ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Детей дошкольного и младшего школьного возрастаПреемственность определяется как связь между разными этапами или ступенями развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. То есть в новом всегда сохраняются элементы предшествующего этапа развития. Таким образом, преемственность - это одна из объективных закономерностей развития любого явления, благодаря ей развитие непрерывно. Существует преемственность и в развитии детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, преемственность в развитии личности ребенка. Сущностный характеристикой личности является развитие творческих способностей человека, творческости как качества личности. Преемственность в развитии творческой сущности личности в разные возрастные периоды и на разных ступенях образовательной системы определяется необходимостью, которая обусловлена социальным заказом к системе образования (обществу необходимы творческие личности). В условиях художественной, изобразительной деятельности в силу ее специфики, объективно творческого характера имеются большие возможности для развития творческой личности. Однако преемственность, будучи и закономерностью, и необходимостью развития творческой личности, может быть стихийной, фрагментарной, неполноценной, если специально не создавать условия преемственного развития. То есть система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, а затем в начальной школе должна обеспечить преемственность в развитии творческих основ личности. Таким образом, преемственность в развитии личности обеспечивается преемственностью в системе образования. Эта преемственность проектируется и реализуется в целях, задачах, содержании, формах и методах работы с детьми. На каждом возрастном этапе детства в пределах дошкольного должно происходить преобразование задач, содержания, методов и форм работы с дошкольниками с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей этого возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода). В предыдущих главах специфика творческого развития личности дошкольника в условиях изобразительной деятельности рас- сматривалась нами в связи со всеми вышеназванными моментами. Доминирующая потребность детей раннего возраста (с года до трех лет) - освоение предметного мира и способов действия с ним. Предметная деятельность, в которой в основном и удовлетворяется эта потребность, существенным образом влияет на характер изобразительной деятельности и возможности психического, личностного развития ребенка в ней. Как следствие, это повлияло на конкретизацию задач, содержание, методы руководства этой деятельностью в раннем возрасте. В дошкольном периоде, когда у детей развивается зародившаяся раньше потребность освоения смысла деятельности взрослых, непосредственного участия в ней, ведущим видом деятельности становится игра. Возможность реализовать многие свои потребности пока только в воображении, игровом плане существенно влияет на характер, своеобразие детской изобразительной деятельности (§ 3). Творческое воображение развивается наиболее интенсивно в этот стабильный период, поэтому задача развития творчества, продуктивного воображения является доминирующей в системе развивающего обучения на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности дошкольников. Продолжают развиваться творческие умения. Приобретение знаний, умений и навыков подчиняется задаче развития творчества. Главное, чтобы ребенок мог выразить свои замыслы. Именно поэтому в дошкольный период не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование дошкольного детства - творческое воображение. Значение творческого воображения в дошкольном возрасте непреходяще. Оно крайне важно для его последующего развития в более зрелые годы и обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Линия развития творческого воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Однако в начальной школе у детей появляется новый способ креативного познания мира - теоретическое мышление, которое формируется в учебной деятельности. Уже к концу дошкольного возраста у детей появляется более критичное отношение к результатам своей изобразительной деятельности, осознание причин ее несовершенства. В процессе осознания детьми смысла художественной деятельности (самовыражение и воздействие на других людей) у старших дошкольников зарождается новая потребность: овладения знаниями и более совершенными способами деятельности (адекватными оценкам и уровню требований окружающих). Оформляющаяся учебная деятельность становится ведущей в начальной школе. Процесс обучения детей на уроках предполагает задачу формирования соответствующих знаний и умений в сфере изобразительного искусства как одну из главных. Однако характер освоения этого материала может быть как механическим, чисто репродуктивным, так и творческим, креативным, на уровне творческого мышления. В.В.Давыдов продуктивное воображение, доминирующее в развитии дошкольников, считает основой творческого мышления младшего школьника. Он рассматривает эти способности как самоценные и равноценные составляющие единой линии творческого развития детей - это и есть, по его мнению, основание преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования. Креативное, творческое мышление младшего школьника — это как бы новый качественный отрезок в единой линии развития творческих способностей человека. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления - в форме абстрактных понятий. Таким образом, в начальной школе задача освоения специфических знаний, умений сохраняется при наполнении ее более сложным содержанием (например, некоторые законы линейной и воздушной перспективы). При этом процесс освоения идет более совершенным способом креативного познания - творческим мышлением, позволяющим осознать принципы, закономерности создания художественного образа. В плане преемственности получает дальнейшее развитие способность ребенка самостоятельно ставить изобразительные задачи, организовывать и осуществлять для их решения адекватные действия (например, целенаправленное наблюдение, упражнение в рисовании с натуры), проявлять инициативу, осознанную гибкость в поиске адекватных замыслу способов изображения и т.п. То есть в начальной школе продолжается процесс освоения, деятельности на более высоком, более осознанном уровне. В то же время вне уроков не должна потеряться самостоятельная художественная деятельность детей, возникающая по их инициативе. Главный смысл этой деятельности, как и у дошкольников, - творческое самовыражение. Знания, умения и опыт творческой деятельности занимают в этом случае подчиненное положение. Доминирующим психическим процессом в такой деятельности является творческое воображение. Смысл этой деятельности - в создании ребенком оригинального образа, адекватно отражающего его чувства, мысли, устремления. Именно в такой свободной форме изобразительной деятельности наиболее ярко продолжается собственная линия развития творческого воображения детей-школьников как одной из сущностных характеристик творческой личности. Развитие творческого воображения младших школьников может продолжаться в начальной школе и в рамках кружковой, студийной работы, на некоторых уроках по изобразительной деятельности, где рисование идет на свободную тему. Таким образом, преемственность в творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста может осуществляться по двум линиям: во-первых, развитие творческого воображения, доминирующего в дошкольный период и продолжающего развиваться в младшем школьном возрасте в разных видах и формах изобразительной деятельности. Во-вторых, развитие творческого мышления у школьника в рамках учебной деятельности, опирающегося на достигнутый в дошкольном возрасте уровень творческого воображения, как базовое, фундаментальное новообразование дошкольного периода жизни ребенка. Один из подходов в решении задачи развития творческого воображения школьника в единстве с формированием специфических знаний, умений реализован в программе по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Эта программа в большей степени отвечает идеям преемственности в развитии и художественном образовании детей. Существуют и другие программы, пытающиеся решить задачи развития творческого воображения и формирования изобразительных навыков и умений в единстве. В школе В.В.Давыдова в настоящее время разрабатываются программы преемственности в развитии разных форм креативного познания: творческого воображения и мышления. Анализ практики преемственности в художественном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста показывает стихийность этого процесса и даже ошибки в решении этой проблемы. В дошкольных учреждениях это проявляется в форсировании темпов психического развития детей дошкольного возраста, стремлении ставить и решать задачи начальной школы в условиях дошкольного образования. Конкретным проявлением этого является перенос задач, форм, методов обучения из начальной школы в дошкольное учреждение; ущемление игры как ведущего вида деятельности. Все это пагубно скажется на дальнейшем общем психическом и личностном развитии ребенка. Главная причина такого явления - непонимание специфики дошкольного периода детства, его самоценности, неповторимости, приоритетности определенных сторон психического и личностного развития детей в этом возрасте. В начальной школе, к сожалению, не учитывается опыт творческого развития детей в дошкольном возрасте и не подвергается дальнейшему развитию. Нередко учитель, не зная образовательной программы дошкольного детства, полностью дублирует задачи, содержание изобразительной деятельности, реализуемые в детском саду; использует методы и приемы обучения, из которых дети «выросли». Соотношение репродуктивных и креативных способов освоения ребенком изобразительной деятельности далеко не всегда является проблемой, осознаваемой и решаемой школьным учителем. Поэтому преемственность в художественном воспитании детей нередко носит внешний характер. Очень важно достижения в художественном развитии детей-дошкольников сохранять и развивать при последующем обучении их в начальной школе. Это должно проявляться в первую очередь в развитии ребенка как субъекта изобразительной деятельности. То есть его развитие сопряжено с дальнейшим освоением им этой деятельности. В первую очередь с развитием общественно направленных мотивов деятельности, желания выполнить работу, производящую впечатление на других людей (выразительную и своеобразную). Соответственно должна быть преемственность и в усилении учебных мотивов, развитии потребности заниматься данным видом деятельности, осваивать ее на более высоком уровне. Преемственность должна быть и в освоении деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов и становлении ее на самодеятельном уровне. То есть у младшего школьника получает дальнейшее развитие способность ребенка самостоятельно ставить изобразительные задачи (целеполагание). Осуществлять адекватные действия (более совершенное восприятие, замысливание образа, более высокий уровень изображения, контроля и оценки). Как следствие, преемственным должно быть достижение более творческого уровня деятельности. Процесс освоения деятельности, процесс субъектного развития ребенка органично включает в себя развитие всех сфер личности: когнитивной, эмоциональной, волевой. В решении проблемы преемственности особо следует обратить внимание на развитие творчества ребенка, творческости как качества личности. Это обусловлено двумя факторами: - сущностной характеристикой личности является способность к творчеству; - изобразительная деятельность по своей сути в ее высшем уровне развития в обществе - это сфера творчества. Полагаем, что проблему развития личности младшего школьника в условиях изобразительной деятельности следует рассматривать так же, как и дошкольника, а именно: в общей системе работы по развитию личности во всех сферах и видах деятельности (не только учебной).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие …………………………………………………………………………………. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|