Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ




 

Определение

Государственный сектор экономики - совокупность экономических ресурсов, находящихся под контролем органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Это часть экономического пространства страны, характеризующаяся следующими особенностями:

1. Преобладает распределительный механизм обмена благ и ресурсов. Рыночные механизмы либо не применяются, либо их действие сильно ограничено.

2. Объектом производства, распределения и потребления являются общественные, а не частные блага.

3. Органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации обеспечивают равновесие между спросом и предложением общественных благ посредством специальных социальных институтов, важнейшим из которых является бюджетная система.

Государственный сектор экономики противопоставляется частному, который представляет собой ресурсы, не находящиеся под контролем государства. Частный сектор подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный сектора. Государственный сектор состоит из государственных финансов (бюджета), государственных предприятий и учреждений и государственной собственности. Связующим звеном между государственным и частным сектором и формой их взаимодействия выступают программы государственно-частного партнерства (рисунок 7.1).

 

 

Рисунок 7.1. Соотношение государственного и частного секторов экономики

 

Оценка масштабов госсектора

Исходя из указанной специфики государственного сектора, возникают определенные затруднения с оценкой его масштабов. Рассмотрим способы оценки государственного сектора подробнее.

Государственный сектор экономики производит, в основном, общественные блага, и, в связи с этим, оценка масштабов государственного сектора в значительной степени определяется размером произведенного. Как известно, в экономике благо имеет две оценки: производственную (стоимость) и потребительскую (полезность). Взаимодействие этих двух оценок в рамках рыночного механизма дает цену, которая включает в себя, помимо затрат производителя, его прибыль и косвенные налоги. Общественные же блага, в основной своей массе, производятся и реализуются без применения рыночных механизмов, и это порождает проблему их оценки, а также затрудняет определение масштабов (доли) государственного сектора в экономике. Приведем примеры проблемы этих оценок.

1. Привлечение ресурсов для производства общественного блага без использования рыночных механизмов. Например, национальная оборона и призывная армия. В вооруженных силах наряду с призывниками проходят службу военнослужащие по контракту, и расходы государства на привлечение и содержание этих двух категорий военнослужащих существенно различаются. Так, военнослужащий по призыву получает 2 000 рублей, не зависимо от должности и звания (май 2014), а минимальная выплата военнослужащему-контрактнику составляет 15 000 рублей, и возрастает в зависимости от должности, звания и надбавок.

2. Ресурсы, находящиеся в государственной собственности, передача которых в частную собственность не планируется, очень редко оцениваются по рыночной стоимости. Примеры такого имущества – месторождения полезных ископаемых.

3. Если оценивать общественное благо по эффекту, производимому им на общество, возникает проблема неоднозначной полезности общественного блага. Так как общественное благо обладает свойством неисключаемости в потреблении, все члены общества пользуются им в равной степени, даже если кто-то из них считает это благо ненужным или отрицательным. Примеры таких благ – внешняя и внутренняя политика государства. Так, ведение страной военных действий может резко негативно оцениваться большей частью общества, и в случае, если военных действий можно было бы избежать, то население выбрало бы мир. Но при реализации внешней политики государство руководствуется не мнением населения, а стратегическими соображениями или интересами наиболее влиятельных кругов общества.

4. Если оценивать общественные блага по оказанному на обществу результату, то необходимо отметить, что некоторые результаты могут быть достигнуты различными способами. Так, стимулирующая экономическая политика, направленная на повышение внутреннего совокупного спроса может, осуществляется повышением государственных расходов (увеличение государственного вмешательства), понижением налогов (сокращение государственного вмешательства), или применением этих мер одновременно.

5. Сложность оценки масштабов государственного сектора возникает при оценке государственно-частных программ, и это касается не только государственно-частного партнерства. Существуют самофинансируемые проекты, генерирующие поток доходов, но изначально финансируемы за счет бюджетов. Еще один пример – средства в государственной пенсионной системе. Пенсионный фонд может инвестировать средства в частные ценные бумаги, доход полученный от этого, будет перечисляться на лицевые счета застрахованных по программе обязательного пенсионного страхования граждан. Еще сложнее определить принадлежность к государственному или частному сектору средств в негосударственных пенсионных фондах. Так как формируются они за счет взносов, уплачиваемых работодателями на лицевые счета граждан в рамках программ обязательного пенсионного страхования, предназначены для выплат пенсий частным лицам и также могут быть инвестированы в частные проекты.

 

Исторические примеры организации госсектора

Исторический опыт организации и управления государственным сектором разнообразен. Рассмотрим подробнее на примере СССР и Третьего Рейха.

Государственный сектор в СССР представлял собой практически всю экономическую систему страны, за исключением коллективных хозяйств и индивидуальных хозяйств. При этом индивидуальное предпринимательство де-факто существовало в незначительных объемах, но с правовой точки зрения находилось вне правового поля. Коллективные хозяйства, хотя и являлись юридически самостоятельными и независимыми от государства, контролировались с помощью партийных инструментов, государственного заказа и снабжения, что лишало их производственного суверенитета. Рыночные отношения в СССР ограничивались только отдельными секторами сферы обслуживания населения. Государство использовало систему планирования и распределения для организации товародвижения. При такой системе распределения не возникает проблемы от монополизации экономики, наоборот, государство осуществляет принудительное объединение предприятий и создает крупные предприятия-монополисты для использования положительного эффекта масштаба. Однако, в рыночной экономике, с ликвидацией государственного распределительного механизма, такая организация товародвижения порождает существенные трудности, в полной мере начинают проявляться негативные стороны доминирования хозяйствующих субъектов на рынке.

Административно-командная система в СССР начала формироваться в годы первой пятилетки 1928-33гг. До 1928 года в СССР осуществлялась довольно либеральная Новая экономическая политика (НЭП), сельское хозяйство, легкая, пищевая промышленность, розничная торговля, сфера обслуживания населения – эти отрасли были практически полностью в частном секторе экономики. Государство активно применяло концессии, привлекало иностранные инвестиции, приглашались зарубежные специалисты. Однако уже в этот период были реализованы крупные региональные и государственные проекты: расширена сеть водных путей, реализован план электрификации. 21 августа 1923 года создан Госплан СССР, изначально выполнявший аналитические функции, с 1925 года формирует контрольные цифры единого экономического плана страны, а с 1928 года реализует программу индустриализации страны. В первую пятилетку (1928-1933) было построено 1 500 крупных промышленных предприятий, а во вторую – 4 500. В первую пятилетку была проведена масштабная консолидация промышленности – в форме синдикатов и трестов. На территориальном и местом уровнях действовали совнархозы (созданы в 1917 году). Задачами совнархозов являлись:

· решение общих принципиальных вопросов всего экономического района

· руководство низшими органами рабочего контроля

· выявление потребностей района в топливе, сырье, рабочей силе и т.п.

· выработка планов распределения заказов и др[31].

В результате индустриализации и коллективизации в СССР, в годы первых пятилеток частный сектор в экономике был в значительной степени сокращен. В последующем, предприятия государственного сектора экономики управлялись через систему народных комиссариатов (до 1946г), а затем министерств. Территориальными органами управления были совнархозы (1917-32гг и 1957-65гг). Детальное планирование работы предприятий осуществлял Госплан СССР и подчиненные ему структуры. Государственный сектор экономики в СССР базировался на предприятиях, находящихся в государственной собственности, находящихся в полном управлении государственных органов. Предприятия частного сектора – коллективные предприятия (по сути, производственные кооперативы) – также в значительной степени не имели возможности осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Государственный контроль над экономикой в Третьем Рейхе (Германия 1933-45гг), также был достаточно плотным, но имел существенное отличие – в Германии сохранялась частная собственность и предприятия не национализировались. Контроль осуществлялся через систему кредитования и государственного заказа. Экономика Третьего Рейха представляла собой государственно-монополистический капитализм с активным государственным вмешательством в форме планирования и программирования. При этом были поставлены и решены следующие основные задачи:

· Финансовая стабилизация в условиях высокой инфляции и репараций

· Борьба с безработицей

· Милитаризация экономики

Территория страны была поделена на 30 районов (гау), в которых создавались промышленные палаты. Главой палаты выступал представитель крупного бизнеса, ему передавались широкие полномочия по управлению экономикой района, а также распоряжение мобилизованными ресурсами.

Административно-командная система экономики Третьего Рейха позволила реализовать крупные инфраструктурные проекты (строительство дорог, мостов), обеспечить независимость от импорта стратегических товаров в условиях военного времени, создать мощный военно-промышленный комплекс. Важнейшей отличительной чертой экономической системы Третьего Рейха являлась ее ориентированность на ведение войны и использование захваченных ресурсов. Также ключевым элементом системы являлась идеологическая составляющая нацистского государства.

 

Элементы государственного сектора экономики

Элементы государственного сектора экономики: государственные финансы, предприятия и имущество в распоряжении государства.

 

Государственные финансы

Государственные финансы представлены консолидированным государственным бюджетом, который включает в себя федеральный бюджет, консолидированные территориальные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов. Расходная и доходная части бюджета утверждаются законодательно, их исполнение осуществляется министерством финансов и подконтрольными ему службами, контролируется счетной палатой, так что проблем с оценкой масштабов этого элемента государственного сектора не возникает. Наиболее популярные показатели оценки государственного бюджета: величины доходов и расходов, отношение величины государственного бюджета (доходной или расходной части) к ВВП, показатель налогового бремени.

Элементом государственного бюджета выступают государственные заимствования. Государство может выступать как в роли заемщика или кредитора – т.е. непосредственно участвовать и выступать одной из сторон кредитных отношений, так и в роли поручителя в отношении заемщиков – государственных предприятий, предприятий с участием государственного капитала, частных предприятий. В этом случае обязательств по выплатам у бюджетов различных уровней не возникает до тех пор, пока заемщик исправно исполняет свои обязательства перед кредитором. Размер государственных гарантий по кредитам, таким образом, не отражает реальных экономических отношений.

Крупнейшим элементом финансовой системы государства является Центральный Банк. Он выполняет ряд функций по управлению государственными финансами: осуществляет эмиссию денег, хранит и регулирует объем международных резервов, выступает субъектом кредитных операций: как в роли заемщика, так и кредитора, регулирует объем денежной массы. Центробанк выступает гарантом стабильности денежного обращения, обеспечивает соответствие денежной массы и ВВП, несмотря на то, что основная часть денежной массы (М2) эмитируется не Центробанком, а банковской системой. Финансовые ресурсы, находящиеся под контролем Центрального банка: наличные рубли, находящиеся РКЦ Банка России, золотовалютные резервы, прочие активы (ценные бумаги). Основные показатели государственных финансов приведены в таблице 7.1.

 

 

Таблица 7.1. Государственные финансы 2000 2014гг. [32]

Показатель ед. изм.        
Консолидированный бюджет (плановые значения за год)
Расходы млрд.руб 1 960,1 6 820,6 17 616,6 24 931,1
Доходы млрд.руб 2 097,7 8 579,6 16 031,9 24 082,4
Государственный долг (на 01 января)
в т.ч. внешний млрд.долл 178,2 114,1 37,6 55,8
внутренний млрд.руб 578,2 778,5 2 094,7 5 722,2
Показатели денежной массы и резервов (на 01 января)
М0 млрд.руб 266,1 4 353,9 15 267,6 31 404,7
М2 млрд.руб 714,6 1 534,8 4 038,1 6 985,6
Международные резервы млрд.долл 12,5 124,5 439,5 509,6
ВВП в текущих ценах (справочно) млрд.руб 7 305,6 21 609,8 46 308,5 76 033,0

 

Государственные предприятия и учреждения

В соответствии с гражданским законодательством, предприятия подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основные нормативные акты, регламентирующие создание и функционирование организаций:

1. Гражданский Кодекс РФ (часть 1, главы 4,16,19)

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах».

4. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

6. Федеральный закон «О потребительской кооперации в РФ»

7. Федеральный закон «Об общественных организациях»

На рисунке 7.2 приведены организационно-правовые формы юридических лиц в соответствии с российским законодательством.

Некоммерческие организации создаются для осуществления деятельности, не приносящей доход. Государственные некоммерческие организации создаются с целями:

1. Осуществления функций государственного и муниципального управления.

2. Производство общественных благ.

3. Оказание гарантированных государством социальных услуг на некоммерческой основе.

 

Рисунок 7.2. Организационно-правовые формы.

 

Наряду с основной некоммерческой деятельностью некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую (приносящую доход) деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям[33]. Далее рассмотрим особенности государственных некоммерческих организаций.

Фонд – некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом для благотворительных, социальных и прочих общественно-полезных целей. Органы государственной власти могут создавать бюджетные (финансируемые из бюджетов соответствующего уровня) и внебюджетные (финансируемые за счет целевых взносов) фонды. Создаваемые государством фонды имеют определенную ведомственную принадлежность и регламентируется законодательно. Целевые бюджетные фонды, являясь составной частью бюджета, имеют ряд особенностей:

· запланированы органами власти и управления и утверждаются ежегодно законодательно в законах о бюджетах;

· состав их в бюджете непостоянен;

· формируются за счет доходов целевого назначения;

· денежные средства фондов распределяются и используются в соответствии с направлениями, строго установленными законом о бюджете на соответствующий год.

Внебюджетные фонды – это Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Они формируются, в основном, за счет специальных отчислений (взносов), имеющих природу налога и выплачиваемых работодателями и гражданами.

Зачастую фонды сочетают осуществление коммерческой и некоммерческой деятельности. Коммерческая деятельность фондов направлена на увеличение их капиталов. Как пример – размещение Пенсионным фондом России средств накопительной части трудовой пенсии граждан в государственных ценных бумагах.

Учреждения. Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждения подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными (хозяйственно более самостоятельными), бюджетными и казенными (хозяйственно менее самостоятельными). В форме казенных учреждений созданы войсковые части и военные комиссариаты министерства обороны, подразделения МВД, МЧС, учреждения системы исполнения наказаний, следственные изоляторы, учреждения Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Бюджетные учреждения создаются для осуществления полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Государственные корпорации и компании.

Государственная корпорация или компания учреждается Российской Федерацией, с принятием соответствующего федерального закона. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается подлежит ли она банкротству. Существенных различий в статусе государственной корпорации и государственной компании нет. Перечень существующих или существовавших на июнь 2014г госкорпораций и компаний приведен в таблице 7.2.

 

Таблица 7.2. Перечень Госкорпораций и Госкомпаний (на июнь 2014)[34]

Название Федеральные законы, определяющие правовой статус
Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»[35]. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»
Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“»
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“»
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («ГК Автодор») Федеральный закон № 145-ФЗ от 17.07.2009 года «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги»»

 

Коммерческие государственные организации могут иметь организационно-правовую форму унитарных предприятий или хозяйственных обществ.

Унитарные предприятия – организационно-правовая форма, предназначенная исключительно для государственных и муниципальных предприятий. Имущество унитарного предприятия неделимо, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, существенных различий между двумя этими формами нет.

Хозяйственные общества – предприятия, имущество которых находится в долевой собственности. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий с участием государства являются акционерные общества. Доля государства может колебаться в пределах от 1 акции до 100%. Согласно законодательству об акционерных обществах, общество с единственным учредителем не может быть единственным учредителем другого общества. Поэтому практикуется владение государством 100% - 1 акция, а для владения единственной акцией специально учреждается некоммерческая организация – держатель акции. Правительство РФ или Федеральная служба по управлению имуществом могут принять решение о выпуске "золотой акции" при приватизации. "Золотая акция" сохраняется в государственной или муниципальной собственности и предоставляет ее владельцу на срок до трех лет право "вето" при принятии собранием акционеров решений о:

· внесении изменений и дополнений в устав АО;

· его реорганизации или ликвидации;

· его участия в других предприятиях;

· передаче в залог или аренду;

· продаже или отчуждении иными способами имущества.

Решения, принимаемые собранием акционеров в отсутствии владельца "золотой акции", являются недействительными.

Применение права "вето" владельцем "золотой акции" влечет за собой приостановку действия соответствующего решения на срок до 6 месяцев и передачу его на рассмотрение органа, определяемого владельцем "золотой акции".

Передача в залог или траст «Золотой акции» не допускается. Продажа и отчуждение "золотой акции" иными способами до истечения срока ее действия допускается только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже и отчуждении "золотой акции" она конвертируется в обыкновенную акцию и особые права, предоставленные ее первому владельцу, прекращаются.

Управление государственными предприятиями. Цели и механизмы управления предприятиями, собственником которых полностью или частично являются органы государственной и муниципальной власти, различаются в зависимости от степени участия государства (таблица 7.3).

 

 

Таблица 7.3. Организационно-правовые формы и цели участия государства в капитале предприятий.

Государство контролирует предприятие полностью или имеет контрольный пакет акций Государство не полностью контролирует предприятие
Организационно- правовые формы: унитарное предприятие, акционерное общество (контрольный пакет у государства) Организационно-правовая форма: акционерные общества. Государство сохраняет присутствие в капитале организации после приватизации, как правило, в форме «золотой акции».
Цель управления предприятием – выпуск продукции для государственных нужд, оказание социально-значимых услуг, производство товаров ограниченного обращения (вооружение, наркотические и психотропные препараты, продукция атомной промышленности и пр.) Цель управления предприятием с позиции государства: решение социальных задач (сохранение рабочих мест) или антимонопольное регулирование (недопущение участия предприятия в слиянии с формированием доминирующего субъекта рынка). По прошествии срока действия «золотой акции» (как правило, 3 года), государство конвертирует золотую акцию в обыкновенную, включает её в программу приватизации и продает на открытом рынке.
Субъект управления – орган, учредивший предприятие: министерства (промышленности и торговли, связи массовых коммуникаций, транспорта, энергетики), и подчиненные им федеральные агентства. Субъект управления – федеральная служба по управлению государственным имуществом
Директивное управление (определение календарных планов работы предприятия, государственный заказ) Управление ограничивается участием в собрании акционеров.

 

Приватизация.

Приватизация – это процесс обращения государственного имущества в частную собственность. Термин используется применительно к предприятиям или жилым помещениям. Бесплатная приватизация государственного или муниципального жилья – мера социальной политики, позволяющая приобрести в собственность жилое помещение (комнату, квартиру, дом), которые предоставлены жильцу в качестве служебных или на условиях социального найма. Бесплатная приватизация возможна в России до 01 марта 2015г[36].

Приватизация предприятий может осуществляться в платных и бесплатных формах (рисунок 7.3). Далее они будут рассмотрены подробнее.

 

Рисунок 7.3. Формы приватизации предприятий.

 

Разгосударствление – процесс передачи предприятия в управление трудовому коллективу. Разгосударствление может осуществляться в несколько этапов: через аренду, акционирование, льготную продажу, лизинг. Эта форма была достаточно популярна на этапе распада плановой экономики в социалистических странах, а также в Германии после соединения в 1990-х гг. В России таким образом с 1992 года таким образом приватизировались предприятия с численностью работающих до 1000 человек и балансовой стоимостью основных средств менее 50 млн. рублей (так называемая «малая приватизация»).

Реституция – восстановление в правах прежнего собственника (или его наследников). В этой форме приватизация проводилась в Польше, Латвии, Литве, Эстонии. Приватизация в форме реституции имеет значительный политический эффект, однако неоднозначна в долгосрочном экономическом плане, так как является предпосылкой для споров между настоящими и прежними собственниками, что ухудшает инвестиционный климат страны.

Ваучерная приватизация – форма массовой приватизации в странах с переходной экономикой. Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. Предприятия с численностью работников более 200 и стоимостью основных средств свыше 1 млн. руб. приватизировались через продажу акций в соответствии с одним из трех вариантов (таблица 7.4).

 

Таблица 7.4. Варианты ваучерной приватизации средних и крупных предприятий.

  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Трудовой коллектив *25% УК, но не более 20 МРОТ на человека - безвозмездно как привилегированные неголосующие акции; *10% УК, но не более 6 МРОТ на человека - продаются со скидкой 30% от номинальной стоимости как обыкновенные голосующие акции, рассрочка 3 года, первоначальный взнос не менее 15% от стоимости 51% УК продаются по номинальной стоимости Х 1,7, при этом 50% стоимости должны быть внесены приватизационными чеками (ваучерами) 20% УК, но не более 20 МРОТ на человека
Менеджмент (руководитель и его замы, главбух, главный инженер) *5% УК, но не более 2000 МРОТ на человека - продаются по номинальной стоимости
ИТОГО сотрудники предприятия, не более 40% УК 51% УК 40% УК

 

Залоговые аукционы в России — один из механизмов приватизации, серия сделок, проведённых в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний. По схеме залоговых аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им взамен во временную собственность пакеты акций. Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Для реализации этой схемы были организованы аукционы, в которых приняли участие несколько банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом, пакеты акций перешли в собственность банков. По мнению аналитиков Счетной Палаты они проходили с многочисленными нарушениями[37]: необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов, низкая результативность продаж. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие). Результаты залоговых аукционов, в глазах значительной части общества, были нелигитимными, и подорвали доверие к приватизации в целом.

Продажа стратегическому инвестору. Форма приватизации, при которой покупатель определяется в ходе отбора и переговоров. При этом приватизируемое предприятие, как правило, сохраняет свою целостность, хотя и может поменять организационно-правовую форму. Данный способ, как правило, дает меньшую выручку в бюджет от приватизации, но позволяет в лучшей степени представлять развитие предприятия в дальнейшем, а также в некоторой степени контролировать процесс его дальнейшего развития. Инвестором зачастую выступают иностранные компании той же отрасли, что и приватизируемое предприятия, обладающие опытом ведения бизнеса в отрасли. Такая приватизация преследует цели модернизации предприятия и повышения эффективности управления им.

Акционирование – обязательный этап приватизации государственных унитарных предприятий. В дальнейшем пакеты акций могут быть проданы через аукцион или на бирже (IPO). IPO - Initial Public Offering – первоначальное публичное предложение фондовых ценных бумаг акционерного общества на бирже. Этот способ дает больший доход в бюджет, а также позволяет разделить капитал приватизируемого предприятия. Таким образом, новые собственники в меньшей степени, чем стратегический инвестор, получают контроль над организацией.

Вкратце положительные и отрицательные стороны платной и бесплатной формы приватизации приведены в таблице 7.5.

В настоящее время приватизация предприятий осуществляется на платной основе в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Программы приватизации

Приобретение имущества в государственную собственность может осуществляться на рыночных условиях или с применением властных полномочий. Обращение предприятий в государственную собственность в принудительном порядке называется национализацией. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию — конфискацию, а также через полный или частичный выкуп — реквизицию. В настоящее время в России не принят закон о национализации, предусмотренный ст. 235 ГК РФ, поэтому национализация проводиться не может. В других странах подобные законы приняты и действуют. Как правило, национализации подлежат предприятия, производящие важную в оборонном отношении продукцию (стратегическую продукцию), или иным образом обеспечивающие национальную безопасность.

 

Таблица 7.5. Положительные и отрицательные стороны приватизации

Платная приватизация Бесплатная приватизация
Отрицательные стороны: 1. Рост имущественной дифференциации 2. Монополизация экономики 3. Возможность утраты контроля над стратегически важными предприятиями 4. Рост социальной напряженности   Отрицательные стороны: 1. Отсутствие доходов бюджета 2. Отсутствие инвестиций в приватизируемые предприятия 3. Отсутствие предпосылок к повышению эффективности предприятий
Положительные стороны: 1. Доходы бюджета 2. Возможность привлечь инвестора, модернизировать предприятие 3. Повышение эффективности управления предприятием   Положительные стороны: 1. Создание частной собственности на средства производства в значительных масштабах (необходимый элемент рыночной экономики) 2. Значительный политический эффект  

 

Государственное имущество

Помимо предприятий в государственной собственности находятся:

1.Природные ресурсы (месторождения недр, водные объекты, лесные и биологические ресурсы). Управление этими ресурсами осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии и подчиненными ему службы и агентства. Цель управления природными ресурсами со стороны государства: обеспечение экологической безопасности и сохранение окружающей среды для последующих поколений, обеспечение рационального природопользования. В подчинении минприроды находятся предприятия, осуществляющие разведку и учет природных ресурсов, научное и кадровое обеспечение природопользования. Агентства водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию обеспечивают взаимодействие собственника (государства) с предприятиями-природопользователями, заключающиеся в распределении, как правило, на конкурсной основе, соответствующих ресурсов, заключение договоров с природопользователями, ведение учета использования природных ресурсов и взимание природной ренты в форме налогов: налога на добычу полезных ископаемых, водного налога и лесного дохода.

2. Недвижимое имущество (здания, помещения, земельные участки). Это имущество может находиться также в муниципальной собственности. Управление этим имуществом осуществляют: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, департаменты управления имуществом на региональном уровне, органы местного самоуправления. Задачей этих органов является обеспечение эффективного использования имущества: учет, заключение договоров аренды, контроль использования.

3. Государственный резерв. Госрезерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации. Он предназначен для:

· обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

· обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

· оказания гуманитарной помощи;

· оказания регулирующего воздействия на рынок.

Управление резервом осуществляется Федеральным агентством в соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» №79-ФЗ от 29.12.1994.

4. Прочее имущество (обращенное в государственную собственность бесхозное движимое имущество, конфискованное имущество). Основная процедура осуществляемая с этим имуществом – его оценка и реализация с последующим обращением вырученных от реализации средств в доход государства. Субъект управления этим имуществом - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

 

Государственно-частное партнерство

Механизмы ГЧП широко используются в мировой практике для привлечения частного капитала с целью развития и дальнейшего управления общественной инфраструктурой. Во всем мире идеологическое понимание самого термина ГЧП базируется на следующих ключевых принципах:

1. ГЧП предполагает официальные отношения/договоренности между государственными и частными участниками, которые фиксируются в официальных документах, в частности в нормативных правовых актах, то есть образуют особые правовые институты;

2. Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) выступают в ГЧП-проектах не столько регулятором, сколько равноправным для частного инвестора партнером, который не стремится реализовать свои властные полномочия в отношении него;

3. ГЧП–проекты призваны, прежде всего, реализовывать публичные интересы, которые формируются на основе общегосударственных общественно полезных целей;

4. ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.

 

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

1. сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

2. взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

3. взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

4. ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

5. в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

6. финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Наиболее распространенные модели взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках ГЧП приведены в таблице 7.6.

 

Таблица 7.6. Модели взаимодействия в рамках ГЧП.

Сокращение Расшифровка Описание
BOT Build, Operate, Transfer (Построй-Управляй-Передай) Концессионный механизм: создание, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.
BOOT Build, Own, Operate, Transfer (Построй-Владей-Управляй-Передай) Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру
BTO Build, Transfer, Operate (Построй-Передай-Управляй) Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).
BOO Build, Own, Operate (Построй-Владей-Управляй) Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера.
BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (Построй-Управляй-Поддерживай-Передай) Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.
DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения.
DBFO Design, Build, Finance, Operate (Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами.

 

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

1. любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

2. государственные контракты;

3. арендные отношения;

4. финансовую аренду (лизинг);

5. государственно-частные предприятия;

6. соглашения о разделе продукции (СРП);

7. концессионные соглашения.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

1. Контракт на управление и арендные договоры;

2. Контракт на эксплуатацию и обслуживание;

3. Концессия.

 

Государственная и муниципальная служба.

Государственная служба – профессиональная деятельность граждан в государственных и региональных органах власти. Муниципальная служба – такая же деятельность в органах местного самоуправления. Государственная и муниципальная служба представляют собой механизм кадрового обеспечения государственного сектора экономики, в части касающейся государственных и муниципальных учреждений. Основными нормативными актами, регламентирующими государственную и муниципальную службу являются федеральные законы:

· "О системе государственной службы Российской Федерации", определяет основные понятия и принципы госслужбы;

· "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - детально регулирует вопросы государственной гражданской службы

· "О муниципальной службе в Российской Федерации" – регулирует вопросы муниципальной службы, по содержанию имеет много общего с законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", однако, помимо этого, муниципальная служба регламентируется региональным законодательством.

· Прочие нормативные акты, регламентирующие военную службу, службу в правоохранительных органах, судебной системе, прокуратуре, прочих ведомствах.

· Региональное законодательство, регламентирующее службу в органах субъектов федерации.

Законодательно определены должности государственной службы. Все должности делятся на 4 категории, категории – на группы должностей (таблица 7.7). Точное наименование должностей установлено Указом Президента РФ "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" N 1574 от 31.12.2005. Наименования должностей не всегда соответствуют категориям и группам гражданских служащих и отличаются в зависимости от ведомства.

 

Таблица 7.7. Должности государственной службы (фрагмент)

Категория Группа Пример наименования должности
Руководители Высшая Руководитель Администрации Президента
Главная Заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации
Ведущая*  
Помощники (советники) Высшая Помощник Президента Российской Федерации
Главная Помощник заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Ведущая Помощник руководителя территориального органа
Специа-листы Высшая Референт Канцелярии Президента Российской Федерации; Главный федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации
Главная Главный советник; Советник
Ведущая Консультант; Специалист-эксперт
Старшая Главный специалист-эксперт, Ведущий консультант,
Обеспеч-ивающие специали-сты Главная Главный специалист
Ведущая Ведущий специалист
Старшая Старший специалист 1 разряда, Старший специалист 2 разряда
Младшая Специалист 1 разряда, Специалист 2 разряда

* должности в Указе отсутствуют

 

Классный чин (таблица 7.8) — звание (ранг) государственного гражданского служащего, присваиваемое в соответствии с группой должностей, по результатам квалификационного экзамена. Является аналогом воинского звания. Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно.

 

Таблица 7.8. Классные чины государственных гражданских служащих

Группа должностей Федеральная гражданская служба Гражданская служба субъекта России
Высшая Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Главная Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Ведущая Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Старшая Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса
Младшая Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

 

Поступление на гражданскую государственную или муниципальную службу осуществляется:

1. В соответствии с результатами выборов – при замещении выборных должностей.

2. Назначением на должность Президентом или Правительством РФ.

3. По результатам конкурсного отбора.

4. Назначением из кадрового резерва (сформированного на конкурсной основе)

5. Назначением на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники»

6. При заключении срочного служебного контракта

Конкурс – основной источник поступления гражданина на государственную службу. Информация о проведении конкурса: требования к кандидату перечень необходимых документов и сроков их предоставления, - размещается на сайтах органов государственной власти.

Законодательством установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы. Предусмотренные наказания за нарушение этих норм — дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел.

Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы. Ограничения связаны с недееспособностью, наличием судимости или государственного запрета, наличия гражданства другой страны или прекращения гражданства Российской Федерации, предоставление подложных документов и недостоверных сведений при поступлении на гражданскую службу, близкое родство с руководителем, утраты доверия в связи с нарушением запретов и ограничений.

Запреты касаются осуществления предпринимательской деятельности, действий, которые могут быть расценены как коррупционные (получение вознаграждений и подарков, оплата расходов другими лицами и т.д.), использования служебных полномочий помимо служебной деятельности, совмещения государственных, муниципальных и профсоюзных должностей, осуществления публичных высказываний, в отношении деятельности государственных органов.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Доклады.

1. Управление экономикой СССР в годы первых пятилеток

2. Управление экономикой СССР после Великой Отечественной войны

3. Экономика Третьего Рейха.

4. Государственный сектор в США.

5. Государственный сектор в европейских странах.

6. Государственно-частное партнерство в России.

7. Опыт государственно-частного партнерства за рубежом.

 

Самостоятельное изучение и написание эссе.

1. Приватизация по-российски: сборник статей/ под ред. Чубайса А.Б.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие).

 

Контрольная работа «Статистическая оценка государственного сектора в России» - поиск и обработка статистических данных о количестве государственных предприятий, стоимости основных средств государственных предприятий, численности занятных в государственных и муниципальных предприятиях, численности государственных и муниципальных служащих. Источник информации – Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) - http://www.fedstat.ru/indicators/start.do

 

Практическое занятие: поиск вакансий государственной и муниципальной службы, определение требований к кандидатам, подготовка документов для участия в конкурсе.

 

Литература и источники информации:

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1 №51-ФЗ от 30.11.94)

2. Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1от 04.07.1991 (ред. от 16.10.2012)

3. Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. от 28.12.2013)

4. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" N 161-ФЗ от 14.11.2002 (ред. от 28.12.2013)

5. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" N 58-ФЗ от 27.05.2003 (ред. от 02.07.2013)

6. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27.07.2004 (ред. от 02.04.2014)

7. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.2007 (ред. от 04.03.2014)

8. Указ Президента РФ "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" N 1574 от 31.12.2005 (ред. от 02.05.2014)

9. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) – М.: Олита, 2004.

10. Государственные корпорации // Википедия. – http://www.wikipedia.org

11. Залоговые аукционы // Wikipedia. – http://www.wikipedia.org

12. Приватизация по-российски / под ред. Чубайса А.Б. – М.: Вагриус, 1999

13. Приватизация предприятий в России // Wikipedia. – http://www.wikipedia.org

14. Портал Государственно-частное партнерство. - http://www.pppinrussia.ru

15. Сайт центра развития государственно-частного партнерства. - http://www.pppcenter.ru/

16. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) - http://www.fedstat.ru/indicators/start.do

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных