Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.




Тимофеев А.И. Хватов К.Ю.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Учебник

Воронеж - 2015


ББК 65.05

Т 415

УДК 338.242 (075)

Книга выходит в авторской редакции

Рецензент:

Д.э.н., проф. Рязанова О.Е.

Тимофеев Алексей Иванович

Хватов Константин Юрьевич

Т 415 Государственное регулирование экономики. Учебник. – Воронеж: Руна, 2015. – 308с., ил.
    ISBN 978-8-906502-15-5  
  Учебник предназначен для изучения дисциплины «Государственное регулирование национальной экономики» студентами высших учебных заведений, обучающихся по программам: · подготовки бакалавра экономики (38.03.01)– профиль «Национальная экономика» · подготовки специалистов по направлению «Экономическая безопасность» (38.05.01)  
  ББК 65.05

 

ISBN 978-8-906502-15-5 © Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., 2015 © издательство Руна, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 4

2. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ................................... 12

3. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17

4. КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 26

5.ВЛАСТЬ............................................................................................................... 35

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 55

7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ......................................... 73

8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.... 95

9. СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ОБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 113

10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 131

11. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...................... 139

12. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................... 157

13. СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 178

14. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ...................................................... 216

15. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА, БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ. 227

16. МИГРАЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.................................................... 242

17. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА.......................................................................... 256

18. СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ 273

19. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА................................................................... 301


СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

 

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Основные экономические процессы – это производство, обмен, распределение и потребление благ. Участниками этих процессов выступают субъекты экономических отношений – люди, имеющие определенные интересы, механизмы реализации своих интересов и статус в экономической системе. Статус субъекта в экономической системе – это роль, или совокупность функций и полномочий субъекта в системе. Один человек может быть носителем различных ролей, и, соответственно, статусов.

В макроэкономике обычно выделяют три группы субъектов экономической системы: домохозяйства, бизнес и государство, подчеркивая тем самым специфику интересов этих субъектов. Тем не менее, конечными носителями тех или иных интересов являются люди, исполняющие определенную роль в обществе.

Если рассматривать государственное регулирование с позиций системного подхода, то можно выделить следующие элементы:

1. Носители экономических интересов.

2. Выразители экономических интересов.

3. Субъекты принятия и реализации государственных решений.

Носители экономических интересов – это практически все население страны. Каждый человек имеет набор определенных экономических интересов. Эти интересы связаны с возможностями получения дохода, обладания имуществом, производственными отношениями, потреблением. Источниками экономических интересов являются человеческие потребности (рисунок 1.1).

Для классификации потребностей была применена Пирамида Маслоу, остановимся на содержании некоторых интересов подробнее. Физиологические потребности – потребности организма в поддержании жизненных сил, - проявляются как желание людей получать минимально необходимые ресурсы для выживания. Типичным мероприятием органов государственной власти является, например, распределение продовольствия в районах чрезвычайных ситуаций, адресная социальная помощь, бесплатная медицинская помощь.

Ситуации, когда исключительно физиологические потребности определяют поведение людей, - маргинальны. Их можно условно разделить на чрезвычайные (войны, голод, последствия стихийных бедствий) и постоянные (бедность, беспризорность). Они являются тягчайшими социальными проблемами, а их предотвращение становится важнейшей задачей государственного регулирования, и заключает в себе сущность обеспечения социальной безопасности. Для смягчения последствий социальных рисков потери доходов в старости, по нетрудоспособности, в случае болезни и т.д. в современных государствах действуют системы страхования социальных рисков (медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование).

 

Рисунок 1.1 Взаимосвязь потребностей и экономических интересов.

 

Недопущение социальных рисков государством не единственная форма реализации интересов безопасности общества. Государство создает предпосылки для того, чтобы люди сами создавали основу своей безопасности и благополучия. Важнейшим направлением здесь является соблюдение прав частной собственности. Попытки создать общество без института частной собственности исторически имели место, однако успехом не увенчались. Собственность является основой экономической деятельности, источником власти, и как следствие, атрибутом элиты общества. Одной из форм борьбы за власть является покушение на собственность претендентов на власть. Революции XVII-XX веков имели в своей основе обеспечение интересов собственности. Буржуазные революции имели своей целью защиту интересов новой элиты - капиталистов. Социалистические революции, хотя считаются проявлением классовой борьбы и результатом роста самосознания пролетариата, зачастую инициировались представителями интеллигенции (претендентами на членство в элите), и не обходились без участия извне. То же самое можно сказать о революциях начала XXI века.

Потребности в общении – основа взаимодействия членов общества. В силу этой потребности и возникают общественные институты, так как физиологические потребности и потребности в безопасности могут быть удовлетворены вне общества. Современное общество тяжело представить себе без средств коммуникации – услуги транспорта и связи стали социально важными благами, они входят в набор потребительского минимального стандарта. Эти отрасли, выполняя важную социальную и народнохозяйственную функцию, являются инфраструктурными монополистами, и, поэтому, являются объектами антимонопольного надзора и ценового регулирования. Потребность в общении человек удовлетворяет участвуя в различных организациях, а также в трудовом коллективе.

Потребность в уважении – реализуется посредством выделения человека из массы других. Это потребность в наличии определенного статуса и обусловленного этим статусом отношения. Экономическими проявлениями статуса являются показное потребление, дифференциация дохода и имущественного положения.

Потребность в самовыражении реализуется через проявления творческих способностей. Государство регламентирует многие аспекты человеческой деятельности, ограничивая возможности самореализации, вернее, обеспечивая реализацию творческих побуждений человека общественно приемлемым способом.

Следует, однако, заметить, что потребности проявляются не только как экономические интересы, т.е. не все потребности могут быть удовлетворены в рамках экономических процессов. Такие потребности носят название неэкономических, и удовлетворяются с помощью неэкономических благ. Неэкономическим является благо, на которое невозможно установить право собственности и которое не может быть объектом производства, обмена или распределения. Такими потребностями, например, являются потребность в дыхании, сне (физиологические), потребность в семейном общении, уважение среди родственников и друзей и т.д.

Взаимодействия в системе государственного регулирования приведены на рисунке 1.2.

Носители экономических интересов могут использовать механизмы, способствующие реализации этих интересов. К этим механизмам относятся прямые обращения в органы государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной, а также привлечение внимания к своим интересам посредством средств массовой информации. СМИ, в таком контексте называют четвертой властью. Общение человека с органами власти осуществляется в соответствии с регламентами, действующими в этих структурах. Так, например, для общения с законодательными органами власти депутаты имеют штат помощников, а также самостоятельно осуществляют прием граждан. Для обращения в судебные и исполнительные учреждения действуют специальные процедуры, зачастую предусматривающие подачу заявлений или иных документов, уплату пошлины и т.д. Механизмы обращения людей (носителей экономических интересов) к органам власти (субъектам принятия и реализации государственных решений) и СМИ называются первой линией связи.

 

Рисунок 1.2 Связи в системе государственного регулирования экономики.

 

С целью более эффективной защиты своих интересов носители могут объединяться в группы, называемые выразителями хозяйственных интересов. Эти группы могут быть как масштабными и многочисленными (политические партии, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей), так и совсем мелкими (потребительские кооперативы, инициативные группы). При этом, как правило, чем меньше группа, тем более специфичные и конкретные цели она преследует. Виды некоторых групп, реализуемых ими интересов и правовые основания их функционирования приведены в таблице 1.1.

Общественные организации и политические партии являются источниками формирования представительных (законодательных) органов власти в условиях одномандатной или смешанной избирательной системы. Крупные и влиятельные выразители интересов могут иметь постоянно действующий орган (например, торгово-промышленная палата) или коллегиальный орган для взаимодействия с органами власти (совет). Общественные советы действуют, например, при министерствах, общественная палата действует во взаимодействии с Президентом РФ.

Выразителям хозяйственных интересов доступны те же механизмы оказания влияния на субъектов принятия и реализации государственных решений, что и обычным носителям: обращения к органам власти в соответствии с установленными регламентами, а также в СМИ. При этом, следует отметить, что выразители хозяйственных интересов гораздо лучше организованы, чем простые носители интересов. Они гораздо активнее отстаивают свои права в органах власти, так как оценивают возможности и выгоды от положительного решения гораздо выше затрат на лоббирование.

 

Таблица 1.1 Выразители хозяйственных интересов.

Вид группы Интересы участников Правовые основания
Товарищество собственников жилья Обеспечение качества потребляемых коммунальных услуг Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, разделы V и VI
Общественные организации   Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
Религиозные группы и организации Отправления религиозного культа Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Собрания жителей Вопросы местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Профсоюзы Обеспечение интересов наемных работников Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Союзы и ассоциации предпринимателей Обеспечение отраслевых интересов бизнеса (протекционизм) Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.94 №51-ФЗ, ст.121,123 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 23.07.2008) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Саморегулирующиеся организации Формирование и принуждение к соблюдению отраслевых стандартов (как альтернатива лицензированию) Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
Политические партии Формирование и реализация государственной политики в интересах больших групп граждан Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"

 

В теории общественного выбора группы со специфическими интересами противопоставляются «обычным избирателям», которым свойственно поведение «рационального неведения»[1]. Однако, им доступны также другие механизмы – участие в политическом процессе посредством участия в выборах и формирования органов власти, апеллирование к органам власти и общественности путем проведения акций протеста, демонстраций, митингов, участие в разработке государственных решений в рамках деятельности советов, комиссий. Эти механизмы носят название второй линии связи.

Население – носители хозяйственных интересов является источником власти уже само по себе. Формирование органов власти может осуществляться с применением конституционных и демократических методов, или путем узурпации. Если власть формируется в соответствии с конституционными (или иными законными) нормами – это признак дееспособности государства. Если власть берется в обход законных норм – путем восстания, революции, внешнего вторжения или государственного переворота – это признак несостоятельности государства. Для любой власти необходима легитимность – восприятие ее (власти) населением как приемлемой и отвечающей интересам населения. В демократических государствах легитимность обеспечивается процедурой выборов главы исполнительной власти, формированием представительного законодательного органа. Соответственно, если представители власти утрачивают доверие население, то по результатам ближайших выборов состав органов власти меняется. Либо, если демократические механизмы не действуют (дискредитировали себя) происходят восстания, революции, перевороты. Держатели государственной власти стремятся избежать таких сценариев, - они хотят, в идеале, находиться у власти постоянно. Для этого им требуется народная поддержка. Определять степень народного доверия в ожидании выборов или революции нерационально, и органы власти осуществляют мониторинг и прогнозирование общественного мнения. Это обратная связь в системе государственного регулирования экономики.

Целью всех видов воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на субъекты формирования и реализации государственной политики является проявление актов государственной власти, направленное на реализацию интересов носителей. Практически любое решение органа государственной власти влияет на чьи-то экономические интересы. В этом и заключается суть государственного регулирования экономики. С учетом многообразия хозяйственных интересов, их комплексности и противоречивости, меры государственного регулирования и экономической политики одновременно отвечают одним интересам и противоречат другим. Учет разнообразия хозяйственных интересов, комплексность и взаимное влияние принимаемых решений на эти интересы, поиск компромиссов – неотъемлемые атрибуты мер государственной политики.

 

Задание для самостоятельной подготовки

Написание эссе по следующему шаблону: Потребность (ее определение, описание с примерами) – формы ее удовлетворения (экономические и неэкономические) – механизмы государственного регулирования, влияющие на удовлетворение экономических потребностей.

Эссе на тему «роль СМИ в государственной политике»

 

Обсуждение таблицы «Выразители хозяйственных интересов». Самостоятельный поиск правовой базы функционирования различных видов выразителей интересов. Используются правовые информационно-справочные системы (Гарант, Консультант)

 

Доклады с обзором деятельности крупных выразителей хозяйственных интересов:

1. Профсоюзов

2. Предпринимателей (РСПП, ТПП, ассоциации Российских банков, Союза страховщиков и пр.

3. Советов и прочих коллегиальных органов

4. Политических партий (программы партий)

 

Литература и источники информации

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.94 №51-ФЗ, ст.121,123

2. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, разделы V и VI

3. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

7. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

9. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

10. Федерация независимых профсоюзов России – Официальный сайт. - http://www.fnpr.ru/

11. Российский союз промышленников и предпринимателей – Официальный сайт. - http://рспп.рф/

12. Торгово- промышленная палата РФ – Официальный сайт. - http://www.tpprf.ru/

13. Ассоциация Российских банков – Официальный сайт. - http://arb.ru/

14. Всероссийский союз страховщиков – Официальный сайт. - http://www.ins-union.ru/

15. Ассоциация строителей России – Официальный сайт. - http://www.a-s-r.ru/

16. Общественный совет при МВД РФ – Сайт. - http://os.mvd.ru/

17. Общественный совет по вопросам ЖКХ (г. Воронеж). – Сайт. - http://www.voronezh-city.ru/communications/main_topics/list/52

18. Единая Россия. – Официальный сайт политической партии. - http://er.ru/

19. КПРФ. – Официальный сайт политической партии. - http://kprf.ru/

20. ЛДПР. – Официальный сайт политической партии. - http://www.ldpr.ru/#

21. Справедливая Россия – Официальный сайт политической партии. - http://www.spravedlivo.ru/

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных