Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И побуждение к самоконтролю




Промежуточные результаты наглядно представляются детям.

Анализ промежуточных результатов способствует формирова­нию умения планировать, убеждает ребенка в необходимости со­блюдать определенную последовательность действий.

Представленность промежуточных результатов может быть ис­пользована педагогом для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Сопоставлением резуль­татов, получаемых детьми, с теми, которые представляет педагог, помогают ребенку самостоятельно находить ответ на вопрос: «Что делать дальше?» Действиям сопоставления надо научить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, воспитатель обращает его внимание на следующий и устанавли­вает, что нужно сделать, чтобы его получить.

Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежу­точных результатов под непосредственным руководством взрос­лого, дети самостоятельно с этим справляются.

Нужно задавать детям вопросы, побуждающие их называть действие, совершенное для получения данного промежуточного результата, и его особенности.

Очень важно убедить детей в необходимости соблюдать после­довательность действий. Для этого задаются соответствующие вопросы, например: «Почему сначала надо наклеить украшения на круге, а потом свертывать из него конус-юбочку для матреш­ки? Что может случиться, если об этом забыть?» Можно вспом­нить печальный прошлый опыт.

Подчеркнем, что анализ промежуточных результатов надо про­водить в темпе, как коллективное разгадывание того, что проде­лывал педагог, чтобы получить нужный результат. Педагог стремится к тому, чтобы дети испытали удовольствие от поиска решения задачи, от собственной смекалки и умения анализировать, объяснять.

Поэтому, общаясь с детьми, он должен радоваться их смекалке, догадливости, точности ответа, уму: «Какие молодцы, не забыли название линии - пунктирная, сплошная! Как понятно, что вы заметили, увидели, как точно, по линии я разрезала, я старалась! Ай, да Дима, догадался, что будет на следующей ступеньке нашей лесенки» и т.п.

Очень важным является то, что, анализируя промежуточные результаты, дети проговаривают названия действий, обозначений на листе бумаги, деталей, свойств и т.п. При систематической ра­боте уже в средней группе дети правильно называют действия: «разрезать», «согнуть», «соединить уголки» и т.п. Не имея опыта проговаривания, дети переходят на язык жестов или неправильно употребляют слова, обозначающие действия. Например, показы­вают ладонями действие сгибания и говорят: «Вот так сделали» или «Надо сгибнуть», «разрезнуть» и т.п. А желая помочь това­рищу, берут его работу и делают за него. Анализ, побуждающий к проговариванию, важен и с точки зрения речевого развития, и с точки зрения расширения возможности оказать помощь товарищу советами, объяснением.

Анализ поделки

В такой поделке наглядно представлены ошибки, которые мо­гут быть у детей при выполнении работы. Например, типичной ошибкой при плетении является пропуск нити (полоски) в основе. При разрезании по линии в чертеже дети часто не дорезают до точки пересечения или, наоборот, перерезают дальше ее и т.д. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать уста­новку на самоконтроль. Для этого педагог предлагает детям по­делку с ошибками и задает им вопросы. Например, воспитатель показывает детям полый кубик, в котором не проглажен один из сгибов (в результате одна грань у кубика округлая), при склеива­нии сторон квадратики неточно совмещены друг с другом (в ре­зультате кубик не может плотно встать на стол всеми гранями). Указывая на сгиб, воспитатель спрашивает: «Что здесь забыл сде­лать Неумейка?» Несовмещенные квадратики дети обнаруживают сразу: «Не соединил уголочек с уголочком».

Таким образом, дети устанавливают связь между характером действия и получаемым от него результатом. Действие становится осознанным и контролируемым.

Детям можно показать некоторые контрольные действий. Тот же кубик, прежде чем склеивать, можно сложить и посмотреть на свет внутрь кубика: если разрезы сделаны точно, в уголках не бу­дет щели; сгибы можно проконтролировать, проведя по ним кон­чиком пальцев или зрительно сопоставив один с другим и т.д.

Надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнару­живают ошибку у другого, чем у себя. Особенно если работа требует пристального внимания, например плетение, ткачество, че­редование узора в аппликации.

Контроль и взаимоконтроль по ходу работы помогает достиг­нуть более качественного результата, что радует детей, вызывает большое удовлетворение от работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных