Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизированные сферы




Мое путешествие в технологическую реальность во многом было похоже на опыт тех добровольцев, которые прини- мали участие в экспериментах Рика Страссмана. Вот что, например, рассказал Джереми после приема весьма высо- кой дозы ДМТ в 0,4 миллиграмма на килограмм веса (это была максимальная для лабораторных опытов доктора Страссмана доза):

Это очень необычный мир. Забавные инструменты. Какие-то механические существа... Я был в большой комнате... В центре находилась большая машина, а вокруг тянулись извивающиеся

 

провода. Я не могу сравнить их со змеями, поскольку было в них что-то высокотехничное. Пожалуй, это были даже не про- вода, а трубы — плотные, голубовато-серого цвета и закрытые по краям. И все это время мне казалось, будто машина пере- программирует меня... Некоторые из результатов — возможно, они касались именно моего мозга — я наблюдал на экране этого устройства. По правде говоря, на меня это все подейст- вовало несколько устрашающе [1].

Другие участники эксперимента сообщали о том, что после приема ДМТ видели «внутреннее устройство» маши- ны или же оказывались «по ту сторону компьютерного эк- рана» [2]. А вот что рассказала Сара после приема завер- тающей дозы:

Я всегда знала, что мы не одни во Вселенной. Но я думала, что встретить их можно лишь во внешнем пространстве — в окру- жении ярких огней и летающих тарелок. И мне даже в голову не могло прийти, что настанет время, когда я смогу увидеть их в своем собственном внутреннем пространстве. Я полагала, что там находятся одни лишь архетипы из сферы личного опыта и мифологии. Я ожидала увидеть ангелов или духов, но уж никак не иноземные формы жизни... Я видела какое-то обо- рудование или что-то в этом роде... Это было похоже на меха- ническую конструкцию [3].

Карнавалы и клоуны

Я уже говорил о том, что внешний вид механических мане- кенов — которых легко было интерпретировать как «кло- унов» или «эльфов», — а также способ передачи ими заго- товленной информации произвели на меня впечатление настоящего «зрелища». Самое интересное, что о подобных ощущениях рассказывали и многие подопечные Рика Страсс- мана. Так, например, Марша, вернувшись в привычное со- стояние сознания после приема психоактивной дозы ДМТ в 0,4 миллиграмма на килограмм, поведала буквально еле- дующее:

Знаете, что случилось? Я была на карусели! И там были эти куклы, наряженные по моде девятнадцатого века. И все — в че- ловеческий рост, мужчины и женщины... Они кружились во

 

круг меня на цыпочках... А еще там были клоуны, которые сно- вали туда-сюда. И у меня сложилось впечатление, что они больше отдавали себе отчет в моем присутствии, чем манеке- ны [4].

А вот что рассказала после такой же дозы Кассандра:

Что-то схватило меня за руку и дернуло. Казалось, оно хотело этим сказать: «Ну, пойдем же!» И вот я поплыла сквозь какое- то огромное помещение, отчасти похожее на цирк. До этого я никогда не выходила из тела. Поначалу я чувствовала зуд в том месте, где мне вкололи наркотик. Мы все время двигались по какому-то лабиринту, причем очень быстро. Я говорю «мы», поскольку мне казалось, будто меня кто-то сопровождает. Бы- ло весьма прохладно. И повсюду шло цирковое представле- ние, что само по себе выглядело достаточно экстравагантно. Это трудно описать. Чем-то они напоминали клоунов. И это представление было организовано для меня. И они так смет- но выглядели — большие носы, колокольчики на шапках [5].

Крис:

Они старались показать мне как можно больше. Они пытались общаться при помощи слов. Выглядели же они, как клоуны, или шуты, или чертенята. Их было там очень много, и все они вытворяли что-то забавное [6].

Сара:

Я чувствовала страх, но старалась успокоить себя: «Не бойся, расслабься, прими все, как есть». Затем я увидела нечто, что больше всего напомнило мне казино в Лас-Вегасе. Оно все сияло и переливалось разными цветами... Затем... я «полетела» дальше и увидела клоунов... Они выступали с забавными номе- рами... [7]

Учитывая, что диметилтриптамин является главным пси- хоактивным ингредиентом аяуаски, вряд ли стоит удивлять- ся тому, что этот южноамериканский напиток также на- страивает порой наше сознание на «длину волн» чистого ДМТ. И это позволяет нам видеть существ в облике кло- унов, выступающих в обстановке цирка или карнавала. Pa- зумеется, я вовсе не хочу сказать, что нет никакой разницы

 

между приемом аяуаски и ДМТ. Напротив, я уже не раз под- черкивал, что каждый из этих галлюциногенов по-своему влияет на человеческое сознание. Думаю, читатель при- помнит, что в аяуаске содержатся и другие психоактивные алкалоиды, в частности — гармалин, который позволяет растянуть «путешествие» на несколько часов (в отличие от 20 минут, типичных для чистого ДМТ). Тем не менее Бенни Шэнон, профессор психологии Иерусалимского универси- тета, сообщает, что на основании опроса нескольких сотен человек, употреблявших аяуаску, он пришел к следующему выводу: «Как оказалось, в подобных видениях нередко встречаются образы, имеющие непосредственное отноше- ние к забавам и развлечениям. И чаще всего упоминаются карусели и «чертово колесо» [8].

В качестве примера можно упомянуть американского антрополога Майкла Харнера, который в начале шестиде- сятых годов двадцатого века вел исследовательскую работу в районе Амазонки. Впервые выпив с индейцами аяуаску, Харнер увидел то, что сам он назвал «потусторонним кар- навалом демонов» [9].

В шестнадцатой главе этой книги я рассказывал о слу- чае, произошедшем с американскими детьми, которые, ко- нечно же, не пили аяуаску, но уверяли, что их перенесли на небо в НЛО. Самое интересное, что поначалу этот неопо- знанный летающий объект явился им в образе «автобуса на карнавале. А в нем сидели переодетые людьми инопланетя- не, которые зазывали детей отправиться с ними в путеше- ствие» [10].

В той же главе читатель найдет еще одну историю, так- же произошедшую со школьниками. Но это уже были анг- лийские ребятишки в возрасте от восьми до десяти лет. Be- чером в парке они увидели около шестидесяти маленьких существ, одетых в голубые куртки, желтые брюки и шутов- ские колпаки с помпоном на конце. Несмотря на то что су- щества эти разъезжали в крохотных машинах, которые легко и без шума преодолевали любые препятствия, сами они выглядели достаточно старомодно. Рисунки, сделанные в то время детьми, приводят на ум образы фей, эльфов, гно- мов или клоунов — как их изображали обычно в Средние века [11].

 

В двенадцатой главе мы встречались с Марией Сабиной, женщиной-шаманом индейского племени мазатек. В пяти- десятых годах двадцатого века она практиковала в мекси- канской деревушке Уатла де Хименез. Я уже рассказывал историю о «большой Книге с множеством исписанных стра- ниц», которую Марии дал некий дух во время одного из ее псилоцибиновых трансов. Я как раз сравнивал этот случай с историями современных похищенных, которым давали схожие книги предполагаемые инопланетяне. Благодаря стараниям этнографов, которым разрешалось порой при- сутствовать на веладас (сеансах исцеления, длившихся всю ночь напролет), сохранилось немало заклинаний, приме- нявшихся Марией Сабиной в практике лечения. Интересно, что в этих заклинаниях не раз упоминаются клоуны. Кроме того, Мария Сабина называет «маленькими клоунами» те галлюциногенные грибы, с помощью которых она входила в транс.

Как-то ночью, после употребления 13 пар Psilocybe те- хгсапа, женщина описала их как «тринадцать могучих вих- рей. Тринадцать вихрей, бушующих в атмосфере. Тринадцать клоунов. Тринадцать личностей» [12]. Позднее, во время той же велада, из уст Марии вырвались следующие фразы: «Я — владычица клоунов. Я — владычица священного клоуна» [13]. А ближе к утру: «Я — госпожа клоунов... Я — госпожа священного клоуна» [14].

Рассказывая американскому антропологу Джоан Гали- факс историю своей жизни, Мария Сабина упомянула о том случае, когда она впервые попробовала галлюциноген- ных грибов, начав свою карьеру в качестве шамана:

Душа моя вышла из тела и направилась в мир, который я не знала, но о котором много слышала. Там были леса, горы и ре- ки, и этим он был похож на наш собственный мир. Но еще я увидела там прекрасные дома, храмы, золотые дворцы. И в этом мире была моя сестра, которая пришла вместе со мной. А еще меня поджидали там грибы. Выглядели они как дети или карлики, и каждый был наряжен, подобно клоуну... [15]

Мария Сабина никогда не ставила под сомнение реаль- ность того мира, куда перенес ее псилоцибин. И это несмот- ря на то, что она могла попасть туда только в измененном

 

состоянии сознания. C другой стороны, подавляющее боль- шинство западных ученых будет настойчиво утверждать, что тот предполагаемый мир, в котором Мария Сабина ветре- тилась с «карликами, наряженными, как клоуны», не может иметь объективного существования. И все это на том осно- вании, что физическое тело Марии никуда не исчезало во время веладас, оставаясь всю ночь напролет в ее собствен- ной хижине.

Во многом опыт этой индейской женщины напоминает опыт тех американцев, которые 40 лет спустя принимали участие в экспериментах доктора Страссмана. Они также никуда не исчезали из своих постелей. Кроме того, на ос- новании имеющихся сведений можно утверждать, что мозг Марии временно настроился на ту длину волн, которая характерна прежде всего для канала ДМТ. Но и это пред- ставляется вполне объяснимым, если учесть значительное сходство псилоцибина с диметилтриптамином.

Но что именно представляет из себя этот «канал»? И по- чему миллионы лет эволюции организовали наше созна- ние таким образом, что всякий раз, когда уровень присут- ствующего в нашем мозгу гормона поднимается до опреде- ленной планки, мы начинаем видеть существ, похожих на клоунов? Наконец — и это также очень важный вопрос, — откуда возник сам образ клоуна? Неужели те карнавальные фигуры, которые наблюдали подопечные доктора Страсс- мана, Майкл Харнер, Мария Сабина и целый ряд других лиц, были обусловлены современным культурным контек- стом с его телевизионными и цирковыми шоу? Но может быть и так, что мы имеем дело с обратным процессом и образы первых клоунов появились именно под воздействи- ем тех галлюцинаций, с которыми люди сталкивались в из- мененном состоянии сознания. И не столь уж важно, удава- лось ли им достичь этого состояния с помощью родствен- ных ДМТ галлюциногенов, или же они входили в него спонтанно. Мы знаем, к примеру, что в Древней Греции — стране, богатой психоактивными растениями, — в теат- ральных представлениях, фарсах и мимических постанов- ках нередко принимали участие дети и карлики, костюмы которых напоминали современные клоунские наряды [16]. Однако более ранняя история этих театральных фигур

 

кроется во тьме догадок. Такое чувство, будто они и в са- мом деле возникли из тех потусторонних миров, которые были доступны людям исключительно в измененном со- стоянии сознания.

Война концепций

Западная наука в ее современном состоянии просто несо- вместима с шаманским объяснением тех ситуаций, которые довелось пережить в состоянии транса Марии Сабине, доб- ровольцам Рика Страссмана, да и мне самому. И это отнюдь не потому, что ученым удалось раз и навсегда опровергнуть тот способ, с помощью которого шаманы истолковывают действительность. Не вправе мы утверждать и того, что ми- ровоззрение шаманов изначально отличается серьезными логическими несоответствиями. Просто допусти мы хоть на миг, что шаманы и в самом деле правы, и это вдребезги ра- зобьет ту материалистическую концепцию, без которой не- мыслимы все достижения западной технологии.

Как я уже отметил, в соответствии с представлениями ша- манов идея путешествия в потустороннюю реальность вы- глядит вполне логичной и убедительной. Когда какие-то лю- ди — будь то Мария Сабина, я сам или добровольцы Рика Страссмана, — употребляют галлюциногены, их тела остают- ся здесь, в физическом мире. Однако «духи растений» на вре- мя высвобождают некий аспект их сознания, позволяя таким образом переместиться в иную, нематериальную реальность, чтобы взаимодействовать там с разумными существами са- мого разного толка. О том, насколько сильно изменились за время исследований взгляды самого доктора Страссмана, можно судить хотя бы по тому, что ДМТ этот ученый называ- ет не иначе как «духовной молекулой». И он же готов рас- сматривать возможность того, что люди развили столь тес- ное взаимоотношение с этой субстанцией именно в силу ее способности «перемещать нас в духовные измерения» [17]:

Как правило, такие миры недоступны для нас и наших инструментов, и мы не можем проникнуть в них в обычном состоянии сознания. Люди привыкли думать, что подобные миры

 

«существуют лишь в нашем сознании». Может оказаться, однако, что на самом деле они обладают независимым бытием, сво- бодно существуя «вне нас». Достаточно изменить принимаю- щую способность нашего мозга, и мы без труда можем взаи- модействовать с этими!мирами [18].

Судя по всему, Страссман и в самом деле готов был иссле- довать подобные идеи. Однако, как указал сам доктор, имен- но частые встречи его подопечных с этими неземными су- ществами — а также невозможность изложить в категориях западной науки те выгоды, которые сулит нам употребление ДМТ, — заставили его в конце концов свернуть столь пер- спективный проект [19]. Доктор честно признал, что не был готов «к столь частым сообщениям о встречах с этими суще- ствами. Такие истории грозили полностью изменить мой взгляд на природу мозга и природу реальности» [20].

Переосмысляя результаты проведенных исследований, Рик Страссман отмечает, в частности, следующее:

Заново просматривая записи тех лет, я не перестаю удивлять- ся, насколько часто нашим добровольцам удавалось «устано- вить контакт» с «ними» или с какими-то иными существами. По крайней мере половина их прошла через подобный опыт ощущений. Обычно для того, чтобы описать тех, кого они ви- дели в состоянии транса, мои подопечные использовали такие выражения, как «существа», «создания», «инопланетяне», «на- ставники» или «помощники». Эти «формы жизни» могли вы- глядеть как клоуны, рептилии, богомолы, пчелы, пауки и даже кактусы. До сих пор странно перечитывать записи, сделанные мною во время эксперимента: «Там были эти существа», «Меня вели», «Они сразу же оказались около меня». Такое чувство, будто мой разум отказывается воспринимать все эти истины. Полагаю, это объясняется прежде всего тем, что подобные ис- тории самым кардинальным образом расходятся с привычной для нас концепцией мироустройства [21].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных