Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ




 

Социальная политика – часть экономической политики государства, направленная на достижение целей, сохранение и развитие социальной сферы. Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп[58].

Направления социальной политики приведены на рисунке 13.1.

 

Рисунок 13.1. Направления социальной политики

 

Социальные проблемы и угрозы – явления и ситуации, прямо противоречащие общественным интересам. Государство ставит целью социальной политики ликвидацию этих явлений полностью, либо снижение распространенности этого явления до приемлемых пределов и снижение тяжести их последствий, если окончательная ликвидация явления невозможна.

Социальные риски – явления, содержащие социальные угрозы, наступление которых носит вероятностный характер, либо отдалено по времени. Эти явления могут быть негативными, позитивными или нейтральными, однако всегда сопряжены с появлением социальной проблемы. Примеры явлений негативного плана, возникновение которых случайно: инвалидность вследствие заболевания или травмы, потеря кормильца, временная утрата трудоспособности по болезни. Позитивные явления: многодетность, материнство. Негативные явления неизбежного характера: утрата трудоспособности вследствие старости, смерть. Основным методом противодействия социальным рискам является страхование и социальное обеспечение. Смысл страхования заключается в формировании фондов, используемых для смягчения последствий наступления страховых случаев.

Процессы в социальной политике представляются собой непрерывно функционирующие системы, цель которых заключается в создании общественно полезных благ, оказании общественно важных услуг. Примерами выступают образовательные и медицинские услуги, культура и искусство и пр. Для обеспечения этих процессов государство создает целые системы государственных организаций, формирует и финансирует инфраструктуру, занимается кадровым обеспечением.

Социальное развитие – направление социальной политики, связанное с улучшением жизни населения, повышением качества, доступности и эффективности оказания социальных услуг.

Субъектами социальной политики являются население (домохозяйства, отдельные индивиды, социальные группы), как основной получатель социальных услуг, с одной стороны, и организации, разрабатывающие и реализующие меры социальной политики с другой. Примеры реализации социальной политики на различных уровнях приведены в таблице 13.1.

В структуре органов государственной власти и местного самоуправления значительную долю занимают организации, непосредственно связанные с разработкой и реализацией социальной политики (рисунок 13.2.).

 


Таблица 13.1.Уровни разработки и реализации социальной политики.

Уровень Субъекты Примеры социальной политики
Глобальный Глобальные международные организации (ООН, МККК) Международные конвенции в области трудовых отношений, здравоохранения, образования, социальной защиты. Деятельность международных организаций в решении глобальных и территориальных гуманитарных проблем
Международный Международные союзы и соглашения Соглашения по регулированию вынужденной и трудовой миграции, международные социальные стандарты
Национальный (государственный) Высшие органы государственной власти Разработка концепции социальной политики, формирование национальной инфраструктуры социальной политики, разработка законодательной базы социальной политики
Региональный (субъектов федерации) Органы субъектов федерации Разработка и реализация региональной политики, законодательства, региональных социальных целевых программ. Оказание социальных услуг специализированными организациями
Местный Муниципальные образования Функционирование муниципальных организаций образования, здравоохранения, социальной защиты и пр., функционирование территориальных подразделений федеральных органов
Организационный Общественные организации, предприятия Социальные программы предприятий, благотворительная деятельность, взаимодействие с органами власти в разработке и реализации мероприятий социальной политики.

 

Помимо указанных в структуре органов власти, прочие органы власти также реализуют социальные функции, хотя они для них не являются приоритетными. Например, министерство обороны осуществляет защиту населения от внешней агрессии, обеспечивая право на жизнь, достоинство, свободу.

На уровне субъектов федерации и местного самоуправления также формируются органы власти, разрабатывающие и реализующие социальную политику.

Рисунок 13.2. Структура федеральных органов государственной власти, целью которых является разработка и реализация социальной политики.

 

Инструменты социальной политики.

К инструментам социальной политики применима та же классификация, которая была рассмотрена в 3 главе. По содержанию выделяют законодательные, административные, экономические и идеологические инструменты. По комплексности, продолжительности и объекту регулирования – целевые программы, политики, планирование и прогнозирование. По используемым ресурсам – государственный сектор, программы государственно-частного партнерства, частные программы. Составными элементами инструментов социальной политики выступают объекты социальной инфраструктуры, нормативные акты и бюджетные расходы. Инструменты социальной политики формируют системы направлений социальной политики. Далее будут рассмотрены следующие системы социальной политики:

1. Система социальных нормативов и стандартов

2. Система социального страхования

3. Система социальной защиты и помощи

4. Система здравоохранения

5. Система образования

 

Система социальных нормативов, гарантий и стандартов.

Социальные нормативы представляют собой научно обоснованные и общественно признанные уровни удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, состояние социальных процессов, которое необходимо для нормального функционирования и развития общества, региона, коллектива. Понятие «социальный норматив» следует отличать от понятия «социальная норма», связанного с определенными правилами, регулирующими поведение людей в тех или иных ситуациях. Однако, термин «социальная норма» иногда ошибочно применяется в значении «социальный норматив» как в повседневной жизни, так и нормативных актах[59].

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

Социальный стандарт – жесткий, исчерпывающий норматив, представляющий собой эталонный образец, шаблон, модель, описание социального блага (товара, услуги), принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных благ в условиях многократного их производства и тиражирования. Другое значение термина «социальный стандарт» - документ с описанием правил и требований к организации производства работ, оказания услуг, качественных характеристик социально значимых товаров и услуг. Стандарт может быть разработан на материальный объект, выполнение работы или оказание услуги. Стандарты могут быть добровольными или обязательными. Классификация социальных нормативов приведена на рисунке 13.3.

 

Рисунок 13.3. Виды социальных нормативов.

 

Объектами нормирования могут выступать затраты домохозяйств, организаций, бюджетов на создание или приобретение социальных благ, среднедушевые и общие объемы потребления социальных благ, объемы и структура доходов населения, качество социальных благ. Единицы измерения социальных нормативов могут быть количественными – имеющими конкретное значение, выраженные с помощью шкалы отношений или абсолютной шкалы, или качественными – описательного характера. Нормативы могут утверждаться органами государственной власти в форме федеральных законов, постановлений правительства, на уровне министерств и ведомств приказами и распоряжениями, на уровне отдельных организаций в произвольной форме.

Основная масса социальных норм и нормативов, действующих ныне в экономике РФ, связана с регулированием важнейших областей жизнедеятельнос­ти населения. К ним относятся сферы:

1. труда, трудовых отношений и охраны труда;

2. занятости населения;

3. формирования и развития трудового и кадрового потенциала;

4. пенсионного обеспечения;

5. социальной поддержки и социальной защиты граждан.

В сфере труда, трудовых отношений и охраны труда действуют:

1.1 гарантируемый минимальный размер оплаты труда;

1.2 тарифные сетки по оплате труда;

1.3 стандарты безопасности труда, нормы и правила по охране труда, гигие­нические нормативы, санитарные нормы и правила, перечни произ­водств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными услови­ями труда;

1.4 льготы, получаемые работниками в связи с вредными и опасными усло­виями труда;

1.5 продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

1.6 ежегодный отпуск.

В сфере занятости населения предусмотрены:

2.1 защита от безработицы

2.2 бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве

2.3 информирование о положении на рынке труда.

2.4 социальная поддержка безработных

В сфере формирования и развития трудового и кадрового потенциала стра­ны введены:

3.1 гарантия общедоступности и бесплатности образования

3.2 государственные образовательные стандарты профессионального образования

3.3 нормативы числа и производственных возможностей учебных заведений

В сфере пенсионного обеспечения объектами социального нормирования выступают размеры и виды пенсий (пенсии по старости, инвалидности, по слу­чаю потери кормильца, за выслугу лет, в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, социальные пенсии, льготные пенсии).

В сфере социальной поддержки и социальной защиты граждан законом ус­тановлены:

5.1 — размеры социальные выплат и пособий различным категориям получателей

5.2 — нормы и нормативы предоставле­ния жилья

5.3 — льготы и субсидии по оплате социально значимых услуг отдельными категориями граждан;

5.4 — нормы и нормативы предоставления бесплатного питания учащимся;

5.5 — бесплатная медицинская помощь в государственных, муниципальных и других учреждениях;

5.6 — социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей-сирот.

Социальные нормативы находят применение при реализации следующих функций:

1. При планировании и мер социальной политики нормативы используются для обоснования затрат ресурсов, планирования материально-технического, кадрового и финансового обеспечения мероприятий.

2. При реализации мер социальной политики нормативы позволяют оценивать степень достижения результатов, определять получателей государственной помощи, служат критерием для распределения ресурсов между получателями

3. При разработке направлений социального развития позволяют установить критерии оценки достижения поставлены целей, отслеживать динамику социального развития, служат инструментами согласования позиций и интересов различных социально-экономических групп.

Рассмотрим социальные нормативы на примере прожиточного минимума и федерального государственного образовательного стандарта.

Прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет) – стоимостная оценка потребительской корзины. Используется в качестве оценочного критерия, например:

1. Как черта бедности

2. Как минимальный уровень дохода при обращении взысканий

3. Как минимальный размер пенсии, заработной платы, пособия и т.д.

Потребительская корзина – минимальный набор продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Состав потребительской корзины законодательно устанавливается как для Российской Федерации в целом[60], так и в каждом субъекте федерации[61]. Для определения состава потребительской корзины используются Методические рекомендации, утвержденные Постановлением Правительства[62]. Состав потребительской корзины пересматривается не реже одного раза в 5 лет. Потребительская корзина формируется для трех основных социальных групп: лиц в трудоспособном возрасте, пенсионеров и детей. В прежней редакции методических рекомендаций детально прописывался состав корзины непродовольственных товаров и услуг, в настоящее время применяется нормирование расходов на потребление непродовольственных товаров и услуг в виде процента от расходов на потребление продовольственных товаров. Учитывая разнообразие условий проживания населения на территории нашей страны, а также различия в потреблении, вызванные культурно-историческими и экономическими причинами, субъекты федерации сгруппированы в 10 зон, отличающимися друг от друга факторами, влияющими на потребление продуктов питания (таблица 13.2).

 

Таблица 13.2. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания

Зона Субъекты Российской Федерации
   
I Северная часть Республики Саха (Якутия), Камчатский край, северная часть Красноярского края, северная часть Иркутской области, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
II Северная часть Республики Карелия, северная часть Республики Коми, северная часть Архангельской области, Мурманская область, Ненецкий автономный округ
III Республика Саха (Якутия) (кроме северной части), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
IV Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край (кроме северной части), Иркутская область (кроме северной части), Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область
V Курганская область, Свердловская область, Челябинская область, Оренбургская область
VI Республика Карелия (кроме северной части), Республика Коми (кроме северной части), Архангельская область (кроме северной части), Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург
VII Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва

 

  продолжение таблицы 13.2
   
VIII Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область
IX Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область
X Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край

 

Внутри каждой из этих зон для трех категорий населения установлены химический состав (белки, жиры, углеводы) и энергетическая ценность минимального суточного рациона (таблица 13.3), а также состав годового набора продуктов питания (таблица 13.4).

 

Таблица 13.3. Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания

  зона
  I II III IV V VI VII VIII IX X
Трудосп. население                  
белки (г в сутки)                    
жиры (г в сутки)                    
углеводы (г в сутки)                    
энер. ценн.(ккал)                    
Пенсионеры                    
белки (г в сутки)                    
жиры (г в сутки)                    
углеводы (г в сутки)                    
энер. ценн.(ккал)                    
Дети                    
белки (г в сутки)                    
жиры (г в сутки)                    
углеводы (г в сутки)                    
энер. ценн.(ккал)                    

 


Таблица 13.4. Пример минимального годового набора продуктов питания, кг. в год (1 зона)

Наименование продукта Трудосп. Пенсионеры Дети
Хлебные продукты- всего 157,2 122,7  
бобовые     2,5
мука пшеничная     7,2
рис     4,1
другие крупы (кроме риса)     5,5
хлеб пшеничный 170,8    
макаронные изделия     7,1
Картофель 70,3   70,5
Овощи и бахчевые - всего 112,6   113,1
капуста свежая и квашеная 32,6   32,6
огурцы и помидоры свежие и соленые     12,6
столовые корнеплоды     45,3
прочие овощи     22,6
Фрукты свежие     125,3
Сахар и конд. изделия в пересчете на сахар - всего 26,2 25,2 26,4
сахар     22,1
конфеты      
печенье     4,5
Мясопродукты - всего 70,2   54,7
говядина 22,6   21,2
свинина 12,6   6,3
мясо птицы     27,2
Рыбопродукты - всего 35,1   28,4
рыба свежая 34,1   27,4
Молоко и продукты в пересчете на молоко - всего 252,8 217,6 360,3
молоко, кефир     137,4
сметана      
масло сливочное 4,5   5,5
творог 5,5   14,1
сыр 4,5   4,5
Яйца (штук)      
Масло растительное, маргарин и др. жиры - всего 15,8   7,9
маргарин и другие жиры      
масло растительное 13,8   6,9
Прочие продукты (соль, чай, специи) -всего 4,9 4,1 3,5
соль 3,7 2,9 2,4
чай 0,5 0,5 0,4
специи 0,7 0,7 0,7

 

Регионы Российской Федерации сгруппированы в 3 зоны: с холодным и резко континентальным климатом, умеренным климатом и теплым климатом. Этот фактор влияет на величину потребления непродовольственных товаров и услуг. Размер расходов на потребление непродовольственных товаров и услуг устанавливается в виде процента от расходов на продовольствие (Таблица. 13.5)

Таблица 13.5. Годовые расходы на непродовольственные товары и услуги, в процентах от расходов на продовольствие.

