ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Аббазидский период (750-1258).С падением Умайяда в 750 г. Сирия утратила своё лидерство в исламском мире, а вместе с этим - и популярность. Приход к власти династии Аббазида запомнился радикальными переменами в вооружённых силах халифата. В этой широкой и сложной системе сложилась довольно путаная сеть партийных интересов, как схожих, так и противоречащих друг другу. Восстановить равновесие было практически невозможно; в течение всего столетия (имеется в виду 8-ой век) халифы преследовали цель создать особую политику, которая сплотила бы большинство населения. Всякая политическая борьба должна иметь в себе религиозное значение - так требовала исламская среда. Сначала Аббазид коснулся многих восстаний хариджитов, а также других мусульманских групп, отказывающихся подчиняться новым правилам. Существовали и другие объединения, которые сомневались в легитимности требований Аббазида. Что касается христиан и остальной части народа дхимми, то в аббазидский период отношение к ним было менее толерантным; предполагалось также восстановить старые антихристианские законопроекты или придумать новые ограничения. Аббазиды выбрали Багдад для штаба, хотя в течение короткого периода времени аль-Мутаваккиль (847-861) перенёс центр управления из Ирака в Дамаск (885). Поскольку мелкиты были немногочисленным народом Месопотамии, то, по приказу Аббазида, основной вклад в литературу внесли несториане и якобиты. Расцвет несторианской церкви пришёлся на период начала аббазидского халифата по правления аль-Мутаваккиля (847-861), а то есть - с середины 8-го по середину 9-го веков. Образованные монахи, объединённые многими существующими в то время учениями и с энтузиазмом относящиеся к своему призванию, добились величайшего успеха. Непосредственно в Багдаде располагалось множество известных монастырей, групп преподавателей и студентов, например, школы Deir Kalilisuv, Deir Mar Fatyun, а также школа Karh. В последних двух школах медицина и философия преподавались наряду со священными дисциплинами. Христианские врачи и особенно писари опекали несторианскую церковь, и старались изо всех сил получить для своего объединения лояльное отношение мусульманских правителей. Хотя династия Аббазидов оказалась терпимой к другим религиозным, немусульманским группам, тем не менее их терпимость была выражена, главным образом, по отношению к тем единоверцам, которые исповедовали религию, граничащую с традиционным Исламом. Христиане, особенно мелкиты, живущие в восточных областях империи, успели многое перенести. Прежде всего аль-Мутаваккил Абу Гафар аль-Мансур (754-775) возложил множество непосильных мер на христиан. В 756 г. он запретил христианам строить новые церкви, показывать крест публично или говорить о религиях с мусульманами. В 757 г. он брал налоги с монахов, даже с тех, кто жил как отшельник, и использовал евреев, чтобы изымать ризницы для казначейства. В 759 г. он удалил всех христиан из должностей в казначействе. В 766 г. он собирал кресты повергнутых церквей, запретил ночные литургические празднования, а также исследования любого языка, кроме арабского. В 722 г. он потребовал введения особого символа, отличающего евреев и христиан от приверженцев другой веры. Абу Гэфэр аль-Мансур по различным причинам отправил в тюрьму мелкитского патриарха Зэодорета, патриарха Джорджеса и несторианского Католикоса Джеймса. Аль-Махди (775-785) усилил преследование и реставрировал все церкви, которые были разрушены в ходе арабских завоеваний. Христианские племена Banu Tanuh (Бану Танух), насчитывающие 5000 борцов, были вынуждены принять ислам. Возмущенные поражениями, они навлекли на себя византийцев. Аль-мессия послал войска в сирийский Хомс, чтобы заставить христиан отречься от своей веры. Однако многие из этих законов не были претворены в жизнь. Например, когда Умар II попытался отстранить всех дхимми от правительственных услуг, то сей конфуз завершился лишь после того, как данное заявление было проигнорировано. Турецкие визири Бармакида, являющиеся армией аббазидских халифов, кажется, проявили особую меру благосклонности к ах-аль-Дхимми и, особенно, к христианам. Это случилось лишь когда завершилось царствования Харуна аль-Рашида (786-809), сразу после позора бармакидов, когда были замечены некоторые из мер, направленных против христиан. Антихристианская и антисемитская система была введена ещё Умаром II (717-720), а после воспроизведена Харун аль-Рашидом. В 807 г. он приказал восстановить все церкви, уничтоженные мусульманскими захватчиками. Он также распорядился, чтобы члены допускаемых сект носили определённую форму одежды. Но, очевидно, данное постановление было лишь частично претворено в жизнь. При его сыне аль-Ма'муне (813-833) в 814 г. развернулось повсеместное преследование дхимми в Сирии и в Палестине. Множество христиан и церковных сановников бежали на Кипр и на византийские территории. Ничуть не улучшились условия и при аль-Ватеке (842-847), для христиан они оставались всё такими же печальными. При аль-Мутаввакиле (847-861) недовольство христиан заметно возросло по причине резких ухудшений условий. В 850 и 854 гг. аль-Мутаввакиле восстановил дискриминационный законопроект и дополнил его новыми особенностями, жёстче которых еще никогда не существовало, которые были направлены против меньшинств. Христиане и евреи были обязаны ставить деревянные образы дьяволов у себя дома; выравнивать могилы до уровня земли; носить одежду жёлтого цвета и ездить лишь на мулах и ослах с деревянными седлами, отмеченными двумя, подобными гранату, шарами, на отдельных частях. Опираясь на утверждения Корана о том, что евреи и христиане исказили текст своих священных писаний (Surs. 2:70; 5:16-18), современные юристы постановили, что никакое доказательство еврея или христианина не допустимо, если оно направлено против мусульманина. С юридической точки зрения, закон любым способом старался принизить в правах мужчину из дхимми, возвышая при этом мужчину мусульманина. Он защищал его жизнь и собственность, но не принимал никаких доказательств дхимми. Восемь действий являются для дхимми незаконными: тайное замышление борьбы с мусульманами; (половая) связь с женщиной-мусульманкой; попытка вступить в брак; попытка подговорить мусульманина отступиться от его религии; грабёж мусульманина на дороге; действия шпиона или представителя от неверующих; убийство мусульманина. Однако, несмотря на суровость этих законов, социальное положение христиан было не таким уж мрачным. Последствия данного антихристианского законопроекта были смягчены до определённой степени числом и действиями христиан в престижных и жизненно важных профессиях, таких, как медицина и высокие должности в правительстве; например, Абу эль-Хасан Са'ид ибн Амр-ибн-Сангана, тот, кто занял положение секретаря при Халифе аль-Ради (934-40), тот, кто был также назначен специальным секретарём и министром финансов двух сыновьей Халифа в 935 г. и тот, кто оказывал неоценимые услуги христианам. Поскольку Ислам запрещает ростовщичество мусульманам, христиане осуществили некоторую монополию на отрасли ювелира, торговли драгоценностями и ростовщичества. Следовательно, многие христиане разбогатели, и это не могло не вызвать дальнейшее чувство ревности. В целом, отношения между мусульманами и христианами были мирными, и несправедливые законы не всегда претворялись в жизнь. Однако, христиане не могли не чувствовать и выносить клеймо неполноценности. Даже литература исламо-христианского противоречия не должна ввести нас в заблуждение об истинном условии на земле Ислама. Толерантность, которой они наслаждались, не была результатом государственной политики, последовательно поддержанной всеми халифами. Последние мотивировали это беспокойством за защиту и продвижение науки и искусства. Исламизация Сирии, Ирака и других земель без сомнения облегчила ход "арабизации". За победой арабов следовала победа Ислама как религии, в то время, как множество христиан Сирии и других земель были обращены в исламскую веру, дабы избежать репрессий и невыносимых условий. Наконец, можно проследить и "лингвистическую победу" - победу арабского языка над греческим и сирийским, постепенно вытесняемыми. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|