ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 6 страницарождение идей гуманистической педагогики в некогда авторитарной образовательной системе России прямо противоположно отмечаемому специалистами возрождению в США классического образования, не совпадающего с традициями американских свобод. Смена одной образовательной парадигмы на другую сопровождается качественными изменениями в обществе. Степень выраженности каждой из парадигм и возникающих при этом напряжен-ностей может быть более или менее существенной, но факт их противоположности неоспорим, как неоспоримо и то, что эта напряженность является катализатором общественных перемен. Достаточно вспомнить подъем педагогического движения в России во время общественной перестройки середины 1980-х гг. При обсуждении глобальных социальных перемен речь, на наш взгляд, должна идти не столько о том, как повлиять на те или иные глобальные изменения в обществе, а о том, как выявить и понять происходящие изменения с целью оптимального соответствия им общественных образовательных структур. Аналогично принципу природосообразности образования по отношению к природе человека следовало бы, на наш взгляд, ввести принцип обще-ствосообразности образования по отношению к общественным процессам и переменам. Одной из целей образования, таким образом, является нахождение способов выявления общественных изменений и соотнесение с ними действующих образовательных ориентиров, установок и процессов. В данном направлении ведется, например, проектная работа методологов образования (Рубцов, Громыко, 1995). Капкан для человечества. Философы все чаще обращаются к проблемам образования, видя в них как источник глобальных общечеловеческих проблем, так и средство их решения. Анализируя кризис образования, Н.Н. Пахомов пишет: «Возможно, что именно школа является самым опасным местом, самой больной зоной современной цивилизации, представляя собой своего рода капкан, выставленный человечеством на своем собственном историческом пути... Нынешняя школа, скорее, осуществляет тотальное подавление культуры, она преподносит расчеловеченные знания» (1992). Большинство учебных программ делают упор на развитие конвергентного, а не дивергентного мышления, нацеливают на отыскание единственного ответа, а не приучают детей к их множественности. «Воспитывая всезнайку-энциклопедиста, можно потерять творца, так как программа обучения, ориентированная только на усвоение, воспитывает потребителя, который начинает возмущаться, когда от него требуют творческого подхода к задаче» (Грановская, Крижанская, 1994, с. 124). Глава II Философская модыь вселения человека в мир
Симпозиум «Философия образования в перспективе XXI века», проводившийся под эгидой ЮНЕСКО, в своем итоговом документе подчеркнул: «Человек в рамках образования должен встать на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы» (Философия образования для XXI века, 1992, с. 206). Традиционное понимание целей образования как усвоения определенной суммы знаний участниками симпозиума подвергнуто критике: «Сегодня цель образования — включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры... Основой образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, т.е. процедуры и методы рефлексивного характера» (там же, с.206). Необходимость усиления деятельностного компонента образования — одна из наиболее общих тенденций, выявленная нами в работах по философии образования. Ситуация стремительного роста общечеловеческих знаний требует не только перехода к деятельностной образовательной парадигме, но и особого подхода к конструированию содержания образования. Философ В.М. Розин предлагает «переходить к принципиально другим типам содержания и другим целям образования. Необходимо все учебные знания и дисциплины рефлексивно сворачивать» (Образование в конце XX века, 1992, с. 11). Если добавить к рефлексивно свернутому содержанию образования результаты собственной рефлексии ученика по отношению к его личному познанию, будет получена ситуация сопоставления двух типов рефлексий: ученической и научной. Данный подход представляет собой эвристический тип образования, обеспечивающий взаимодействие двух фундаментальных процессов — филогенеза и онтогенеза. Взаимодействие ученика с общекультурным достоянием человечества на рефлексивно-деятельностной основе оказывается, на наш взгляд, существенно более емким и экономным во времени по сравнению с традиционным подходом «изучения знаний». Два типа образования. Понятие «тип образования» относится к фундаментальному философскому и педагогическому понятию. В его дефиниции обычно указывается доминирующий признак, отражающий доминирующие социальные ориентиры. Так, общественно ориентированный тип образования характеризуется признаком внешнего воздействия на учащихся: «Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта... То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» (Клинберг, 1984, с. 25). С другой стороны, в педагогике имеется традиция ограничения воздействий социума на личность ученика и его будущее в пользу развития внутренних качеств ребенка. В 1917 г. П.П. Блонский писал: «Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его» (Блонский, 1979, с. 42). Таким образом, в основе данного типа образования, называемого сегодня личностно ориентированным, лежит иной доминирующий признак: «Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования, 1995, с. 55). Отличие двух разных типов образования выражается в позиции педагога: «При формирующей (эгоцентрической) позиции педагог "вчитывает", "вписывает" себя в ученика, при личностно-ориентированной (эксцентрической) — "вычитывает" из ученика и принимает его в себя» (Зинченко, 1998, с. 13). Эвристический тип образования является разновидностью личностно ориентированного образования. Его отличительным признаком является не только развитие ученика на основе его индивидуальных особенностей, но и ориентация на образование как созидание учеником образовательной продукции и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение. Эвристическое образование или образование эвристического типа есть процесс и результат индивидуальной самореализации (образовывания) человека, происходящей в ходе его эвристической деятельности, результатами которой является создание внешних (объективных) и внутренних (субъективных) образовательных продуктов. Внешние продукты ученика на вершине его деятельности образуют социальные и культурные формы бытия, одновременно определяя и обеспечивая его внутреннее качественное приращение и самореализацию. «Творческая деятельность, — пишет Г.Я. Буш, — не может быть только объективна или только субъективна. Она всегда объективна и субъективна. Смысл творчества может быть раскрыт на Глава II Философская модель вселения чыовека в мир
основе признания того, что вся культура, все результаты творчества человека являются лишь факторами развития потенций человека как субъекта социальной формы движения материи» (1989, с. 12). С позиции личностно ориентированного образования отсюда следует не столько взаимосвязь, сколько первичность развития потенций ученика перед усвоением им внешних социальных форм. Таким образом, принципы природосообразности и творческой самореализации являются не столько противоположными, сколько первичными по отношению к принципам культуросообразности и социализации человека развивающегося. Заложенные в основе системы образования принципы определяют ее смысл и цели. Например, от того, какая структура образования принята государством, зависят планируемые результаты. В структуре российского общего образования долгое время был только один компонент — государственный, затем появились национально-региональный и школьный компоненты. Осенью 2000 г. введен ученический компонент, что, безусловно, является достижением на пути к личностной ориентации образования. Однако в последующих документах об образовании ученический компонент образования опять исчезает под предлогом «само собой разумеющегося». К чему приводит изъятие ученика из науки и нормативной практики, нетрудно догадаться, — к отчуждению ученика от его образования. С точки зрения системности в структуре общего среднего образования не хватает еще одного компонента — общечеловеческого (общекультурного, мирового). Федеральный компонент не может быть верхним уровнем образования, для современного ученика окружающий его мир должен быть открыт и открываем за рамками государства, гражданином которого он является. В то же время нельзя терять национальную опору такой открытости, нужен отечественный базис, помогающий молодому человеку осваивать внешний мир. Таким базисом, на наш взгляд, являются педагогические идеи отечественной философии, имеющие ярко выраженную общечеловеческую направленность и национальное своеобразие. § 2. Эвристические ориентиры русского космизма Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии. Образование как вселение в мир. Характерными чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются: космоло-гизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм). (История русской философии, 1991, с. 512—520). Многие из перечисленных черт присущи уникальному отечественному учению, получившему название философии русского космизма (Русский космизм, 1993). Философия русского космизма — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное плеядой отечественных ученых XIX—XX вв. Создатели этой философии — ученые с мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни — Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др. Данное учение выступает эвристически ориентированным направлением отечественной философии, ставящим задачу расширения миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня. Русский космизм определяет человеку его предназначение — вселиться в свой дом — Вселенную. Феномену космического направления научно-философской мысли в России посвящено несколько диссертационных исследований по философии (Куракина, 1994; Абрамова, 1994), ряд отдельных изданий (Русский космизм, 1993; Гиренок, 1990 и др.). Нами предложена концепция педагогики русского космизма1, развивающая философские положения до уровня их реализации в практике образования. Философия русского космизма опирается на фундаментальный принцип: микромир подобен макромиру, т.е. человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определенной степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют и определяют перемены в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Другими словами, деятельность ученика тождественна деятельности учителя и школы в целом, школа — обществу, общество — миру, мир — Вселенной. Конечно, нельзя однозначно судить о причинно-следственных связях в изменениях на указанных уровнях. Существующие философские теории по-разному объясняют причины бытия и происходящих в нем перемен. Гуманистически понимаемому образованию близка позиция антропоцентризма, Хуторской А.В. Педагогика русского космизма // Частная школа. 1993. № 2. 5-501 Глава II Философская модель вселения человека в мир
которая допускает, что первичным источником всех изменений, в том числе и глобальных, является сам человек, во всей совокупности его потенций, проявлений и деятельностей. Именно человек является фундаментальным образовательным субъектом и объектом одновременно. Человек, включенный в образовательную систему, меняет свой личностный потенциал, мировоззренческую ориентацию, индивидуальную траекторию (или сферу) своего образования, систему отношений с природой, с культурой и с самим собой, набор способов деятельности, в том числе и рефлексивных, необходимых для обеспечения, оценки и корректировки своего образования. Образовывающемуся человеку присуща вся совокупность его образовательных продуктов, как присвоенных им извне, так и вновь созданных. Ведущие виды деятельности для человека-субъекта — эвристические, т.е. те, которые приводят к открытию им как окружающего, так и внутреннего мира. Анализ работ отечественных философов XIX—XX вв. показал, что философия русского космизма адекватно отражает сущность эвристического образования, поскольку: во-первых, является комплексным учением о взаимодействии человека и мира; во-вторых, это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности; в-третьих, данное учение создали ученые, которые совершили открытия в разных сферах научной, культурной и общественной жизни, т.е. освоили и описали собственную эвристическую деятельность1. Определим образовательные идеи философии русского космизма с целью построения предпосылок эвристического обучения. Для этого рассмотрим ключевые философско-педагогические вопросы, содержащиеся в работах отдельных ученых, одновременно отыскивая общность их идей. Вселенский масштаб предназначения человека, — одна из доминирующих идей, объединяющая учения русских философов-кос-мистов. Микрокосм человека потенциально тождествен и подобен макрокосму: все, что внутри, отражается и вовне. Вселение человека в мир есть процесс его внутреннего образования, сопровождающийся открытием новых сфер внешнего мира. С педагогичес- 1 Хуторской Л.В. Эвристический смысл педагогики русского космизма // Духовно-нравственная культура преподавателя ВУЗа XXI века: Материалы международной конференции «Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры, образования». М., 2002. кой точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в собственной деятельности, создавая творения, подобные тем, которые окружают тебя: понять глубины природы и тайны мироздания позволяют самостоятельные размышления, исследования, трактаты; проникнуть в устное народное творчество и познать его основы помогает сочинение своих сказок, считалок, загадок; войти в мир настоящей математики можно через собственные математические открытия простых чисел и форм. Русские космисты о творчестве и образовании. Л.Н. Толстой считал, что основная задача образования — поиск, школа должна быть лабораторией, в которой осуществляется этот поиск. К такому выводу он пришел, проследив ход исторического развития философии педагогики: «Каждый шаг философии педагогики вперед состоит только в том, чтобы освобождать школу от мысли обучения молодых поколений тому, что старые поколения считали наукой, к мысли обучения тому, что лежит в потребности молодых поколений» (Толстой, 1990, с. 91). Л.Н. Толстой осуществил педагогический эксперимент, позволивший ему сделать вывод, что «единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода...» (там же, с. 97). Его педагогику можно считать эвристичной, поскольку она задает ученику ориентир на созидание нового при непременном условии свободы такого созидания. Идеи Л.Н. Толстого о свободном образовании развиты его последователями, в конце XIX — начале XX в. оформилось особое педагогическое течение — свободная школа. Последователь Л.Н. Толстого К.Н. Вентцель подчеркивал: «Общее образование, которое построено не на фундаменте свободного творческого производительного труда, а воздвигнуто как бы на самом себе, есть стебель без корня, которому суждено зачахнуть и завянуть, не принося ни цветов, ни плодов» (1923, с. 120). К.Н. Вентцель — отечественный теоретик свободного воспитания, для которого характерен космический смысл. Ему принадлежат работы, большей частью неопубликованные, по созданию религии творческой личности, по разработке космической педагогики, цель которой — «полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной» (1993, с. 139). Самобытный русский философ Н.Ф. Федоров (1982) нашел особый способ отношения к прошлому, смысл которого в воскрешении предков через общее дело всех людей. Цель общего дела — преодоление смерти, призванное изменить будущее, в частности, привести к изменению жизни последующих поколений. Для нас Глава II Философская модель вселения человека в мир
важным представляется идея предложенного им способа «открытия» прошлого через «воскрешение» в настоящем, которое позволяет конструировать будущее. Практическое воплощение данная идея получает, на наш взгляд, когда ученик, не изучая древних знаний, практически «воскрешает» их в собственной эвристической деятельности. Используя терминологию Н.Ф. Федорова, это не что иное, как «воскрешение» сформулированных предками знаний. Н.Ф. Федоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, имеющих определенное значение для системы эвристического обучения: а) принятие в качестве образца образовательной деятельности отношения ребенка к открываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начиная с «малой родины», представленной отцами, дедами, местом жительства, до «большой родины», а затем и всей Вселенной; в) звездное небо — первый учебник для детей — земных путешественников во Вселенной; г) замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея. Главная идея русского философа Вл. Соловьева — идея всеединства, — является по своей сути эвристической, поскольку открывает человеку переход от видимого многообразия внешней реальности к внутреннему его единству и последующему познанию этого единства. Существование в мире единых первооснов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям, несет в себе важный дидактический принцип конструирования содержания образования на основе неких первосмыслов — фундаментальных образовательных объектов. Из учения Вл. Соловьева, обосновавшего необходимость «собирания вселенной», непосредственно вытекает метапредметный характер содержания образования. Всеединство подразумевается ученым не только как общность рядополож-ных категорий, например пространства и времени, но и как динамическая связь между основными типами бытия различных уровней, например неорганика — растения — животные — человек — богочеловек. Метапредметные основы одноуровневого и разноуровневого всеединства познаваемого бытия могут служить структурной онтологической основой конструирования содержания эвристического образования. Автор учения философского символизма П.А. Флоренский (1990) считает, что познаваемая реальность состоит из символов, и ее познание есть познание символов. Познание для ученого не изучение вовсе, а живое чувственное общение с познаваемым, «реальное вхождение познаваемого в познающего, — реальное единение познающего и познаваемого». Пути познания намечаются, по мнению П.А. Флоренского, не познающим, а познаваемым: «...пути намечаются из средоточия. Их может быть бесчисленное множество, это игра познаваемой реальности» (1990, с. 32). Метод познания, таким образом, определяется познаваемым объектом — средоточием, а не тем, кто познает — такой подход существенно отличается от сложившихся в современной школе подходов к учебному познанию, но заслуживает, на наш взгляд, методической разработки и применения в эвристическом обучении. Анализ работ П.А. Флоренского позволил выявить и дидактически развить следующие идеи философа: 1. Познанию подлежит бытие, которое есть символическая 2. Символы (фундаментальные образовательные объекты) от 3. Первоначально познаваемая реальность «многоцентренна», т.е. 4. Методы познания намечаются объективно из «познаваемых 5. Не изучение, а общение — основной метод познания. Разговор Проблема творчества рассматривается отечественными философами особо. Работа Н.А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1989) помогла нам установить следующие положения, имеющие значимость для конструирования дидактической эвристики: Глава II Философская модель вселения человека в мир
1. Творчество возможно лишь при допущении свободы. «Твор 2. Характер творчества личности философ раскрывает следую 3. Н.А. Бердяев предсказывает грядущую творческую эпоху, в 4. Н.А. Бердяев формулирует важную с дидактической точки По отношению к социуму и природе творчество имеет двойную роль: с одной стороны, оно помогает предохранить общество от глобальных катастроф, предлагая многообразие решения проблем, с другой — само может стать их причиной, началом системных трансформаций. «Креативность не только уменьшает опасности, но может быть причиной опасностей и проблем» (Серве, 2001, с. 251). Конфликт творческой личности с окружающей ее средой — извечная философская проблема. Педагогу или школе, выбравшей эвристическую ориентацию, требуется уметь самим и обучить детей методам самоопределения и действия в типичных ситуациях взаимоотношения с консервативной средой, уметь «держать удар» внешних обстоятельств. Следующая философская черта, значимая для эвристического образования, — самобытность. В работе Н.О. Лосского об интуитивизме говорится, что знание заключено в бытии, т.е. гносеология тождественна онтологии и даже содержится в ней. Тогда бытие оказывается не отчужденным объектом познания, а происходящим из деятельности самого обучающегося. «Знание о внешнем мире, что касается близости к объекту, ничем не отличается от знания о внутреннем мире» (Избранное, 1991, с. 85) — так выражает Н.О. Лосский ключевую идею русского космизма. Процессы познания и творения относятся не только к внешнему, но и к внутреннему миру ученика. В эвристическом обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. В этом состоит персонализм данного типа образования. Важнейшая особенность человека, устанавливаемая русским космизмом — открытость неизвестному, будущему, новому. К.Э. Циолковский разработал формы будущего существования человечества и предпринял конкретные шаги в этом направлении — разработал теорию ракеты для космических полетов, создал философскую теорию «лучистого человечества» (1951). На его идеях сегодня разрабатываются программы образования ГОМО КОС-МИКУСа — человека космического (Исаков, 1994). Открытость эвристического образования соответствует открытости космической философии К.Э. Циолковского. Ученик, постоянно действующий в ситуации неизвестности, научается быть открытым в иные типы и структуры жизни, которые в настоящее время могут быть ему неизвестны, но которые будут востребованы от него в будущем. В очерке «Необходимость космической точки зрения» К.Э. Циолковский пишет: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной» (1992, с. 168). В центре внимания знаменитого ученого и педагога находится процесс взаимодействия человека с вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Данное положение является общим для всего русского космизма, и доказанным, к тому же, экспериментально. Так, А.Л. Чижевский обнаружил и исследовал связь историчес- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|