Зона  
холодный и резко континентальный климат 50-60
умеренный климат 45-55
теплый климат 40-50

 

По Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Система социального страхования

Система социального страхования в России представлена тремя направлениями: социальным страхованием, пенсионным страхованием и обязательным медицинским страхованием. Каждое из этих направлений обслуживается специализированным внебюджетным социальным фондом. Доходы этих фондов формируются в основном за счет взносов работодателей, хотя существуют и другие источники: межбюджетные трансферты и добровольные взносы граждан. Размеры базовых ставок составляют: в Фонд социального страхования – 2,9%, Пенсионный фонд – 26%, Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1% от фонда заработной платы работника. Взносы во внебюджетные фонды один из наиболее часто модифицируемых взносов. При этом снижение ставок происходит под давлением бизнеса и мотивируется высокими расходами на оплату труда, необходимостью легализовать заработную плату, а повышение – фискальными соображениями.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан в 1991 году. В соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 №165-ФЗ, Фонд осуществляет следующую деятельность:

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

3. Выполняет государственные социальные обязательства по поручению Правительства РФ

4. Осуществляет международную деятельность

В 2013 году Фондом выплачивались следующие пособия[63] (таблица 13.6):

 


Таблица 13.6. Пособия, выплачиваемые Фондом Социального Страхования.

Вид пособия Размер пособия Правовое основание
Пособие по временной нетрудоспособности при страховом стаже до 5 лет – 60% среднего заработка от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка 8 и более лет – 100% среднего заработка Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183) Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 3, 7, 14)
Пособие по беременности и родам 100% среднего заработка, но не более 512 000 руб Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 255) Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 8) Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(ст. 11)
Пособие при усыновлении ребенка В размере среднего заработка Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 257) Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 490,79 руб. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 10)
Единовременное пособие при рождении ребенка 13 087,61 руб. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 40% среднего заработка, но не менее 2453,93 руб. по уходу за первым ребенком и 4907,85 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 256) Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 11.2) Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 15)
Социальное пособие на погребение В размере расходов, но не более 4763,96 руб Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за детьми-инвалидами В размере дневного заработка Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262)

 

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

Из средств фонда также частично содержатся детско-юношеские спортивные школы, компенсируется стоимость проезда к месту лечения и обратно, осуществляется обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оплачивается санаторно-курортное обслуживание работников и их детей. Фонд осуществляет выдачу, учет и оплату родовых сертификатов.

Бюджет фонда утверждается отдельным федеральным законом. Ключевые параметры бюджета фонда социального страхования приведены на рисунках 13.4 и 13.5[64]. Основными источниками дохода Фонда являются взносы работодателей на обязательное социальное страхование

 

Рисунок 13.4. Доходы и расходы бюджета фонда социального страхования 2013-2015гг., млрд. руб.

 

Рисунок 13.5 Структура расходов бюджета Фонда социального страхования в 2013г. по основным направлениям деятельности, млрд. руб.

 

Система пенсионного страхования.

Пенсионная система предназначена для обеспечения граждан в случае утраты трудоспособности. Утрата трудоспособности – социальный риск, влекущий за собой изменение привычного образа жизни человека и потерю трудовых доходов. Потеря трудоспособности может произойти в результате наступления инвалидности или старости, соответственно, выделяют пенсии по инвалидности и по старости. Если наступление инвалидности, как правило, явление незапланированное, то к старости человек может «подготовиться». Принципиально существуют два типа систем пенсионного обеспечения: распределительная и накопительная пенсионная система. Распределительная пенсионная система появилась раньше накопительной – в XIX веке. В этой системе реализуется принцип солидарности поколений – работающее поколение выплачивает взносы, которые идут на выплату пенсионерам. За рубежом такую систему называют «pay as you go» - «плати пока ходишь». Демографические тенденции 80-х годов XX века, прежде всего старение населения и увеличение доли пенсионеров, вызвали рост экономической нагрузки на трудящееся население. В результате в мире наметился переход от распределительных к накопительным пенсионным системам. Сопоставление этих двух систем приведено в таблице 13.7.

Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной связан с увеличением финансовой нагрузки на бюджет, и, следовательно, на экономически активное население, так как во время переходного периода необходимо осуществлять текущие пенсионные отчисления лицам, не сформировавшим пенсионные накопления, и накапливать фонды для будущих пенсионеров. Если этот процесс не форсировать, по времени он мог бы занять период трудовой активности одного поколения (около 40 лет). Сокращение переходного периода приводит к еще большему росту финансовой нагрузки.

 

Таблица 13.7. Распределительная и накопительная пенсионная система.

Распределительная пенсионная система Накопительная пенсионная система
Испытывает сильное влияние со стороны демографических изменений – при старении населения растет экономическая нагрузка на работающих Не испытывает влияния со стороны демографических факторов – пенсионные накопления аккумулируются на индивидуальных пенсионных счетах в течение периода экономической активности будущего пенсионера
Слабая возможность повлиять на размер будущей пенсии. Слабая связь между трудовыми доходами и пенсией Прямая связь между заработной платой и пенсией, возможность влиять на размер своей будущей пенсии
Доминирует принцип солидарности поколений и социальной справедливости Доминирует принцип экономической эффективности и индивидуальной ответственности
Риски связаны с дальнейшим старением населения Риск инфляционного обесценивания накоплений, риск утраты сбережений при фондовом инвестировании пенсионных накоплений

 

В России переход к накопительной пенсионной системе начался в 2002 году. Соответственно, юноши 16 лет, вступившие в трудовую жизнь в этом году станут пенсионерами в 2046г. Но даже этот год нельзя считать периодом окончательного перехода, так как будут пенсионеры, начавшие свою трудовую деятельность ранее 2002г., и, следовательно, не сформировавшие в полной мере свои пенсионные накопления. Для ускорения процедуры перехода осуществляются дополнительные финансовые вливания в Пенсионный Фонд из федерального бюджета. Полностью накопительная пенсия будет назначаться лицами 1967 года рождения и моложе. Нетрудно подсчитать, что они начнут выходить на пенсию соответственно в 2022 (женщины) и 2027 году (мужчины). Таким образом, срок перехода сокращен в 2 раза – с 40 до 20 лет, что означает удвоенную финансовую нагрузку на пенсионную систему на этот период. Также увеличивают финансовую нагрузку на пенсионную систему продолжающиеся тенденции старения населения.

В к моменту распада в СССР действовала распределительная пенсионная система. 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный Фонд России (ПФР), задачей которого были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. 16 сентября 1992г. подписан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», имевший силу федерального закона. В мае 1995 года Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», которая ознаменовала переход от распределительной к накопительной пенсионной системе в России. В пяти регионах был запущен пилотный проект по персонифицированному учету. Тотальный охват работающего населения персонифицированным учетом был достигнут в 2000г. Персонифицированный учет представляет собой ведение единой базы данных о застрахованных лицах и размерах их пенсионных отчислений и накоплений. Карточка с номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС) становится одним из обязательных документов гражданина России. 7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (далее НПФ). В 2002 году началась реализация пенсионной реформы, целью, которой было преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии. С 1 июля 2004г. НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. В 2005 году функции ПФР были расширены. Пенсионный Фонд начал начислять и выплачивать ежемесячные денежные выплаты и обеспечивать реализацию прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; назначать и выплачивать дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам; вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В 2007 году началась реализация программы материнского капитала, в которой ПФР является основным администратором. С 1 октября 2008 года запущена программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии. С 1 января 2010 года отменяется Единый социальный налог (ЕСН), вместо которого вводятся страховые взносы. ПФР, вместо Федеральной Налоговой Службы, становится главным администратором доходов по взносам на социальное страхование, пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. 1 января 2013 года стартовала очередная пенсионная реформа, основными направлениями которой являются:

· корректировка финансовых механизмов накопительных пенсий: предоставляется выбор между страховым и накопительным механизмами формирования пенсии;

· привлечение новых источников пенсионного страхования, чтобы улучшить его сбалансированность и предоставить самозанятым работникам приемлемые пенсии;

· работа по созданию институтов профессиональных пенсии

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд и НПФ, а будут направлены в распределительную систему. Предполагается, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений. В 2014 году пенсионный мораторий был продлен на 2015 год. По состоянию на 2014 год право на получение трудовой пенсии имеют мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет, при минимальном стаже 15 лет и не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента.

