ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Зарождение представлений об общественном мнении. Становление современных подходов к изучению общественного мнения в XX векеВпервые представления об общественном мнении были сформулированы в античной философии и отражали борьбу политических и военных сил в греческих полисах. Философское осмысление этой борьбы проявилось в платоновском мифе о пещере. В нем мнение противостоит знанию. Связанные узники пещеры, видя отражения на стене, создают «мнения» о том, что они видят, ошибочно предполагая, что отражения и есть реальность. Путами, связывающими людей, по мнению Платона (428— 347 до н.э.), являются чувства (осязание, зрение и.т.д.), из которых и складывается здравый смысл и мнение большинства людей. По Платону, мнение людей изменчиво, так как чувствами можно познать только случайное и единичное и поэтому оно не истинно, так как истина универсальна и статична, инструментом познания которой является разум. Так как обычный человек свои мнения составляет из непосредственного опыта, который также частичек и складывается под влиянием органов чувств и непосредственного окружения людей, то такой человек не может выдвигать истинные суждения о чем-либо и, соответственно, не может принимать участия в политической жизни страны. В древнем Риме Цицерон (106—43 до н.э.) широко использовал выражение «Vox populi — Vox Dei» (Глас народа — Глас Божий) как обоснование своих политических решений. Однако концепция Платона привела к закреплению негативного отношения к «мнению» в западной философии более чем на 1000 лет, что отражало интересы правящего меньшинства и способствовало сворачиванию демократии. В эпоху Возрождения одним из первых феномен общественного мнения пытался определить итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469— 1527). Он считал, что государь должен считаться с мнением народа, чтобы тот не восстал, внушая ему любовь либо страх. Эти же взгляды были присущи и Эразму Роттердамскому (1469—1536), гуманисту эпохи Возрождения, рассматривавшему понятие consensus populi как такое состояние сознания народа, на которое может опираться правитель. В XVIII—XIX вв. вновь возникает интерес к общественному мнению. Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778) использует это понятие для обозначения контролирующего, осуждающего, оценивающего отношения некоторой группы к определенному человеку, его действиям. Руссо считал общественное мнение источником неписанного нравственного закона, на который в конечном итоге опираются все иные виды законов. Другой крупный мыслитель этого времени Дэвид Юм (1711 — 1776) полагал, что общественное мнение является инструментом масс, влияющих на правителей. При этом он считал, что оно представляет собой не «кнут» общественного порицания и не угрозу отчуждения, как у Руссо, а «пряник» — общественное признание, славу. В этот период общественное мнение стало отождествляться с понятием «социальный контроль». Например, Алексис де Токвиль (1805— 1859) характеризовал общественное мнение в Америке как мощное давление, гнет, подчиняющий индивида обществу, принуждающий его к конформности. Нечто аналогичное ранее было высказано английским философом Дж. Локком (1632—1704), который, используя понятие «закон мнения», ставил поведение индивида в жесткую зависимость от оценки общества. В конце XIX — начале XX в. возникают эмпирические обследования общественного мнения. Начинают проводиться массовые опросы населения, создаются институты, организации, специализирующиеся на проведении массовых опросов. Одним из пионеров массовых опросов являлся Джордж Гэллап (1901 — 1984), известный тем, что на основе ответов нескольких тысяч американцев правильно предсказал победу Франклина Рузвельта на президентских выборах 1936 г., тогда как издание Literary Diqest, в течение двадцати лет удивлявшее американцев точностью своих прогнозов, разослало 10 миллионов опросных листов владельцам телефонов и автомобилей и получив два миллиона ответов, говорило о его поражении. В это же время ученые начинают уделять внимание инструментарию изучения общественного мнения (правила построения выборки, корректность вопросов, интерпретация результатов) для увеличения точности прогнозов. В XX в. в теоретических концепциях изучения общественного мнения особое внимание было уделено его связи со стереотипами, механизмами формирования и манипуляции общественного мнения, и, в конце концов, был поставлен вопрос о существовании независимого, несконструированного общественного мнения. Первым на этом пути стал Уолтер Липпман (1889—1974). Он исследовал взаимосвязь общественного мнения и стереотипов и пришел к выводу, что общественное мнение по многим вопросам застывает в форме стереотипа, что происходит при значительном участии средств массовой информации. Карл Поппер (1902—1994) обратил внимание на главный миф относительно общественного мнения: «Vox populi — Vox dei» далеко не всегда является истиной. Никлас Луман (1927—1998) полагал, что главной особенностью общественного мнения является его сиюминутность, адекватность данному моменту. По его мнению, для общества важно обратиться к актуальным, злободневным, приковывающим внимание темам. Утверждение темы происходит по определенным «правилам внимания»: она оглашается на «повестке дня», становится благодаря стереотипам предметом обсуждения, затем вокруг тех или иных взглядов формируются позиции и после того, как все сказано, тема закрыта. Французская критическая школа ставит под сомнение следующие постулаты, применяемые к общественному мнению, а значит, и к инструментам его изучения. Первый постулат предполагает, что все люди могут иметь мнение или, иначе говоря, производство мнения доступно всем. Второй постулат предполагает, будто все мнения значимы. П. Бурдьё (1930—2002) считал возможным доказать, что это вовсе не так и что факт суммирования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу, ведет к производству лишенных смысла артефактов. Третий постулат проявляется скрыто: тот простой факт, что всем задается один и тот же вопрос, предполагает гипотезу о существовании консенсуса в отношении проблематики, т.е. согласия, что вопросы заслуживают быть заданными. Эти три постулата предопределяют, по мнению автора, целую серию деформаций, которые обнаруживаются даже, если строго выполнены все методологические требования в ходе сбора и анализа данных. Среди современных исследователей общественного мнения следует отметить Элизабет Ноэль-Нойман (ФРГ), которая обосновывала теорию «спирали молчания», суть которой состоит в том, что в спорных вопросах люди склонны умалчивать свое мнение, противоречащее мнению большинства или агрессивно пропагандирующее мнение мненьшинства. Если у человека нет собственного мнения по тому или иному вопросу, то он склонен присоединяться к мнению большинства или мнению, высказанному публично. Первыми среди отечественных ученых, разрабатывающих проблемы общественного мнения, были А.К. Уледов, Б.А. Грушин, B.C. Коробейников, М.К. Горшков. В настоящее время общепризнанными центрами исследования общественного мнения являются ВЦИОМ, Левада-Центр, фонд «Общественное мнение» и др. Современные трактовки общественного мнения сводятся к следующему. Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет с собой считаться. Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения. В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени. В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет учитывать общественное мнение даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе. Рассмотрение сущности и содержания общественного мнения приводит к следующим суждениям. 1. Рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей. 2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения. 3. Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. Недостаток объективной информации люди компенсируют слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение. 4. Этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая в свою очередь как мощное средство общественного воздействия. 5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Все это позволяет сделать вывод, что не любое групповое, коллективное мнение становится или не становится общественным, а лишь то, что соответствует критериям — социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители — классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное[17].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|