ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сопротивление, связанное с процессом развития
Все маленькие дети проходят процесс, который психологи и педагоги называют формированием личности. В ходе этого процесса беспомощный, зависимый от матери младенец постепенно превращается в социально полноправного человека, имеющего свою, особую индивидуальность. Ребенок начинает это путешествие в направлении формирования личности путем определения, что он — «тот, кто не является ни мамой, ни папой». Таким образом, любое утвердительное заявление взрослого побуждает ребенка реагировать противодействием. Дети, находящиеся в таком возрасте, когда они постоянно оказывают противодействие, часто выражают свое сопротивление тем, что игнорируют выбор, предлагаемый взрослыми. Они как бы испытывают взрослых, но не с тем, чтобы заставить их злиться, а просто чтобы посмотреть, чего они смогут этим добиться. Дети хотят выяснить, кто они (где кончаются они и начинаетесь вы), и открыть свою уникальность. Чтобы помочь ребенку, который оказывает сопротивление определенному выбору по причинам, связанным с его развитием, сделайте следующее: ♦ Осознайте, что если вы позволяете втянуть себя в силовую борьбу, значит, вы сосредоточились не на любви, а на страхе. И тогда вы будете действовать с негативной позиции, тщетно пытаясь заставить своего ребенка что-то сделать. Чтобы избежать этой ловушки, сделайте глубокий вдох, осознайте свои мысли и примите решение перейти от страха к любви. Сознательно выбирайте мысли, которые помогут вам контролировать себя, а не своего ребенка. Используйте силу восприятия, чтобы овладеть своим расстроенным состоянием, или используйте силу принятия, чтобы напомнить себе: «Этот момент таков, каков он есть». ♦ После того как вы начнете контролировать свое состояние, признайте за ребенком право выбора: либо действовать в установленных вами рамках, либо нет. Принуждение с любой стороны является проблемой, а не ответом. Сделайте сознательный выбор — положиться на силу доброй воли. У вас обоих есть выбор, как себя вести. Вы можете управлять своими действиями, но не действиями своего ребенка. ♦ Используйте метод монотонного повторения. Он включает повторение спокойным, утвердительным тоном вариантов, которые вы предоставили ребенку.
Родитель: «Джозеф, уже время отложить в сторону игрушки. У тебя есть выбор: начать собирать маленькие кубики или большие. Что ты выбираешь?» Джозеф: «Нет!» И начинает разбрасывать кубики. Родитель: «Джозеф, время убрать все это. У тебя есть выбор: начать собирать маленькие кубики или большие. Что ты выбираешь?» Джозеф: «Ты не заставишь меня. Я тебя ненавижу!» Родитель: «Джозеф, время вес убрать. У тебя есть выбор: начать собирать маленькие кубики или большие. Что ты выбираешь?»
Когда вы продолжаете спокойно повторять варианты выбора, как правило, происходит одна из трех ситуаций. Джозеф начинает собирать кубики. Он может делать это, недовольно ворча. Или, наоборот, конфликт обостряется: Джозеф переходит от словесных оскорблений в ваш адрес к физическому нападению, то есть начинает колотить вас. Третий вариант: он делает попытку уйти от решения, устроив истерику или выбежав из комнаты. Если ваш ребенок выбирает дружеское взаимодействие, обязательно отметьте его выбор. Подчеркните, сколько силы воли и энергии приложил ребенок, чтобы преобразовать свою негативную реакцию в позитивную и заняться процессом уборки игрушек. «Ты решил сложить в коробку сначала маленькие кубики!» Это событие — своего рода чудо, поэтому отпразднуйте его. Что же такого чудесного в том, что ваш ребенок повинуется вам? Перенесите это на себя. Вы когда-нибудь бывали настолько расстроены, что ваши негативные мысли о другом человеке или о ситуации приводили вас в ярость? Разумеется, вы чувствовали, что с вами обошлись несправедливо. Вы когда-нибудь принимали решение доказать, что ваша точка зрения правильная? Подумайте, сколько силы отнимала попытка остановить шквал обвинений, подавить гнев и сохранить уверенность в своей правоте, чтобы снова расположиться к сотрудничеству с этими людьми. Ребенок, который выбирает повиновение, просто пресекает трудный процесс, с которым взрослые борются изо всех сил. От всего сердца похвалите ребенка и отпразднуйте его победу любви над страхом. Вы всегда найдете нужные слова, если вашим намерением будет выразить искреннюю благодарность за его дар — выбор дружеского взаимодействия вместо противодействия. Беспричинная истерика или незаслуженная похвала могут вызвать выброс адреналина в кровь во время конфликта. Если бы Джозеф упорствовал в своем сопротивлении, то вам понадобилось бы применить навык сопереживания (о котором пойдет речь в главе 8), чтобы помочь ему преодолеть взвинченное состояние и вернуться к дружескому взаимодействию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|