В настоящее время законодательством предусмотрены следующие виды пенсий (рисунок 13.6):

Пенсии получают застрахованные лица или нетрудоспособные члены их семей (пенсии по случаю потери кормильца). Различают трудовые, государственные и социальные пенсии. Получателями трудовых пенсий могут быть люди, имеющие страховой стаж не менее 5 лет (в дальнейшем этот стаж будет постепенно увеличен до 15 лет). Государственные пенсии за выслугу лет получают военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава и федеральные государственные служащие. Получателями государственной пенсии по старости являются граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Получателями государственных социальных пенсий являются граждане, не имеющие права на получение других видов пенсий.

 

Рисунок 13.6. Виды пенсий.

 

Законодательные основания функционирования пенсионной системы – федеральные законы:

1. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ

2. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ

5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (утратит силу с 1 января 2016г)

6. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ

7. Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 04.07.2011 № 126-ФЗ

8. Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011 № 360-ФЗ

9. Федеральный закон «О страховых пенсиях»от 28.12.2013 № 400-ФЗ

10. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ

11. Федеральный закон Российской Федерации «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2012. N 320-ФЗ и прочее бюджетное законодательство

Организационную основу системы пенсионного страхования выполняют Пенсионный Фонд России и система негосударственных пенсионных фондов. ПФР был образован 22 декабря 1990 года. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 85 Отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. Пенсионный фонд выполняет следующие функции:

1. Ведет учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2. Назначает и выплачивает пенсии. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

3. Назначает и осуществляет социальные выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

4. Ведет персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

5. Взаимодействует с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

6. Выдает сертификаты на получение материнского (семейного) капитала;

7. Управляет средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8. Реализует Программу государственного софинансирования пенсии

Ключевые параметры бюджета пенсионного фонда приведены на рисунке 13.7[65].

Помимо Пенсионного Фонда России в пенсионную систему входят негосударственные пенсионные фонды, реализующие те же функции (за исключением бюджетных и контрольных), что и ПФР. Они начали создаваться с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время их деятельность регламентируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ. С 1995 года негосударственные пенсионные фонды могут участвовать в системе обязательного пенсионного страхования. Динамика численности негосударственных пенсионных фондов приведена на рисунке 13.8. Снижение числа негосударственных пенсионных фондов связано с укрупнением фондов в форме слияний и ужесточения законодательства о негосударственных пенсионных фондах. Основные результаты деятельности системы НПФ приведены в таблице 13.8.

 

Рисунок 13.7. Доходы и расходы бюджета ПФР 2014-2016гг., млрд. руб.

 

Рисунок 13.8. Число негосударственных пенсионных фондов

 

Таблица 13.8. Основные показатели деятельности системы НПФ 2011-2013гг., млрд. руб.[66]

       
Пенсионные резервы на начало года      
Пенсионные взносы за год      
Целевые поступления за год      
Доходы фондов за год      
Выплаты из фондов за год      

 

Сопоставив значения бюджета ПФР и системы негосударственных пенсионных фондов, можно отметить, что Резервы системы НПФ составляют около 10% ресурсов ПФР. При этом доходность негосударственных пенсионных фондов составляет 7,5-9% по отношению к сумме резервов на начало года, а сумма поступлений пенсионных взносов превышает сумму выплат. Это приводит к росту пенсионных накоплений с ежегодными темпами, превышающими 10%. Деятельность негосударственных пенсионных фондов контролируется Пенсионным Фондом России, Банком России, Федеральной налоговой службой, Счетной Палатой РФ, независимыми аудиторами и актуариями. В соответствии с требованиями законодательства, НПФ должны раскрывать информацию о своей деятельности. Деятельность НПФ оценивается разнообразными рейтинговыми агентствами.

 

Система обязательного медицинского страхования.

Система обязательного медицинского страхования предназначена для обеспечения доступного здравоохранения. Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме. Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Правовой основой обязательного медицинского страхования является соответствующий федеральный закон[67]. Основными принципами обязательного медицинского страхования являются:

1. Обеспечение гарантии оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств ОМС

2. Устойчивость финансовой системы ОМС

3. Обязательность уплаты страховых взносов

4. Государственное гарантирование соблюдения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС

5. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи

6. Паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления ОМС.

На рисунке 13.9 представлена схема взаимодействия между субъектами и участниками системы ОМС

 

Рисунок 13.9. Схема взаимодействия субъектов и участников системы ОМС

 

Обязательное медицинское страхование обеспечивает медицинскую помощь в рамках базовой и территориальных программ. Базовая программа – гарантированная государством, бесплатная для получателей медицинская помощь в лечении:

1) инфекционных и паразитарных болезней, (за исключением ЗППП, туберкулеза, ВИЧ и СПИД);

2) новообразований;

3) болезней эндокринной системы;

4) расстройства питания и нарушения обмена веществ;

5) болезней нервной системы;

6) болезней крови, кроветворных органов;

7) отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм;

8) болезней глаза и его придаточного аппарата;

9) болезней уха и сосцевидного отростка;

10) болезней системы кровообращения;

11) болезней органов дыхания;

12) болезней органов пищеварения;

13) болезней мочеполовой системы;

14) болезней кожи и подкожной клетчатки;

15) болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани;

16) травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин;

17) врожденных аномалий (пороки развития);

18) деформаций и хромосомных нарушений;

19) беременности, родов, послеродового периода и абортов;

20) отдельных состояний, возникающих у детей в перинатальный период.

В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи (по установленной структуре), нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.

Территориальная программа содержит конкретные параметры оказания медицинской помощи в рамках базовой программы: тарифы оказания медицинских услуг, реестр медицинских организаций и страховых медицинских организаций, а также может содержать виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу.

Для гарантий прав застрахованных лиц, осуществления контроля за использованием средств Фондов ОМС, планирования программ ОМС Фондами обязательного медицинского страхования осуществляется персонифицированный учет застрахованных лиц. Бюджет системы обязательного медицинского страхования устанавливается отдельным федеральным законом. Основные параметры бюджета на 2014-2016гг. приведены на рисунке 13.10[68]. Бюджет системы ОМС планируется абсолютно сбалансированным.

 

Рисунок 13.10. Доходы и расходы бюджета ФФ ОМС 2014-2016гг., млрд. руб.

 

Социальная защита

Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: социального обслуживания и социального обеспечения. Социальное обслуживание - предоставление социальными службами различных услуг слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно). Социальное обеспечение – материальное обеспечение и помощь из государственных средств определенных категорий граждан, в случае наступления социально-значимых событий, с целью выравнивания социального положения этих граждан.

Нормативная база социального обслуживания и обеспечения представлена Конституцией, где гарантированы права и свободы человека (ст. 38-40), федеральными законами «Об основах социального обслуживания…»[69], «О социальной защите инвалидов»[70] «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[71], «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»[72], «О ветеранах»[73]. Однако значительная часть полномочий и обязательств по социальной защите населения реализуется на уровне субъектов федерации и уровне местного самоуправления, соответственно, нормативной базой социальной защиты в регионах является региональное законодательство[74]. В структуре органов исполнительной власти субъектов федерации созданы подразделения по реализации социальной защиты населения, как правило, форме департаментов. На уровне местного самоуправления в местных администрациях существуют отделы социальной защиты населения. В ведении региональных и местных властей находятся специализированные организации в форме учреждений, государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций, которые обеспечивают исполнение мер социальной защиты населения. Рассмотрим направления социальной защиты подробнее.

Социальное обслуживание – предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам. Социальное обслуживание базируется на следующих принципах:

1. Равный доступ к социальным услугам

2. Адресность

3. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей.

4. Достаточное количество поставщиков социальных услуг

5. Полнота ресурсного обеспечения (финансового, материального, кадрового)

6. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

7. Добровольность;

8. Конфиденциальность.

Социальные услуги представляются в заявительном порядке. Граждане могут быть признаны нуждающимися в получении социальных услуг при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. полная или частичная утрата к самообслуживанию;

2. наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;

3. наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;

4. отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5. наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6. отсутствие определенного места жительства;

7. отсутствие работы и средств к существованию.

Этот перечень может быть расширен в региональных нормативных актах.

Для каждого гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, составляется индивидуальная программа – документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Социальные услуги могут предоставляться на дому, в стационарной или полустационарной форме. При оказании социальной помощи в стационарной форме обеспечивается проживание получателей в организациях социального обслуживания. Виды социальных услуг приведены на рисунке 13.11.

 

Рисунок 13.11. Виды социальных услуг

 

Для оказания социальных услуг формируется соответствующая инфраструктура, куда входят следующие виды организаций:

1. Комплексные центры социального обслуживания;

2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3. Центры социального обслуживания;

4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6. Социальные приюты для детей и подростков;

7. Центры психолого-педагогической помощи населению;

8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;

9. Дома ночного пребывания;

10. Социальные дома для одиноких престарелых;

11. Стационарные учреждения социального обслуживания;

12. Геронтологические центры;

13. Иные учреждения, оказывающие социальные услуги населению.

Важным элементом социального обслуживания является социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

 

Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы. Социальное обеспечение может осуществляться в денежной или натуральной форме (рисунок 13.12).

 

Рисунок 13.12. Формы социального обеспечения

 

Социальное обеспечение может носить временный характер (социальная помощь) или постоянный характер (социально-обеспечительное содержание). Социальная помощь оказывается при временной утрате источника средств к существованию, при изменении обстоятельств, приведших человека к нужде (болезнь, стихийное бедствие и пр.), социальная помощь не является основным источником средств к существованию. Социально обеспечительное содержание, напротив, является основным источником средств к существованию нуждающихся. Формы социально-обеспечительного содержания сводятся к выплате пенсий и пособий или к стационарным формам социального обслуживания (проживание в домах инвалидов, интернатах и пр.).

В 90-х годах XX века в России на федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные акты, существенно расширившие как виды натуральных льгот, так и количество их получателей. Однако, эти решения зачастую носили популистский характер, не имели реального финансового обеспечения, и в результате, эти льготы оставались только на бумаге. В 2004 году быль принят закон, получивший неофициальное название «О монетизации льгот»[75], в соответствии с которым введение натуральных льгот должно было иметь четкое финансовое обоснование, а получатели натуральных льгот получали возможность выбора между натуральной льготой или её финансовым эквивалентом.

 

Система образования

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.[76] Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право получить высшее образование бесплатно на конкурсной основе. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены принципы образования, определены функции, элементы и требования к системе образования, закреплены права и обязанности участников образовательного процесса, регламентировано содержание уровней образования, расписаны механизмы, применяемые в образовательном процессе. На рисунке 13.13 приведены уровни образования в Российской Федерации.

 

 

Рисунок 13.13. Уровни образования в Российской Федерации

 

Дошкольное образование осуществляется в дошкольных образовательных организация – детских садах. Общее образование – в школах: с 1 по 4 класс – начальное общее образование, 5-9 класс – основное общее образование. По окончании 9 класса выдается аттестат об основном общем образовании. Далее обучающийся может продолжить обучение по программе среднего общего образования в школе (10-11 класс), или поступить в образовательное учреждение среднего профессионального образования. По завершении программы среднего общего образования сдается единый государственный экзамен (ЕГЭ). Среднее общее образование может быть получено как в общеобразовательных учреждениях (10-11 класс), так и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Для поступления на обучение в некоторые учреждения среднего и высшего профессионального образования могут быть предусмотрены вступительные испытания для выявления необходимых для обучения творческих, физических и психологических качеств поступающих. Например, физическая подготовка для военных учебных заведений, творческое задание для учебных заведений актерского мастерства и т.д. В большинстве случаев, зачисление осуществляется только по документам, если количество желающих обучаться превышает количество учебных мест, отбор ведется на основании оценок из аттестатов о среднем образовании. Организации среднего профессионального образования бывают двух видов: осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих (до 1 сентября 2013 года – начальное профессиональное образование), и осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Среднее профессиональное образование специалистов среднего звена осуществляется в 2 этапа: базовый уровень (1-2 года на базе среднего общего образования или 3,5 года на базе основного общего образования) и повышенный уровень (1 год). Техникумы осуществляют подготовку в рамках базового уровня, колледжи – базового и повышенного. Прием в высшие учебные заведения на бюджетные места осуществляется на конкурсной основе. В настоящее время основным механизмом конкурсного отбора являются результаты ЕГЭ. Для поступления в высшее учебное заведение требуется среднее общее образование. Прием осуществляется на программы бакалавриата или специалитета, по окончании которых можно продолжить обучение. Прием бакалавров и специалистов в магистратуру осуществляется по результатам вступительных испытаний. Специалисты и магистры могут поступать в аспирантуру, также по результатам вступительных испытаний. При условии успешной защиты кандидатской диссертации они получают степень кандидата наук. Дальнейшее образование (в докторантуре, с защитой докторской диссертации) выходит за рамки системы образования и является формой подготовки научных кадров.

Образовательные услуги оказываются специализированными организациями, которые могут находиться в частной, муниципальной или государственной собственности. Дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные и средние профессиональные учебные заведения, как правило, находятся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления выступают по отношению к ним учредителями и распорядителями бюджетных средств. Для управления учреждениями образования в органах местного самоуправления создаётся подразделение – отдел образования (прежние названия ГорОНО, РайОНО, сохраняются). Важнейшие показатели системы образования приведены в таблице 13.9[77].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных