ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 4 страницаС подобными утверждениями не позволяют согласиться полученные нами в ходе педагогического эксперимента данные. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала от них предварительных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность, если она предварительно осваивалась и закреплялась детьми, отрицательно влияла на возможность их последующего творчества, создавая у них шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность способствует творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования. Следующее отличие. Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в темах и учебных предметах, где требуется интеллектуальный подход. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и с эмоционально-образными доминантами деятельности. Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет саму методологию образо-
Генезис эвристики в науке и образовании вания и относится не только к изучаемому материалу, но и к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний, к способам контроля и оценки результатов. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные процедуры. Эвристическое обучение приводит к изменению не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс в ситуациях «незнания» истины. Отмечая отличия, обратим внимание на то, что эвристический и проблемный типы обучения имеют и общие черты, например, в решении вопроса о преодолении отчуждения личности в процессе обучения (Наумов, 1990), в технологических решениях образовательных задач и многом другом. Что такое развивающее обучение. Развивающее обучение базируется на понятии «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского. Развивающее обучение стало разрабатываться с конца 50-х гг. прошлого века в двух научно-практических коллективах, созданных Л.В. Занковым и Д.Б. Элькониным. Дидактические принципы концепции Л.В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне трудности. Преодоление уче 2. Ведущая роль теоретических знаний. Речь идет не о простом
3. Высокий темп изучения материала. «Жвачка — злейший 4. Осознание школьниками процесса учения. Ученик осознает 5. Систематическая работа над развитием всех учащихся. Не Дидактические принципы концепции В.В. Давыдова — Д.Б. Элъко-нина: Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
1. Основным компонентом содержания образования является 2. Учебная деятельность ученика (начальной школы) нацелена 3. Содержанием учебной деятельности выступают теоретичес 4. Основным методом обучения выступает способ восхождения 5. «Школьники не создают понятий, образов, ценностей и Обе системы развивающего обучения имеют сегодня обеспечение учебными программами и учебниками и находят широкое применение в школах России. В большей степени это относится к начальной школе. Попытки внедрить принципы развивающего обучения в среднее звено и в старшую школу пока не получили массового распространения. Чем эвристическое обучение отличается от развивающего. Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов), или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Занков). Содержание учебного материала претерпело в связи с этим структурные изменения, но осталось по отношению к учителю и ученикам заданным и от них почти независимым: «Школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям» (Давыдов, 1996, с. 6). «Мы не ставили перед собой задачу радикально перестроить содержание учебных предметов...» (Занков, 1996, с. 124). Таким образом, в развивающем обучении подразумевается усвоение учениками сообщаемых им знаний, содержание которых остается неизменным по отношению к традиционной системе образования. Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания, вариантов образования. Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования; он полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала. Эвристика в современной дидактике Анализ отечественных педагогических источников 70—80-х гг. XX в. показал, что многие теоретики образования относят эвристику к одному из методов, форм или приемов обучения. Зачастую данные методы так и называют — «эвристики». Например, СИ. Архангельский пишет: «Эвристики рассматривают способы, пути и правила решения поставленных задач на основе свободных размышлений... Характерным для эвристик является соединение двух основных компонентов основания: психологического, субъективного и рационально-логического, объективного» (1980, с. 104— Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
105). Таким образом, под эвристикой в данном случае понимаются не только интуитивные, но и логические способы деятельности. В теории и практике обучения 80-х гг. эвристике часто приписывались несвойственные ей функции сообщения знаний: «В педагогике распространен еще один термин, характеризующий беседу по сообщению новых знаний, — эвристическая беседа. Она применяется тогда, когда учитель ставит перед учениками определение задачи и путем умело поставленных вопросов подводит учащихся к ее решению, что относится к индуктивному пути ведения беседы» (Ильин, 1984, с. 277). Целью эвристической беседы, таким образом, считалось сообщение новых знаний, но не открытие их. Вопросы учителю предлагалось строить таким образом, чтобы ученик не подозревал о скрытом для него смысле беседы: «У учащихся возникает субъективное впечатление, что они сами делают открытие, как бы повторяют логику научного открытия. В настоящее время этот вид беседы широко используется в практике обучения» (Педагогика, 1976, с. 151). Несмотря на то, что эвристическая беседа исследовалась в педагогических диссертациях (Плескацевич, 1969), функция «понимания и усвоения новых знаний» закрепилась за ней и продолжает характеризовать ее и в современных учебных пособиях (Педагогика, 1995, с. 223). Творческие или эвристические виды деятельности многие педагоги классифицируют как одну их групп, которой неизменно предшествуют более низкие по уровню репродуктивные (воспроизводящие) виды деятельности. П.И. Пидкасистый показал единство и взаимосвязь воспроизводящих и творческих процессов в деятельности ученика, обосновал, что «с привнесением в учебный процесс эвристического начала в преподавании познавательная деятельность ученика поднимается до уровня поисковой деятельности, где количество воспроизводящих умственных действий сокращается в пользу увеличения творческих процессов» (Пидкасистый, 1972, с. 79). Подобные выводы содержат в себе возможность перехода от репродуктивного к эвристическому обучению. Заслуга в разработке собственно эвристических методов как педагогической проблемы принадлежит Д. Пойа (1961), Ю.Н. Ку-люткину (1970; 1986), В.И. Андрееву (1981; 2000) и др. Математик и педагог Д. Пойа сформулировал и систематизировал общие правила, лежащие в основе поиска решений задач1. Эти правила можно представить в виде следующей последовательности вопросов: Пойа Д. Как решать задачу? М., 1961.
1. Чтобы ясно понять предложенную задачу, нужно поставить 2. Поиск идей решения и составление плана решения происхо 3. При осуществлении составленного плана решения контро 4. Контроль и самоконтроль полученного решения происходят Подобные правила используются в обучении математике до сих пор (Семенов, 1995). Исследования Ю.Н. Кулюткина (1970; 1986) показали значение использования эвристических методов в таких видах учебной работы, как самостоятельный вывод учащимися формул и закономерностей, решение нестереотипных задач по математике, физике, химии, доказательство теорем, стилистические упражнения, практические и лабораторные работы. Автор называет эвристики мета-способами: «...методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения, строит нестереотипные планы и программы, мы будем называть эвристическими: эвристики — это, так сказать, метаспособы, с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения» (Кулюткин, 1971, с. 8). В дан- Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
ной трактовке эвристикам отводится роль универсальная, не ограничивающаяся конкретным содержанием рассматриваемых предметов и соответствующих способов. Однако, обнаружив в эвристиках роль метаспособа, Ю.Н. Кулюткин не пошел дальше и не распространил метафункцию эвристик на другие структурные дидактические компоненты. Принципиальное отличие нашей работы в том, что потенциальные возможности эвристики мы распространили на смысл дидактики и ее структурные компоненты: цели, принципы, содержание, технологию, что позволило ввести понятия метаобъекта, метапредметного содержания образования, учебного метапредмета. В.И. Андреев применил генетический подход в систематизации эвристических методов, сформулировал принципы и правила их применения, модифицировал известные методы мозгового штурма и другие для применения в учебном процессе. В.И. Андреев считает эвристиками такие наводящие вопросы, указания, советы, аналогии, средства наглядности, «которые или снижают трудность учебной проблемы до соответствующего уровня творческого развития ученика, или создают благоприятные условия для "микрообучения" и "микроразвития", расширяя тем самым "зону" ближайшего творческого развития ученика до соответствующего уровня трудности учебной проблемы» (1981, с. 97). Таким образом, автор распространяет функции эвристик не только на способы деятельности, но и на учебные предписания, на средства наглядности, если они помогают творческому развитию ученика. В.И. Андреев считает эвристики общедидактическими приемами и предлагает следующее определение: «Эвристики — это такие обще дидактические приемы, целенаправленное применение которых активно формирует у учащихся стратегии рационального поиска отдельных этапов решения учебных проблем, учебно-исследовательских задач» (там же, с. 98). Акт эвристической деятельности учащегося, момент или период озарения, часто выступает предметом психологических и педагогических исследований. Для изучения и разработки данного элемента чаще всего применяется понятие творческой образовательной ситуации. Вопросам творческих ситуаций и других элементов эвристического обучения посвящена работа B.C. Шубинского «Педагогика творчества учащихся» (1988). На основе педагогической интерпретации творческого процесса автор выявил качества творческой личности, раскрыл систему учебно-воспитательных творческих ситуаций, которые учитель может использовать для формирования творческой личности учащихся при усвоении учебных предметов, во внеурочной работе, в социальной деятельности. В данной работе имеется попытка проследить структуру эвристической ситуации, в качестве основного элемента которой автор предлагает понятие «синтезона» — порождаемой в сознании человека связи нового со своей сущностью (Шубинский, 1988, с. 54). Периоды образования и развития синтезона дают, по мнению автора, две стадии эвристической ситуации — собственно эвристическую, во время которой происходит «выход из тупика» и образование синтезона; и стадию творческого моделирования, когда происходит конструирование и завершение замысла. К сожалению, под творческим результатом автор часто имеет в виду «приближение к верному ответу», для чего в качестве средства управления учителем ситуацией предлагает наводящие вопросы и «методику подсказок». Предпосылка эвристического обучения заключается, на наш взгляд, в допущении таких естественных внутренних резервов человека, которые позволяют ему «рождать» знания, конструировать их в собственной деятельности. На данной предпосылке базируются практически все эвристические методы, начиная с метода Сократа. Например, в такой образовательной области, как языкознание, существует немало подходов и методов естественного обучения. Их объединяет понятие так называемой врожденной грамотности. Французский педагог С.Френе разработал «естественный метод обучения языку» (Freinet, 1947), суть которого состоит в естественном восхождении ребенка от собственной речи к письму, а затем к чтению. Сначала учитель записывает на доске и в тетрадях учеников их собственные творческие рассказы. Дети переписывают, переживают такие тексты с помощью других способов, даже не зная еще всех буквенных значков. Постепенно научаются одновременно узнавать и понимать тексты. С. Френе убежден: «Ребенок умеет читать без всяких упражнений. Он изначально умеет читать, потому, что узнает по начертанию рукописного или печатного текста заключенную в нем мысль...» (Френе, 1990, с. 63). Аналогичные методики применяются в настоящее время уже на основе кибернетических концепций и информационных технологий. Например, изобретение, называемое «Способ идентификации объектов», лежит в основе метода врожденной грамотности, применяемого на московских курсах «Репетитор»1. Вместо традиционной опоры на теорию языка и многочисленные правила, авторы этого метода апеллируют к бессознательно применяемым уче- 1 Дуэль И. Когда американец кричит петухом //Учительская газета. 1997. 13 мая. С. 19. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
никами способам освоения языковой информации. С помощью специального управления переключением работы левого и правого полушарий мозга, а также других приемов педагог обеспечивает существенное повышение грамотности учеников. Исходный принцип естественного обучения можно выразить словами Умберто Эко, специалиста по семиотике и философии языка: «Ребенок отлично говорит на родном языке, но не мог бы описать его грамматику. Однако грамматист — это не тот, кто единственный знает правила языка. Их превосходно знает, хотя об этом и не знает, и ребенок. Грамматист «- единственный, кто знает, почему и как знает язык ребенок». Добавим, что учитель грамматики — это тот, кто может помочь ребенку проявить и осознать его скрытое знание языка. В 60-х гг. под руководством Г.П. Щедровицкого (1995, 1997) начало создаваться педагогическое направление, связанное с ме-тодологизацией образования. В этом направлении преобладает более логическое, нежели эвристическое начало, однако ориентировка на «продукт образования» связывает эти два начала воедино. Педагогическая инженерия, как стали называть данную научную область, переместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения образовательной продукции. Конечной «продукцией» школьного образования назван человек, а целью обучения и воспитания — «деятельность по изготовлению человека» (Педагогика и логика, 1993, с. 90). Однако идеи Г.П. Щедровицкого и их методологическое развитие в силу различных причин долго оставались неизвестными широкому кругу педагогов. Так, книга «Педагогика и логика», сданная в печать еще в 1968 г., была опубликована только в 1993 г. В последние годы значительно увеличилось число педагогических подходов и концепций, предполагающих творческую самореализацию ученика в качестве ведущей учебной деятельности. Педагоги детально прорабатывают отдельные стороны творческой самореализации школьников: обучение в форме творческих мастерских (Окунев, 1996), поисково-творческие занятия внеучебного содержания (Зак, 1996), занятия в творческих студиях (Студия, 1994), научные ученические мероприятия и совместную продуктивную деятельность учителей, учеников, их родителей (Тарасов, 1997). Поиски идут, главным образом, в направлении отыскания технологий творческого обучения. Из современных эвристических учебных технологий наиболее известна система Г.С. Альтшуллера и его последователей (1994). Ориентированная вначале на технологию изобретательства система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) постепенно выросла до учения о жизненной стратегии творческой личности. Данная технология, имеющая несомненные черты системы, между тем, пока не ориентирована на применение в общеобразовательных школах и может применяться лишь в дополнительном образовании склонных к изобретательству людей. Воспитанию творческой личности как цели образовательных систем посвящено докторское исследование по педагогике Н.П. Пархоменко (1995), в котором автор рассмотрел историко-методоло-гический аспект данной проблемы. Примечательна работа Н.Ф. Вишняковой (1995) по выстраиванию психологии творческого обучения, названная ею креативной психопедагогикой. Особенностью этого исследования выступает его науковедческий характер. Автором разработана креативная парадигма психопедагогики, опирающаяся на достижения зарубежных философов, психологов и педагогов. Базисными науками креативной психопедагогики автор считает креасофию, креалогию, креагогику, акмео-логию. Возможность применения разработанных автором теоретических структур в обучении затруднена, на наш взгляд, отсутствием технологии практического внедрения разработанной концепции. Применительно к вузовскому образованию вопросы, связанные с креативным подходом к обучению, реализуются в ряде работ современных педагогов и психологов (Чернилевский, Морозов, 2001; Анисимов, 1997, и др.). Предметом дидактического исследования В.И. Андреева явились «взаимосвязи и отношения процесса преподавания и учения во вновь конструируемой системе эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности, а также результаты функционирования этой системы» (1981, с. 10). Общая гипотеза автора состояла в том, что эффективно управлять учебно-исследовательской деятельностью и развивать исследовательские качества личности возможно с опорой не на алгоритмические, а на эвристические средства. Исследование В.И. Андреева имеет некую ограниченность — разработанные дидактические основы проверялись на материале обучения физике, а точнее — в ходе исследовательского физического эксперимента учеников. В нашем исследовании эвристике предлагается придать уровень методологии образования, определяемой в качестве единства двух составляющих: 1) совокупности эвристических приемов, методов и средств обучения; 2) учения об этих методах и происходящих образовательных процессах. Если первая составляющая отчасти была разработана ранее, то вторая — устанавливается нами впервые. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
В зарубежной педагогике близкой к эвристическому обучению выступает концепция продуктивного обучения (Productive Learning), поддерживаемая немецкими педагогами И. Бомом и Дж. Шнайдером (Bolim, Schneider, 1995). Проект «Город-как-школа», реализуемый в рамках данной концепции Институтом продуктивного обучения в Европе (IPLE), заключается в обучении молодежи на основе практического опыта «из настоящей жизни». Старшеклассникам, у которых сложились конфликтные отношения с традиционными формами образования, предлагается учиться в реальной жизни, создавая общественно значимую продукцию на выбранных ими рабочих местах. Учащимся предлагается шесть направлений, изучение каждой из которых длится около 3 месяцев и включает в себя сферы бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности. Учитель вместе с учащимся составляет его индивидуальную учебную программу, учитывающую потребности ученика и специфику его рабочего места. Разделение между учебными предметами и профессиональной практикой отсутствует. Овладение способами деятельности побуждает учащихся к самообразованию, повышает их мотивацию, ликвидирует отчуждение от собственного образования. Таким образом, идея продуктивного обучения позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельность ученика во внешний мир. Продуктивное обучение развивается в качестве подхода к общеобразовательной подготовке учащихся и в отечественном образовании (Башмаков, 2000; Крылова, 1999). В основе модели обучения как естественнонаучного исследования, разработанной американским биологом и педагогом Дж. Швабом, лежит ориентация на научное исследование как образец для построения обучения1. Исследовательская ориентация противостоит манере констатирующего изложения материала, которую Дж. Шваб и его единомышленники назвали «риторикой утверждений». Они считают, что идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и дальнейших исследований по их развитию. Данная модель предназначена для изучения материала, отражающего основы научных знаний по естественнонаучным и общественным курсам. Модель Дж. Шваба носит название «Приглашение к исследованию» и имеет следующую пошаговую структуру действий учащихся:
1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования, 2. Выстраивание своего понимания замысла естественнонауч 3. Выделение трудности научного познания как проблемы для 4. Планирование и реализация собственного способа постро Канадские педагоги разработали модель обучения как «развертывающейся истории» (К. Иган и др.)1. Основным инструментом обучения здесь является выделение учениками в материале так называемых бинарных оппозиций — противоположных сущностей, идей, понятий, жизненных явлений. Для этого для учеников составляются элементы-этапы, сопровождающиеся вопросами по изучаемой теме. Эвристическое обучение тесно связано с личностно ориентированным обучением (Сериков, 1994; Кульневич, 1995; Якиманская, 1996; Бондаревская, 1999 и др.). Данный тип обучения предусматривает возможность создания учеником собственного образовательного продукта, например знаний по химии (Кузнецова, 1994) или целой системы жизненных смыслов (Сериков, 1994). Дидактическая эвристика опирается на данную возможность, развивая ее до уровня теории соответствующего типа обучения. Исследования творческой направленности обучения характерны для методистов по отдельным учебным предметам: физики (Разумовский, 1975), математики (Эрдниев, 1991), химии (Аксенова, 1995), музыки (Ригина, 1992), черчения (Гервер, 1992) и других предметов. Существуют попытки создания учебников по эвристике для средней школы (Ушачев, 1995). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|