ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 1 страницаХуторской А.В. Х98 Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с. ISBN 5-211-04710-9 В монографии налагается оригинальная научно-педагогическая концепция эвристического обучения. Учащимся предлагается открывать знания, сравнивать их с культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования. В основе разработанного подхода — метод Сократа, философские идеи русского космизма и апробированная в многолетнем исследовании технология эвристического обучения. Рассмотрены методологические, психологические и дидактические основы эвристического обучения. Систематизированы эвристические формы и методы обучения, в том числе и дистанционные, реализуемые с помощью компьютерных телекоммуникаций. В книге синтезированы научно-исследовательские данные с описанием практических сторон применения эвристических методов в обучении, что делает ее полезной как для научных работников и педагогов высшей школы, так и для учителей-экспериментаторов. УДК 37.013 ББК 74.202.4 ISBN 5—211—04710—9 О Хуторской А.В., 2003 © Издательство Московского университета, 2003 --------------------------------------- Оглавление ---------------------------- Введение................................................................................................................... 5 Глава I ГЕНЕЗИСЭВРИСТИКИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ § 1. Эвристика в античности................................................................................... 15 §2. Эвристика в науках и изобретательстве......................................................... 21 § 3. Предпосылки эвристического образования................................................... 27 § 4. Эвристическое обучение по сравнению с проблемным и развивающим 35 § 5. Эвристика в современной дидактике.............................................................. 41 § 6. Инновационная практика обучения................................................................ 50 Глава II ФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬВСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР §1. Парадигма глобальных изменений в мире и человеке........................................... 58 § 2. Эвристические ориентиры русского космизма..................................................... 64 § 3. Философские основания эвристического образования........................................ 73 Глава III МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ §1. Эвристическая образовательная деятельность............................................... 77 § 2. Методология эвристического познания......................................................... 87 § 3. Образовательное пространство как эвристическая среда............................. 93 § 4. Индивидуальная образовательная траектория.............................................. 99 § 5. Ключевые компетенции................................................................................... 108 Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ § 1. Природа творческих способностей........................................................... 119 §2. Креативные, когнитивные и методологические способности... 127 § 3. Динамика развития эвристических способностей................................ 139 Глава V НАЧАЛА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ § 1. Понятия дидактической эвристики...................................................................... 146 § 2. Закономерности и принципы эвристического обучения..................................... 150 § 3. Эвристический компонент образовательных стандартов............................. 158 § 4. Организация эвристического обучения.......................................................... 171 § 5. Контроль образовательных результатов............................................................. 182 6 Оглавление Глава VI СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Структура содержания эвристического образования.................................... 195 § 2. Метапредметное содержание образования..................................................... 205 § 3. Взаимодействие личностного и культурно-исторического содержания образования..................................................................................................... 218 § 4. Содержание образовательных программ....................................................... 226 § 5. Эвристический учебник................................................................................... 236 Глава VII ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ § 1. Технология конструирования системы занятий................................................ 249 § 2. Образовательное целеполагание..................................................................... 257 § 3. Эвристическая образовательная ситуация........................................................ 271 § 4. Технология развития эвристических процедур............................................ 278 § 5. Рефлексия в обучении..................................................................................... 284 Глава VIII ФОРМЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ § 1. Классификация форм эвристического обучения........................................... 291 § 2. Индивидуальные занятия................................................................................ 293 § 3. Коллективные занятия........................................................................................ 295 § 4. Системы эвристических занятий........................................................................ 308 Глава IX МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ § 1. Классификация методов эвристического обучения.......................................... 328 § 2. Когнитивные методы........................................................................................... 332 § 3. Креативные методы.......................................................................................... 338 § 4. Оргдеятельностные методы............................................................................ 341 Глава X ЭВРИСТИКА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ § 1. Понятия и принципы дистанционного творчества............................................. 346 § 2. Креативная технология дистанционного обучения........................................ 357 § 3. Дистанционные эвристические олимпиады и проекты.................................. 361 § 4. Дистанционная подготовка и повышение квалификации педагогов. 369 Глава XI РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА § 1. Эвристическое обучение школьников............................................................ 377 § 2. Занятия с педагогами и студентами................................................................ 400 Заключение.............................................................................................................. 396 Литература............................................................................................................... 40° --------------------------------------- Введение ------------------------ Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей Человек — это творец. Природа наградила человека способностью открывать новое и позаботилась о богатстве чувств, возникающих при творческом озарении. Способность человека делать открытия — не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития, такое же естественное, как дыхание, питание, продолжение рода. Как и любое другое природное качество, созидательную способность человека можно регулировать: поощрять и выращивать, оставлять без внимания или ограничивать. На естественную твор-ческость человека опираются те педагогические системы и учения, которые ставят во главу угла принцип природосообразности (Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М. Монтессо-ри и др.), который определяет не только смысл образования, но и его содержание, технологии, систему контроля и оценки результатов. Философия естественного природосообразного образования издавна противостоит знаниецентристскому подходу к образованию как усвоению знаний. Но противоречие это диалектическое. В стремлении открывать новое и создавать его человек реализует не только природную, но и общественную, социокультурную, богочеловеческую миссию. Обществу необходима продуктивная деятельность его индивидов. Культуре требуются ее созидатели. Не случайно сказано, что человек создан по образу и подобию Бога-творца, в творчестве он его и продолжает. Таким образом, творческая способность человека является воплощением как природосообразной, так и культурной его сущности. Образ человека-творца — путеводная звезда, отправная точка его образования. Именно в творении человеку дана возможность осуществлять свое Вселенское предназначение. Введение Введение
Теперь посмотрим, какую роль в реализации созидательной миссии человека играет современное общество и его ключевой образовательный институт — школа? Современную школу философы называют капканом, выставленным человечеством у себя на пути. Только 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня, тогда как в начальной школе этот процент на порядок больше. Преподнося учащимся «ничейные», расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться, отчуждением от обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз, его окончание). Принято считать, что образование — это передача новому поколению опыта и знаний предыдущего. Так построено большинство педагогических систем, действующих в современных школах и вузах. Однако общепринятое понимание образования как усвоения человеком опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с его потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях. В то же время существует внешний социальный заказ на образование, выраженный в требованиях общества к подготовке его граждан. Проблема нашего исследования заключается в определении дидактических условий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным усвоением ими культурно-исторических достижений человечества в изучаемых областях. Данная проблема отражает противоречие между свободой и заданностъю в образовании, личностным и социальным заказом на образование, ученическим творчеством и образовательными стандартами. Как научить человека действовать в ситуациях неопределенности, когда невозможно привлекать для этого чужой опыт прошлого? Решение этой проблемы видится нами в изменении распространенного понимания образования как «передачи ученику знаний». В традиционном обучении ученик вначале «получает знания», а затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями. В разработанном нами обучении креативного типа ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. Личное образовательное приращение учащегося (его знаний, чувств, способностей, опыта, материальной продукции) в этом случае неизбежно. Иногда это приращение выступает одновременно общекультурным приращением, тогда ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника. Таков в общих чертах подход к продуктивному творческому обучению и соответствующему образованию. Прообразом данного типа образования является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением. Роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов, в эвристическом обучении меняются. Культурно-исторические знания адекватно воспринимаются учеником тогда, когда тот способен создать или уже создал аналогичный образовательный продукт. Например, первоклассник, нарисовавший свою картину мира, или сформулировавший понятие «мир», потенциально готов к восприятию аналогичных представлений древних и современных ученых. Внешние знания при этом не оказываются отчужденными от его личной деятельности, а, наоборот, обеспечивают развитие его внутренних образовательных процессов. Введение Введение
Традиционно содержание образования передается ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении — для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества. Кроме личностного содержания образования ученик с помощью педагога создает и реализует программу своего обучения в общеобразовательном процессе. Задача педагога — помочь каждому ученику в построении индивидуальной траектории образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества и направленной на их приращение. Целью данной монографии является описание разработанной нами системы образования эвристического типа — дидактической эвристики. Для этого установлены философские, методологические и психологические основы эвристического обучения, определены его закономерности и принципы, сконструированы соответствующие подходы к отбору его содержания. В ходе проведенного исследования разработаны технологии, формы и методы эвристического обучения, при которых достигается наивысшая образовательная продуктивность учащихся. Гипотеза проведенного исследования заключалась в том, что построение образовательного процесса на эвристической основе приведет к следующим результатам: — учащиеся смогут создавать образовательную продукцию, — качество образовательной продукции учащихся и степень — образовательные результаты эвристического обучения в При организации исследования и проверке выдвинутой гипотезы установлена и выдержана рефлексивная стратегия исследования: все полученные теоретические обобщения имеют свое начало в экспериментальной практике, осуществляемой на основе минимального объема фундаментального содержания образования и набора технологических приемов, применяемых учителями в зависимости от возникающих ситуаций. Соответственно данной стратегии подбирались поисковые методы исследования. Практическая апробация разработанной теории происходила начиная с 1982 г. в ходе педагогического эксперимента, в котором в общей сложности участвовало более пяти тысяч учащихся школ, студентов педагогических вузов, педагогов и администраторов. Результаты проведенного исследования составляют основное содержание данной монографии. Цели и задачи исследования непрерывно уточнялись и корректировались. Вначале цель заключалась в разработке системы свободного природосообразного образования для наиболее полной личностной самореализации учащихся. Затем был обозначен вывод, что свобода действий ученику в образовании необходима не сама по себе, а в качестве условия его творчества. Далее стало ясно, что ученическое творчество без сопоставления с культурно-историческими достижениями не позволяет ученику переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы. Разрабатываемая концепция свободного образования стала развиваться по трем направлениям: личностно ориентированному, творческо-продуктивному и культурно-историческому, взаимосвязь которых обусловила построение теории эвристического обучения. Чтобы обеспечить комплексную реализацию образования эвристического типа и проверить ее эффективность, проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали ученики и учителя школ творческой ориентации, а также студенты педагогических вузов. Результаты педагогического эксперимента защищены в докторской диссертации1 и опубликованы в печати2. Основные результаты исследования состоят в том, что: — введено понятие эвристического типа обучения, характери — разработана модель эвристического обучения, категориаль Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. М, 1998. " Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. 1999. № 7. Введение Введение
«эвристическая образовательная ситуация», «эвристические способности», «эвристические формы и методы обучения»; — разработана структура содержания эвристического образова — разработана эвристическая образовательная технология, В специально созданных нами учебных метапредметах («Числа», «Мироведение», «Культура») и метапредметных темах выделены фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие генерализацию и целостность образования; разработана вариативная технология эвристического обучения, отдельные формы и методы ее воплощения на практике; определены подходы к формированию креативных, когнитивных и оргдеятельностных качеств учащихся; созданы предпосылки к обеспечению их индивидуальных образовательных траекторий. В ходе эксперимента разработаны технологии, формы и методы эвристического обучения, при которых достигается наивысшая образовательная продуктивность учеников. Данные технологии показали свою эффективность также и в вузовском обучении3. Одним из перспективных направлений развития эвристического обучения явилось распространение его принципов на дистанционные формы образования, осуществляемые с помощью компьютерных телекоммуникаций сети Интернет. В исследовании разработана технология дистанционного эвристического обучения, которая успешно реализуется на практике в следующих формах: дистан- 3 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. (Серия «Учебник нового века»). СПб., 2001. ционные эвристические олимпиады, образовательные проекты, дистанционные оргдеятельностные курсы для педагогов и других специалистов. Создан и успешно функционирует Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru), который строит свою деятельность на эвристической основе. Исследование выявило проблемы и трудности осуществления эвристического обучения на практике. Реализация эвристических форм обучения в общеобразовательных школах первоначально затруднялась сложившейся системой образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения. Сильны оказались инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, учителей, распространена ориентация на формальные результаты обучения. Немногие педагоги имели целостное видение своего предмета и владели технологией организации детского творчества. Преодолевать возникающие проблемы удавалось путем применения разработанного эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода педагогического эксперимента. Организация такой деятельности привела к созданию системы подготовки и переподготовки учителей, в том числе и дистанционной. Работа по развитию и применению дидактической эвристики продолжается. Например, в данной монографии рассмотрен ком-петентностный подход к образованию. Ключевые компетенции — ценностно-смысловые, информационные, коммуникационные и иные представляют собой совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу фундаментальных объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личност-но и социально значимой продуктивной деятельности. Опыт продуктивной эвристической деятельности оказьшается необходимым ученику, чтобы он стал компетентным в изучаемых областях. В ходе обсуждения результатов проведенного исследования на различных конференциях, семинарах и конгрессах у слушателей и участников дискуссий возникает множество вопросов, например: • Собственное исследование учеником или студентом окружаю • Справедливо ли предположение о том, что ориентация школь Введение
тельного уровня образования всеми учащимися, занимающимися по эвристической системе? • Сколько учащихся могут одновременно заниматься с одним • Все ли можно изучать эвристически? Есть фактологический • Для всех ли учащихся подходит эвристическое обучение? В • Все ли учителя и вузовские педагоги могут применять методику • В какой мере компьютерная обучающая программа или уда Эти и другие вопросы послужили катализатором разработки системы эвристического обучения, варианты ответов на них можно найти в данной монографии. Надеюсь, у читателя при ее чтении возникнут новые вопросы, побуждающие как к творческой самореализации, так и к развитию теории и практики образования эвристического типа. Автор Глава I ГЕНЕЗИС ЭВРИСТИКИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ § 1. Эвристика в античности Повивальное искусство Сократа. «Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа (469—399 гг. до н.э.). Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы, в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством, называя его «майевтикой» (от греч. maieutike — акушерское, повивальное искусство). Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, «очень опытной и строгой повитухи Фенареты». В «Теэ-тете» Платона Сократ говорит: «В моем повивальном искусстве почти все так же, как у них, — отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве — то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный признак или же истинный и полноценный плод» (Платон, 1993, с. 201-202). Себя же Сократ считал неспособным на рождение мудрости, опять-таки подобно повитухам, которые принимают роды только тогда, когда уже сами родить не в состоянии: «Сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, — что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, — это правда» (там же, с. 202). С этим мнением трудно согласиться, поскольку плоды Сократа — это технология рождения мудрости. Его продукция, выражаясь современным языком, является методологической, дидактической и методической. Недаром его подход более двух тысяч лет живет во всех сферах человеческой деятельности. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|