ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коррекционно-развивающая работа воспитателя
Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств. В коррекционной работе воспитателя можно выделить следующие этапы. 1. Выяснение причин отклонения в поведении ребенка, а также изучение сильных и слабых сторон его личности. 2. Определение целей и способов действия по искоренению недостатков в поведении и формированию положительного качества, противоположного тому, которое является ближайшей причиной отклонений в поведении. 3. Дискредитация, обесценивание отрицательных форм поведения и формирование мотивов положительного поведения(желания избавиться от недостатков, потребности усовершенствовать качества своей личности и др.). 4. Выбор вида деятельности, в котором наиболее успешно формируется необходимое положительное качество, и включение в него воспитуемого. Одновременно ведется работа по обеспечению благоприятного положения его в системе межличностных отношений. 5. Закрепление прививаемого качества через упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и через одобрение положительных изменений. Основной целью коррекционно-развивающей работы должно быть формирование положительных качеств личности, противоположных тем, которые являются причиной отклонений в поведении ребенка. Например, при наличии у него агрессивности следует развивать у него благожелательность, если ребенок ленив - воспитывать трудолюбие, если склонен к замкнутости - развивать общительность. Развитие у ребенка этих качеств означает обучение его соответствующим способам поведения, установление с ним новых отношений. Формирование положительных качеств требует созидающих приемов, таких как организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения, просьбы, поощрения и др. Содержание цели определяется причинами, которые обусловили то или иное отклонение в поведении ребенка. Поэтому коррекционная работа всегда должна начинаться с выяснения причин того, почему именно так ведет себя школьник. Следует отметить, что причины отклонений в поведении часто коренятся в стиле работы самого воспитателя. С авторитарным стилем работы, например, могут быть связаны такие недостатки в развитии ребенка, как неуверенность в себе, дефицит самостоятельности, приступы упрямства и др. Поэтому диагноз причин отклонений педагог должен начинать с анализа собственного стиля работы и стиля работы других воспитателей и только потом переходить к поиску этих причин в психических особенностях самого ученика. Конечно, устранение причин отклонений в поведении ребенка не искореняет отрицательное качество его личности. Но, устраняя причину, которая провоцирует проявления его, мы ослабляем это качество. Содержание дальнейшей работы составляет формирование у ребенка соответствующих мотивов поведения, желания избавиться от того или иного недостатка, потребности усовершенствовать свою волю и др. В связи с этим проводится работа по дискредитации, обесцениванию отрицательных форм поведения: воспитатель, например, показывает (по возможности наглядно, с приведением конкретных случаев), в чем состоит вред лени, агрессивной или другой формы поведения, к каким последствиям ведет то или иное действие; внушает воспитуемому уверенность в том, что ту же лень или агрессивность можно "победить". Обсуждая с воспитуемым вопросы типа "Почему с тобой мало кто дружит?" (если коррекция направлена на преодоление психологической изоляции в классном коллективе), "Почему у тебя невысокие успехи в учебе?" (если причиной низкой успеваемости является лень), педагог расширяет его знания о себе, о том, как его воспринимают другие, какое его поведение осуждается, не принимается окружающими, и о многом другом, что помогает воспитуемому осознать необходимость изменения своего поведения. В формировании положительных качеств личности большую роль играет подкрепление с помощью различных форм поощрения наметивших изменений в поведении учащегося. В коррекционно-развивающей работе используются и специальные методы. К ним относятся: психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, психотерапия (аутогенная тренировка, имаготерапия, музыкотерапия, библиотерапия). Они направлены на осознание учащимся своих отношений к другим людям, чувств, возможностей, своего прошлого. Названные методы используются только школьными психологами, а психотерапия - врачами. Если коррекционно-развивающая работа проводится со старшим школьником, то она обязательно должна дополняться организацией самовоспитания как основного способа формирования личности. В его программу включаются в основном цели по формированию положительных качеств, например: развивать свою настойчивость, доброжелательность, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Соответственно для их достижения используются самосозидающие приемы (самоанализ, самооценка, самотренировка, самопобуждение, самопоощрение, подведение итогов работы над собой), одновременно ставятся новые цели или уточняются ранее поставленные и т. д. В процессе всей коррекционной работы у воспитуемого формируют рефлексивное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания. (Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Минск, 1999. - С. 92 - 101.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|