Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обвинения в недобросовестном подборе информации




Один из первых выпадов против нейропсихологиче- ской модели Дэвида Льюиса-Вильямса был сделан Баном в его «Путешествии сквозь ледниковый период»:

Те африканские исследования, на которые опирается новая мо- дель, представляют собой всего лишь ряд допущений, ставших возможными только благодаря чрезмерной вольности в интер- претации фактов. На самом деле не существует никаких этно- графических свидетельств, которые позволили бы увязать на- скальные росписи бушменов с шаманами — и уж тем более с со- стоянием транса. В частности, в этнографических записях не содержится никаких упоминаний ни о трансе, ни о практиках или верованиях, которые подразумевали бы подобное состоя- ние. Однако авторы нейропсихологической модели утвержда- ют, что существуют безусловные свидетельства, позволяющие отождествить целителей и «заклинателей дождя» с шаманами, а тех, в свою очередь, с наскальными росписями [22].

 

Чуть ранее, в 1991 году, южноафриканский ученый Си- рил Хромник опубликовал в журнале Rock Art Research ста- тью, в которой также обвинил Дэвида Льюиса-Вильямса в том, что тот подгоняет этнографические записи девятнадцатого века (в частности, документы Блика и Ллойд) под собствен- ную теорию, желая хоть как-то обосновать содержащиеся там идеи [23]. На самом же деле, как отмечает Хромник:

Ни в одной из рукописей Блика, которые столь активно цити- рует Льюис-Вильямс, не сказано, что данные практики или ве- рования подразумевали состояние транса. Да и в Словаре буш- менов Блика нет отдельной статьи для данного слова [24].

Кроме того, Хромник обвинил Льюиса-Вильямса в том, что он искажает и современные этнографические записи, касающиеся бушменов Ju’/boansi (IKung) из Калахари. В седь- мой главе этой книги мы уже говорили о том, что целитель- ские практики и обрядовый танец, сохранившиеся в пле- мени Ju ־/hoansi, стали веским аргументом в пользу того, что схожие обряды практиковались южноафриканскими буш- менами и в девятнадцатом веке. Однако Хромник утверж- дает, что

Катц [американский антрополог Ричард Катц, один из глав- ных источников Льюиса-Вильямса по Ju’/boatisi ], который под- робно изучал магико-медицинские практики бушменов Кала- хари, не нашел ни одного целителя, которого бы он с полным правом мог назвать шаманом. Их целительные практики ни- как не связаны с трансом [25].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных