ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОТСЮДА ЗАДАЧА: КАК СПРАВИТЬСЯ СО ВСПЫШКАМИ РАЗДРАЖЕНИЯ И ИСТЕРИКОЙ
Вспышка раздражения или истерика — это неконтролируемый взрыв гнева, который обычно возникает у ребенка (или у взрослого) вследствие его тщетных усилий контролировать ту или иную ситуацию. Посредством истерики он как бы говорит: «Я отчаянно старался заставить мир вертеться так, как я хочу. Но сейчас я настолько измотан, что едва могу говорить. Я чувствую себя напуганным, беспомощным и бессильным». И у взрослых, и у детей бывают нервные срывы. Вспомните свой последний нервный срыв, и как потом ужасно было думать, что вы могли в тот момент больно ранить близкого человека. И представьте, какое приятное чувство вы испытали бы, если бы знали, что в момент, когда вы потеряли над собой контроль, нашелся человек, который сохранял спокойствие, чтобы обеспечить безопасность вам и вашим близким. Родители должны понять суть нервных срывов и помогать детям пройти через эмоцию гнева, не дав им почувствовать себя отверженными. Отверженность и стыд вызывают еще большую ярость и повышают вероятность новых срывов. А присутствие рядом спокойного взрослого создает для детей атмосферу защищенности и учит их тому, что гнев и ярость бессильны, снижая таким образом вероятность будущих срывов. Если вы сможете помочь ребенку пройти через нервный срыв, вы научите его лучшим способам воздействовать на мир или принять его таким, каков он есть. Для детей в возрасте от 15 месяцев до трех лет истерики — вещь обычная. У малышей начинается внутренняя борьба между их зависимостью и независимостью. Они постоянно задают себе вопрос: «Я делаю то, что хочу, или то, чего хотят мои родители?» Для только начинающих ходить малышей конфликт между «будет по-моему или будет, как хотят они?» проходит очень напряженно, и для его разрешения требуется год или два. Этот вопрос всплывает на поверхность, когда дети только начинают взрослеть, а иногда конфликт происходит и в сорокалетнем возрасте. И хотя большинство родителей обвиняют себя в этих истериках, истерики отражают внутреннюю борьбу ребенка. Конечно, какие-то действия со стороны родителей могут привести в движение эти вспышки раздражения, но они не являются основной причиной. У многих только начавших ходить малышей истерики бывают ежедневно, а у дошкольников — по меньшей мере раз в неделю. Порой их провоцирует поведение взрослых: супружеская несовместимость, слишком большие и неоправданные ожидания взрослых, чрезмерная строгость, чрезмерная опека и разного рода злоупотребления. Запомните: только сохраняя самоконтроль вы сможете помочь ребенку, утратившему над собой контроль. (Как говорит стюардесса во время полета: «Сначала наденьте свою кислородную маску, а потом наденьте маску вашему ребенку».) Перенесите свою сосредоточенность с того, чтобы прекратить истерику, на то, чтобы помочь ребенку справиться с этим, применяя метод отражения того, что вы видите, чувствуете и слышите. В следующем примере обратите пристальное внимание, как мать отражает то, что она видит, чувствует и слышит. Шестилетняя Мелисса терпеть не могла колючую одежду. Особенно ее раздражали этикетки на воротнике. В то ужасное утро Мелисса и ее мама Бобби Джо раз за разом вступали в борьбу — кто кого пересилит. К тому времени, когда должен был приехать сосед на своей машине, чтобы отвезти детей в школу, Бобби Джо вытащила новый свитер-гольф и сказала: «Надень вот это. Тебе нужно поторопиться». Мелисса взяла свитер, но, как только увидела этикетку, тут же начала хныкать. Беспокоясь о том, чтобы вовремя вывести ребенка из дома, Бобби Джо схватила ножницы и направилась к Мелиссе, чтобы срезать этикетку. Взглянув на ножницы, Мелисса сказала: «Я могу это отрезать сама» и бросилась искать свои маленькие ножницы. Через какое-то время зазвенел будильник, оповещая о скором прибытии соседа. Бобби Джо схватила свитер и срезала этикетку. И тогда Мелисса полностью потеряла контроль над собой. Она бросилась на пол и стала вопить. Бобби Джо смотрела на девочку и думала: «Да, сейчас я не могу сказать, что люблю тебя». Но она не хотела потом испытывать чувство вины за такие мысли и вспомнила фразу: «Сначала призовите к дисциплине себя, а уже потом — ребенка». Мать сделала несколько глубоких вдохов и сказала себе: «Этот момент таков, каков он есть. Расслабься и спокойно реши проблему». И она начала описывать то, что видит: «Мелисса, ты делаешь руками вот так» (она показала, как машет руками девочка). Мелисса продолжала кататься по полу и размахивать руками. Мать проигнорировала эти движения и сосредоточилась на других частях тела дочки. «А твое лицо все сморщилось», и Бобби Джо постаралась изобразить на своем лице такое же выражение. Мелисса посмотрела на мать, и у них установился зрительный контакт. Бобби Джо продолжала дышать ровно, зная, что ее слова уже начинают доходить до Мелиссы. Тогда она сказала: «Все твое тело говорит мне, что ты очень расстроена». На это девочка ответила, надув губы: «Я сама хотела срезать этикетку». Мать поняла, что дочь уже возвращается в нормальное состояние, и сказала: «Знаю, ты сама хотела срезать ее, но срезала я». Мелисса скрестила ручки на груди, и ее тело снова напряглось. Тогда Бобби Джо сказала: «Ты была так расстроена и разочарована, что это было просто трудно выносить. Сегодня тяжелое утро у нас обеих». Мелисса заплакала и полезла к матери на колени. Бобби Джо ласково покачала ее, и установившаяся между ними связь уже не нарушалась вплоть до приезда машины. В этой истории мать сумела сохранить спокойствие, чтобы помочь дочке справиться с истерикой. Оставаясь с покойными, вы будете гораздо более полезны своим детям. Если сохранить спокойствие невозможно, тогда наилучшим подходом будет отодвинуться от ребенка (или отодвинуть его от себя). Вы можете сказать: «Я слишком расстроена, чтобы помочь тебе сейчас. Я пойду в свою комнату, чтобы немного успокоиться». Или сказать так: «Мы оба расстроены. Ты иди в свою комнату, а я пойду в свою». Если малыш старается ударить вас или пнуть ногой, удержите его от этого и скажите: «Я не позволю тебе причинить боль мне или кому-то другому. Я здесь ради твоей безопасности. Когда я увижу, что мы оба успокоились, я позволю тебе уйти». Исследование, в котором принимали участие восемьсот семей, показало, что родители справлялись с истериками с помощью следующих методов: уступали требованиям детей (74,6 %); требовали, чтобы ребенок прекратил это и критиковали его (53,6 %); применяли физические меры пресечения (48,2 %); изолировали ребенка на какой-то период времени (31,1 %); пытались объяснить ребенку, приводя доводы (26,8 %); шлепали ребенка (20,4 %). Когда родители реагируют на истерики детей тем, что идут на уступки, отвергают их, оставляют их одних или пытаются устыдить, они лишь повышают вероятность еще более частых истерик. Тем не менее эти методы борьбы с истериками являются наиболее распространенными. Исследование показало также, что дети со скверным характером превращаются во взрослых со скверным характером. В течение последних 30 лет проводились наблюдения за детьми, у которых в десятилетнем возрасте случались истерики. И оказалось, что данная тенденция к внезапным нервным срывам сохранялась у них в течение всей дальнейшей жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|