Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




 

Налоговая система – совокупность субъектов и механизмов налоговых отношений. Налоговые отношения - отношения между субъектами по поводу возникновения налоговых обязательств, исчисления и перечисления налогов, правоотношений, налогового надзора, контроля и ответственности. Субъектами налоговой системы выступают налогоплательщики, налоговые органы и агенты. Система налогов и сборов, установленная законодательно, является основным механизмом налоговой системы. Правовым основанием налоговой системы является, в первую очередь, налоговый кодекс Российской Федерации, а также прочие нормативные акты. Так, налог на имущество физических лиц регламентируется федеральным законом, региональные и местные налоги вводятся и регламентируются региональными и местными нормативными актами, уголовный кодекс устанавливает ответственность за налоговые преступления.

Налоговый кодекс – результат кодификации нормативных актов, регламентировавших налоговые отношения до принятия кодекса. Кодекс состоит из двух частей: первая (общая) действует с 1999г., вторая (специальная) – с 2001 года. В первой части установлены общие принципы налогообложения, определены элементы налоговой системы:

1. виды налогов и сборов;

2. основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств

3. порядок исполнения налоговых обязательств;

4. принципы установления, введения в действие и прекращения действия региональных и местных налогов;

5. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и агентов;

6. формы и методы налогового контроля;

7. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

8. порядок обжалования актов налоговых органов.

 

Вторая часть содержит главы, каждая из которых посвящена отдельному налогу или налоговому режиму. Вторая часть вводилась в действие с 2001 по 2004 год постепенно, с введением очередной главы, нормативные акты, ранее регламентировавшие этот налог, утрачивали силу. В настоящее время только налог на имущество физических лиц продолжает регламентироваться федеральным законом, однако, в связи с предстоящей заменой налога на имущества физических лиц и земельного налога единым налогом на недвижимость, этот федеральный закон будет действовать до введения налога на недвижимость.

Налоговым органом законодательно признана федеральная налоговая служба. При реализации своих функций налоговая служба вступает во взаимодействие с другими органами государственной власти (таблица 11.1)

 


Таблица 11.1. Взаимодействие ФНС с другими органами государственной власти

Орган Цель взаимодействия
Казначейство Казначейство выступает получателем налоговых платежей, передает ФНС информацию об уплате налогов налогоплательщиками
Внебюджетные социальные фонды Пенсионный Фонд, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования являются получателями взносов. Контролируют исполнение налогоплательщиками обязательств по уплате взносов.
Министерство природных ресурсов Федеральные агентства по недропользованию, водным ресурсам и лесному хозяйству ведут учет пользователей, объемы использования природных ресурсов и передают эту информацию для исчисления налогов природной ренты
Федеральная служба реестра и картографии Служба ведет учет и передает информацию об объектах налогообложения по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу

 

Федеральная таможенная служба контролирует уплату таможенных платежей – пошлин. Все органы государственной власти, являющиеся получателями государственных пошлин самостоятельно контролируют их уплату.

 

Рассмотрим реализацию фискальной функции налогов. Налоговые поступления в 2013 году приведены в таблице 11.2.

 

Налоговые поступления составляют 46% доходов консолидированного бюджета. Основным бюджето-образующими налогами являются: налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы и налог на имущество организаций. На остальные налоги приходится менее 10% налоговых доходов. Почти половину доходов – 45% дают два налога: налог на добычу полезных ископаемых и на доходы физических лиц. Почти треть совокупных доходов бюджета обеспечиваются сырьевым сектором (Доходы от ВЭД + НДПИ).

 

 


Таблица 11.2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013г (в порядке убывания), млрд. руб. [50]

1. Доходы от ВЭД 5 011,0 20,6%  
2. Взносы во внебюджетные фонды 4 694,2 19,3%  
3. Прочие доходы 3 349,8 13,8%  
4. Налог на добычу полезных ископаемых 2 575,8 10,6% 22,8%
5. Налог на доходы физических лиц 2 499,1 10,3% 22,2%
6. Налог на прибыль организаций 2 071,9 8,5% 18,4%
7. НДС 1 868,5 7,7% 16,6%
8. Акцизы 952,5 3,9% 8,4%
9. Налог на имущество организаций 615,3 2,5% 5,5%
10. Налоги на совокупный доход 292,8 1,2% 2,6%
11. Земельный налог 156,6 0,6% 1,4%
12. Государственная пошлина 111,0 0,5% 1,0%
13. Транспортный налог 106,1 0,4% 0,9%
14. Налог на имущество физических лиц 22,3 0,1% 0,2%
15. Водный налог 2,5 0,0% 0,0%
16. Налог на игорный бизнес 0,5 0,0% 0,0%
ИТОГО налоговые поступления 11 274,7 46,3% 100,0%
ИТОГО доходы 24 329,7 100,0%  

 

Далее будут проанализированы регулирующие возможности различных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС имеет 3 ставки:

· 0% - на товары, предназначенные для экспорта, услуги естественных мо­нополий (трубопроводного железнодорожного транспорта)

· 10% - сельскохозяйственной продукции, детских товаров, периодических изданий и медицинских товаров.

· 18% - прочие товары

Нулевая ставка по экспортным товарам предназначена для избегания двойного налогообложения российского экспорта, и, соответственно, повыше­ния его конкурентоспособности. Подобный порядок существует в большинстве стран. 10% ставка действует на социально значимые товары, способствуя реа­лизации принципа социальной справедливости.

Порядок взимания НДС: НДС к уплате = НДС по реализованным товарам – НДС по приобретенным товарам, стимулирует плательщиков НДС осуществлять покупки у плательщиков НДС (налогоплательщики, использующие особые налоговые режимы не платят НДС).

 

Акцизный сбор взимается с особой группы подакцизных товаров: этило­вого спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, автомобили и мото­циклы, горюче-смазочные материалы. Значения акцизных ставок приведены в таблице 11.3.

 

Таблица 11.3. Размеры акцизных взносов

Спиртосодержащая продукция 190 рублей за 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с содержанием спирта более 9% 231 рубль за 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с содержанием спирта менее 9% (за исключением вин натуральных, пива с содержа­нием алкоголя менее 6%) 190 рублей за 1 литр безводного этилового спирта
Вина натуральные с объемной долей этилового спирта не более 6 процентов 5 рублей за 1 литр
Вина шампанские 18 рублей за 1 литр
Пиво с содержанием спирта 0,5 – 8,6 % 10 рублей за литр
Пиво с содержанием спирта более 8,6 % 17 рублей за литр
Сигареты с фильтром 640 рублей за 1000шт (минимальное значе­ние)
Легковые автомобили с двигателем мощностью от 90 до 150 л.с. 27 руб. за 1 л.с.
Легковые автомобили с двигателем мощностью от 150 л.с. 260 руб. за 1 л.с.
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 3 5995 руб. за тонну
Автомобильный бензин, класс 3 5672 руб. за тонну
Автомобильный бензин, класс 4 и 5 5143 руб. за тонну
Дизельное топливо, не соответствующее классу 3 2753 руб. за тонну
Дизельное топливо, класс 3 2485 руб. за тонну
Дизельное топливо, класс 4 и 5 2247 руб. за тонну
Прямогонный бензин 6089 руб. за тонну
Моторные масла 4681 руб. за тонну

 

Алкогольная и табачная продукция представляет собой продукцию с от­рицательным внешним эффектом потребления, таким образом, акциз на нее выполняет роль налога Пигу, сокращая ее потребление. Так, величина акциза уплачиваемого с пол-литровой бутылки водки составляет 46,2 рублей, пачки сигарет – 12,8 рублей. К 2013 году акциз на алкогольную продукцию возрастет на 21-28%.. Менее вредные вино и пиво облагаются акцизом соответственно 5-18 руб. за литр.

Автомобили с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с облагаются акцизом 27 руб. за 1 л.с., или 2430 – 4050 руб. за автомобиль (1,2-1,5% от цены). Авто­мобили с мощностью двигателя свыше 150 л.с. облагаются акцизом 260 руб. за 1 л.с. Таким образом, минимальный акциз составит 39 тыс.руб. с автомобиля, или около 4,8% исходя из розничной цены 800 тыс.руб. Таким образом, данный акциз представляет собой налог на роскошь, рост акциза к 2013 году составит 14-16%.

Автомобильный бензин облагается акцизом 5143 – 6089 руб. за тонну, или 4,28 – 5,00 руб. / литр. К 2013 году рост акциза составит 58-66%, при этом более высокими темпами вырастет акциз на менее качественный бензин, не со­ответствующий 3 классу. Примерно такие же тенденции наблюдаются для ди­зельного топлива, однако рост акцизов составит 99-114%. Дифференциация ставок акциза делает более выгодным потребление более качественного топ­лива, соответствующего классу 4 и 5. Акцизные доходы от продажи горюче-смазочных материалов формируют доходы дорожных фондов: федерального (30% поступлений) и региональных (70%).

Таможенные пошлины издавна являются инструментами протекцио­низма, увеличивая цену на импортную продукцию, снижая ее конкурентоспо­собность и улучшая условия хозяйствования для отечественных товаропроиз­водителей. Однако, в силу нарушения принципа всеобщности (пошлинами об­лагается только импортируемая продукция) и особенностей установления (по­шлины устанавливаются в ходе международных торговых переговоров, а затем ратифицируются законодательным органом) таможенные пошлины не явля­ются налогом. Наиболее известные примеры применения таможенных пошлин в качестве инструментов протекционизма – высокие ввозные пошлины на по­держанные иномарки, создающие конкуренцию на внутреннем рынке для про­дукции отечественной автомобильной промышленности.

Налог на доходы физических лиц имеет следующие предпосылки для ре­гулирования: дифференцированные ставки по различным налогоплательщикам и видам доходов и уменьшение налогооблагаемой базы за счет предоставления вычетов. Ставки налога на доходы физических лиц приведены в таблице 11.4.

 

Таблица 11.4. Ставки налога на доходы физических лиц.

Основная ставка 13%
Доходы от выигрышей и призов, получаемых в мероприятиях по про­движению продукции 35%
Доходы по банковским вкладам, превышающим ставку рефинансиро­вания 35%
Доходы налоговых нерезидентов РФ (за исключением трудовых и до­ходов от участия в долевой собственности) 30%
Доходы нерезидентов от участия в долевой собственности 15%
Трудовые доходы нерезидентов 13%
Доходы от участия в долевой собственности 9%
Доходы по ипотечным облигациям 9%

 

Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологиче­скими ресурсами представляют собой, по сути, косвенные налоги, и имеют те же регулирующие механизмы.

Государственная пошлина является, фактически, платой за предоставле­ние государственных услуг. Теоретически, возможно использование этого ин­струмента для регулирования расходов экономических субъектов и транзакци­онных издержек, однако практическое воздействие государственной пошлины на поведение экономических субъектов пока малоизученно.

Налог на добычу полезных ископаемых представляет собой изъятие госу­дарством природной ренты, и, в этом отношении, реализует преимущественно фискальную функцию. Однако, Налоговым Кодексом предусмотрены диффе­ренцированные ставки, стимулирующие освоение новых месторождений нефти, разработку некондиционных месторождений, месторождений, находящихся на территориях с неблагоприятными природными условиями.

Ставки налога на доходы физических лиц выше для нетрудовых доходов нерезидентов. Низкие ставки подоходного налога на дивиденты, по сути, по­вторное обложение прибыли предприятий, поэтому они ниже базовой ставки. Доходы по ипотечным облигациям облагаются по ставке 9%, что делает этот источник доходов более выгодным, чем прочие. В целом, доходы от собствен­ности облагаются большим налогом, чем трудовые доходы.

Не облагаются подоходным налогом социальные выплаты (пенсии, пособия), компенсации и алименты. Стимулирующее значение имеют налоговые вычеты, уменьшающие базу налогообложения. Вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Размеры стандартных вычетов представлены в таблице 11.5.

 

Таблица 11.5. Стандартный налоговый вычет по НДФЛ

Категория налогоплательщиков Размер ежемесячного вычета Максимальный доход, по достижении которого предоставляется вычет Годовая льгота
Ликвидаторы радиационных аварий 3 000   4 680
Герои Советского Союза и России, участники Великой Отечественной войны, инвалиды      
Прочие   40 000  
Родители и опекуны (дополнительный вычет за каждого ребенка) 1 000 280 000 от 1 560

 

Стандартные налоговые вычеты, таким образом, носят социальный характер, однако суммы годовых льгот значительно уступаю величине прожиточного минимума.

Социальные налоговые вычеты являются разновидностью реализации налогов Пигу, стимулируя потребление социально значимых услуг, обладающих положительным внешним эффектом. Налоговый вычет на расходы на обучение составляет 50 000 рублей в год (годовая льгота 6 500), на лечение – определяется величиной расходов.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при приобретении жилья, максимальный размер вычета составляет 2 000 000 рублей, а общая выгода составит 260 000 рублей. Вычет предоставляется однократно, но может переноситься на последующие налоговые периоды, вплоть до получения доходов в размере расходов на приобретение жилья. Таким образом, здесь мы также имеем разновидность налога Пигу.

Размеры социальных и имущественных налоговых вычетов могут быть увеличены решением региональных законодательных органов.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляют возможность снизить налогооблагаемую базу по доходам, поучаемым от создания произведений искусства и выполнения научных разработок. Размеры вычетов определяются либо документально подтвержденными расходами, либо в виде нормативов (20-40% к сумме полученного дохода). Профессиональные вычеты стимулируют деятельность в науке и культуре.

Налог на прибыль организаций является, возможно, одним из самых регламентированных налогов в налоговом кодексе. Стимулирующие возможности данного налога определяются дифференцированными ставками, возможностью уменьшения налогооблагаемой базы, регламентированием учета расходов и доходов, а также возможностями федеральных и региональных властей по установлению льгот.

Ставка налога на прибыль предприятий составляет 20% и распределяется между федеральным бюджетом (2%) и региональным бюджетом (18%). Нулевая ставка действует в отношении предприятий,, оказывающих медицинские и образовательные услуги (если доля доходов от реализации соответствующих услуг и научной деятельности составляет более 90% совокупных доходов предприятия). Пониженные ставки (9%, 10%, 15%) действуют в отношении доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от фрахта судов и доходов от долевого участия предприятий в уставном капитале других организаций, что представляет собой элемент снижения двойного налогообложения доходов.

Налоговый кодекс регламентирует процедуру учета доходов и расходов, предоставляя возможность уменьшать налоговую базу за счет формирования резервов организаций. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. Резидентам особых экономических зон (федеральных и региональных) также могут предоставляться льготы в виде снижения ставок. Особо Налоговым Кодексом регламентируется взимание налога на прибыль с резидентов инновационного цента «Сколково».

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Кодексом установлена предельная ставка 2,2%. Базой налогообложения является балансовая (остаточная) стоимость основных средств предприятий. Таким образом, стимулирующие возможности этого налога определяются полномочиями региональных властей дифференцировать ставки в отношении различных категорий налогоплательщиков, и проведением ускоренной амортизации основных фондов для снижения налогооблагаемой базы.

Специальные режимы налогообложения регламентируются разделом VIII.1 Налогового кодекса, это:

1. Единый сельскохозяйственный налог.

2. Упрощенная система налогообложения с уплатой налога на величину доходов.

3. Упрощенная система налогообложения с уплатой налога на величину доходов, уменьшенных на расходы.

4. Единый налог на вмененный доход

5. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

6. Патентная система налогообложения

Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции – режим, предназначенный для привлечения прямых иностранных инвестиций в проекты по разведке и добыче полезных ископаемых. Льготы в рамках этого режима касаются ввозных таможенных пошлин, региональных и местных налогов. Остальные налоговые режимы предназначены для субъектов малого бизнеса. Кодексом установлены критерии по численности персонала и объемам выручки, которым должны соответствовать предприятия, желающие использовать эти режимы. Единый налог на вмененный доход на практике оказался малоэффективным в фискальном плане и сложным в администрировании, поэтому с 2013 года параллельно с ним был введена патентная система налогообложения, отменен обязательный порядок использования единого налога на вмененный доход, а с 2018 года этот режим будет упразднен. Основное достоинство специальных режимов налогообложения – простота налогового учета и администрирования. Налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, налога на имущество организаций,налога на прибыль, если осуществляет предпринимательскую деятельность в форме юридического лица, и от НДС, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и НДФЛ (в части дохода от предпринимательской деятельности). Налоги, взимаемые в рамках этих режимов, перечисляются в региональный бюджет, поэтому региональные власти заинтересованы в их распространении. Плательщиками этого налога являются субъекты малого бизнеса, таким образом, указанные режимы способствуют развитию предпринимательства.

 

Транспортный налог представляет собой разновидность налога на имущество. Налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. При этом прослеживается тенденция увеличения ставок с ростом «статуса» транспортного средства. Поступления от транспортного налога зачисляются в региональные дорожные фонды. С 2013 года вводится плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и административные штрафы за движение таких транспортных средств по дорогам общего пользования без внесения платы. От данной платы освобождаются транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, вооружения и военной техники и автомобили специальных и оперативных служб.

 

Налог на игорный бизнес взимается с владельцев букмекерских контор, тотализаторов, залов игровых автоматов и казино и уплачивается ежемесячно. С 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также в Краснодарском крае («Азов-Сити»). Ставки налога на игорный бизнес приведены в таблице 11.6.

 

Таблица 11.6. Ставки налога на игорный бизнес.

игровой стол от 25000 до 125000 рублей
игровой автомат от 1500 до 7500 рублей
касса тотализатора от 25000 до 125000 рублей
касса букмекерской конторы от 25000 до 125000 рублей

 

В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в минимальном значении. Данный налог в совокупности с особенностями регулирования игорного бизнеса носят явно дестимулирующий характер.

 

Местные налоги представлены земельным налогом и налогом на имущество физических лиц. Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусматривается введение единого налога на недвижимость. Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. После включения в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

 

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и постановлениями местных органов власти. Кодексом установлены дифференцированные ставки в зависимости от категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и земли, занятые жилым фондом – 0,3%; прочие земли – 1,5%. В этих пределах допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налогов установлены для учреждений уголовно- исправительной системы, религиозных организаций, организаций инвалидов, организаций народных художественных промыслов, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, организации - резиденты особой экономической зоны. Законодательные органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки и устанавливать льготы. В Воронеже, в частности, действуют низкие ставки (0-0,15%) на земли, занятые жилым фондом; 0,3% - в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в отношении земель, занятых коммунальной инфраструктурой и занятыми предприятиями и пунктами приема неметаллических отходов; 0,85% - в отношении земель, используемых промышленными предприятиями, предприятиями торговли, общественного питания, транспорта и связи; 1,5% - в отношении прочих земель. Также, местным законом установлен перечень лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога: организации здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и искусства, Герои Советского Союза и России, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, ликвидаторы и пострадавшие в результате ядерных аварий и испытаний, пенсионеры и пр. Установлены налоговые льготы для предприятий, имеющих детские оздоровительные учреждения. На практике, существует и реализуется возможность предоставления льгот отдельным налогоплательщикам, как правило, предприятиям. В этом случае в орган местного самоуправления предоставляется обоснование для предоставления льготы, - например, бизнес план, в результате которого будет достигнут социальный эффект, превышающий величину поступлений по земельному налогу в данном проекте. Затем, при условии положительного решения, местное законодательное собрание предоставляет льготу, внося изменений в приложения к закону о местном бюджете. Так как закон о бюджете формируется ежегодно, то размер льготы может ежегодно корректироваться.

 

Налог на имущество физических лиц регламентируется, в отличие от прочих налогов, федеральным законом. Объектами налогообложения являются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение; помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества и определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в следующих пределах (таблица 11.7):

 


Таблица 11.7. Предельные ставки налога на имущество физических лиц.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно) До 0,1 процента (включительно)
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

 

Федеральным законом освобождаются от уплаты налогов Герои Советского Союза, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, ликвидаторы радиационных аварий, пенсионеры и некоторые другие категории граждан. Не уплачивается налог с дачных домиков и строений площадью менее 50 м2. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками. В результате анализа ставки налога, установленных постановлениями местных органов власти в Воронежской, Тамбовской, Липецкой областях, было замечено, что чаще всего органами местного самоуправления устанавливаются дифференцированные ставки по прогрессивной шкале, с использованием максимальных значений. Льготы, за редким исключением, не предоставляются. В 2010 году в некоторых сельских поселениях от уплаты налога на имущество были освобождены пострадавшие от лесных и ландшафтных пожаров. В той форме, в которой налог существует сейчас, он способствует регистрации в качестве владельцев собственности лиц, отнесенным к льготным категориям, а также «дробление» собственности с целью снижения налогооблагаемой базы, и, соответственно, ставки.

С целью повышения доходов местных бюджетов планируется заменить земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость.

 

Отчисления на заработную плату работников в социальные фонды в настоящее время установлены Федеральным Законом[51]. Распределение отчислений приведено в таблице 11.8.

 

 

Таблица 11.8. Ставки социальных взносов, %

Вид взносов 01.01.12 01.01.10-01.01.12 01.01.08-01.01.10* 01.01.02-01.01.08*
ПФР     20**  
ФСС 2,9 2,9 2,9 5,4
ФФОМС 5,1 3,1 1,1 0,2
ТФОМС       3,4
Всего       38,5***

* В период с 01.01.02 по 01.01.10 взносы взимались в виде единого социального налога (взноса) - гл.24 НК РФ, действовала регрессивная шкала на суммы годовых доходов до 280, 280-600 и более 600 тыс. руб.

** доходы перечислялись в федеральный бюджет

*** включает 1,5% взнос в фонд поддержки занятости

 

Значительное снижение страховых выплат с 1 января 2008 года должно было способствовать «выводу зарплат из тени» и сопровождалось переносом части социальной ответственности на работодателя. Последующее повышение в 2010г. объясняется необходимостью решения проблемы дефицита Пенсионного Фонда России. Зачастую увеличение социальных взносов с работодателей рассматривают как альтернативу повышения пенсионного возраста. Регулирующее значение взносов определяется их влиянием расходы оплату труда, издержки производства, и в конечном итоге, конкурентоспособность продукции. Для некоторых категорий налогоплательщиков – плательщиков единого сельскохозяйственного налога, индивидуальных предпринимателей, устанавливаются пониженные тарифы взносов в социальные фонды.

 

В особых экономических зонах применяются комплекс льгот. Государ­ство создает благоприятные условия для инвесторов за счет предоставленияна­логовых, таможенных и административных преференций. Инвесторы россий­ских особых экономических зон освобождаются от налога на землю, имущество и транспорт сроком на 5 и более лет. Есть опция по снижению налога на при­быль. Для резидентов инновационных экономических зон предусмотрено со­кращение ставки единого социального налога. Все инвесторы имеют правовые гарантии, которые защищают их от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве.

 

Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Рассмотрим эти льготы подробнее.

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

2. Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Упрощенный учет расходов на НИОКР. С 2012 г. вступит в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

· амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

· оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

· непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

· расходы на оплату работ подрядчиков;

· отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

· другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников».

3. Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно - вычислительной техники. В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию

5. Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности. Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3. Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6. Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования из специальных фондов.

7. Инвестиционный налоговый кредит. Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ). Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

· внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

· НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую

· не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

8. Создание резерва расходов на НИОКР. С 2012 г. в НК РФ добавится новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер - 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, - в общем для НИОКР порядке.

9. Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам. С 2012 г. можно будет не платить налог на имущество (определенное Перечнем Правительства) в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

10. Пониженный тариф страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

 

Важными механизмами налоговой системы являются налоговое планирование, прогнозирование и контроль.

Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Основными целями налогового планирования являются:

· оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;

· повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации;

· улучшение финансовых показателей с целью привлечения инвестиций.

Основными инструментами налогового планирования являются:

1. Использование налоговых льгот.

2. Оптимизация договорных отношений.

3. Манипулирование ценами сделок.

4. Осуществление и оформление хозяйственных операций с учетом налоговых периодов

5. Распределение бизнес-процессов между несколькими предприятиями.

6. Использование специальных налоговых режимов.

7. Оптимизация учетной политики предприятия в целях налогообложения.

8. Регистрация в особых экономических зонах.

9. Перечисление налоговых платежей в «крайние» сроки, получение налогового кредита.

Не следует путать налоговое планирование с налоговыми преступлениями. Планирование основано на легальных методах оптимизации налогообложения. Налоговое планирование может осуществляться предприятием или предпринимателем как самостоятельно, так и по договору со сторонними консультантами.

 

Налоговое прогнозирование осуществляется финансовыми органами государства и представляет собой определение налоговых поступлений в будущем. Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное налоговое прогнозирование.

Оперативное налоговое прогнозирование осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ. Этот вид прогнозирования одновременно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового прогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки. Именно в процессе оперативного прогнозирования налогов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства. В процессе оперативного налогового прогнозирования активно участвуют и налоговые органы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал наряду с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства определяют тактику контрольной работы, а также сферу своего воздействия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих документальной проверке.

Краткосрочное налоговое прогнозирование служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономического прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное прогнозирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговой службы и других экономических органов, в частности соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.

 

Налоговый контроль осуществляется налоговым органом (Федеральной налоговой службой) для обеспечения правильности, своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками и налоговыми агентами обязательств по уплате налогов, пошлин и взносов. К проведению налогового контроля могут привлекаться таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и т.д. Указанные органы осуществляют обмен информацией о налоговых нарушениях, принятых мерах по их пресечению, проводимых проверках.

В зависимости от сроков его проведения различают оперативный и периодический контроль, в зависимости от источников налоговый контроль подразделяется на документальный и фактический. Оперативный контроль представляет собой проверку, осуществляемую в течение отчетного периода после завершения контролируемой операции. Периодический контроль представляет собой проверку за определенный отчетный период. Документальный контроль - это проверка данных, содержащихся в финансовых документах. Фактический контроль - это проверка, проводимая путем осмотра, обмера, обследования материальных ценностей.

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации. К ним относятся: налоговая проверка, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др. Основной формой налогового контроля названа налоговая проверка. Налоговые органы могут проводить налоговые проверки двух видов: камеральные проверки в отношении всех налогоплательщиков и выездные проверки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Камеральные проверки осуществляются в форме изъятия определенных документов и их анализа в налоговой инспекции. При выездной проверке работа с документами организуется по месту проведения проверки. В ходе проведения проверки могут быть выполнены такие процессуальные процедуры, как получение показаний свидетелей, осмотр территорий, помещений, документов и предметов, проведение экспертизы. Для осуществления оперативно-розыскных мероприятий (обыск, задержание, прослушивание телефонных переговоров, слежка) требуется привлечение органов внутренних дел и санкция прокуратуры. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Назначение встречной проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами. При этом налоговыми органами могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Результаты проверки оформляются актом, в котором отражаются выявленные налоговые нарушения, или отсутствие таковых. В случае нарушений, руководитель налогового органа должен вынести решение в форме постановления, в котором содержатся следующие выводы: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Копия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений вручаются налогоплательщику.

Для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов могут применяться следующие методы:

1. Залог имущества

2. Поручительство

3. Банковская гарантия

4. Начисление пени

5. Приостановление операций по счетам в банках

6. Арест имущества (с санкции прокурора)

В случае выявления налогового правонарушения, за которое налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности, должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Привлечение к административной ответственности осуществляется в соответствии с административным законодательством.

 

Задание для самостоятельной работы

 

Доклады.

1. История, структура, руководство, цели и деятельность Федеральной Налоговой службы

2. Основные направления налоговой политики в 2014-2016гг.

 

Практическое занятие:

1. Обосновать различие цены продажи на предприятиях с разными режимами налогообложения, рассчитать различие цен для покупателя и продавца. Отчет – в форме расчета и аналитической записки.

2. Анализ налоговых доходов: динамики налоговых поступлений, структуры налоговых доходов. Отчет в форме статистических данных, графиков, аналитической записки.

3. Контрольная работа по 2 части НК РФ.

 

Самостоятельное изучение вопроса: налоговые правонарушения, преступления и ответственность. Источники информации

1. УК РФ ст. 198-199.2.

2. КоАП, гл 15.

Отчет в форме контрольной работы.

 

Литература и источники информации:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ

5. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 № 2118-1

6. Федеральный закон «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.2001 № 2003-1

7. Федеральный закон «О государственном регулирова­нии деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ

8. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фе­деральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.09 № 212-ФЗ.

9. Положение о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории город­ского округа Воронеж (утверждено Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II)

10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // Материалы сайта Министерства финансов РФ. - http://www.minfin.ru/

11. Тимофеев А.И., Гуленко П.И. О регулирующей функции налогов // Актуальные вопросы развития экономики России – сборник статей научно-практической конференции. – Воронеж: Руна, 2011. – С.197-215.

12. Сайт Федеральной службы государственной статистики – http://gks.ru

13. Сайт Федеральной налоговой службы – http://nalog.ru

14. Сайт Казначейства Российской Федерации (федеральной службы) – http://roskazna.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных