ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эвристика в современной дидактике 5 страницаМного работ посвящено подготовке педагогических кадров к эвристической и творческой деятельности (Раченко, 1966; Андреев, 1981; Кан-Калик, Никандров, 1990; Сластенин, 1991;Аниси-мов, 1997; Рындак, Москвина, 2001 и др.). В последние годы появляются исследования, связанные с логико-историческими аспектами педагогической эвристики (Соколов, 1999), с вопросами интеграции эвристического и технологического подходов вузовского образования (Воронин, 1999), иссле-
1 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995. С. 74—75. 1 Egan К. Teaching as story telling. Chicago, 1989. 4-501 Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
дованием возможностей эвристики в дистанционном обучении (Андрианова, 2000). Рассматриваются прикладные вопросы эвристического обучения, связанные с решением эвристических задач в очном обучении (Бакулевская, 2001) и в дистанционных занятиях с использованием компьютера (Матецкий, 2001). Разработан метод эвристического диалога как технологический элемент творческой самореализации учащихся в обучении (Король, 2002). Все это свидетельствует о востребованности повышения креативности отечественной системы образования путем развития ее эвристического компонента. § 6. Инновационная практика обучения В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России началось появление авторских школ. Данный феномен обусловлен движением учителей-новаторов, всколыхнувших отечественную систему образования во времена перестройки. Среди них: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, СЮ. Курганов, А.М. Куш-нир, С.Н. Лысенкова, А.А. Остапенко, Н.Н. Палтышев, Р.Г. Ха-занкин, В.Ф. Шаталов и др. В стране стали появляться не только отдельные учителя, но и целые школы, опирающиеся на педагогические системы, разрабатываемые отечественными учеными и педагогами: М.А. Балабаном, B.C. Библером, В.В. Давыдовым, И.Ф. Гончаровым, Ю.В. Громыко, В.А. Караковским, А.А. Католиковым, А.Н. Тубельским, А.В. Хуторским, М.П. Щетининым, Е.А. Ямбургом и др. Между тем, не все предлагаемые методики, инновационные системы обучения и авторские школы были направлены на решение творческих или эвристических задач образования. В конце 1980-х гг. мы провели специальное исследование, включающее разработку и организацию творческой деятельности учителей. Приняв участие в организации массовых слетов клубов творческой педагогики «Эврика», мы решили проанализировать степень креативной направленности изучаемых и распространяемых инновационных методик. Так, в журнале «Физика в школе» нами был создан «Методический клуб», который выявлял творческие находки учителей и публиковал их1. Клуб организовал несколько педагогических экс- педиций по изучению мастерства учителей-новаторов, провел Всесоюзный фестиваль «Урок физики—88», на котором участвовало более 200 учителей школ, преподавателей вузов, научных сотрудников. Результаты фестиваля опубликованы в статьях1 и в книге (Урок физики в современной школе, 1993). Проанализировав творческие уроки участников фестиваля, мы пришли к следующим результатам: из 127 педагогов, представивших на фестиваль свои методические системы, уроки и приемы, только пять методик предполагали возможность получения учениками образовательных продуктов, которые могли быть неизвестны учителю заранее (авторы — А.П. Дзидзверг, Н.Н. Метальников, Г.Д. Бессараб, А.И. Шапиро, А.А. Остапенко), т.е. эвристические элементы содержали только 4% из заявленных творческих уроков и методических систем. Цели остальных уроков ограничивались, в основном, «творческим усвоением» заданного предметного содержания. Полученные данные подтвердили низкий уровень методического аппарата для организации эвристического обучения и одновременную потребность в нем многих творческих педагогов, что определило ход нашего дальнейшего исследования. Чтобы выстраивать систему эвристического обучения, надо вскрыть и объяснить противоречия, существующие в традиционном обучении. Они, прежде всего, относятся к целеполаганию учебной деятельности. Учителя ставят достаточно обоснованные с точки зрения учебного предмета цели, но они понимаются и принимаются разными школьниками по-разному, а некоторыми из них не принимаются вовсе. Налицо противоречие между внешними заданными целями и индивидуальным их видением учениками. То же самое можно сказать о других элементах системы обучения — содержании, методах, формах обучения. Эвристическое обучение должно было изменить подобную ситуацию — сделать первичными те цели и задачи, которые ученики поставят (создадут) для себя сами. Роль учителя сводится к помощи ученикам в формулировании своих целей и последующем сопровождении деятельности по их достижению. Эвристическое обучение в данном смысле — сопровождающее, что не умаляет, а повышает значимость учителя, который из «транслятора знаний» превращается в организатора индивидуального образовательного движения учеников. Предпочтения учащихся в образовании формируются во многом благодаря применяемым учителями методическим подхо-
1 См.: Хуторской А.В. Всесоюзный поиск передовых педагогических идей // Физика в школе. 1988. № 1. 1 Браверман Э.М., Хуторской А.В. I Всесоюзный методический фестиваль «Урок физики—88» // Физика в школе. 1988. № 4. 4* Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
дам. На степень эвристичности обучения влияют многие факторы, в частности количество и качество задаваемых на занятиях вопросов. Наибольший эффект получается благодаря ученическим вопросам, но их количество, как подтверждает практика, с возрастом учеников уменьшается. Вопросы же учителей относятся чаще к контролирующей, а не познавательной или творческой функции обучения. Например, по данным психологов лишь 10% вопросов учителей младших классов стимулируют активность учеников, а 80% всех вопросов — проверочные1. Поэтому включение ученического вопроса в структурную основу обучения — способ увеличения его эвристичности и эффективности. В данном направлении имеется успешное исследование А.Д. Короля (2002), который разработал технологию организации учителем «вопрошающей» деятельности учеников. Например, учитель предлагает ученикам найти ответ на ключевой вопрос по теме урока, задавая учителю вопросы в следующей последовательности: Что? Как? Почему? Если вопрос ученика будет задан с нарушением этой последовательности вопросов, то учитель ответит встречным вопросом на вопрос ученика. Перед учениками ставится главная проблема урока и приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов. Далее учитель организует вопросно-ответные ситуации. Вопросы учеников оцениваются как продукты их деятельности. В ходе исследования была обнаружена также проблема, заключающаяся в том, что консерватизм и заданность школьного образования формирует у учащихся соответствующие виды деятельности. Например, по данным социологов, 68% старшеклассников предпочитают пассивные виды деятельности (читать, смотреть, слушать) и лишь 15% учеников — активно-творческие виды деятельности2. Поэтому творческая направленность обучения обусловлена не только применяемыми учителями методами, но и уже сформированной совокупностью доминирующих видов деятельности в традиционной школе. Критический анализ состояния педагогической практики выявил проблемы, связанные с отсутствием потребности педагогических коллективов школ в осмыслении своей роли в обществе, в необходимости формулирования образовательных целей школы, учителя, ученика. Традиционная ориентация школ на вступитель- 1 Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991. С. 28. Социологические исследования. 1990. № 2. ные экзамены в вузы, проверяющие у абитуриентов уровень овладения формализованной «суммой знаний», привела к тому, что ученики вынуждены овладевать грузом пассивной информации, вместо творческой самореализации в образовательных и профессиональных видах деятельности по будущей специальности. Перечисленные проблемы побудили активизировать поиски путей творческой самореализации учащихся, для чего необходимо было проанализировать опыт учителей-новаторов, инновационных школ и прогрессивных дидактических систем в образовании. Изучение практики работы отечественных учителей-новаторов показало, что в применяемых ими системах и технологиях присутствует эвристический компонент, хотя и не в равной мере. Проведенный автором анализ деятельности учителей-новаторов, беседы с ними, посещение их уроков, чтение книг выявили различные подходы к творческой самореализации учащихся. Анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы подразделены на следующие 7 групп: личностно ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. /. Личностно ориентированные системы обучения. Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению, дети раскрывают свои творческие возможности. Что и как при этом они изучают, для педагога вторично, поскольку основой метода выступает движение не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету». Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности. Личностно ориентированные системы обучения лежат в основе «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили (1988), человекообразующей методики обучения литературе Е.Н. Ильина (1988), системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палты-шева(1988). 2. Природосообразные системы обучения. Психолого-педагогическая основа природосообразных систем обучения близка к личностно ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и школах. В то же время данный принцип в определенной степени Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
противоположен принципам культуросообразности и «обществосо- образности». Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А.М. Кушнира (1996); в классах, ориентированных на педагогику Л.Н. Толстого, школе «Эврика-разви-тие» (г. Томск); в Школе свободного развития А.В. Хуторского. 3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле — как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут, — обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа И.Ф. Гончарова), либо к их взаимодействию (И.Е. Берлянд, С.Ю.Курганов, 1993; Школа диалога культур, 1992). Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, т.е. любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного самосозидания ученика. К такому роду систем принадлежит устремленная к славянской и восточной космической философии система обучения М.П. Щетинина, система концентрированного обучения А.А. Остапенко. Анализ комплексных процессов, связанных с творческой самореализацией учащихся в школах альтернативного типа, осуществляющих деятельность под руководством М.П. Щетинина (1986), B.C. Лукьяновой и А.Н. Остапенко (1996), А.Н. Тубельского (Школа самоопределения, 1994), обнаружил эффективную для организации эвристической деятельности учеников форму обучения — погружение. Развитие данной формы позволило разработать особую технологию эвристического погружения1 и применить ее для конструирования учебных курсов. Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей, выразилось в создании и реализации модели школы свободного развития. На культурологических основаниях отечественной философии космизма (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и 1 Хуторской А.В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против: Сборник научно-методических статей. Краснодар, 1995; Он же. Метафизика П.А. Флоренского как основа метапредметных погружений // Там же. др.) организуется обучение в ноосферной школе-лицее (г. Боровск Калужской обл.). Центральным образовательным блоком здесь является эколого-ноосферный, в который входят курсы: «Игровая экология» (1—3 кл.), «Антропология» (2—3 кл.), «Естественная история» (5—6 кл.), «Естествознание с основами экологии» (6—8 кл.). 4. Креативные системы обучения. К данной категории учите Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения (В.И. Андреев, Ю.К. Кулюткин, В.Н. Пушкин, А.В. Хуторской). Творческая деятельность ученика расширяется с предметной области изучаемых курсов на весь общеобразовательный процесс, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения. В группу креативных систем обучения входят методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (Альтшул-лер, 1973; Гин, 1999; Бычков, 1990 и др.). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К группе креативных систем относятся подходы к вероятностному образованию (Лобок, 1995;Христосенко, 1996). 5. Оргдеятельностные системы обучения. К данному типу от Учитель в данной системе обучения опирается на разработки системно-мыследеятельностной методологии (Щедровицкий, 1995), его задачей является формирование у детей навыков мысленной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по своему предмету. Этот подход меняет плоскость традиционных учебных предметов на учебную деятельность метапредметного плана. Ученики в коллективных коммуникациях исследуют культурно-исторические образцы, нормы и средства осуществления деятельности в структуре изучаемых областей. Глава I Генезис эвристики в науке и образовании
К данному типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа №91, г. Москва) и массового внедрения. Сюда же относятся методы учителей методологической ориентации (Калманов-ский, Куценко, 1994). К оргдеятельностным системам обучения относятся также ком-мунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, парные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потребности активного общения. Через внешнюю мотивированную деятельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникативной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода — И.П. Иванов (1989), В.К. Дьяченко (1989), И.М. Чередов (1988), М. Балабан и др. 6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы. Представители данного подхода — В.Ф. Шаталов (1979), НА Зайцев (1997), С.Н. Лысенкова (1988). Степень творчества учеников в их методиках, как правило, не превосходит обычную норму, поскольку усилия учителя направляются на ускоренное достижение традиционных учебных целей по усвоению знаний, умений и навыков. Как пишет В.Ф. Шаталов, систематическое создание детьми «творческих конспектов» невозможно в рамках его системы1. С.Н. Лысенкова вводит трудные вопросы программы с опережением. Н.А. Зайцев, разработавший технологию обучения чтению с помощью специальных «кубиков» и таблиц, ориентируется на то, чтобы «за полгода занятий в первом классе обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы»2. Примечательно, что для многих новаторских систем обучения 1970—1980-х гг. характерна позиция диктата со стороны педагога. Так, в методике С.Н. Лысенковой содержатся требования по выполнению указаний, алгоритмов, этапов, которые задаются только учителем. В.Ф. Шаталов организует строго поэтапное управле- 1 Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979. С. 40—42. 2 Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет: Учебник нового типа для учителей, воспита ние познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциации. Цель подобных методик — «дать как можно больше знаний за меньшее количество времени». Применяются специальные приемы, формирующие потребность учеников подчиняться воле, авторитету и знаниям педагога. Учащиеся вовлечены во внешний образовательный процесс, не имея возможности влиять на него. 7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя. Например, И.П. Волков считает: «Знания — фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний... К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему и которую надо закрепить на практике» (1988, с. 18). Творческая продукция учеников является, в основном, модификацией учительских образцов и их различных сочетаний. Ремесленный подход свойствен «традиционным новаторам» — учителям различных предметов, достигающим традиционных учебных целей благодаря высокому профессиональному уровню владения предметом и его трансляции ученикам. К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета. Развиваемые способности и продукты труда этих учеников находятся обычно в достаточно узкой образовательной области. Подчеркнем относительный характер разделения дидактических систем на перечисленные выше 7 групп. Имея различия в смысловой ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы. Проводя сравнение инновационных подходов учителей по степени детской «творческости» в обучении, можно сделать вывод, что эвристический компонент обучения присутствует во многих методических и дидактических системах, но часто не формулируется в них явно. Опыт педагогов-новаторов вместе с наработками отечественной науки в области эвристики дают основания поставить вопрос о конструировании целостной системы эвристического обучения. Кроме научно-практических педагогических предпосылок для конструирования такой системы необходимо определить ее философский базис. Философская модель вселения человека в мир
Глава II ФИЛОСОФСКАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР § 1. Парадигма глобальных изменений в мире и человеке Образование как политика. Анализ исследований в области социологии и философии образования показывает, что в последнее десятилетие отечественные ученые уделяли значительное внимание концептуальным вопросам образования (Образование в конце XX в., 1992; Философия образования для XXI века, 1992; Пахомов, 1992 и др.). Современная педагогическая наука интенсивно разрабатывала проблему ценностей и целей образования, дефицит понимания которых — специфика нынешней ситуации (Образование: идеалы и ценности, 1995; Новые ценности образования, 1995; Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен, 1997). Философия образования приобретает практические функции для выстраивания образовательной политики государства (Никанд-ров, 1997; Асмолов, 1996; Днепров, 1996; Шадриков, 1993), прогнозирования социальных и образовательных изменений в будущем (Гершунский, 1997). В результате позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к проблемам образования, явилось принятие основополагающих документов: Национальная доктрина образования в Российской Федерации1, Федеральная программа развития образования2, Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе3, Концепция 1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное обра 2 Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный 3 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя модернизации российского образования на период до 2010 г.1 В настоящее время идет подготовка законодательных документов об образовательных стандартах для школы. Эти процессы — достаточно знаковые для страны, которая давно нуждается в признании приоритетной роли образования. Именно образование, как одна из ключевых отраслей народного хозяйства, наряду с экономикой, политикой, социальной сферой, может обеспечить решение задач, характерных для нынешнего состояния страны. В то же время, понимание миссии школьного образования как среды для развития личностной сущности ученика и его творческой самореализации на благо себя и общества пока не соответствует реальному положению дел. Необходимо приведение общего среднего образования в соответствие с новым социальным, политическим и экономическим статусом общественного устройства России, с мировыми тенденциями в образовании. Преобразования должны иметь характер реформы существующей школы, направленной на решение как общегосударственных задач, так и внутренних проблем системы образования. Общество, сталкивающееся с возрастающим числом нерешенных проблем, прямо и косвенно побуждает свои институты искать способы их решения через раскрытие резервов творческого человеческого потенциала. За рубежом об этом говорится давно. Американский психолог К.Р. Роджерс считает, что «расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» (К.Р. Роджерс, 1994, с. 410). Сегодня требуется образование, ориентированное не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, на природо- и культуросообразное развитие всех сфер человеческой деятельности. Смена доктрины «образование-преподавание» на доктрину «образование-созидание» — закономерная эвристическая особенность современных глобальных изменений в образовании2. «Иметь» или «быть» в образовании? «Иметь» или «быть» — эти две противоположные ценностные ориентации, обозначенные Э. Фроммом (Fromni, 1976), лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм. Ориентация «иметь» характеризует на- 1 Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. 2 Хуторской А.В. «Иметь» или «быть» в образовании XXI века // Образование и Глава II Фшюсофская модель вселения человека в мир
правленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, обладания аттестатом зрелости. «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем "культурной собственности" и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности» (Фромм, 1986, с. 65). Цель подобного типа образования — обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция и последующая интериоризация индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами. Ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такой тип образования приводит к изменению (образованию) внутренней субстанции самого обучающегося и появлению его собственного знания. Обучение в стиле «быть» имеет эвристический, первооткрывающий характер. Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения. Обе образовательные парадигмы на практике могут переходить одна в другую, что сопровождается, как правило, глобальными социальными переменами. Причины этих перемен потенциально заложены в каждом типе образования. Увеличение «степени дозволенности» субъектов образования рано или поздно приводит к актуализации внешних норм и ограничений, задаваемых государством. Появляются сначала примерные, а затем и обязательные образовательные стандарты, которые имеют цель поддерживать определенный уровень заданности национального образования. Между свободой и заданностью в образовании непрерывно происходит борьба за зоны влияния, приводящая на определенных этапах к смене доминирующих образовательных парадигм. Смена одной парадигмы на другую означает смену различных фаз социально-образовательных перемен, периодически меняющих местами «старое» и «новое». В качестве примера глобальных перемен, происходящих сегодня в противофазах, можно привести современные образовательные тенденции в России и США. Воз- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|