ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 3 страница§ 3. Предпосылки эвристического образования Из области научной деятельности эвристические подходы неизбежно проникали в сферу образования. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. Ян Амос Комен-ский писал: «.Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» (Ко-менский, 1989, с. 68). Я.А. Коменский критикует существовавшую тогда школу, равно как и мы современную: «В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в сознании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья» (там же, с. 69). Вслед за Сократом, Я.А. Коменский призывает познавать объекты, находящиеся внутри и вовне разума, с помощью внутреннего зрения, делать открытия, создавать свои мнения, идти своим путем, а не изучать пути, пройденные другими. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
Обращаясь к современной теории и практике обучения, можно заметить, что заветы Я.А. Коменского, имеющие эвристическую окраску, до сих пор не реализованы. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами — недостаточной разработанностью эвристических образовательных технологий и, что более серьезно, несоответствием данных идей государственной политике в образовании. Даже на современном этапе провозглашенной государством модернизации образования обозначаются приоритеты, не имеющие прямого отношения к повышению креативности отечественного образования. Перечислим направления, которые составляют основу многих современных государственных образовательных программ и широкомасштабных экспериментов: изменение структуры школы, постепенный переход к 12-летнему общему образованию; информатизация образования и усиление языковой подготовки (введение информатики и иностранных языков со 2 класса); разгрузка и обновление содержания образования, переход к новым образовательным стандартам; введение профильного обучения в старшей школе; введение единого государственного экзамена, именных финансовых обязательств и др. Перечисленные направления несомненно важны, но среди них мы не находим тех, которые относились бы к решению проблемы продуктивности общего образования, усилению его роли в раскрытии и развитии личностного творческого потенциала учащихся. Отсутствие механизмов преобразования системы образования и соответствующего ей социума — причина того, что существующая система образования направлена скорее на самоподдержание, чем на развитие общества... Продолжим наш экскурс в историю эвристики. Дальнейшее развитие эвристических подходов в образовании связано с именами двух великих педагогов и философов — Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого — основоположников естественного воспитания и обучения. Ж.-Ж. Руссо выступал за природосообразное развитие ребенка, происходящее на основе его собственных органов чувств, за естественный путь обучения и отсутствие искусственных наказаний, которые заменялись естественными последствиями неверных поступков. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода» — такой вывод сделал Л.Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей (1990, с. 97). «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» — пишет Ж.-Ж. Руссо (1989, с. 201). «Воспитание портит, а не исправляет людей» — вторит ему Л.Н. Толстой. Подобные утверждения не могли оставить безучастными представителей социально ориентированной педагогики. С критикой педагогических идей Л.Н. Толстого резко выступил Н.Г. Чернышевский, который предлагал тому «или перестать писать теоретические статьи, или учиться, чтобы стать способным писать их»1. Примечательно, что подобная критика основывалась на тех положениях, которые как раз и подвергались сомнению основоположниками свободного образования. Н.Г. Чернышевский предлагал Л.Н. Толстому изучить педагогику по книгам и в университетах, прежде чем писать о ней теоретические статьи, т.е. опереться не на собственные «корни и источники», о которых говорил еще Я.А. Коменский, а на мнения и суждения других. Между тем, Ж.-Ж. Руссо, которого Н.Г. Чернышевский приводил в пример, говорил: «Я пишу на основании не чужих идей, а своих собственных. Я смотрю на вещи не как другие люди. В этом меня давно уже упрекали» (Руссо, 1989, с. 200). Противоречия между взглядами сторонников свободного образования и приверженцами «государственного заказа» продолжались и далее. Ориентацию Л.Н. Толстого на детское творчество критиковал основоположник советской психологии Л.С. Выготский: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм» (1996, с. 242). К слову заметим, что в противоположность основателю советской психологии универсальность творческой деятельности подчеркивал один из лидеров гуманистической психологии американец К.Р. Роджерс, не различающий творческого действия «ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса...» (1994, с. 412). Л.С. Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные, а исторические особенности человека и вводит термин «вращивание», имея в виду перевод внешних деятельностных функ- 1 Чернышевский Н.Г. Критический отзыв о журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого за январь 1862 г. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., 1990. С. 128. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
ций внутрь учащегося. Основной задачей образования он считает не обеспечение свободы детского творчества, а включение ребенка в социальный и общественный опыт человечества: «Подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель» (1996, с. 244). «Вращивание» Выготского — это авторитарная позиция, рассчитанная на необходимость «дать образование», а не создать условия для образовывания ученика. То есть ориентир развития направлен на ученика, а не от него. Это принципиальная разница между последователями Выготского и сторонниками личностно ориентированного обучения «от ребенка». Подобная полемика между гуманистическим и социально (государственно) ориентированным подходами к образованию узнаваема и сегодня, например, в попытках ввести в образовательные стандарты не творческую самореализацию и свободу выбора учеником своего образовательного пути, а единые для всех догматические ориентиры образования, трактуемые «минимальными требованиями обучения» или условиями наличия «единого образовательного пространства». На рубеже XIX и XX в. расширилось число сторонников эвристики, провозгласивших объединение акроматического {лекционного) и эротематического {вопрошающего) методов обучения. Было установлено, что «эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует слишком много труда и времени для получения этих результатов» (Куписе-вич, 1986, с. 175). В качестве реакции на формализм традиционного образования в конце XIX столетия появилось движение «прогрессивистов», распространившееся на европейские страны и США1. Основой прогрессивизма явились идеи Ж.-Ж. Руссо. Одной из главных целей этого течения стало обучение через физическое, эмоциональное, а также интеллектуальное приращение ученика. Школа была представлена как лаборатория, в которой ребенок должен взять на себя активную роль, учебный процесс был назван «обучение через делание». Теорией служили те знания, которые ребенок узнавал через вы- 1 Дальтон-план (Dalton Plan), Квинси-план (Quiiicy Plan), Виннетка-план (Win-netka Plan), системы обучения Марии Монтессори (Maria Montessori), Дж.Дьюи (John Dewey), метод проектов У. Килпатрика и др. полнение заданий, связанных с изучением своей темы. Почти все концепции, методы и технологии прогрессивизма в той или иной мере включают в себя элементы эвристики. Так, Дж.Дьюи выдвигает положение, что ребенок в процессе онтогенетического развития в обучении как бы в миниатюре повторяет путь всего человечества, выработавшего соответствующие знания (1921, с. 155—156). Данное положение, хотя и названное принципом историзма, с дидактической точки зрения несомненно является эвристическим. Принцип историзма, выдвинутый Дж. Дьюи, подвергся критике традиционалистов и был назван ошибочным. Другого от них нельзя было и ожидать, потому что сами основы предлагаемой прогрессивистами философии были противоположны устоявшемуся «научно ориентированному» подходу. Понятие ошибки, кстати, имеет особенное содержание в эвристике. Дело в том, что, на наш взгляд, любая ошибка субъективна и относительна, объективных ошибок не существует. Чтобы объявить тот или иной факт, идею, гипотезу или теорию ошибочной, нужно выбрать основания для анализа и подобного заключения. Такие основания, как правило, не бывают единственными. То, что в одной логике (или аксиоматике, системе ценностей и т.п.) является ошибочным, в другой может оказаться истинным. В дальнейшем принцип историзма в обучении предлагалось заменить принципом проблемности: «Принцип проблемности в обучении имеет своим основанием психологические законы мышления и может быть реализован на их основе без воспроизведения истории открытий в обучении» (Матюшкин, 1968, с. 188). Сточки зрения эвристического подхода образовательная продукция детей может повторять исторические открытия или не повторять их, это не столь важно. Если вспомнить Екклесиаста, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Библия, Еккл., гл. 1, 9). Важно то, что через созидание ученик реализует свой личностный потенциал разумного существа, осуществляет миссию человека-творца, действующего «по образу и подобию Божию». Русский педагог и психолог Петр Федорович Каптерев (1849— 1922), автор около 40 монографий и более 500 статей, пропагандировал применение эвристической формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. «Эвристическая форма обучения есть такая, по которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид этой формы в народной школе вопросо-ответный Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
(эротематический). Вопросы — наводящие по преимуществу» (Каптерев, 1990, с. 221). Эвристическую форму обучения автор считал вполне сообразной как с детской природой, так и с природой преподаваемых предметов: «Сведения она дает медленно, но зато основательно, так что в результате она ничего не проигрывает даже по отношению к количеству сведений» (там же, с. 221). Развивая эвристический метод Сократа, Каптерев предлагает учителю следующие рекомендации: «...Не сообщай детям общих понятий, общих правил, общих законов и формул догматически; заставляй их самих сравнивать предметы, находить между ними черты сходные и различные и на основании найденного сходства и различия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, определение; заставляй их самих наблюдать связь и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выражать в общих формулах и законах. Сам же не сообщай им этих формул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути...» (там же, с. 219). П.Ф. Каптерев формулирует следующие правила эвристической формы обучения: «а) как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же облекать в строгую и стройную формулу. В противном случае ученики будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они и не будут полными владетелями ее в каждый данный момент; б) не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть» (там же, с. 220). П.Ф. Каптерев призывает не бояться сочетать эвристический и догматический методы: «Центр, главная форма обучения — эвристическая. Как скоро истина добыта, она сейчас же облекается в формулу и в этом виде догматически усваивается» (там же, с. 221). В данном подходе содержится косвенное указание на необходимость процедуры рефлексии и фиксации эвристического образовательного продукта ученика как условия усвоения им созданного образовательного содержания. Экспериментальной разработкой методов активного обучения занимался другой известный педагог того времени В.П. Вахтеров (1853—1924). Основой его опытной работы в Тверской частной школе служили положения о том, что ни один ребенок не тождественен с другим, каждый уникален в своем роде, «одарен различ- ными способностями, в различных сочетаниях и в различных степенях. Притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого — в другом»1. Поэтому обучение должно строиться на основе их собственной деятельности, которая только и может учитывать их уникальность. Ребенок сначала действует, потом думает. Практические методы эффективнее словесных. «Надо, — считал В.П. Вахтеров, — чтобы каждый из учеников сам проделал тот или другой опыт: сам нарисовал схему той или другой фигуры, предмета и пр., сам смастерил модель из дерева, бумаги или глины и сам же рассказал или написал, как произведен тот или иной опыт, сделано то или иное наблюдение»2. Отыскание в природе и реальной жизни законосообразности приучает детей предвидеть последствия, сообразовывать с ними свои действия, а значит, готовить к последующей жизни. Одна из целей опытной станции по народному образованию наркомпроса РСФСР, которой руководил Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934), была реализация принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой. Данный принцип получил свое отражение в различных формах и видах продуктивной деятельности детей: электрификация деревни, культурно-просветительная работа среди местного населения, кампании по уничтожению малярийного комара и т.п. Шацкий считал необходимым ликвидировать «детскую безработицу», предоставив ученикам возможность реального труда, интересного и значимого для них, развивающего их способности и партнерские отношения. Однако реализация этого принципа, в частности активная деятельность Шацкого по созданию детских колхозов, стала причиной недовольства и сопротивления местных крестьян. Дом Шацких был сожжен, а Первая опытная станция по народному образованию в 1934 г. расформирована. Созвучным направлением советской дидактики 20—30-х годов явилось широкое внедрение в школах бригадно-лабораторного метода обучения. Данный метод возник под влиянием американской системы индивидуализированного обучения, разработанной Еленой Паркхерст (1924) в г. Долтон, США под названием Далыпон-план, сочетающейся с коллективными формами обучения и методом проектов. В данной системе обучения учащиеся в группах под 1 Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. 2 Там же. С. 529. 3-501 Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
руководством бригадиров работали над общим заданием от 2 недель до 1 месяца. После выполнения заданий бригады отчитывались перед всем классом, в результате оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда отсутствовал, что порождало обезличивание, безответственность и проблемы усвоения знаний слабыми учениками. В 1932 г. ЦК ВКП(б) осудил практику бригадно-лабораторного метода обучения, изъяв его из практики школ вместе с присущими данному методу эффективными чертами. За рубежом идеи естественного творческого обучения развивались в инновационных педагогических системах. Такой была, например, Новая школа французского педагога Селестена Френе (1896—1966). Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школьной системы, например: Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания. Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы — все равно что ставить повозку впереди лошади. Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить (Френе С, 1990, с. 267-302). Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий. Чтобы публиковать ученические тексты, создана школьная типография — главное техническое средство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники. Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаруживающий отношения ребенка с окружающим миром, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты. Главный принцип дидактической системы итальянской учительницы и врача Марии Монтессори (1870—1952): «Помоги мне это сделать самому». Ребенку предоставляется выбор материала для занятия, каждый может заниматься в своей части комнаты. В месте занятия не должно быть посторонних предметов. Особое внимание уделяется эмоциональной атмосфере и личному контакту педагога с ребенком (Монтессори, 1916). Воплощением идей естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого можно считать уникальную школу Саммерхилл, основанную в 1921 г. английским педагогом Александром Ниллом. Его ведущая идея: школа должна подходить детям, а не наоборот — дети школе. В этой школе уроки необязательны. Расписание существует, но только для учителей. «Я полагаю, — пишет А. Нилл, — что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться» (2000, с. 12). Задача вальдорфской педагогики, разработанной немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером (1861—1925), — воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Вальдорф-ские педагоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки (Штайнер, 1994). В основе данной теории лежит идея метаморфоз И. Гёте. Например, в семени сконцентрирована вся жизнь растения. Находясь в земле, из него развивается зародыш, который развертывается в первых зародышевых листиках. Затем растение стягивается в стебель, потом вновь расширяется в листьях, снова стягивается и так далее, пока не сосредоточится в новом семени. Таким образом, при всем многообразии инновационных педагогических систем первой половины XX в., многие из них основывались на принципе естественного творческого развития детей, предполагающего наличие целей и технологий продуктивной образовательной деятельности. § 4. Эвристическое обучение по сравнению с проблемным и развивающим Обогащение эвристических подходов к обучению в нашей стране связано с инновационными дидактическими системами, получившими развитие во второй половине XX в. Эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному обучению (Оконь, 1968; Ильницкая, 1972; Лернер, 1974; Махмутов, 1977; Брушлинский, 1983), а также развивающему обучению (Эльконин, 1995; Давыдов, 1986, 1996; Занков, 1996 и др.). В 60-70-е гг. XX в. эти два типа обучения выступили альтернативой массовому норма- Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
тивно ориентированному обучению, внеся в школьную практику тенденции усиления роли ученика в образовании. Что такое проблемное обучение. Основная идея проблемного обучения — построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например, недостаточные условия для получения ответа. Организация проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Проблемный вопрос в отличие от обычного не предполагает простого вспоминания или воспроизведения знаний. Например, вопрос «Какая буква следует в алфавите за буквой и?» имеет воспроизводящий характер, а вопросы «Почему а — первая буква алфавита?» или «Каково происхождение алфавита?» — проблемные (при условии, что учитель заранее не сообщал ученикам готовых ответов на данные вопросы). Проблемная задача — форма организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активной мыслительной деятельности: анализа фактов, выяснения причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей и др. Решение проблемной задачи может иметь форму словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы. Проблемное задание предполагает поручение или указание учащимся по их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента и т.п. Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств. Различают следующие типы проблемных ситуаций: 1) учащиеся не знают способа решения задачи, не могут отве 2) учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и 3) у учеников возникает противоречие между теоретически воз 4) у учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний. Как видим, в проблемном обучении ученику выделяется достаточно узкий участок творчества: решение заданной задачи, как правило, учебного содержания. Однако и такая деятельность оказывалась достаточной для освоения способов творчества. Действие принципа проблемное™ начиналось с простой имитации поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, подводил его к правильному ответу. Затем в педагогику стали проникать идеи о том, что неизвестность образовательного продукта может относиться не только к ученику, но и к учителю (Библер, 1975; Щедровицкий, 1995идр.). Позже возникла методика обучения через диалог ученика и учителя, находящихся в равной ситуации незнания (Курганов, 1989). Появились попытки передачи учителю проективных методик организации деятельности учащихся по их самостоятельному поиску знаний (Мастерская открытий, 1995 и др.). Идеи проблемное™ стали приобретать широкое применение в обучении. Предлагалось даже распространить принцип проблемное™ на всю сферу образования в целом (Кудрявцев, 1991, с. 70). Однако без соответствующих социальных изменений в обществе проблематизировать цели и смысл образования было невозможно. Этим мы объясняем тот парадоксальный, на первый взгляд, факт, что проблемное обучение, несмотря на его теоретическую разработку, не получило в России широкого распространения. Проблемное обучение сыграло огромную историческую роль не столько в усилении творческой активности учеников, сколько в проблематизации самой системы отечественного образования и подготовке к ее последующему переходу на новый вариативный уровень. Копья, сломанные вокруг проблемного обучения, отчасти разоружили сторонников номенклатурной советской педагогики, сняли с нее покров незыблемости. Чем эвристическое обучение отличается от проблемного? Иногда эвристическое обучение сравнивают или даже отождествляют с проблемным обучением. При очевидной их общей ориентации, данные два типа обучения, между тем, имеют существенные отличия, о которых можно говорить, приняв за основу концепцию эвристического обучения, изложенную в данной монографии. Сравним эти два типа обучения несколько забегая вперед, до того, как будут изложены основные положения дидактической эвристики. Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных Глава I познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. «Обучение в самом общем виде, — пишет М.И. Махмутов, — это передача опыта старших поколений молодому поколению» (1977, с. 15). Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта настоящего, а также конкретной, новой для ученика образовательной продукции, ориентированной на конструирование будущего. Теперь о самом существенном отличии проблемного и эвристического подходов к обучению. М.И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения задач» (там же, с. 9). Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристической и исследовательской» (Аксенова, 1995, с. 4). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|