ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мария Бозененкова, Москва
В названии статьи нет плагиата, просто время написания статьи неумолимо приближается к полночи. Для меня, встроенной в непрерывный поток развития гештальттерапии в России, в поток студентов, клиентов, конференций, Интенсивов и прочих встреч и событий, оказалось довольно трудно вычленить некий кусок опыта и зафиксировать его в виде законченной и обдуманной статьи. Континуум осознавания подбрасывает всё новые и новые мысли, которые никак не желают оформляться в «культурные консервы». И потому жанр данной статьи будут составлять обрывки осмыслений моей текущей работы. Я последнее время всё больше люблю работать с проекцией. И механизм этот люблю – за яркость, энергичность и постоянное присутствие в нашей жизни. Если попытаться дать определение термину «проекция» (не заглядывая в книги Ф. Перлза и Ж. М. Робина, а то статья затянется до утра), то под проекцией я понимаю приписывание другому человеку каких-либо свойств (качеств характера, чувств, мыслей, мотивов), принадлежащих мне самому. При этом формирование проекции происходит следующим образом:
На первом этапе мы видим более-менее целостную личность, признающую у себя наличие свойств, определяемых как достоинства и недостатки (определяемые как пристойные и малопристойные), или мыслей (порядочных и не слишком). На втором этапе мы наблюдаем процесс поляризации (часто выражаемый клиентом как наличие внутренних субличностей – «сильный – слабый», «ребёнок – родитель» и т. п.). На третьем этапе вышеперечисленные свойства, чувства и мысли перестают восприниматься их хозяином как принадлежащие одному человеку. Тут-то и происходит процесс идентификации, результаты которого отражены на этапе 4. На четвёртом этапе предпочтения у людей разделяются: одни решают, что с ними всё хорошо – они белые и пушистые (абсолютно не стервозные), чувствующие преимущественно интерес, радость за другого (хорошо, что он всё-таки догадался), в крайнем случае – удивление (как его угораздило!). Мысли их полны добра, поддержки и гуманизма. Но вот с окружающими представителям данной категории не повезло – им встречаются люди сплошь чёрствые, склонные манипулировать, переживающие тревогу или раздражение, желающие обидеть, отнять, насолить, склонные к жёстким оценочным суждениям и совершенно в них, пушистых, не заинтересованные. Таким образом, мы в полном объёме видим представленный механизм отрицательной проекции (т. е. приписывания Другому всего, что я не готов соотнести с собой). Второй вариант – это проекция положительная. Люди, склонные к такого рода проекциям, видят в других силу, ум, красоту, сексапильность, шарм, вкус, обаяние, проницательность, совершенно не различая этих качеств в себе. Они охотно откликаются на чужую ранимость, открытость, теплоту, нежность или уязвимость, продолжая полагать, что они-то люди спокойные, толстокожие и малоэмоциональные. Данный вариант механизма проекции служит основой для возникновения поклонения, кумиров, фанатизма, обожествления; тогда как предыдущий вариант служит основой для возникновения всех видов распрей, как-то: Коммунально-бытовых: «Лентяйка»; «Чистоплюйка»; «Ишь, возомнила о себе». Социальных: «Они с жиру бесятся»; Они нас ни в грош не ставят»; «Честному человеку у нас не пробиться». Национально-религиозных: «Они не такие, как мы»; «Кто не с нами, тот против нас». Один из ранних моментов становления механизма проекции – период определения неприемлемых качеств, мыслей или чувств – тесно связан с интроекцией. Но это уже другая история. Механизм же проекции даёт почву для развития ещё одного круга проблем – проблем, связанных с оценкой: как на меня смотрят? Что обо мне думают? Как меня оценивают? Страх сдачи экзаменов, страх публичных выступлений, страх пребывания в группе всегда в качестве одной из составляющих имеет проекцию – проекцию власти и права на оценку. Это процесс имеет свои истоки в особенностях воспитания большинства детей. Фразы «Твоего мнения забыли спросить! Ты ещё слишком мал, чтобы судить! Кто тебе дал право судить старших?» и т.п. – не дают возможности вырабатывать собственное мнение, свои критерии оценки. (Это особенно усилилось среди психологов в связи с введением моды на совершенно безоценочные отношения и высказывания). Таким образом, вместо того, чтобы, получить удовольствие от своей свободы и власти над реальностью, власти, состоящей в праве на мнение и отношение к реальности (и к другим людям, их свойствам и поступкам в том числе) – вместо всего этого реализуется попытка оградить себя от чужого мнения путем запрета мнения и оценки как таковой. Однако, с моей точки зрения, в терапии работа с проекцией (со страхом оценки в том числе) состоит, скорее, в принятии и переживании своей ранее отторгнутой, табуированной чести. Не в попытках ежечасно проверять (не правда ли, вы не думаете обо мне плохо?), а в признании, что я, случается, думаю о вас и хорошо, и плохо, и по-разному. Что не только меня оценивает преподаватель (на 5+ или 3-) но и я оцениваю, толковый ли он? Справедливо ли ставит оценки? Разбирается ли сам в материале? (и для преподавателя эти оценки могут быть не менее важны, чем отметки в зачетке). Соответственно, основная работа с проекцией для меня заключается в поочередной идентификации с обеими чертами (чувствами, мыслями) и с проецируемым (отвергаемым) и диалог частей, ведущий к интеграции личности клиента (или к предъявлению нового материала, связанного уже с интроектами). Поскольку уже перевалило за полночь, вопрос о взаимосвязи интроекции, проекции и ретрофлексии, а также о соотношении проекции с трансфером оставим для сновидений и последующих полночных статей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|