Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарождение представлений об общественном мнении. Становление современных подходов к изучению общественного мнения в XX веке




Впервые представления об обще­ственном мнении были сформулирова­ны в античной философии и отражали борьбу политических и военных сил в греческих полисах. Философское осмыс­ление этой борьбы проявилось в плато­новском мифе о пещере. В нем мнение противостоит знанию. Связанные узни­ки пещеры, видя отражения на стене, создают «мнения» о том, что они видят, ошибочно предполагая, что отражения и есть реальность. Путами, связывающи­ми людей, по мнению Платона (428— 347 до н.э.), являются чувства (осязание, зрение и.т.д.), из которых и складывает­ся здравый смысл и мнение большин­ства людей. По Платону, мнение людей изменчиво, так как чувствами можно познать только случайное и единичное и поэтому оно не истинно, так как ис­тина универсальна и статична, инстру­ментом познания которой является ра­зум. Так как обычный человек свои мнения составляет из непосредственного опыта, который также частичек и складывает­ся под влиянием органов чувств и не­посредственного окружения людей, то такой человек не может выдвигать ис­тинные суждения о чем-либо и, соот­ветственно, не может принимать участия в политической жизни страны. В древнем Риме Цицерон (106—43 до н.э.) широко использовал выражение «Vox populi — Vox Dei» (Глас народа — Глас Божий) как обоснование своих политических ре­шений. Однако концепция Платона при­вела к закреплению негативного отноше­ния к «мнению» в западной философии более чем на 1000 лет, что отражало ин­тересы правящего меньшинства и спо­собствовало сворачиванию демократии.

В эпоху Возрождения одним из пер­вых феномен общественного мнения пытался определить итальянский полити­ческий мыслитель Н. Макиавелли (1469— 1527). Он считал, что государь должен считаться с мнением народа, чтобы тот не восстал, внушая ему любовь либо страх. Эти же взгляды были присущи и Эразму Роттердамскому (1469—1536), гуманисту эпохи Возрождения, рассмат­ривавшему понятие consensus populi как такое состояние сознания народа, на ко­торое может опираться правитель.

В XVIII—XIX вв. вновь возникает ин­терес к общественному мнению. Фран­цузский просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778) использует это понятие для обозначения контролирующего, осужда­ющего, оценивающего отношения неко­торой группы к определенному человеку, его действиям. Руссо считал обществен­ное мнение источником неписанного нравственного закона, на который в ко­нечном итоге опираются все иные виды законов. Другой крупный мыслитель это­го времени Дэвид Юм (1711 — 1776) по­лагал, что общественное мнение являет­ся инструментом масс, влияющих на правителей. При этом он считал, что оно представляет собой не «кнут» обществен­ного порицания и не угрозу отчуждения, как у Руссо, а «пряник» — обществен­ное признание, славу. В этот период об­щественное мнение стало отождествлять­ся с понятием «социальный контроль». Например, Алексис де Токвиль (1805— 1859) характеризовал общественное мне­ние в Америке как мощное давление, гнет, подчиняющий индивида обществу, принуждающий его к конформности. Нечто аналогичное ранее было выска­зано английским философом Дж. Локком (1632—1704), который, используя понятие «закон мнения», ставил пове­дение индивида в жесткую зависимость от оценки общества.

В конце XIX — начале XX в. возни­кают эмпирические обследования обще­ственного мнения. Начинают проводить­ся массовые опросы населения, создаются институты, организации, специализиру­ющиеся на проведении массовых опросов. Одним из пионеров массовых опросов являлся Джордж Гэллап (1901 — 1984), известный тем, что на основе ответов нескольких тысяч американцев правиль­но предсказал победу Франклина Руз­вельта на президентских выборах 1936 г., тогда как издание Literary Diqest, в тече­ние двадцати лет удивлявшее американцев точностью своих прогнозов, разослало 10 миллионов опросных листов владель­цам телефонов и автомобилей и получив два миллиона ответов, говорило о его по­ражении. В это же время ученые начи­нают уделять внимание инструментарию изучения общественного мнения (прави­ла построения выборки, корректность вопросов, интерпретация результатов) для увеличения точности прогнозов.

В XX в. в теоретических концепциях изучения общественного мнения особое внимание было уделено его связи со сте­реотипами, механизмами формирова­ния и манипуляции общественного мне­ния, и, в конце концов, был поставлен вопрос о существовании независимого, несконструированного общественного мнения. Первым на этом пути стал Уол­тер Липпман (1889—1974). Он исследо­вал взаимосвязь общественного мнения и стереотипов и пришел к выводу, что общественное мнение по многим воп­росам застывает в форме стереотипа, что происходит при значительном участии средств массовой информации. Карл Поппер (1902—1994) обратил внимание на главный миф относительно обществен­ного мнения: «Vox populi — Vox dei» да­леко не всегда является истиной. Никлас Луман (1927—1998) полагал, что главной особенностью общественного мнения яв­ляется его сиюминутность, адекватность данному моменту. По его мнению, для общества важно обратиться к актуальным, злободневным, приковывающим внима­ние темам. Утверждение темы происхо­дит по определенным «правилам внима­ния»: она оглашается на «повестке дня», становится благодаря стереотипам пред­метом обсуждения, затем вокруг тех или иных взглядов формируются позиции и после того, как все сказано, тема закрыта.

Французская критическая школа ста­вит под сомнение следующие постула­ты, применяемые к общественному мне­нию, а значит, и к инструментам его изучения. Первый постулат предполага­ет, что все люди могут иметь мнение или, иначе говоря, производство мнения до­ступно всем. Второй постулат предполага­ет, будто все мнения значимы. П. Бурдьё (1930—2002) считал возможным доказать, что это вовсе не так и что факт сумми­рования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу, ведет к про­изводству лишенных смысла артефактов. Третий постулат проявляется скрыто: тот простой факт, что всем задается один и тот же вопрос, предполагает гипотезу о существовании консенсуса в отношении проблематики, т.е. согласия, что вопросы заслуживают быть заданными. Эти три постулата предопределяют, по мнению автора, целую серию деформаций, кото­рые обнаруживаются даже, если строго выполнены все методологические требо­вания в ходе сбора и анализа данных.

Среди современных исследователей общественного мнения следует отметить Элизабет Ноэль-Нойман (ФРГ), которая обосновывала теорию «спирали молчания», суть которой состоит в том, что в спор­ных вопросах люди склонны умалчивать свое мнение, противоречащее мнению большинства или агрессивно пропаган­дирующее мнение мненьшинства. Если у человека нет собственного мнения по тому или иному вопросу, то он склонен присоединяться к мнению большинства или мнению, высказанному публично.

Первыми среди отечественных ученых, разрабатывающих проблемы общественно­го мнения, были А.К. Уледов, Б.А. Грушин, B.C. Коробейников, М.К. Горшков. В настоящее время общепризнанными центрами исследования общественно­го мнения являются ВЦИОМ, Левада-Центр, фонд «Общественное мнение» и др.

Современные трактовки обществен­ного мнения сводятся к следующему.

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни общественное мнение непосредственно связано с ма­териальным носителем, который опре­деляет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем об­щественного мнения, тем большим со­циальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет с собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкрет­ном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потреб­ности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важно­сти их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мне­ние как социально-психологический фе­номен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий раз­мах и стабильность в течение различно­го, нередко довольно продолжительно­го времени.

В-четвертых, все более расши­ряющаяся практика действительных, не­формальных выборов руководящих ор­ганов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет учитывать общественное мнение даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета обществен­ного мнения в повседневной практиче­ской работе.

Рассмотрение сущности и содержания общественного мнения приводит к сле­дующим суждениям.

1. Рассматриваемый феномен есть кон­кретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, сво­его рода итог мыслительной деятель­ности людей.

2. Критериями отбора при форми­ровании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.

3. Массовые суждения людей обла­дают различной степенью объективнос­ти (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на ос­нове как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. Недостаток объективной информации люди компенсируют слухами, интуици­ей и т.д. Общественное мнение, не име­ющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко за­меняется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение.

4. Этот феномен выступает в каче­стве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Общест­венное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и воле­вого компонентов. Этот феномен существу­ет в сознании людей и выражается пуб­лично, выступая в свою очередь как мощное средство общественного воздействия.

5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимо­действия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Все это позволяет сделать вывод, что не любое групповое, коллективное мне­ние становится или не становится об­щественным, а лишь то, что соответствует критериям — социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители — классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мне­ние можно классифицировать как инди­видуальное, групповое, или общее, мне­ние общественности, или общественное[17].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных