Смысл образования эвристического типа.
• Образование — это не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно,
Глава II
Философская модель вселения nejioeeica в мир
его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности аналогичны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.
• Смысл творчества заключается в самой природе существования человека, этот смысл не может быть понят из замкнутой системы бытия. Отечественные философы связывают смысл творчества че ловека с продолжением акта божественного творения.
• Творчество человека — есть его «выход из себя» (Н.А. Бердяев). Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет обще человеческий, космический характер.
• Образование — это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение не известного, а не только на изучение известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование — суть творение, а не присвоение.
• Образование человека имеет смысл связи времен, создавая бу дущее, он «воскрешает» прошлое, изучая прошлое — создает буду щее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов челове чества.
Содержание эвристического образования.
• Содержание образования заложено в реальной действительнос ти, являемой познающему ее человеку как непосредственно, так и через особые «средоточия» — символы.
• Внешнее многообразие реальности базируется на ее внутрен нем единстве (всеединстве). «Многоцентренность» реальности оз начает отсутствие в задаваемом содержании объективно главных объектов познания. Любой объект способен вывести познающего его человека к основам бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии единой для всех учащихся схемы познания и образования.
• Основа бытия — личность (НА Бердяев), следовательно, в со держании образования должен присутствовать личностный компонент, т.е. то содержание, которое создается лично каждым человеком.
• Знание заключено в бытии, гносеология тождественна онтоло гии (Н.О. Лосский). Следовательно, бытие не отчуждено от лич ности и ее образования, а содержит в себе субъекта познания. Отсюда познание бытия тождественно самопознанию. С образова тельной точки зрения данная идея предполагает необходимость и единство двух тождественных процедур: познавательного целепо- лагания и рефлексии познавательной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|