Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Указатель географических и этнических названий 12 страница




2Славянские же археологи, в свою очередь, всячески превозносили культуру славян и, для того чтобы иметь реальные основания для этого, начали отождествлять ее с доисторической гальштаттской культурой, что, конечно, совершенно неверно. Так делали, в частности, чешские археологи Вольдржих, Ванкель, Гавелька, Смолик и Елинек.

3См., в частности, его последнюю книгу «Kdo byli naši předkové» (Praha, 1921); «Revue des Études slaves», 1922, 19 и cл.

4См. точные примеры в «Živ. st. Slov.», III, 758.

5«Mecklenb. Urkundenbuch» (Schwerin, 1863), I. 35.

6См. примеры в «Živ. st. Slov.», III, 759 и cл.

7См. примеры 1, с. (например, «Vita Caroli mon. Sangall.», II. 12; Widukind, I. 35, II. 20, III. 52, 55; Saxo Gramm. (ed. Holder), 150, 151, 278, 279; Const. Porph., De adm. imp., 30; Kosmas, I. 40; Лаврентьевская летопись под 941 годом.

8Herbord, III. 30; Mašûdî (Гаркави, указ. соч., 140).

9Maurik., Strat., XI. 5; Лаврентьевская летопись под 862 годом.

10Это было до борьбы с германцами.

11Maurik., Strat., XI. 5. Leon, Tact., XVIII.

12Adam Brem., II. 19; Helmold, I. 2; Procop., III. 14.

13Helmold, II. 12.

14Maurik., Leon, I. c; Helmold, II. 12. Легенда о св. Вацлаве (ed. Pastrnek), 60; Поучение Мономаха (Bielowski, Mon. Pol. Hist., I. 871); Ebbo, III. 7; Herbord, II, 41. Слав. [i]гости [/i]имеет, так же как немецкое [i]gast, [/i]другое значение, чем лат. [i]hostis [/i](см. прим. 49 на с. 538).

15Vidukind, II. 20.

16Maurik., Leon, I. с; Thietmar, IX. 3. См. Бонифаций в послании к Этибальду (Jaffè, Monum. Mogunt., 172). См. выше, с. 229.

17Vidukind, II. 20. См. Saxo (ed. Holder), 571. В Man., II. 339, при упоминании о Видукинде говорится о жестокости славян. Очевидно, по ошибке.

18Helmold, I. 25. См. также I. 34.

19Procop., IIІ. 14, 22; Maurik и Leon, I. с; Al-Bekrî, Ибрагим ибн Якуб (Charmoy, Relation, 353), Ибрагим (ed. Westberg), 58; Adam. Brem., II. 18; III. 21, IV. 18; Vita Adalberti auct. Canapario, с. I; Herbord, II, I; Thietmar, VII. 44; Saxo Gram. (ed. Holder), 604; Tougard, Histoire profane, 87, 93, 105.

20Theoph., IV. 2; Theoph. (ed. Boor), 268.

21Tac., Germ., 14; Plut., Aemilius Paulus, 12.

22См. П. Шафарик, Славянские древности, I. 25 и cл.

23[i]Примечание чешской редакции. [/i]Л. Нидерле в конце рукописи II тома своего «Руководства» сделал примечание, что он закончил свой труд 29 июля 1924 года и проверил его 2 февраля 1925 года. К этому можно добавить, что текст обоих томов «Руководства» совпадает с рукописью Нидерле. Поэтому, например, часть, посвященная славянским курганам и погребальным обрядам, подробнее изложена, чем в «Manuel». Конечно, принимались во внимание дополнения, сделанные во французском переводе, но только в тех случаях, когда было очевидно, что речь идет о дополнениях, внесенных автором при корректуре гранок. Вообще же эти мелкие дополнения касаются прежде всего данных об источниках. На случай несовпадения оригинала с переводом везде обращалось внимание.


[1] Древнейшими списками летописи являются Лаврентьевская летопись монаха Лаврентия из Суздаля (XIV век) и Ипатьевская — из монастыря св. Ипатия в Костроме.

[2] Все отрывки из «Повести временных лет» даны в переводе Д. С. Лихачева и Б. А. Романова, изд. АН СССР, 1950, часть I. Написание подлинных текстов также дано в соответствии с этим изданием. — Прим. перев.

[3] Лаврентьевская летопись. В другом месте этой летописи читаем: «Нарци еже суть словене», то есть «норики, которые и есть славяне».

[4] С этой теорией связана легенда о «грамотах» Александра Великого и привилегии, предоставленной им в Александрии славянам в знак благодарности за их отличную службу. Эти подделки возникли в XIII веке, и источником для них служили древние сведения об отношениях между Александром Македонским и скифами (Arrian, Anabasis, IV. 15).

[5] Ягич В. Письма Добровского и Копитара. — СПб., 1885. — С. 119.

[6] См., в частности, его книгу «Über die Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki», Ofen, 1828. «Древности» были изданы в 1836-1837 годах в Праге в двух томах, доступен также немецкий перевод Мозига фон Эренфельда (1844) (Paul Joseph Schafariks Slavischе Altеrthümеr, deutsch von Mosig von Aеhrenteld, Bd. I—II, Leipzig, 1843-1844).

[7] Когда-то предполагалось славяно-германское единство (Шлейхер, Фик) и славяно-иранское единство; ныне эти гипотезы отвергнуты. А. Мейе, а до него Ф. Миклошич, П. Брадке и А. Погодин отвергают и балто-славянское единство [«Introduction a l'étude comparée des langues indo-européennes», 5, 1922, с. 48; «Les dialectes indo-européens», 1908, с 48, «Avant-propos de la réimpression» (предисловие к новому изданию этого сочинения), 1922, с. 10-11]. Однако их мнение горячо оспаривалось славянскими исследованиями, особенно А. Брюкнером (Zeitschrift f. vgl. Sprachforschung, 46, 1914, с. 217), В. Пожезинским, Эндзелиным и Я. Розвадовским («Rocznik sławistyczny», IV, V).

[8] Евангелическая миссия Кирилла и Мефодия, родившихся в Солуни, могла иметь успех в Моравии только благодаря тому, что их южномакедонское наречие легко понималось.

[9] «Om formen af Nordboernes Granier», 1842; см. «Müllers Archiv für Anatomie», 1845, с. 97; 1858, с. 105.

[10] См. статьи о белорусах и великорусах в «Revue anthropologique russe», 1900, 1905; см. там же о поляках, 1901.

[11] Talko Hryncewicz J. Przyczynek do poznania świata kurganowego Ukrajny (Materiały, Krakow, 1899, IV).

[12] См. журнал «Šwiatowit», III, с. 50; VIII, с. 106; IX, с. 104, а также библиографию в моих «Slov. star.», I, с. 93 и сл.

[13] Hellich J. Praehistorické lebky v Čechách. — Praha, 1899. — C. 18.

[14] («Цвет тела и волос у них и не совсем белый или золотистый и, с другой стороны, не совершенно черный, но все они красноватые».) Procopios, В. G., III, 14. Анонимный Стратегикон (Anonymni Strategicon, изд. Мюллера) называет их eÃθνη ξάνθα (желтым народом).

[15] «Slov. star.», I, c. 97. Различные свидетельства собраны in extenso в «Živ. st. Slov.», I, с. 54.

[16] По старому административному делению; в настоящее время значительная часть этой территории входит в состав Польши. — Прим. ред.

[17] См. мои статьи «Pravlast Slovanů a archeologie» (в сборнике в честь Ватрослава Ягича, Берлин, 1908, 670) и «Poznámky k otázce slovanskosti našich poli popelnicových» (в «Památkách archeologických», 26, 1914, с. 181).

[18] Это новая теория Г. Коссины и Г. Вилке (Kossinna. Das Weichselland. — Danzig, 1919. - С. 10; Wilke. Mannus, IX, с. 52).

1 Г. Коссина, профессор Берлинского университета, тщетно пытался доказать, что Польша и Украина в конце неолита были заселены германцами («Das Weichselland, em uralter Heimatboden der Germanen», Danzig, 1919).

2 См. мою статью «Nové thеorie o pravlasti slovanské» в Чешском историческом журнале (XXI, 1915, I-II).

3 Подробности см. в моих «Slov. star.», II, c. 71; III, c. 32, и в приложении к этой книге.

4 Редакция Киевской летописи в том виде, в каком она сохранилась до нас, датируется началом XII века.

5 См. выше, с. 12.

6 После вавилонского столпотворения.

7 Повесть временных лет, 1950, I, с. 207.

8 Там же, с. 23 («Там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне»).

9 Хроника Богухвала («Monumenta Poloniae histоrica», II, с. 468) и Длугоша («Historia polonica», I, initio).

10 Эта традиция ведет начало от краковского епископа Богухвала.

11 Например, легенда, согласно которой апостолы, в частности св. Павел, проповедовали в славянских землях евангелие, а св. Иероним, умерший в 420 году, создал древнеславянскую письменность — глаголицу. См. «Киевская летопись» (указанное место), а также Письмо папы Иоанна X (914-928) [«quis enim ambigit Sclavinorum regna in primitiae (sic!). Apostolorum esse commemorata»] и Письмо папы Иннокентия IV от 1248 года: «in Sclavonia est litterata specialis quam illius terrae clerici se habere a beato leronimo asserentes».

12 См. следующую главу, с. 32 и сл.

13 Ср. Шафарик, Slov. star., II. 711. Название сообщения гласит: «Описание общин и областей к северу от Дуная» («Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii»). Летопись, открытая Гормайером, хранится в Мюнхенской библиотеке.

14 Название Дунай — чуждого, неславянского происхождения. Предполагают, что славяне приняли кельтское название (ср. лат. Danuvius, Danubius, греч. Δάνουβις и т. д.), которое было передано им германцами (гот. Donavis, Donavia). Древнеславянская форма Дунавъ, позднее Дунай.

15 См. труды Шулька (Pogled iz biljarstva u praviek Slavena, Rad XXXIX, 1887) и Ростафинского (О pierwotnych siedzibach i gospodarstwie Słowian, Sprawozdania Krakowské akademie, II, 1908, III).

16 См. соответствующий комментарий в моих «Славянских древностях», I, с. 266 и сл.

17 По мнению Брюкнера, выдающегося польского филолога, первым всеобщим названием бука было grabъ, grabrъ («Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung», XLVI. 193). Было бы неверно, однако, если бы славян удаляли от Вислы на этом основании; да и сама теория Брюкнера, я полагаю, несколько натянута. Прародина славян не знала также слова тис (tisъ, Taxus baccata), дерева, распространение которого относится лишь к западной части определяемой территории.

18 Прежде всего М. Vips. Agrippa (Plin., IV. 81, 97, Dimens. prov., 19); затем Pomp. Mela, III. 1, 82; III. 3, 25; Ptolem., II. 11, 1, 4, 8, 10, III. 1, 8; Marc, II. 31, 36-38. Название Вислы считалось либо славянского происхождения (Добровский, Крек, Гануш, Кавчинский, А. Погодин), либо славяно-германского (Фирлингер, Шрадер), либо германского (Ферстеман, Будилович), либо, наконец, галльского. Последнюю точку зрения разделяли выдающиеся современные филологи (Розвадовский, Шахматов, Фасмер, Буга, Бремер). Однако мы не можем не обратить внимание на то, что подобные или очень близкие названия широко распространены в славянской топонимике. Тут мы встречаем не только Вислоку, Вислок (приток Вислы) в Галиции, но и Вислицу, Вислоч, Вислувку в Польше, Свислочь в Белоруссии и Виславу (Wiszló) в Венгрии. Прибавлю, что русский филолог А. Соболевский относит даже связи славян с саксами к эпохе славянского единства.

19 Предполагается, что оно скифо-сарматского происхождения (oset. dan — «вода»). (См. Л. Нидерле. Starověké zprávy o zemích východní Evropy. — Praha, 1899. — С. 58 и А. Соболевский. Archiv für slavische Philologie. — 1905. — С. 240.)

20 Слав. берстъ, «jilm» (Niderle L. Starověké zprаvy. — C. 70, 84); см. похожее название Днепровского притока Березины, образование от береза («břiza»).

21 См. Vasmer. Rocznik slawistyczny, IV, с. 164; V, c. 138: VI, с. 177

22 См. дальше, с. 31.

23 Кочубинский A. A. Территория доисторической Литвы // ЖМНП. 1897. I. — С. 60.

24 Соболевский А. Лингвистические и археологические наблюдения. — Варшава, 1910; см. также возражения ему А. Погодина, «Изв. отд. русск. яз. и слов.», 1905, Х. 3, с. 11.

25 Самого культурного единства никогда не существовало. Население Повисленья было всегда под влиянием иных культур, чем население Поднепровья, а культура западных славян была всегда отлична от культуры славян восточных.

26 Впрочем, этот исследователь сам допускает распространение славян уже в доисторическую эпоху и вне Припятьской области.

27 А. Шахматов. Изв. отд. русск. яз. и слов, 1911, с. 707; «Archiv für slavische Philologie», 1911, с. 51; J. Rozwadowski. Spravozdania Krakovské akademie, 1901, XI, 1906, III; Almae matri Jagiellonicae, Львов, 1900, с. 107. Однако в самой последней своей статье Розвадовский высказывается довольно осторожно и отказывается от теории кельтской принадлежности венедов («Rocznik slawistyczny», VI, с. 39, 269), но поддерживает ту точку зрения, что до нашей эры славяне жили не между Вислой и Днепром, а севернее Немана.

28 См. мою статью «Nové thеorie о pravlastí slovanské» в «Чешском историческом журнале» («Сeský ćasopis historicky», XXI, 1915, I—II).

29 См. критику К. Буги и М. Фасмера («Rocznic slawistyczny», VI, с. 1-28, 179). Эти авторы совсем отвергали галльский характер приведенных названий (кроме названия Вислы) и обозначали их как индоевропейские. Наконец, А. Шахматов сам признал незадолго до смерти «слабость и неудовлетворительность» своих несчастных кельтских теорий (A. Meillet. Revue des Études slaves. I. - 1921. - С. 190, прим. 1).

30 До 1900 года здесь было осушено для земледелия 7 832 000 га; 328 000 га были превращены в луга, таким образом, осталось только 2 644 000 га болот.

1 Подробности см. в «Slav. star.», I, 221, а также в наст. книге, с. 138 и сл.

2 Herod., IV. 17-18 и 53-54.

3 Там же, ІV. 83-98 и 118-143.

4 См. ниже, с. 35.

5 Чешский исследователь Я. Пейскер изложил свои взгляды в нескольких работах, например «Die älteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen» (Berlin, 1905); «Neue Grundlagen der slavischen Altertumskunde; Vorbericht» (Stuttgart, 1914); «The expansion of Slavs» (reprinted from the Cambridge Medieval History, II, 1914). См. критическое резюме, опубликованное мной в «Архиве славянской филологии» (1909, с. 569) под названием «J. Peiskers neue Grundlagen der sl. Altertumskunde» и в «Revue des Études slaves» (II, 1922, с 19-37) под названием «Des théories nouvelles de J. Peisker sur les anciens Slaves», a также статью J. Janka «O stycích starých Slovanů s Turkotatary a Germány hlediska jazykozpytného», опубликованную в «Вестнике чешской академии» (XVII, 1908, с. 101) и в журнале «Wörter und Sachen» (1, с. 109).

6 См. «Život st. Slov.», I, с. 162; III, с. 135, 146 и сл., и статьи, цитированные в предыдущем примечании.

7 Const. Porphyr. De adm. imp., 2.

8 Со стороны лингвистов было довольно много возражений, особенно против предположения, что термины млеко и тварогъ заимствованы. Профессор славянской филологии В. Ягич считает их славянскими (см. труд Й. Янка, цитируемый выше).

9 См. Pomp. Mela, III. 5, 45. Ср. Plin., II. 170.

10 Эту легенду знали уже Геродот (III. 115) и Гесиод («Hes. fragm.», ed. Marckscheffel, 355), Skylax (c. 19), Skymnos (v. 188). См. также Berger, Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen (I, c. 29).

11 Форма «венд» (vend) была, вероятно, первоначальной формой; распространенная форма «венед» (vеned) возникла в греческой и римской литературе, по-видимому, под влиянием хорошо известных названий адриатических венетов.

12 Iord., Get, V. 34, XXIII. 119.

13 См. критику этих теорий М. Фасмера и К. Буги (М. Vasmera а К. Bugy, Rocznik slawistyczny, IV. 3, с. 189).

14 См. выше, с. 27.

15 Так, например, Vindana, Vindalum, Vindonissa, Vindeleia, Vendovera, Vindobriga, Pennovindos, Vindobala, Vindolana, Vindomova, Vindogladia, Vindogara в Галлии и Бретани; Vindelici, Vindonianus vicus, Vindobona, Magiovindus, Vendidora и т. п. в восточноальпийских землях. Ср. d'Arbois de Jubainville, «Les premiers habitants de l'Europe», II, с. 264, 294. Этимология слов венд, винд неясна (vindos — «белый»?). Остальные возможные толкования этого слова см. в «Slov. star.», I, c. 201. Существует также славянская этимология. Первольф находит тут же корень vent — «великий», старославянская форма сравнительной степени «vętšij» — «больший».

16 Рrосор., В. G. III. 14.

17 См. выше, с. 25.

18 Она появляется лишь в источниках VIII века («Slov. star.», II, с. 487; III, с. 114) и только для обозначения полабских сербов (sorabi в анналах Эйнхарда, 782, 806, 822, и surbi в анналах Фредегара, ІV. 68).

19 Dialogi, 110 (Migne, Patrologia graeca, 38, 847). Ср. Müllenhoff, Deutsche Altertumskunde, II. 347, 367.

20 Более древних упоминаний нет. А. Погодин считал достойным внимания в этом отношении два имени собственных — Stlabonius Fuscinus («Corpus insсr. lat.», III. 4150) и M. Slavus Putiolanus (там же, III, добавление, с. 1958); оба весьма сомнительны.

21 В заключение Розвадовский называет ряд названий рек в Польше и России, образованных от формы «слав» и «слов», и предполагает, что существовала река, называемая Слова или Слава, или хотя бы болотистая местность, называемая «Слово», а народ, обитавший в этой области, получил от него название «словене». Эти названия рек образованы якобы от корня «klеи» — означающего «заливать» (поливать), «чистить». Милан Будимир высказывает это же мнение (Zbornik A. Beliće, Bělehrad, 1921, с. 97-112, 129-131).

22 Iord. V. 34.

23 См. «Сeský časopis historický», I, 1895, c. 19.

1 См. выше, с. 19-20.

2 Достаточно упомянуть здесь в качестве основного факта, что западная часть древней славянской территории всегда, в частности и в доисторическую эпоху, испытывала иные культурные влияния, нежели восточная часть, простиравшаяся по Днепру, который связывал ее с Черным морем и Востоком.

3 Таковой, например, является точка зрения В. Ягича, О. Гуера и А. Соболевского. А. Шахматов продлевает эпоху единства вплоть до IV века, в то время как А. Мейе допускает, что всеобщий славянский язык существовал еще в VIII веке н. э. (Le monde slave, 1917, III, c. 399; Revue des Études slaves, I, 1921, с 8; II, 1922, с. 303, и критика Белича в «Slavii», I, 1922, с. 8).

4 См. Приложение к VII тому Зап. Акад. наук, ч. 2, СПб., 1865, а также Beiträge zur vergleichenden Sprachforschung, 1856, с. 1-27.

5 См. выше, с. 15.

6 «Archiv für slavische Philologie», XX, с. 21 (XVII, c. 71).

7 Впрочем, и болота в бассейне р. Припяти, составлявшие северную часть славянской прародины, были мало заселены, а жители их были недостаточно сильны, чтобы эффективно расселяться по северным районам, густо населенным в то время прусскими и литовскими племенами.

8 См. выше, с. 40.

1 См. «Slov. star.», II, 71-101.

2 Подробности см. в «Slov. star.», 1, 41 и cл., а также II, 73-93.

3 См. Киевскую летопись, а также Послание папы Иоанна X (914-929) хорватскому королю Томиславу и Михаилу, князю Захлумцу [«Quis enim ambigit Sclavinorum regna in primitiis (corr.) Apostolorum et universalis Ecclesiae esse commemorata»]. Jaffé, Reg. pont. rom., 312.

4 См. послание Иннокентия IV 1248 года («quod in Sclavonia est littera specialis, quam illius terrae clerici se habere a beato Jeronimo asserentes, eam observant in divinis officiis celebrandis»). Theimer, Vetera monumenta Slavorum meridionalium, I, 78.

5 См. в летописи: «Илюрик-Словене» и дальше «Нарци еже суть словене» (Лаврентьевская летопись, начало).

6 Эти вымышленные легенды о грамотах и привилегиях появились в литературе в начале XIII века и возникли, очевидно, в каком-либо чешском или польском монастыре, так как считалось, что оригинал привилегии хранился не то в Праге, не то в Кракове (иногда называли еще и Царьград). Упоминания о связях Александра со славянами встречаются уже у Кадлубека (Chron. Pol., I, 9-10), привилегии же встречаются позднее. См. текст и подробное объяснение в моих «Славянских древностях» («Slov. star.», II, 335).

7 Шафарик в первый период своего творчества целиком присоединился к автохтонистскому направлению, издав свой труд «Über die Abkunft der Slaven nach Lor. Surowiecki» (Ofen, 1829), и славянизировал венетов, иллирийцев, гетов, венгерских сарматов и многие фракийские племена. Однако в своем основном и руководящем труде «Славянские древности» (Прага, 1837) он отошел от этого тезиса и заменил его более умеренной концепцией. Согласно этой концепции, славяне хотя и рано достигли Адриатического моря, но часть их была оттеснена отсюда к северу, а другая часть разгромлена нашествием галлов с запада в IV веке до н. э., после чего от них остались лишь адриатические венеты и незначительные остатки в Подунавье и на Балканах (например, бессы, кробизы, трибаллы, северные сарматы). Однако собственно иллирийцы и фракийцы славянами никогда не были. И лишь в VI и VII веках балканские земли вновь были заселены славянами, пришедшими с севера.

8 В частности, к ним относятся чешские историки: A. Šembera. Západni Slované v pravěku. — Videň, 1868; Die Westslaven in der Vorzeit. — Wien, 1877; J. Pervolf. Slavische Völkernamen, Archiv f. sl. Phil., VII-VIII; польские историки: W. Kętrzyński. O Słowianāch mieszk. między Renem a Labą. — Krakov, 1899; Co wiedzą o Słowianach... Prokopiusz i Jordanes. — Krakov, 1901, и более раннее сочинение: Die Lugier. — Posen, 1868. E. Bogusławski. Historya Słowian. — Krakov — Varszava, I, 1888, II, 1899; Początky Chorwacyi illiryjskiej. — Krakov, 1893; Metoda i środki poznania czasow przedhistoricznych w przeszłości Słowian. — Krakov—Varšava, 1901; немецкие историки: W. Osterloff. Einführung in die Geschichte der Slaven. — Jena, 1904; Dowody autochtonizmu Słowian. — Warszawa, 1912.

9 В частности, к этим работам относятся: J. Ružić. Stara i nova postojbina Hrvata. — Zagreb, 1903; V. Žunkowič. Wann wurde Mitteleuropa von den Slaven besiedelt. — Kremsier, 1905 (до 1911 года — шесть изданий); И. Стовик. Славяне — древнейший автохтонный народ Европы. — Одесса, 1905; Г. Генов. Праотечеството и праезик на Българите. — София, 1907; J. Kuffner. Věda či báchora. — Praha, 1912-1922.

10 Iord. (Get., V. 34, 35): «introrsus illis Dacia est, ad coronae speciem arduis Alpibus emunita, iuxta quorum sinistrum latus, qui in aquilone vergit, ab ortu Vistulae fluminis per inmensa spatia Venetharum natio populosa consedit, quorum nomina licet nunc per varias familias et loca mutentur, principaliter tamen Sclaveni et Antes nominantur. Sclaveni a civitate Novietunense et laco qui appellatur Mursiano usque ad Danastrum et in boream Viscla tenus commorantur; hi paludes silvasque pro civitatibus ha bent. Antes vero, qui sunt eorum fortissimi, qua Ponticum mare curvatur, a Danastro extenduntur usque ad Danaprum quae flumina multis mansionibus ab invicem absunt» («Между ними (реками) лежит Дакия, которую наподобие короны ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от истоков реки Вистулы, на безмерных пространствах сидит многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным племенам, родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшее из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»). В этом тексте, в частности в названиях, есть искажения: lacus Mursianus (Morsianus, Musianus) и civitas Novietunensis толковались по-разному (см. мои «Slov. star.», II, 92, 531), однако не может быть сомнения в том что первое название относится либо к болотам в окрестностях Мурсы при устье Савы, либо к Незидерскому озеру (lutum Musun и Anon. regis Belae, 57), второе же — к Новиодунуму при устье Дуная около современной Исакии (Isaccea). Итак, к середине VI века славяне плотно заселяли земли от Незидерского озера, то есть от устья Савы, вплоть до устья Дуная.

11 «ΟuÂννοί τε καiÜ ΣκλαβηνοiÜ καiÜ ÃΑνται σχεδόν τι a¹νaÜ πa½ν καταθέοντες eÃτος, e¹ξ οu¹ Ιουστινιανòς παρέλαβε τhÜν ЎΡωμαίων a¹ρχhÜν, a¹νήκεστα eÃργα εi¹ργάσαντο τοuÜς ταύτη a¹νθρώπους». Procop., Hist. arc., 18. См. также сообщение Иордана, Rom., 388. Подробности См. в «Slov. star.», II, 191. Об уточнении даты, которую дает историческая школа, см. дальше, с. 56.

12 «Dialogi», 110 (Σκλαυηνοί); Migne, Patrol. graeca, 38, 847. См. Müllenhoff, Deutsche Altertumskunde, II, 34, 367.

13 Подобная точка зрения издавна часто встречалась в славянской историографии (Кромер, Иордан, Ульман, Зульцер, Маннерт, Линхарт, Копитар, Мухар, Шафарик, Первольф, Шараневич). В настоящее время ее отстаивает, в частности, Марин Дринов (заходя при этом слишком далеко) в книге «Заселение Балканского полуострова славянами», М., 1873, к выводам которой позднее присоединились также К. Иречек (в первый период своего творчества), И. Шишманов, Г. Смичиклас, Г. Занетов, В. Милкович, В. Каллай и Э. Денис.

14 См., в частности, известие Юлия Капитолина, Vita Marci, 22, и Диона Кассия, 71, 12, 72, 2.

15 Dio Cass., 71, 12; Pausan., Χ, 34. См. мои «Slov. star.», I, 415.

16 Dio Cass., 72, 3.

17 Amm. Marc, 28, 1, 5; Aur. Vict., De Caes., 39, 43; Eutrop., IX. 25; Iord., Rom., 299; Get, 16, 91 и т. д. См. мои «Slov. star.», I, 426.

18 Vita Marci, 14 (Victovalis et Marcomannis cuncta turbantibus aliisque etiam gentibus, quae pulsae ab superioribus barbaris fugerant...).

19 Priskus Paniates, I, cap. 8 (Müller, Frg. Hist. Gr., IV. 69).

20 Iord., Get., 49 (258): «... postquam talibus lamentis est defletus, stravam super tumulum eius, quam appellant ipsi, ingenti comessatione concelebrant, et contraria invicem sibi copulantes luctu funereo mixto gaudio explicabant» [«После того как он был оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая ее громадным пиршеством. Сочетая противоположные (чувства), выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием»].

21 См. доказательства в моей книге «Život starých Slovanů», І, 275, 282, и «Slov. star.», II, 136.

22 Сообщения об этой борьбе см. у Иеронима, Chron. ad olymp., 279, 2 (ed. Schoene, II, 192); Eutrop., X, 7; Anon. Valesianus, 31; Amm. Marc, XVII, 12 (18-19), 13 (1); Euseb., Vita Const, IV. 6; Fasti Hydatiani ad ann., 334 (Monumenta Germaniae, IX. 1). См. «Slov. star.», II, 128 и др.

23 См. «Slov star.», II, 130, 133, 138.

24 На III век и на предшествующее ему время указывает упоминание буров и лугиев в средней Венгрии, гепидов (Piti) в Дакии, затем маркоманнов, квадов, вандалов и ютунгов. Кочевники-сарматы есть также еще в Венгрии за Дунаем, однако тут, у Дуная, нет ни ругиев, ни лангобардов, ни гуннов.

25 Tab. Peut. segm., VIII, 1. Наряду с венедо-сарматами в легендах записаны и подлинные кочевники-сарматы под названием «Sarmate Amaxobii», Sarmate vagi (segm., VI. 1-4 и VII. 2-3). С другой стороны, в названии в легенде Lupiones Sarmatae, что должно быть исправлено, в свою очередь, как Lugiones, следует видеть висленских лугиев, спустившихся под давлением великого переселения народов в Венгрию и являвшихся в свете приведенных ниже данных (в гл. III) опять-таки славянами, о чем свидетельствует и добавление слова «сарматы». См. «Slov. star.», II, 161.

26 Имя Троян (Траян) встречается в русских источниках XII и XIII веков среди языческих русских богов (Траян в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» и в апокрифе «Откровения св. апостол»; кроме того, в «Слове о полку Игореве» упоминается время Трояна, след Трояна и земля Трояна. Кроме того, в сербском фольклоре сохранилось представление о сверхчеловеческом существе, называемом Траяном. См. подробнее в моих «Slov. star.», II, 144, и «Živ. star. Slov.», II, 125.

27 См. выше, с. 22.

28 «Tactica», XVIII. 79.

29 Anon. Rav., IV. 19; Iord., Get., 52, 83; Plin., III. 24 и Aurel. Vict., De Caes., 40, 9, см. «Slov. star.», II, 148.

30 Dio Cass., LV. 32, 2 (Οu¹δλκαια eÃλη); Tab. Peut. segm., VI. 2; Aurel. Vict., Epitome, 41, 5; Itin. Hierosol.; Ennod., VII. 28. В более поздних средневековых источниках здесь появляется крепость Wolkou, Wulckow, Ulcou, Walko, villa Uulchoi, Uelchea; «Slov. star.», II, 150.

31 Образовано от «врба» с окончанием -ас. См. поселение Врбас у Нового сада. См. критику Ромавшова в «Časopise za slov. jezik», 1920, 98.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных