Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Противодействие информационно-манипулятивному воздействию




1. Недоверие.

Недоверие является защитной реакцией психики. Если у человека развито недоверие — никто другой уже не сможет навязать такому человеку что-то со стороны.

2. Избегание источников воздействия.

Данный способ также является наиболее надежным, потому как если человек не получает информацию, то значит и будь такая информация хоть трижды манипулятивной направленности, на данного человека она не окажет никакого воздействия.

При этом данный подход в иных случаях можно признать слишком радикальным, и фактически не всегда осуществимым. Поэтому следует внести необходимые коррективы, заключающиеся в следующем: если на вас оказывается информационно-манипулятивное воздействие, необходимо максимально возможно отвлечься от источника информации. Т.е., слушать — и не слышать, смотреть — и не видеть, и т.п. Именно это является наиболее эффективным способом противодействия, и к тому же, позволяет человеку не отключаться от источника информации, а значит не пропустить ту информацию, которая покажется ему важной.

3. Смех, насмешка, высмеивание.

Сей факт обычно сразу нивелирует получаемое от манипулятора сообщение, заставляя последнего «выходить из себя», а значит и показывать свою «истинную сущность».

4. Мнимое непонимание.

Заставляет возможного манипулятора «раскрыться», более подробно объясняя что он, собственно хочет, ибо успешность манипуляций базируется на такой особенности психики, как домысливание (когда в слова человека вкладывается иной раз совсем другой смысл).

5. Критичность мышления.

Способность ставить все под сомнения, доходить до понимания всего самолично, принимать на веру только после подтверждения своим опытом, т.е. развитая критичность мышления.

6. Вера в собственную избранность.

Данный факт может прослеживаться в русле идеологически-пропагандисткой обработки сознания и быть применим в организациях различных учебных и патриотических направленностей.

7. Возможность выбора.

Если у человека будет свобода выбора, то он уже не на 100% примет слова манипулятора. Наличие выбора означает что человек не загнан в угол, означает что есть выход, отсутствует паника (паника является формой страха, когда человек видит выход, но понимает что не может им воспользоваться).

8. Наличие времени для обдумывания.

Ограниченность временем является существенных способом оказания манипулятивного воздействие. Поэтому наличие времени для обдумывании того или иного ответа, т.н. «времени на размышление», в большинстве случаев позволяет уверенно отыскать пути выхода из любой сложной и критической ситуации, а значит само по себе манипулятивное воздействие может быть нивелировано.

9. Бесстрашие и уверенность в себе.

Наличие уверенности человека в собственных силах позволяет преодолевать любые направленные на него манипуляции. Человек, которому «нечего терять», представляет собой грозную силу, т.к. такого человека невозможно подчинить, ибо любое подчинение направлено на провоцирование чувства страха и невроза, страха за свою жизнь, карьеру, проч. или за жизнь близких. Данный факт многократно представлен-подтвержден примерами из истории, например, восстания рабов или гладиаторов в Древнем Риме, воспитание самураев и ниндзя в Древнем Востоке, народные восстания и революции (Франция, Россия — восстание Е.Пугачева и др.), революционные призывы К.Маркса и Ф.Энгельса («рабам нечего терять кроме своих цепей»), восстание рабочих и крестьян во время Октябрьской революции 1917 года (ставка В.И.Ленина была на отсталые слои населения), и многочисленные другие примеры, из которых сотканы революции, восстания, бунты, и которые демонстрируют пример исключительной отваги и невозможности сломить сопротивления восставших, если они готовы к смерти.

10. Самодостаточность.

Последний факт также является наиболее эффективным, и позволяет избежать подавляющего количества манипуляций со стороны кого бы то ни было, ибо человеку, исповедующему самодостаточность, не нужны поблажки и льготы со стороны других; а значит он не будет ничего ни у кого ни просить ни брать, тем самым сохранит свою исключительность и целостность, не подвластность влиянию со стороны, и становится абсолютно неподкупен никаким манипуляциям.

Каждый из этих 10 показателей вбирает в себя противодействие десяткам различных методов манипуляций. Однако есть возможность еще больше сузить способы противодействия, и представив три блока-алгоритма исключения (нивелирования) любого манипулятивного воздействия. Подобные три блока, или три самых главных алгоритма противодействия: не верь, не бойся, не проси[30].

 

Задание для самостоятельной работы

Доклады.

1. Зарождение представлений об общественном мнении в античности (Платон и др.), в эпоху Возрождения (Н.Макиавелли, Э. Роттердамский), Нового Времени (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм), в XIX веке (Г. Гегель, А. де Токвиль). Понимание общественного мнения как нравственного фактора, влияющего на политический процесс, как важного социального явления.

2. Психологическое направление в разработке социологической теории общественного мнения (Г. Тард, Г. Лебон и др.).

3. Подход к исследованию общественного мнения в контексте публичной сферы – общественности (Ю. Хабермас, Г. Блумер).

4. Осмысление роли стереотипов в процессе формирования общественного мнения (У. Липпман, Н. Луман, Э. Ноэль-Нойман).

5. Критика существующих подходов к изучению общественного мнения (П. Бурдьё).

6. Первые эмпирические исследования общественного мнения (Дж. Гэллап и др.).

7. Зарождение различных подходов к изучению общественного мнения в отечественной социологии.

8. Идеологические основы как основа формирования государств Европы, США, Германии и Советского союза в начале ХХ века.

9. Идеология и пропаганда в годы ВОВ и в послевоенное время.

10. Роль СМИ, искусства, кино, музыки.

11. Маркетинговые исследования и развитие рекламы. От рекламы товаров к рекламе образа жизни.

12. Психологическое воздействие рекламы и способы защиты от него. Комплексные рекламные кампании.

13. Социальная ответственность бизнеса, спонсорство и благотворительность, и другие способы формирования позитивного общественного мнения.

14. Манипуляция общественным мнением в демократическом обществе.

15. Роль имиджа политика, избирательные технологии. Проблемы формирования позитивного социально-политического климата в демократическом государстве.

16. Имидж государства в глазах мирового сообщества.

17. Психология, философия, социология, антропология о природе и социокультурной обусловленности чувств и эмоций человека.

18. Культурные архетипы и их эмоциональная составляющая. Страхи, инстинкты, желания, чувства как объекты манипуляции.

19. Формы манипуляции социальным настроением. Литература, музыка, изобразительное искусство, кино, интернет как каналы воздействия на чувства и эмоции. Их использование в социальной, политической и коммерческой сферах.

20. Семиотическая составляющая социальных взаимодействий.

21. Анализ функций знака в гуманитарном знании.

22. Абстрактное и логическое мышление, воображение, память как объекты манипуляции.

23. Роль стереотипов в общественном сознании.

24. СМИ как инструмент манипуляции общественным мнением.

25. «Окно» Овертона.

26. Метод постижения информации (Метод ПИ)

27. Метод Анти-М

28. Метод Боксинг-терапия.

 

Литература и источники информации:

1. Капустина Е.Г. Социологические методы исследования массовой коммуникации: учеб.-метод. Пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.

4. Мандель Б.Р. PR: методы работы со средствами массовой информации: учеб. пособие– М.: Вузовский учебник, 2011.

5. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

7. Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии: учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2009.

8. Яковлев И.П. Элементы общей и прикладной коммуникологии: учеб. пособие. – СПб., 2010.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных