дви- гавшихся словно бы по спирали и так сошедших под зем- лю — только затем, чтобы появиться вновь и вновь исчез- нуть, теперь уже навсегда? Лично у меня создалось впечатле- ние, что они словно бы опробовали некую систему — иными словами, проверяли действенность танца. Мы не знаем, ку- да именно они переносились в итоге — единственным ука- занием на это служит расплывчатое понятие «под землю». Но если мы готовы принять эту историю всерьез, как подлин- ное свидетельство очевидцев, то мы должны будем признать несколько очевидных моментов. Во-первых, кульминацион- ным моментом, а следовательно, и целью этого танца мож- но счесть исчезновение с земного плана целой группы вол- шебных существ. Во-вторых, не может не обратить на себя внимание то обстоятельство, что сам танец носил необы- чайно размеренный и структурированный характер, так что Для выполнения его потребовалась совместная работа целой команды, которая вначале сформировала круг, а затем по спирали ушла внутрь холма, в таинственное царство фей.

Врата в форме круга (1)

Два момента в этой истории выделяют ее из числа прочих сообщений о танце фей. Во-первых, фокус с исчезновени- ем был проделан дважды на одном и том же месте одной и

 

той же группой существ — и это на протяжении каких-ни- будь минут. Кроме того, случайным наблюдателям удалось увидеть танец от начала до конца, что вообще происходит крайне редко. И все же в собрании историй Джанет Борд можно встретить упоминание о другом случае, когда чело- веку удалось проследить всю последовательность волшеб- ного танца. Произошло это более ста лет назад, когда люди еще верили в фей — то есть задолго до начала эпохи НЛО. Тем не менее, как отмечает Борд, в истории этой сод ер- жится целый ряд моментов, напоминающих не столько о феях, сколько об инопланетянах. Очевидцем этого собы- тия стал Дэвид Вильямс — слуга, проживавший в Гвинедде, на севере Уэльса. Как-то поздно вечером он и его жена воз- вращались домой, причем Дэвид брел позади супруги. Вне- запно внимание мужчины привлек «сияющий метеор, про- несшийся сквозь воздух». Вслед за этим возникло

кольцо или обруч из огня, внутри которого стояли маленькие мужчина и женщина в красивой одежде. Одной рукой они об- нимали друг друга, а другой держались за края обруча, тогда как ноги их опирались о вогнутую поверхность этого приспо- собления. Как только обруч достиг земли, существа выпрыгну- ли из него и сразу же начертили у себя под ногами круг. Стой- ло им это сделать, и тут же непонятно откуда появилось боль- шое количество мужчин и женщин. Заиграла чудесная музыка, и пришельцы закружились в танце по линии нарисованного кольца [55].

Вильямс остановился, чтобы понаблюдать за сценой. Прошло, как ему показалось, минуты три, и вновь появился сияющий «метеор». Из него опять выплыл «огненный об- руч», плавно опустившийся на землю. Мужчина и женщина запрыгнули на борт своего летательного аппарата и исчез- ли в ночном небе. И в тот же самый момент «все феи мгно- венно скрылись из виду» [56].

Как знать, не был ли тот круг, который начертили на земле мужчина и женщина, своего рода вратами, позволив- шими доставить в этот мир фей, а затем перенести их об- ратно? Я долго размышлял над этой сценой, стараясь по- нять, что же именно удалось увидеть Дэвиду Вильямсу, но так и не смог подобрать однозначного ответа. И все же од

 

на деталь способна, на мой взгляд, кое-что прояснить в этом событии. Сам Вильямс полагал, что наблюдал за тан- цем не более трех минут, но когда он наконец добрался до дома, жена не преминула сообщить ему в самых нелице- приятных выражениях, что он задержался на целых три ча- са. «Означает ли это, — задается вопросом Джанет Борд, — что Вильямс, сам того не ожидая, попал в зачарованный мир, где время течет совсем иначе, чем у нас?» [57]

Танец и время

Время и в самом деле течет весьма странно в том месте, где танцуют феи. Самое интересное, что очевидцы этих собы- тий, даже если они жили столетия назад, принимают как должное тот факт, который совсем недавно вошел в число научных истин современности. Я имею в виду постулат, со- гласно которому течение времени вовсе не является уни- версальным или абсолютным, но напрямую зависит от ме- стоположения и движения наблюдателя [58]. И если и в са- мом деле существуют иные измерения, на чем настаивают приверженцы квантовой физики, то ход времени в каждом из этих измерений должен соответствовать местным пра- вилам и закономерностям. Из этого следует, что те, кто пу- тешествует между мирами, должны принимать в расчет эту временную относительность — когда, к примеру, три мину- ты в одном измерении соответствуют трем часам в другом. Хочу еще раз напомнить, что все это — не более чем догад- ки. И потому я готов выдвинуть еще одно, чисто умозри- тельное предположение. Если допустить, что танец являет- ся средством перемещения между мирами, то силы, высво- бождаемые во время такого движения, вполне способны создать нечто вроде водоворота, в который иногда затяги- вает неосторожных свидетелей. Не исключено, что именно этой опасностью и объясняется агрессивное поведение фей, старающихся отогнать людей подальше от круга. Hy а в том случае, когда человек находится достаточно далеко от танцо- ров или же сам танец уже вступил в завершающую стадию, подобная предосторожность явно оказывается излишней.

Существует немало легенд, повествующих о том, что та

 

Нец фей и в самом деле стал ловушкой для множества лю- дей. Так, на гравюре девятнадцатого столетия изображены феи, движущиеся в танце по периметру круглой впадины. Одного человека затянуло в волшебный хоровод, и самому ему это, судя по всему, весьма по душе.

Однако приятель пытается вытащить его из круга, вер- нув в привычный и безопасный мир [59]. Порой, когда ря- дом не оказывалось такого друга, готового протянуть руку помощи, люди и в самом деле попадали в Волшебную стра- ну — очень часто с трагическими для себя последствиями. В шестидесятых годах XX века пожилой уэльский сказитель поведал фольклористу Робину Глиндафу такую историю:

Два человека... отправились 11а прогулку, и один из них поте- рял другого... Оказалось, что этот второй увидел танец фей и остановился, чтобы посмотреть на них. Сам он думал, что на- блюдал за танцем совсем немного — часа два или три. Затем он отправился домой и по пути встретил человека, который поприветствовал его:

• Добрый вечер.

• Добрый вечер, — ответил он. — Ведь ты же Джек, мой двоюродный брат?

• Совершенно верно.

«Тэм пытается вытащить своего друга Яго из волшебного круга».
Гравюра девятнадцатого столетия

 

Так сколько же времени прошло с тех пор, как мы поте- ряли друг друга?

• Ну, дай подумать. Женился я десять лет назад, и про- изошло это через пять лег после того, как ты потерялся. Так что всего — пятнадцать лет.

А сам человек полагал, что находился в обществе фей все- го лишь пару часов [60].

А вот еще один вариант подобной истории, также впи- санный в традицию Уэльса. Однако на этот раз возмож- ность побывать в Волшебной стране была оплачена куда большим количеством времени. Эта легенда возвращает нас к представлению об особой значимости ярких зеленых кругов (известных в народе как «кольца» или «круги фей»), которые нередко можно наблюдать на лугах или болоти- стых низменностях. Сегодня благодаря науке мы знаем о том, что подобные узоры свидетельствуют об обогащенной почве. А это, в свою очередь, является результатом актив- ного разрастания грибов под поверхностью травяного по- крова. Однако многочисленные легенды и предания в со- вокупности с историями, записанными современными эт- нографами, позволяют утверждать, что в прежние времена подобные круги считались излюбленным местом фей, со- биравшихся здесь для танца. В частности, один из инфор- мантов Глиндафа припомнил такой вот «очень странный круг», который и в самом деле был куда зеленее обступав- ших его болот. Местные жители относились к нему с суе- верным ужасом.

Я слышал о пареньке, который вошел в этот круг... Затем при- шли феи и начали танцевать, а мальчик стоял в центре круга и смотрел на них. Он совсем потерял счет времени, но тут к не- му подошла одна из фей: «Не хочешь ли отправиться с нами в нашу страну?־' — «Конечно хочу», — ответил он. «Ну тогда спус- кайся по этой лестнице». А он и не видел прежде, что там была лестница. И вот мальчик начал спускаться — все вниз и вниз. И спустя некоторое время он пришел в Волшебную страну. Прекраснее этого места ему еще не доводилось видеть... [61]

В этой стране паренька ждали угощение и всевозмож- ные развлечения. Затем он лег спать, а на следующее утро феи проводили его до вершины лестницы.

 

Вернувшись в круг, он сразу же отправился домой. И вот он подошел к своему жилищу. Но что это? В его доме были чужие люди. Никто из них не знал мальчика. «А где мои мать и отец?» — спросил он. «Твои мать и отец? — ответили они. — Но мы даже не знаем, кто ты. Скажи сначала, как тебя зовут». «Меня зовут Робин Джонс», — ответил мальчик... «Да, мы слы- шали о некоем Робине, который однажды зашел в круг фей. Но это случилось больше ста лет назад». Оказалось, что мальчик пробыл в Волшебной стране целых сто лет. И теперь его окру- жали совершенно незнакомые люди [62].

Представление о кругах на траве как неких вратах в иной мир, в иную временную реальность, встречается и в третьей уэльской легенде. На этот раз речь идет о маленькой девочке, которая возвращалась из лавки с лепешкой хлеба и решила сократить дорогу. Она пошла прямо через поле и попыталась перепрыгнуть через кольцо фей. «Но прежде чем ей удалось завершить прыжок, она просто-напросто исчезла». В конце концов девочка все-таки вернулась домой, держа в руках ле- пешку. «Вот твой хлеб, мам, — сказала она. — Он еще совсем свежий». — «Девочка моя дорогая, где же ты была?» — «Ходи- ла в магазин за лепешкой». — «Нет, дитя мое. Семь лет про- шло с тех пор, как ты ушла за хлебом» [63].

Врата в форме круга (2)

Схожие предания распространены и в Корнуолле. И они, в свою очередь, подтверждают безусловную связь между пле- менем фей и кругами на траве.

Вверх по Зеленому взгорью можно встретить два таких кольца, где в лунные ночи собираются эльфы, чтобы послушать музыку и потанцевать. Я слышал, они приходят сюда с вересковых пус- тошей. Маленький народец — вот как их называют. Если вы бу- дете стоять тихо, то сможете понаблюдать за их танцем. Но стоит им заслышать малейший шум, и они тут же исчезают [64].

В девятнадцатом веке в Корнуолле существовало нема- ло историй об эльфах, которые «приходят по ночам мо- лоть фермерское зерно» — случаи, весьма напоминающие современный феномен «кругов на полях» [65]. Надо ска

 

зать, что еще в шестнадцатом веке шведский епископ Олав Магнус изучил схожие круги на полях и лугах и пришел к выводу, что виной всему — танец эльфов. «Они [эльфы] ос- тавляют такие глубокие отпечатки на земле, что там потом не растет никакая трава — она просто выгорает из-за неве- роятного жара» [66].

Внимательно изучая все эти истории, я понял, что мы еще очень далеки от понимания того, что же на самом деле представляет собой феномен, известный как танец фей. Тем не менее, я все больше склоняюсь к мысли о том, что мы имеем дело с некоей технологией, позволяющей совер- шать прыжки между мирами — в частности, входить в на- ше измерение и покидать его. На основании многочислен- ных свидетельств можно предположить, что эту технологию нельзя использовать в любом месте и в любое время. Для ее действия необходимы врата в форме круга, расположен- ные, как правило, на каком-либо конкретном участке зем- ли. Танец фей — совершаемый, предположительно, в по- тустороннем мире, — способен перенести танцоров через подобные врата в наше измерение (а в той истории, кото- рую мы пересказали ранее, этой цели служил круг, специ- ально начерченный на земле).

Но если группа фей или эльфов желает при помощи танца перейти из нашего мира в другой, то им необходимо отправиться в заранее определенное место и воспользовать- ся находящимися там вратами. Вот почему те дорсетшир- ские феи, о которых мы упоминали ранее, вновь и вновь совершали свои танцы на одном и том же участке земли, где их не раз видели случайные наблюдатели. И именно поэтому корнуоллским эльфам приходилось странствовать от вересковых пустошей к двум травянистым кольцам на Зеленом взгорье, откуда они затем бесследно исчезали. Cxo- жая история произошла в Уэльсе в середине девятнадцато- го столетия. Юноша по имени Джон Джонс, которому было тогда 18 лет, возвращался поздно ночью домой «по пус- тынной дороге». В какой-то момент он почувствовал, что за ним кто-то идет. Обернувшись, он увидел «двух юношей или мальчиков, следовавших тем же путем». Двигались они очень быстро, так что Джонс даже почувствовал легкий ис- пуг. Затем внезапно

 

незнакомцы свернули с пути и начали прыгать и танцевать, все время двигаясь по кругу. Казалось, будто они следуют по краю невидимого кольца — как это обычно бывает с феями или эльфами... И было в их внешности и в движениях нечто сверхъестественное [67].

И вновь у меня сложилось впечатление, что этот танец призван был задействовать некий механизм — разумеется, механизм сверхъестественный, позволяющий высвободить энергии, необходимые для перехода в иной мир. Более то- го, благодаря своей круглой форме и умению мгновенно материализовать и дематериализовать находящихся в сфе- ре его действия существ, этот феномен напомнил мне мно- гое из того, что мы знаем — или полагаем, что знаем — о таком явлении, как НЛО. Нельзя ли предположить, что цель, к которой в прежние века приходили благодаря «духовной технологии», именуемой танцем фей, ныне достигается с помощью другого таинственного феномена, известного как НЛО? Мы уже говорили о том, что существуют опреде- ленные указания на эволюцию между феями и инопланетя- нами по вопросу подменышей. Не исключено, что такое же поступательное развитие имело место и в отношении тех средств, которые использовались для путешествия между на- шим миром и той загадочной страной, где обитают сверхъ- естественные существа.

Разумеется, подобная гипотеза не исключает возможно- сти накладок, когда оба средства используются одновре- менно. В частности, мы уже говорили о появлениях НЛО в эпоху фей, а также о танце фей, наблюдавшемся в век НЛО.

Эволюция

Существует множество указаний на то, что танец никогда не был исключительным методом, позволяющим свободно пу- тешествовать между мирами. В частности, на кельтской ок- раине Западной Европы издавна верили в то, что в качестве ворот в иные измерения могут служить пещеры, источники и колодцы. И в этих случаях феям не было никакой необходи- мости прибегать к танцу, чтобы создать необходимые энер- гии перехода [68]. В католической Ирландии еще в начале двадцатого века верили в то, что пещеры «ведут в ад или же в

 

подземный мир фей, демонов и духов...» [69] На гравюре ше- стнадцатого века мы видим целую группу фей, находящихся внутри полого холма. Эти красавицы явно пытаются завлечь к себе привлекательного юношу. Между прочим, я хотел бы обратить внимание читателя на те грибы, которые изобра- жены между феями и молодым человеком [70].

Подобные легенды не ограничивались одной лишь тер- риторией Европы. По всему миру можно встретить указания на то, что некоторые пещеры, как и кольца фей, могут слу- жить вратами в иные миры. Эта идея прослеживается и в ис- ториях об австралийских ирунтариниа, обитающих в своих залитых светом пещерах, и в предании о духах, которые при- ходят к североамериканским шаманам сквозь трещины в ска- ле, и в рассказе о шамане инуитов, который входит для посвя- щения в незримую пещеру. И многие из этих примеров так- же связаны с представлениями об относительности времени.

Вот, например, китайская легенда о святом человеке по имени Ван Чи. Как-то раз, собирая в горах дрова, он слу- чайно набрел на пещеру. В ней он увидел стариков, кото- рые играли в шахматы. Положив топор, Ван Чи вошел в пе- щеру, чтобы понаблюдать за игрой. Вскоре один из стари- ков дал ему капсулу размером с финиковую косточку и посоветовал положить ее в рот. «И как только Ван Чи еде- лал это, мучившие его голод и жажда сразу прошли». Не

На этой гравюре шестнадцатого века мы видим фей, которые
заманивают к себе молодого принца (библиотека «Фортин Пикче»)

 

сколько часов спустя другой старик сказал ему: «Прошло уже много времени с тех пор, как ты пришел сюда. Тебе пора отправляться домой». Ван Чи попрощался и вышел из пещеры, но когда он попытался поднять топор, рукоятка его рассыпалась в пыль. Добравшись до родной долины, он обнаружил, что с тех пор, как он ушел отсюда, «миновали не часы, но столетия, и теперь уже ничто не напоминало ему о прежнем мире» [71].

Следобательно, каким бы путем ни попадали люди в страну фей — с помощью танца или иного волшебства, как в вышеизложенной истории, — по возвращении они не- редко оказывались в ином времени. И это была немалая плата за возможность такого путешествия. И потому, не- взирая на значительное сходство между феноменами фей и инопланетян, лично мне кажется очень важным то об- стоятельство, что эти несчастные «Рип Ван Винкли» без- возвратно ушли в прошлое. По крайней мере, ничего похо- жего не происходило за последние пятьдесят лет, когда яв- ления НЛО повсеместно начали привлекать внимание публики. Разумеется, и в этом случае наблюдаются некото- рые отклонения от привычного хода времени, так что мно- гие похищенные не в состоянии вспомнить, что происхо- дило с ними в определенные промежутки времени. Но по- добная «потеря» часа или двух не имеет ничего общего с опытом тех несчастных, которые возвращались из волшеб- ной страны спустя несколько десятков, а то и сотен лет.

И тут, как мне кажется, вновь имеет место эволюцион- ный прогресс, позволивший превратить танец фей в более эффективные полеты НЛО, окончательно отказаться от подмены детей и приспособиться к своевременному воз- вращению похищенных. Под каким бы именем мы ни зна- ли их — духи, феи или инопланетяне, — складывается впе- чатление, что эти создания, сосуществующие рядом с нами на протяжении тысяч лет, также следуют путем развития и постоянного совершенствования. И потому мне трудно по- верить в то, что все они являются творением нашего собст- венного сознания, как склонны утверждать ученые. На мой взгляд, подобная эволюция предполагает существование, не зависящее ни от нашего разума, ни от воображения.

И эту возможность мы будем подробно рассматривать в следующих главах.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

КОДЫ

 

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных