ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Шаманы, обладающие сверхъестественной силойВ числе прочего Катц сообщает (хотя у Хромника об этом опять же не сказано ни слова), что ученики шаманов, с трудом входящие в состояние Ma при помощи обычных методов (смотри главу седьмую), получают порой в начале танца порцию «местного наркотика»: Наркотик предлагается в качестве вспомогательного средства, которое позволяет ученику преодолеть страх и войти в состоя- ние Ма. Подобный опыт становится чем-то вроде подготовки к !kia, поскольку обе эти формы напрямую связаны с изменен- ными состояниями сознания. При этом наставник детально ре- гулирует как дозу наркотика, так и время ее приема [54]. Хромник вводит нас в заблуждение и в том случае, ко- гда утверждает, что у бушменов !Kung нет шаманов. Если взять в качестве исходного пункта определение, согласно
которому шаманом является индивидуум, способный вхо- дить в измененное состояние сознания и контактировать с миром сверхъестественного ради блага всего племени, то тут важно принять во внимание следующее свидетельство: Многие бушмены !Kung — около половины взрослых мужчин и около трети взрослых женщин — обладают способностью входить в состояние Ма. В этом состоянии они исцеляют со- племенников и выполняют многочисленные религиозные функ- ции... [55] Находясь в состоянии Ша, целитель подходит к каж- дому из танцующих — вне зависимости от того, выказывает ли этот человек симптомы болезни или нет. Все без исключения получают защитную энергию исцеления. Кроме того, цели- тель общается с богами, умоляя их даровать больному здоро- вье. Он кладет руки на человека и вытягивает из него болезнь с жуткими криками и стонами, что свидетельствует о болез- ненном и сложном характере процедуры исцеления [56]. В седьмой главе мы уже говорили о том, что бушмены на- зывают таких целителей п/от k”xausi — «обладатели сверхъ- естественной силы». То есть здесь прослеживается та же тен- денция, что и в племени сан, где шаманы-целители (Jgnteri) дословно именовались «полными сверхъестественной си- лы». Учитывая способности и характер деятельности этих людей, можно не сомневаться в том, что в европейских язы- ках им более соответствует слово «шаман». Получается, что вся аргументация Хромника сводится в данном случае к мелочному копанию в семантической разни- це слов. Истина же заключается в том, что племени !Kung прекрасно известен тот феномен, который чаще всего име- нуют трансом, — измененное состояние сознания, именуе- мое на языке племени Ма. Кроме того, у бушменов есть ша- маны — те самые п/от k”xausi, которые ради блага сопле- менников входят в состояние Ma и путешествуют вне тела в потустороннем мире. Там они общаются с богами и духа- ми, помощь которых позволяет исцелять больных [57]. Вот как описал это Катцу один из п/от k”xau\ В Ma твое сердце замирает, ты — мертв, твои мысли обращают- ся в ничто, дышишь ты с большим трудом. Ты видишь, как духи убивают людей, чувствуешь запах горящей, гниющей плоти. За- тем ты приступаешь к лечению и вытягиваешь болезнь [58].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|