Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результатов детской деятельности




Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач - должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», - гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, то углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты и там, где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может таким образом установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе.

Таким образом, перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

- оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

- по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

- нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

- оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Игровые приемы

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой его части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе и оценке детских работ. Они направлены на решение учебных и творческих задач.

Наибольшее значение игровые приемы имеют в младшем воз­расте, когда дети в совместной со взрослым деятельности выпол­няют отдельные действия. Сюжетно-игровая ситуация помогает детям осознать значимость действий, способ действий.

Вот как воспитатель связывает со сказкой и игрой действие скатывания шариков из бумаги в младшей группе и подчеркивает значение способа действия и его результата (маленькие, круглень­кие шарики).

 

Дети вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Педагог выставляет домик из набора настольного театра и предлагает детям вспомнить, что пела лиса ласковым голосом, чтобы петушок выглянул в окошко. Дети (все вместе поют):

Петушок, петушок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Куры клюют,

А тебе не дают.

Петушок (выглядывает): «Где горох?»

Педагог: Ох, Петушок, хорошо, что это дети так пели, а не лиса, а то схватила бы тебя и унесла за синие горы, за темные леса. А ты хочешь горош­ку? Да? Не горюй, Петя, мы тебе его сейчас дадим. Посиди пока дома, да не выглядывай. Будет горох - мы тебя все вместе позовем».

Петушок: Не буду выглядывать. А ваш горох такой же кругленький, ма­ленький, как тот, что мне дает мой друг кот? (Воспитатель выделяет голосом «кругленький», «маленький».)

Педагог: Конечно! (Обращаясь к детям) Петушок боится подавиться го­рохом. Маленькие горошинки ему нужны. Мы оторвем маленький кусочек бумажки, сомнем его пальчиками, а теперь скатаем между ладошками. (Дети действуют вслед за педагогом. Новое движение - скатывание. После несколь­ких движений ладонями смотрят работу друг друга: кругленькая горошинка?) Не подавится Петушок? (Повторяют движение. Делают по нескольку горошин и зовут Петушка.)

 

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной, изобразительной задачи. Так, дети средней груп­пы сделали фигурку Михаила Ивановича (деление прямоугольника пополам), он приходит на следующее занятие и просит найти ему Мишутку. Выполняя фигурки одним и тем же способом, дети вно­сят новое в изображение животного: у Настасьи Петровны наряд­ный фартук, а у Мишутки - яркие штанишки с карманом.

Для выполнения работы дети могут брать на себя роли и дей­ствовать более активно и творчески. Так, побуждая детей подго­товительной группы, овладевших чтением чертежа полого куба, к придумыванию игрушки на его основе, педагог предлагает им стать волшебниками, превращающими кубик в игрушку. Дети становятся волшебниками и «оживляют» спящих зимой бабочек, стрекоз (аппликация из сухих листьев).

На занятиях, где ведущими являются творческие задачи, игро­вые приемы помогают детям придумать поделку, узор для ее ук­рашения, композицию в аппликации, самостоятельно выбрать способ создания поделки или деталей для нее и т.д.

 

Волшебнику Изумрудного города дети строят дома. Но ему хочется, что­бы в сказочном городе и дома были сказочными, не похожими один на дру­гой, чтобы они отвечали требованиям будущих жильцов: прочные стены и крыша (правильно склеены), в доме много света (окна большие), рамы у окон ровные, стекла не выпадут (разрезано точно и ровно). Воспитатель побуждает нескольких детей рассказать волшебнику, кто какой дом будет делать (на какой основе, какого цвета, какой формы окна, сколько этажей, какой формы крыша, как будет украшен).

 

Сказочные персонажи действуют на протяжении всего занятия. От их имени педагог задает вопросы, помогающие уточнить, раз­вить, обогатить замысел новыми элементами.

Игры с Незнайкой, который всегда допускает ошибки и кото­рого во всем приходится поправлять, помогают фиксировать внимание детей на способах орудийных действий, помогают детям осознать необходимость применения рационального действия, установить связь между способом действия и полученным от него результатом, так как Незнайке надо доказывать, что по-другому нельзя. Нельзя, например, пропускать нитку в основе плетения из ткани, нельзя пропускать разрез в основе бумажного плетения, иначе не получится квадратик, как на шахматной доске, или до­рожки одинаковой длины.

Незнайка (или Неумейка) помогает сосредоточить внимание детей на особенностях композиции или на ее цветовом решении.

 

На занятие приходит Неумейка и приносит ковер, но что за ковер у Не­умейки? Он весь узор выполнил в темных тонах. И сам он грустный и несчастный, как выясняется из инсценированного с ним разговора из-за того, что долго стоит пасмурная погода и не видно солнышка. Он соскучился по весне, когда все цветет и много света. Дети хотят порадовать Неумейку и сделать веселый, солнечный узор, «как будто лето пришло». Они подбирают теплые, яркие цвета деталей, соответствующий фон для поделки.

 

В игровой ситуации дети учатся анализировать свои изделия. Ребята легко определяют качество работы. «Ой, - вскрикивает кукла, «присаживаясь» на диван, - боюсь, упаду!» И дети легко находят причину - непрочно приклеена спинка дивана.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно мень­ше, персонажи, используемые на занятии, по ходу работы не ос­тавляют детей без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие детям контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Замечание сказочного персонажа принимается детьми легче, чем непосредственно от педагога. Если по ходу работы дети исправля­ют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по каче­ству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных