ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общение учителя с родителями
Основная цель общения учителя с родителем трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции поведения трудного школьника, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь этому школьнику выправиться. На первой "фазе" общения с родителем вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого надо обрести нейтральное состояние "резервуара" - пустой формы, не наполненной психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает наш опыт, вам необходимо будет "продержаться" примерно 10-15 минут, в течение которых родитель будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику, вставляйте некоторый нейтральные фразы, такие, например, как "Успокойтесь", "Я Вас слушаю", "Я Вас понимаю". Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель постепенно "остынет". В конце концов он успокоится, начнет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору. Теперь ваша задача - организовать равноправное взаимодействие с родителем. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном "учительском" тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и одинаково уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству -подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери его реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращенность только на свои проблемы. Покажите, что в содержание его человеческого "я" входят не только моменты его личной жизни, но и жизни его ребенка как его духовного продолжения. В третьем - укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологически контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Не "переходите на личности". Направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический "диагноз" учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою "смелость" перед одноклассниками, предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, художественная самодеятельность). Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать сына на рыбалку, на художественные выставки, в театр. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами: чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т. д. Ищите варианты. Случается так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени. "Не верьте генетике". Не следует понимать данный совет буквально. Влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно, но это влияние не безгранично. Отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его характера и способностей действуют на него как внушение. Если ребенку с первого класса в школе относятся как к ребенку "из плохой семьи", то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнить успеваемость и поведение ребенка "из плохой семьи" при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя. Поэтому я призываю вас: верьте в силу воспитания! Не отказывайте ребенку из "плохой семьи" в вашем заботливом внимании! Боритесь за него, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержать родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания, а родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против вашего общего "врага" - воспитательной проблемы, разработать план конкретных совместных действий. (Самоукина Н.В. Игры в которые играют... - Дубна, 2000. -С. 42- 48.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|