Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Замешательство Страссмана и Шэнона




Все эти невероятные и в то же время универсальные ощу- щения не так уж часто привлекают к себе внимание уче- ных. Однако те исследователи, которые всерьез занима- лись изучением данного феномена, пришли к выводу, что в универсальности данного феномена есть нечто загадочное.

 

И в целом эта проблема заставляет задуматься над тем, что же реально, и что нет. Например, Рик Страссман признался в том, что был «смущен и озадачен»

той последовательностью, с какой все эти люди сообщали о своих встречах с нематериальными существами, происходив- шими... [в] «инопланетном» пространстве... или высокотехно- логичных помещениях. Эти разумные существа из «иных» ми- ров были весьма заинтересованы в землянах. Практически всегда они заранее знали об их прибытии и сразу же присту- пали к обучению... Они активно общались с добровольцами, передавая им информацию с помощью визуальных образов, телепатии и даже жестов. Цель таких контактов оставалась не- ясна, однако многие люди чувствовали благожелательное к се- бе отношение, связанное с намерением улучшить нас индиви- дуально и как расу в целом [14].

Страссман, будучи по профессии психиатром, поначалу попытался объяснить универсальность этих сообщений, равно как и сопровождающее их чувство безусловной ре- альности, определенными биологическими причинами. В ча- стности, он рассуждал о том, что ДМТ может «активировать определенные области мозга, которые отвечают за возник- новение подобных образов и чувств. Как иначе можно объ- яснить то, что такое количество людей последовательно на- блюдает одни и те же вещи — в частности, человекообраз- ных насекомых и рептилий?» [15] Однако его добровольцы решительно возражали против такого редукционизма. «Пусть так, — говорили они, — но что вы скажете относительно то- го, что я видел и чувствовал? Как насчет эльфов, клоунов и инопланетян? Неужели их тоже создал мой мозг?» [16]

Со временем Страссман и сам начал понимать, что столк- нулся с серьезной проблемой. Почему человеческий мозг в обязательном порядке содержит ДМТ? — размышлял он. —

К чему там этот компонент... порождающий опыт «встреч с инопланетянами», смерти, космических путешествий и про- чих экстраординарных событий? [17] Неужели мы всерьез го- товы поверить в то, что именно фрагменты мозговой ткани, при должной их стимуляции, создают столь странных существ и не менее странные ощущения? [18]

 

Бенни Шэнон, профессор психологии Иерусалимского университета, пришел к схожему заключению относитель- но аяуаски. Опросив несколько сотен людей, употребляв- ших этот напиток, он обнаружил, что не менее 75 процен־ тов опрошенных регулярно наблюдали в состоянии транса образы птиц, рептилий, божественных существ, дворцов и храмов, лесов и садов, а также всевозможные символы, имею- щие отношение к смерти [19]. При этом чаще всего люди видели змей и хищников из семейства кошачьих. Но самое интересное, что подавляющее большинство галлюцинаций не имело ничего общего с жизненным опытом самого че- ловека. В число подобных видений входили образы «самых разных животных, фантасмагорических существ, царские и религиозные знаки, произведения магии и искусства, рав- но как и божественные создания...» [21] Шэнон рассказывал, что среди его видений, вызванных приемом аяуаски, были в том числе и космические корабли [22]. Он также отмеча- ет, что многие из людей, наблюдавшие в состоянии транса «существ, отождествляемых с инопланетянами», видели их «в сочетании-с космическими кораблями» [23].

Каким же образом можно объяснить столь схожие сю- жеты? «Редукционист будет настаивать на том, что общие элементы в видениях аяуаски берут свое начало в нейроана- томической структуре человека и процессах мозга, — от- мечает Шэнон, — и потому могут быть объяснены в рамках биологических категорий» [24].

На первый взгляд такое объяснение может показаться наибо- лее естественным. Однако по некотором размышлении оно представляется куда менее очевидным. Неужели мы готовы ут- верждать, что такие визуальные элементы, как змеи и ягуары, дворцы и произведения искусства, обязаны своим появлением определенным центрам мозга, в которых и хранится данная информация?.. C точки зрения современного понимания про- цессов, протекающих в коре головного мозга, подобное ут- верждение просто лишено смысла [25].

Но более всего противоречит здравому смыслу представ- ление о том, что столь мощный и зрелищный механизм галлюцинаций мог возникнуть в результате естественного отбора. Ведь умение входить в состояние транса должно

 

было отвлекать людей от реальной действительности, по- гружая их на время в иллюзорный мир. И если правы мате- риалисты с их представлениями о Вселенной, то будет весьма трудно объяснить, какие именно преимущества давала на- шим предкам эта приверженность к нереальному — осо- бенно если учесть, что способность к изменению сознания заложена уже в геноме человека.

C другой стороны, если правы шаманы с их точкой зре- ния на Вселенную, то в этом случае постоянное взаимодей- ствие с нематериальными измерениями становится не толь- ко понятным, но и оправданным. И это невзирая на то, что западные ученые относят данные измерения к катего- рии нереального. В свою очередь, как напоминает нам Рик Страссман:

Согласившись с концепцией мозга как приемника информа- ции... мы можем согласовать биологическую модель измене- ния его параметров с химической. В то же время это позволяет допустить, что опыт измененных состояний сознания отража- ет стабильные и независимые от нашего уровни существова- ния [26].

Бенни Шэнон также готов принять эту возможность со всеми вытекающими из нее последствиями. Он отмечает, что те видения, которые он наблюдал под воздействием аяуаски, были порой настолько реальными, что

сам собой напрашивался вывод: мне удалось прорваться в иные сферы бытия. Кстати говоря, в это охотно верят многие из тех, кто хоть раз употреблял аяуаску. И по ходу интоксика- ции, и после нее перед ними не раз вставал вопрос: похоже, это и в самом деле существует? [27]

Как отмечает Шэнон, аяуаска впервые в жизни застави- ла его усомниться в «правомочности западных взглядов на природу реальности» [28]. И в то же время, как ученый, он чувствует определенную неловкость от того, что вторгает- ся в сферу сверхъестественного. По словам самого Шэно- на, «обращение за помощью к паранормальному» чуждо его мышлению [29]. Признавая то, что сам он называет «чарую- щим воздействием южноамериканского напитка», Шэнон

 

отмечает, что в качестве «профессора университета, психо- лога и философа» предпочел бы остаться в рамках «тех норм мышления, которые соответствуют моему культурному и профессиональному наследию» [30]. Однако он же призна- ет, что результаты экспериментов оказались слишком не- ожиданными и это неизбежно должно сказаться на харак- тере истолкования:

Если общие элементы в опытах с аяуаской не могут быть объ- яснены с помощью традиционных психологических терми- нов, то нам не остается ничего иного, как перейти от сферы внутреннего к сфере внешнего. В этом случае нам придется рассматривать возможность того, что эти схожие элементы отражают образцы, существующие в иной, нематериальной реальности [31].

Внутренняя сфера?

Вывод в данном случае напрашивается сам собой: невзирая на свои научные заслуги, ни Страссман, ни Шэнон не спо- собны дать четкого истолкования тому загадочному фено- мену, который связан с видениями сверхъестественных су- ществ. Мы уже упоминали о том, что эти создания впервые нашли свое отражение в тех наскальных росписях, кото- рые были созданы еще 35 тысяч лет назад. Затем они суще- ствовали в образе богов и богинь высокоразвитых цивили- заций древности. Позднее, в Средние века, они приняли форму эльфов, фей, демонов и гоблинов. Да и сейчас, в два- дцать первом веке, они продолжают являться нам в образе инопланетян, сохраняя при этом многие из традиционных элементов, возникших еще в эпоху глубокой древности. Ни одно из открытий Страссмана и Шэнона не противоречит возможности того, что эти комплексные галлюцинации, равно как и связанные с ними темы смешанного потомст- ва, териантропии, похищений и раненых людей, служат от- ражением встреч с альтернативными реальностями. Но, не- взирая на комплексную структуру этих галлюцинаций, оба ученых допускают, что они могут тем или иным способом возникать внутри человеческого сознания. Правда, и Страссман, и Шэнон признают, что механизм этого процесса ос- тается для них полной загадкой.

Что ж, для начала обратимся к проблеме внутреннего возникновения этих восприятий, попадающих таким обра- зом в категорию нереального.

Одна вещь в данном случае представляется очевидной. Никакое «совпадение», как любят называть это рьяные ма- териалисты, не способно объяснить тех универсальных тен- денций, которые прослеживаются в галлюцинациях огром- ного количества людей. И если мы предположим, что все эти видения носят внутренний характер, то нам неизбежно придется допустить, что в ходе эволюции столь причудли- вые образы и ощущения были занесены в нервную систему современного человека. Однако стоит нам всерьез взяться за рассмотрение такой возможности, и мы тут же сталкива- емся с эволюционным парадоксом. Почему, собственно, в ходе естественного отбора было сохранено такое количе- ство бесполезной информации (наряду с природными сред- ствами перенесения ее в наше сознание)? И как ей удается обнаруживать себя в виде универсальных образов, появ- ляющихся в самых разных местах — от пещер до НЛО?

Проблема станет еще серьезнее, если мы зададимся во- просом: когда именно весь этот галлюцинаторный матери- ал был загружен в человеческий геном (откуда впоследст- вии он мог быть перенесен в каждого новорожденного че- ловека)? По идее, ответ на этот вопрос должен быть у тех, кто хочет уверить нас, что все эти сведения были внесены в наш мозг слепыми силами природы, действующими без какого бы то ни было разумного контроля со стороны. Од- нако у этих ученых нет ответа на данный вопрос.

Мы уже говорили о том, что нет никаких оснований по- лагать, будто способность видеть галлюцинации объясня- ется тем или иным изменением в нервной системе человека. Первые свидетельства того, что наши предки и в самом деле могли наблюдать галлюцинации, появились еще 35 тысяч лет назад — именно тогда на стенах европейских пещер появились росписи с соответствующим содержанием. Од- нако ученые на сегодняшний день единодушны в том, что наша нервная система не подвергалась никаким серьезным изменениям на протяжении по меньшей мере 160 тысяч

 

лет. Соответственно, мозг шаманов эпохи палеолита по объ- ему и структуре был идентичен мозгу самых первых анато- мически современных людей. А они, как мы знаем, жили в Эфиопии еще 196 тысяч лет назад [32]. Таким образом, раз- ница заключалась исключительно в поведении. Я имею в виду те символические способности, которые нашли отра- жение в пещерных росписях наших предков. Именно они вознесли человека над прочими животными и позволили ему самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.

Таким образом, любая эволюция, необходимая для того, чтобы вложить в нас способность к трансу, должна была произойти гораздо ранее отметки в 35 тысяч лет — и даже ранее уже упоминавшейся нами цифры в 196 тысяч лет. Од- нако эта способность очень долгое время никак не прояв- ляла себя. В предыдущих главах я говорил о том, что около двух процентов людей всегда обладало способностью спонтанно входить в состояние транса, не используя при этом ни наркотики, ни какие-либо иные шаманские техники. Однако подавляющее большинство наших предков просто не знало, как' можно регулярно «включать» в себе эту спо- собность. И так продолжалось до тех пор, пока они не на- чали сознательно использовать психоактивные грибы и рас- тения. Я не сомневаюсь, что способность входить в транс была присуща всем нашим отдаленным предкам — по всей линии развития вплоть до австралопитеков. Полагаю, что время от времени кому-то из них удавалось обнаружить галлюциногенные растения. Однако употребление их было случайным и потому не вело ни к каким серьезным преоб- разованиям в жизни всего племени.

Современным ученым удалось установить, что способ- ностью к трансу обладают не только люди, но и прочие мле- копитающие, а также птицы, пчелы, бабочки, муравьи и пау- ки. Причем многие из них сознательно ищут в природе пси- хоактивные субстанции [33]. Разумеется, мы не знаем, что за образы они видят под воздействием наркотика — и ви- дят ли они их вообще. Однако поведение этих животных и насекомых меняется самым существенным образом.

К примеру, пауки после ЛСД начинают плести совер- шенно фантастическую паутину — то в форме «арабески», то изогнутую, как спираль. Некоторые муравьи испытыва

 

ют непреодолимую тягу к брюшной секреции определен- ного вида жуков. Они собирают у себя образчики таких жу- ков и выкармливают их, чтобы иметь в своих колониях по- стоянный запас такой секреции. После ее употребления муравьи перестают работать и беспорядочно снуют вокруг муравейника. В свою очередь, мотыльки в Аризоне предпо- читают всем прочим цветам нектар галлюциногенного дур- мана. Посетив несколько цветков, они становятся неуклю- жими и нередко «падают на листья или на землю. Движутся такие мотыльки медленно и неуверенно. Когда же они вновь поднимаются в воздух, полет их выглядит каким-то беспо- рядочным, как если бы они были в замешательстве. Тем не менее самим мотылькам нравится этот эффект, и они вновь возвращаются за нектаром к цветам дурмана» [34].

Трудно переоценить значимость того, что две столь раз- ных категории существ, как люди и насекомые, обладают развитой способностью менять с помощью галлюциноге- нов состояние сознания. И прежде всего это означает то, что данная способность была «естественным образом ото- брана» и заложена в нашу ДНК еще до того, как у людей и насекомых был общий предок. Согласно же современным исследованиям, членистоногие (линия, к которой принад- лежат пауки и насекомые) и хордовые (линия, к которой относятся люди и прочие позвоночные) разделились сразу после появления на земле многоклеточных форм жизни. Так что последний их общий предок жил около миллиарда лет назад. Для нас это существо носит условный характер, поскольку не сохранилось никаких его физических остат- ков. На настоящий момент биологи склонны полагать, что это был всего лишь шар из клеток — без глаз, без лица и даже без мозга [35]. Тем не менее мы можем быть уверены в том, что подобное создание и в самом деле существовало, а его потомки разделились и образовали две новые биологи- ческие линии — хордовых и членистоногих. Фактом же, свидетельствующим в пользу подобного развития, являет- ся то обстоятельство, что на генетическом уровне между людьми и насекомыми по-прежнему существует удивитель- ное сходство. К примеру, хотя составные глаза мухи и ка- мероподобные глаза человека совершенно различны по своей структуре, за их образование отвечают одни и те же

 

группы генов — то есть те сегменты ДНК, которые идеи- тичны у мух и человека. Наконец, те же группы генов, кото- рые регулируют дифференциацию парных и сегментиро- ванных усиков, расположенных в области головы у плодовых мушек, отвечают за дифференциацию головного региона мышей и людей. Все это позволило ученым сделать вывод, согласно которому эти гены «перешли к позвоночным и беспозвоночным от общего предка, который жил беско- нечное количество лет назад» [36].

Следуя той же логике, можно предположить, что гены, контролирующие реакцию людей и насекомых на галлюци- ногены, также должны были присутствовать в их общем пред- ке. Иными словами, это гипотетическое существо, лишенное глаз, лица и мозга и бездумно передвигающееся в водах пер- вобытного океана около миллиарда лет назад, уже должно было обладать тем же генетическим кодом, который позво- ляет современным людям испытывать полноценные галлю- цинации.

При этом нельзя сказать, что природа наделила это су- щество данным комплексом генов с той лишь целью, что- бы позднее они могли быть использованы более высоко- развитыми видами. Все, что создается в процессе эволю- ции, должно быть оправданно именно в тот момент, когда оно было создано. И потому всякий, кто желает объяснить нашу способность к галлюцинациям с помощью естествен- ного отбора, должен прежде всего растолковать, какую поль- зу сулил последнему предку людей и насекомых этот са- мый генный код, отвечающий за изменение сознания. Ведь у данного гипотетического существа даже не было мозга, по- зволяющего видеть эти самые галлюцинации! Я уже говорил о том, что мы не в состоянии с полной ясностью постичь, ка- ким образом умение видеть «нереальные» вещи могло уве- личить шансы на выживание столь высокоразвитых млеко- питающих, как люди. Но в тысячу раз труднее понять, как подобная способность вообще могла развиться в более простых и примитивных формах жизни.

Не исключено, однако, что она вообще не развивалась. Во всяком случае, не здесь. Возможно, правы Крик и Нарби, которые утверждают, что наша ДНК представляет собой «древнюю биотехнологию... далеко превосходящую наши

 

современные знания и возникшую где-то за пределами Земли» [37].

Совершенно очевидно, что с помощью естественного отбора невозможно объяснить, каким образом в ДНК об- щего для людей и насекомых предка был внесен код, позво- ливший его потомкам созерцать нереальное. Куда разумнее предположить, что этот код уже присутствовал в молекуле ДНК с первых шагов появления жизни на нашей планете. Соответственно, он был внесен туда некими «умными соз- даниями» в надежде на то, что в какой-то момент процесс эволюции приведет к созданию существ, способных вое- пользоваться этой информацией.

И если этот сценарий в целом прав, то следующий шаг в нашем развитии зависит исключительно от нашего жела- ния с полным вниманием отнестись к этим интерактив- ным учителям из нашей ДНК. Возможно, что ближе всего к истине сумел оказаться доброволец Рика Страссмана по имени Джереми, который заявил во время одного из сеан- сов ДМТ: «Я ощущал процесс эволюции. Эти существа при- сматривают за нами» [38].

Иная реальность?

Не исключено, однако, как отмечает Бенни Шэнон, что по- добный опыт «отражает образцы, существующие в иной, нематериальной реальности». C учетом фактов, изложенных на страницах этой книги, данное предположение представ- ляется вполне оправданным.

Вспомним хотя бы то общее, что объединяет летающие тарелки (круглые, быстро вращающиеся, средство похище- ния людей, связаны с появлением и исчезновением ино- планетян) и танец фей (круговой, быстро вращающийся, средство похищения людей, связан с появлением и исчез- новением фей). Все это похоже на две различные техноло- гии, призванные выполнять одни и те же вещи. Просто НЛО представляют собой более позднюю версию одного и того же изобретения. Но если это и в самом деле технологии, а не абстрактные ментальные образы, то вывод напрашива- ется сам собой: мы действительно имеем дело с восприяти- ем иной реальности и обитающих там существ.

 

Альтернативная идея, предполагающая, что мы взаимо- действуем с некими виртуальными сущностями, «вписан- ными» в нашу собственную ДНК, плохо объясняет подоб- ные факты. Нельзя с ее помощью прояснить и целый ряд физических элементов, связанных с похищением людей духами, феями и инопланетянами. Это касается как полно- го исчезновения лиц в Средние века, так и современного обнаружения НЛО с помощью радаров. Наконец, нельзя за- бывать о шрамах, нередко остающихся на телах людей по- еле их похищения. Все эти феномены никак нельзя при- числить ни к виртуальным, ни к созданным нашим внут- ренним «я». И именно они наиболее ясно свидетельствуют о том, что мы имеем дело с внешней реальностью.

C моей точки зрения, еще более убедительным является факт традиционного скрещивания людей с духами/феями/ инопланетянами — тема, неразрывно связанная с рожде- нием и выкармливанием смешанного потомства. Еще од- ним, дополнительным фактором можно счесть то обстоятель- ство, что уже в обозримом прошлом эти феномены претер- пели явную эволюцию, видоизменившись в соответствии с требованиями времени. Подобный опыт плохо согласуется со сценарием,' предложенным Нарби. И в самом деле, зачем даже самым интерактивным из виртуальных учителей убе- ждать нас в том, что мы вступаем с ними в связь и произво- дим на свет детей? И уж тем более непонятно, зачем им возвращать нас в специально оборудованные детские ком- наты, чтобы мы могли понянчиться с нашим несчастным, больным (и, конечно же, виртуальным) потомством.

И хотя сами образы, наблюдаемые в состоянии транса, прекрасно укладываются в рамки этой теории виртуально- го учительства (включая фигуры териантропов самых раз- ных культур и эпох), не вполне понятно, каким образом содержание предполагаемых уроков может меняться от по- коления к поколению. Ведь, в соответствии с теорией Нарби, эти уроки были внесены в нашу ДНК еще до зарождения жизни на Земле. К примеру, мы уже говорили о том, что «проект» создания смешанного потомства — когда ребенок является наполовину человеком, наполовину духом (эль- фом или инопланетянином) — насчитывает уже не одну тысячу лет. Полагаю, читатель припомнит и то, что многие из его элементов оставались неизменными на протяжении

 

многих поколений. Тем не менее целый ряд процедур под- вергся самой серьезной переработке (так, уже давным-дав- но никто не слышал о подменышах; кроме того, взрослых и детей перестали навсегда забирать в иной мир — отно- сительно подробностей смотри главу пятнадцатую).

Все эти факты служат очередным подтверждением вы- шеупомянутой гипотезы, согласно которой наш опыт вое- приятия «нереального» потому и имеет так много общего, что «отражает образцы, существующие в иной, нечеловече־ ской реальности». В соответствии с этой гипотезой, те са- мые разумные нематериальные существа, которые впервые были отображены на стенах европейских пещер 35 тысяч лет назад, а затем сыграли основополагающую роль в обра- зовании всех мировых религий, и по сей день присутству- ют среди нас, действуя в согласии с собственными плана- ми и устремлениями.

Мы знаем, что около двух процентов всех людей обла- дают способностью спонтанно входить в состояние тран- са, без которого невозможно увидеть этих самых сверхъес- тественных существ. Остальным — в том числе и многим признанным шамана!м — необходима помощь целого ряда техник, чтобы должным образом изменить состояние соз- нания. Наиболее доступным, а соответственно, и наиболее распространенным методом может считаться в данном слу- чае употребление психоактивных грибов и растений, кото- рые растут во всех уголках земного шара. На самом деле повсеместная доступность таких растений невольно наво- дит на мысль, что природа специально позаботилась о том, чтобы рано или поздно эти галлюциногены стали доступ- ны существам с высокоразвитым интеллектом.

Оказалось так, что первыми существами на земле, спо- собными не просто наслаждаться галлюциногенами, как это делают, например, пауки и муравьи, но и обращать их себе на пользу, стали представители нашего собственного вида — Homo sapiens sapiens. Прочие виды специально оты- скивают психоактивные растения и демонстрируют явное изменение поведения в состоянии интоксикации ими. Од- нако сразу после того, как действие наркотика заканчива- ется, они возвращаются к прежним привычкам поведения. Без сомнения, то же самое происходило и с более ранними видами гоминидов. Зато современные люди буквально пре

 

ображаются с помощью тех же субстанций. Мы уже гово- рили в двадцать первой главе о том, что многие из субъектов, принимавших ДМТ и аяуаску, рассказывали позднее о серь- езных изменениях во взгляде на действительность. Очень часто также употребление этих галлюциногенов усиливает духовные и религиозные склонности субъекта, настраивая его на метафизический лад [39].

Мы имеем все основания полагать, что так же обстояли дела и у наших далеких предков, живших в эпоху верхнего палеолита. Существует немало свидетельств того, что тот зна- чительный перелом в истории человечества, который на- блюдался около 35 тысяч лет назад, был обусловлен опытом ощущений, характерных для измененных состояний созна- ния. Именно образы, наблюдаемые в состоянии транса, на- шли свое отражение на стенах доисторических пещер. Наши предки верили в то, что встречаются со сверхъестественны- ми существами из нематериальных измерений. И кто мы та- кие, в конце концов, чтобы считать, что они ошибались?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных