ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 7 страницаГлава II Фшюсофская модель вселения человека в мир
ких, социальных и человеческих ритмов с процессами, происходящими на Солнце (Чижевский, 1924). К.Э. Циолковский анализирует проблему поиска и отбора талантливых людей и критикует существующую систему обучения, готовящую в том числе и ученых. «От него (ученого. — А.Х.) не требуют ни открытий, ни изобретений, а только знания уже установившейся науки. Таким образом, с помощью экзаменов отбираются люди не с творческим талантом, а с огромной наклонностью к восприятию» (1992, с. 57). В результате «большинство народных творческих сил пропадает бесплодно для человечества» (там же, с. 57). В своих работах «Горе и гений», «Двигатели прогресса» ученый предлагает пути устранения исторических ошибок по отношению к талантам и их идеям. Некоторые из этих путей могут показаться странными, например селекция людей по их одаренности и постепенное разделение мира на 2 части. Другие предложения ученого заслуживают пристального внимания. Например, в очерке «В каком порядке происходит открытие или изобретение» К.Э. Циолковский типизирует людей в соответствии с этапами установления открытий: фантазеры (сказочники) — более умеренные фантазеры типа Жюля Верна, Эдгара По — даровитые мыслители — составители планов и рисунков — моделисты — первые неудачные исполнители — осуществители открытия (там же, с. 223). Ученый предлагает выбирать представителей из каждой группы и собирать их вместе для более эффективной деятельности на благо человечества. Русский философ и поэт Д.Л. Андреев — автор интеррелигии «Роза Мира» — соборной духовности будущего человечества строит образ человека «облагороженного образа» (1991, с. 242). Он считает, что ведущее место в будущем образовании займут формы внутреннего труда ученика: созерцание, размышление, религиозная деятельность, общение с природой, развитие тела, экскурсии и паломничества к великим очагам культуры, занятия литературой и искусством, творческая любовь. Разовьется не только жажда знания, но и духовная жажда вообще. Приведем перечень основных черт будущего человека облагороженного образа, изложенный Д.А. Андреевым: Умственный облик характеризуется интеллектуальной независимостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого. Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и понимании искусств прошлого, потребности художественных впечатлений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного. Нравственный облик нового человека характеризуется деятельной добротой к окружающим, чувством единства общечеловеческого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого. Религиозный облик характеризуется внутренней работой над раскрытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, умением со-веровать всем религиям, т.е. понимать опыт и учение каждой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве. Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиа-лиями, стройным телосложением, пластичными движениями, открытым светящимся лицом (там же, 242). Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется развитию внутренних задатков натуры учеников: «Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитектурного, живописного, философского, религиозного творчества» (там же, с. 243). Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12—13 лет по 7 месяцев в году. Среди учебных дисциплин — всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т.е. ориентация на «включение» ученика в культурно-исторические процессы. Анализ работ философов позволяет сделать вывод, что гносеология русского космизма эвристична по своей сути. Ученые, представляющие данное направление отечественной философской мысли, создавали свои творения с целью отыскания путей и способов развития человека и человечества путем созидания нового. § 3. Философские основания эвристического образования Обобщение и интерпретация идей отечественной философии для моделирования теории эвристического обучения могут быть выполнены путем их проектирования на основные элементы дидактической системы: смысл образования, содержание, технология и методы, результаты образования. Приведем тезисное изложение философских идей, которые мы относим к эвристическому обучению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|