Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА, БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ.




 

Труд – полезная, сознательная деятельность человека по преобразованию окружающего мира. Положительное отношение к труду является культурной универсалией, подкрепляемой моральными и даже религиозными императивами. С точки зрения теорий мотивации, труд является деятельностью, способной удовлетворить высшие потребности человека: в причастности (к трудовому коллективу), уважении, самовыражении. В современной экономике труд является одним из основных источников доходов населения. Ведущая роль труда в процессе производства подчеркивается классиками экономической теории – А.Смитом, создавшим трудовую теорию стоимости, и К.Марксом, существенно развившим это учение. Вовлечение труда в процесс производства может осуществляться на добровольной или принудительной основе. Рынок труда является механизмом, позволяющим сочетать интересы работодателей, формирующих спрос на рабочую силу, и наемных работников на добровольных, рыночных принципах. Часть рабочей силы, добровольно привлекаемой в процесс производства, минует рынок труда – это люди, самостоятельно организующие свою занятость – предприниматели, частнопрактикующие нотариусы, юристы, врачи, преподаватели, консультанты и т.д. Рынок труда характеризуется неполной асимметричной информацией по отношению, как к продавцу, так и к покупателю. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сам производственный процесс.

Субъекты рынка труда характеризуются специфическими функциями, интересами и механизмами их реализации (представлены на рисунке 15.1).

Наемные работники являются владельцами и продавцами труда как фактора производства. Основными интересами наемных работников являются получение достойного вознаграждения за свой труд и обеспечение хороших условий труда. Интересы работников обеспечиваются трудовым законодательством, деятельностью государственных органов по надзору в сфере трудовых отношений и профсоюзов. Работники изначально обладали меньшей рыночной властью, чем работодатели. В настоящее время в отношении высококвалифицированной рабочей силы, или в условиях дефицита работников определенной специальности, лидирующей стороной трудовых отношений может выступать наемный работник, однако, это скорее исключение из общих тенденций на рынке труда.

Рисунок 15.1. Субъекты рынка труда.

 

Рынок труда, как и класс наемных работников, появился в эпоху первоначального накопления капитала. В этот период (XVI-XIX вв.) класс наемных рабочих являлся угнетенным и жестоко эксплуатируемым сословием. Генезис капиталистических отношений, привел, по сути, к возникновению новой формации, отличной от классического капитализма. Прошедшие изменения связывают с действием научно-технического прогресса, который изменяет роль человека в производстве, повышает требования к знаниям работников, с концентрацией наемных работников, ростом их классового самосознания и обострением классовой борьбы. Формирование и становление механизмов обеспечения интересов работников осуществлялось как революционными, так и эволюционными темпами. Значительную роль в защите интересов работников играют профсоюзы. Профсоюзы представляют собой объединения работников. В западных европейских странах и США профсоюзы как организации защиты экономических интересов рабочих стали создаваться с конца XVIII в. Вначале они носили преимущественно характер обществ взаимопомощи, но вскоре стали участвовать также в забастовочной борьбе. Профсоюзы преследовались предпринимателями и правительствами, их деятельность запрещалась, что вынуждало их проводить свою работу нелегально. В настоящее время в современном обществе профсоюзы являются значимой политической силой.

Работодатели, как приобретатели труда, заинтересованы в получении качественных трудовых способностей и соответствии цены и полезности труда. Способности человека к труду существенно различаются у разных людей. В силу этого обстоятельства рабочая сила является уникальным, специфическим фактором. Классификация работников по профессиональному признаку и квалификационному уровню представляет собой некоторую упорядоченность трудовых ресурсов, что, однако, не делает труд стандартизированным фактором, так как значительная часть трудовых качеств работников не оценивается с помощью формальных показателей. Работодатель, как правило, является ведущей стороной трудовых отношений – то есть именно он предлагает условия труда и назначает заработную плату. Трудовое законодательство, в отдельных случаях предоставляет наемным работникам больше прав и гарантий, чем работодателю. Например, причины расторжения трудового договора по инициативе работодателя ограничены и четко оговорены, в то время как ограничений для расторжения трудового договора по инициативе работника нет.

На отраслевом, региональном и национальном уровне действуют ассоциации и союзы предпринимателей – некоммерческие объединения, созданные для защиты интересов их участников. Эти объединения участвуют в процессе социального партнерства – основного механизма регулирования трудовых отношений, в котором задействованы государство, профсоюзы и работодатели.

Государство как участник рынка труда выступает в ролях приобретателя рабочей силы и регулятора рынка труда. Также, стоит отметить, что государство имеет возможность привлекать рабочую силу с помощью механизмов принуждения – власти. В этом случае государство влияет на рынок труда косвенным образом – уменьшая предложение труда на величину изъятых по принуждению трудовых ресурсов. Наиболее значимые примеры принудительного привлечения рабочей силы государством – служба в вооруженных силах (или заменяющая ее альтернативная гражданская служба) и труд заключенных. В некоторых случаях между «рыночным» и «подневольным» трудом даже возникает конкуренция, что обуславливает необходимость дополнительного регулирования подобных ситуаций. Так, например, в ст. 14 закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов…» установлены преимущества для предприятий уголовно-исправительной системы при участии в конкурсах и аукционах. Рыночное привлечение государством труда осуществляется на основании трудового законодательства (общего) и законодательства о государственной и гражданской службе.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Борьба с безработицей – обеспечение права граждан на труд, свободное распоряжение своими трудовыми способностями.

2. Защита прав трудящихся - достойный труд по свободно выбранной профессии, обеспечение прав в области охраны труда, заработной платы, недопущение дискриминации.

3. Формирование трудовых ресурсов – обеспечение экономики рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации

В структуре органов Организации объединенных наций существует Международная Организация Труда, реализующая регулирование трудовых отношений на основе социального сотрудничества профсоюзов, работодателей и государств. Международное трудовое регулирование осуществляется в форме конвенций. На национальном уровне государственная политика в области регулирования рынка труда проводится при помощи механизмов социального партнерства, надзора и контроля в сфере трудовых отношений, законодательного регулирования. В России основным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в этой области, является Федеральная Служба по труду и занятости, подчиненная Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. В Государственной Думе действует комитет по труду и социальной политике, состоящий из 17 депутатов, работающий с законопроектами в области труда и занятости. В структуре региональных органов исполнительной власти вопросами занятости занимается департамент труда и занятости населения, в подчинении которого на уровне муниципальных образований действуют Центры занятости. Сравнение функций, предоставляемых услуг и структуры Федеральной службы занятости и департаментов по труду и занятости субъектов федерации приведено в таблице 15.1.

Достоинством Службы занятости как посредника на рынке труда можно считать бесплатность услуг, как для работников, так и для работодателей. Также в число достоинств можно отнести развитую сеть учреждений этой службы, и, соответственно, доступность. Во многих случаях в трудоизбыточных районах это единственный посредник, доступный на локальном рынке труда. В силу этих обстоятельств, Службе занятости приходится работать с наиболее сложной частью рынка труда – в трудонедостаточных регионах с наименее востребованными работниками, многие из которых уже отчаялись найти работу.

Основными нормативными актами, регламентирующими трудовые отношения, государственное регулирование рынка труда и политику занятости являются:

1. Конституция Российской Федерации. Статья 37 декларирует, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на достойные условия труда и вознаграждение, право на отдых, признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, запрещает принудительный труд и дискриминацию

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Состоит из 6 частей, 14 разделов. Часть первая (раздел I) включает общие положения. Вторая часть (раздел II) посвящена социальному партнерству в сфере труда. Третья часть (разделы III-XI) регламентирует различные аспекты трудовых отношений: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплату и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и дисциплину труда, подготовку и дополнительное профессиональное образование, охрану труда и материальную ответственность сторон трудового договора. Четвертая часть (раздел XII) описывает особенности регулирования труда отдельных категорий работников (всего 18 категорий). Пятая часть (раздел XIII) - защита трудовых прав и свобод, рассмотрение и разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства. Шестая часть (раздел XIV) содержит заключительные положения.

3. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Состоит из 7 глав. Устанавливает права граждан и гарантии государства в области занятости, определяет механизмы регулирования и организацию занятости населения, регламентирует способы содействия работодателей в обеспечении занятости населения и устанавливает их права, регламентирует социальные гарантии и компенсации безработным.

4. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда

 

Таблица 15.1. Сравнение функций и структуры Федеральной службы по труду и занятости и департамента по труду и занятости субъекта федерации (на примере Воронежской области)

Федеральная служба по труду и занятости[86] Департамент труда и занятости субъекта федерации[87]
1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. 2. Надзор и контроль за расследованием и учетом несчастных случаев на производстве. 3. Государственная экспертиза условий труда 4. Контроль за прохождением альтернативной гражданской службы 5. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. 6. Надзор и контроль за деятельностью органов власти субъектов федерации в области содействия занятости. 7. Реализация федеральных целевых программ в сфере занятости. 8. Информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства. 9. Подготовка предложений по формированию квот на привлечение иностранной рабочей силы 1. Обеспечение государственных гарантий в сфере занятости 2. Регистрация граждан в целях содействия поиску работы и безработных 3. Содействие гражданам в поиске работы, а работодателям в подборе работников. 4. Информирование о положении на рынке труда. 5. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест 6. Профориентационная работа 7. Социализация безработных. Направление на переподготовку, повышение квалификации. 8. Выплата пособий по безработице. 9. Организация общественных работ. 10. Временное трудоустройство несовершеннолетних. 11. Содействие самостоятельной занятости 12. Содействие в переселении для работы в сельской местности  
Представлена на уровне субъектов федерации Государственными инспекциями Представлен на уровне муниципальных образований (за исключением городских и сельских поселений) Государственными казенными учреждениями субъектов федерации – Центрами занятости населения

 

Рынок труда тесно связан с функционированием рынков, предоставляющих сопутствующие услуги, в частности с рынком образовательных услуг. Рынок образовательных услуг формирует качественные характеристики рабочей силы, однако, процесс подготовки специалиста довольно продолжителен. В силу этого прогнозирование спроса на рынке приобретает особую важность для регулирования рынка образовательных услуг, и наоборот, решения, направленные на регулирование рынка образовательных услуг обязательно окажут влияние на рынок труда в будущем. Наиболее важный аспект такого взаимодействия – возможность уменьшения структурной безработицы.

Важным фактором, оказывающим влияние на рынок труда, является трудовая миграция. Внутренняя трудовая миграция – перемещение внутри Российской Федерации. На содействие внутренним трудовым миграциям ориентированы некоторые федеральные и региональные целевые программы. Внешние трудовые миграции разделяются на въезд (иммиграцию) и выезд (эмиграцию). Миграционное регулирование является самостоятельным направлением социальной политики.

 

Безработица – явление, при котором часть экономически активного населения не может найти работу. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная и хроническая. Фрикционная безработица возникает при поиске подходящей работы работником, обладающим востребованной на рынке труда специальностью (квалификацией). Зачастую такие работники не регистрируются в центрах занятости и ищут работу самостоятельно. Продолжительность поиска работы, как правило, невелика, а трудоустройство не вызывает особых проблем. В случае, когда работник добровольно меняет место работы, - увольняется в одном месте и тут же трудоустраивается в другом, эта процедура может растянуться на несколько дней, в течение которых человек будет считаться безработным по формальным критериям, но сам он безработным себя считать не будет. Такой вид безработицы, во-первых, не устраним полностью, а во-вторых, не несет существенных негативных последствий для самих безработных, общества и государства, так что государство не осуществляет целенаправленную политику по борьбе с подобного рода безработицей. Однако, меры направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, содействуют сокращению сроков поиска работы и, следовательно, сокращают фрикционную безработицу. Стимулировало сокращение периода поиска работы и категория «непрерывный трудовой стаж» - ранее упоминавшаяся в законодательстве (в частности, от непрерывного трудового стажа зависел размер пособия по временной нетрудоспособности).

Структурная безработица является следствием несовпадения структуры предложения и спроса на рабочую силу. В этом случае число безработных соответствует числу незаполненных вакансий, и безработные могут быть трудоустроены после соответствующего переобучения или повышения квалификации. Причинами структурной безработицы могут быть: неудовлетворительное прогнозирование рынка труда и отсутствие связи между пожеланиями работодателей и работой образовательных учреждений – эта причина может быть устранена и без вмешательства государства – с помощью одних лишь рыночных сил, однако на это требуется длительное время, в течение которого будут действовать негативные факторы безработицы. Другая причина – модернизация производств, с высвобождением ранее востребованных работников.

Циклическая безработица является следствием колебания спроса на рабочую силу. Эти колебания могут быть вызваны конъюнктурными или сезонными факторами. Конъюнктурные факторы – снижение спроса на производимую продукцию вследствие снижения покупательской способности населения, или перепроизводство. Сезонная безработица возникает в связи с сезонным спадом спроса в отдельных отраслях: строительстве, сельском хозяйстве. При циклической и сезонной безработице спрос на труд восстанавливается, когда перестают действовать факторы, вызвавшие снижение спроса. Государственное регулирование, направленное на сокращение циклической безработицы, предусматривает во-первых, проведение антициклической экономической политики, а во-вторых, организацию временных работ.

Хроническая безработица – устойчивое превышение предложения труда над спросом. Хроническая безработица может проявляться на уровне страны или региона, либо на локальном уровне. На уровне страны или региона хроническая безработица является следствием экономической отсталости – отсутствием рабочих мест и инвестиций, а также демографической ситуации – незавершившимся демографическим переходом и молодой структурой населения. На уровне муниципальных образований хроническая безработица, как правило, является следствием прекращения работы крупных, зачастую градообразующих, предприятий. Решение проблемы хронической безработицы требует максимального вмешательства государства. Направлениями её решения являются привлечение инвестиций в создание новых рабочих мест и миграционные программы.

По критерию регистрации безработных в центрах занятости выделяют официальную (регистрируемую) безработицу и скрытую. В особую группу выделяют безработицу отдельных социальных групп: молодежи, женщин, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, длительно безработных, лиц по различным причинам испытывающих трудности в трудоустройстве. Такая безработица называется маргинальной. Рассмотрим её причины подробнее.

Молодые люди, к которым статистика относит лиц в возрасте до 25 лет, имеют следующие предпосылки безработицы:

1. Отсутствие опыта работы.

2. Как правило, отсутствие иждивенцев и наличие доходов от родителей, что в сумме с желанием попробовать себя в разных видах деятельности приводит к тому, что молодые за рабочее место «не держатся».

3. Небольшой стаж работы – как правило, в ситуации сокращения персонала действует принцип: последний пришел – первым сократят.

Женщины имеют трудности в трудоустройстве в связи с ролью, исполняемой в семье: рождение и воспитание детей, и государственные гарантии социальной защиты материнства делают женщин менее выгодными работниками для работодателя в сравнении с лицами без семейных обязанностей.

Лиц предпенсионного возраста неохотно берут на работу из-за нежелания обучать и осуществлять инвестиции в работника, который скоро уйдет на пенсию. Также, распространено мнение, что они имеют больше проблем со здоровьем и хуже обучаются. Трудоустройство инвалидов затруднено гораздо меньшим числом рабочих мест, где они могли бы быть трудоустроены, а также социальными гарантиями. Для работающих инвалидов трудовое законодательство предусматривает особую продолжительность рабочего дня (ст. 94 Трудового Кодекса), привлечение к сверхурочным работам только с их согласия (ст. 99), предоставление отпусков без сохранения заработной платы (ст. 128).

Длительное нахождение в статусе безработного способно привести, во-первых, к утрате квалификации, а во-вторых, к утрате экономической активности – человек приспосабливается к жизни на пособие по безработице. Фактически, человек перестает искать работу, но продолжает считаться безработным, так как знает, что нужно делать, чтобы не утратить статус безработного и пособие. Законом о занятости предусматривается: во-первых, постепенное снижение размера пособия по безработице до минимального уровня, а во-вторых, временное прекращение выплаты пособия, не зависимо от наличия статуса безработного.

Центры занятости ведут отдельный учет маргинальной безработицы. Для ее преодоления разрабатываются и реализуются специальные программы и мероприятия.

Фрикционная и структурная безработицы представляют собой непреодолимые явления, не влекущие серьёзных негативных последствий для экономики и общества. Эта безработица считается естественной.

Последствия безработицы можно разделить на экономические, социальные и психологические. Экономические последствия: падение объема выпуска продукции (ВВП), снижение совокупных доходов населения, рост социальной нагрузки на работающее население, замораживание уровня заработной платы. Американский экономист А.Оукен выявил эмпирическую зависимость между темпами роста уровня безработицы и темпами роста ВВП. В начале 1960-х годов для США была справедлива зависимость: рост безработицы на 1% свыше естественного уровня безработицы приводил к снижению ВВП на 2,5% (Закон Оукена). Английский экономист О.Филипс на основе эмпирических данных в 1958 году вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста номинальной заработной платы. Впоследствии эта зависимость была преобразована в зависимость между ценами и безработицей. В настоящее время эмпирические выводы А.Оукена и О.Филипса не подтверждаются.

,Социальные последствия – снижение экономической активности населения, рост негативных социальных проявлений (преступности, насилия, алкоголизма и наркомании и т.д.), изменение политических предпочтений, радикализация и маргинализация общества. Психологические последствия проявляются на индивидуальном уровне: потеря работы для человека – стресс, приводящий к ухудшению самочувствия, снижению самооценки, неуверенности в завтрашнем дне. Исследования показывают наличие связи между уровнем безработицы[88]: В Европейском Союзе рост безработицы на 1% ведет к росту самоубийств людей в возрасте до 65 лет на 0,79%, при росте безработицы более чем на 3% число самоубийств возрастает на 4,45%, число смертей, связанных с потреблением алкоголя возрастает на 28%.

 

В демографической статистике население разделяется на группы по критерию их отношения к труду (рисунок 15.2). Численность этих групп населения приведена в таблице 15.2.

 

Рисунок 15.2. Классификация населения по критерию отношения к труду.

 

 

Таблица 15.2. Численность групп населения по отношению к труду, 2005-2012г., млн. чел[89].

год                
                   
  все население 143,8 143,2 142,9 142,7 142,7 142,9 142,9 143,1
  в т.ч. моложе трудоспособного возраста 24,3 23,7 23,1 22,8 22,9 23,1 23,2 23,6
  в т.ч. работающие подростки 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

 

продолжение таблицы 15.2
                   
  старше трудоспособного возраста 29,4 29,4 29,7 30,2 30,5 31,7 31,8 32,4
  в т.ч. работающие пенсионеры 4,6 4,7 4,9 5,0 5,1 5,3 5,6 6,0
  в трудоспособном возрасте 90,1 90,2 90,1 89,7 89,3 88,0 87,8 87,1
  в т.ч. нетрудосп особные 3,7 3,8 3,3 3,1 3,3 2,4 2,7 3,1
  трудоспособные 86,4 86,4 86,8 86,6 86,1 85,6 85,1 84,0
  в т.ч экономически не активные 12,8 11,9 11,5 10,9 10,4 10,1 9,4 8,3
  экономически активные 73,6 74,4 75,3 75,7 75,7 75,5 75,8 75,7
  в т.ч. занятые 68,3 69,2 70,8 71,0 69,4 69,9 70,9 71,5
  безработные* 5,2 5,3 4,5 4,7 6,3 5,5 4,9 4,1
  безработные** (справочно) 1,8 1,7 1,6 1,5 2,1 1,6 1,3 1,1
  иностранные трудовые мигранты 1,1 1,3 1,9 2,5 2,3 2,0 2,1 2,8
  трудовые ресурсы 92,3 92,4 93,6 94,2 93,6 93,0 92,9 92,8

* Численность безработных определена по методике Международной организации труда

** Численность безработных по данным Центров занятости населения

 

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, работающие подростки, работающие пенсионеры и иностранные трудовые мигранты представляют собой категорию «трудовые ресурсы» - потенциально максимальная численность работающих. К экономически не активным трудоспособным гражданам относятся те, кто может, но не желает быть занятым – не хотя работать. Среди них можно выделить лиц, живущих на доходы от собственности, живущих на иждивении, ведущих асоциальный образ жизни. Экономически активными являются те, кто формируют предложение на рынке труда. Следует, однако, отметить, что некоторые категории занятых являются таковыми не на рыночных (добровольных) основаниях. Термин «занятые» трактуется по-разному в документах Международной организации труда и Законе о занятости (таблица 15.3).

 

Таблица 15.3. Содержание термина «занятый»

Международная Организация Труда – Резолюция, содержащая международную классификацию статуса занятого (ISCE-93) Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
1. Работающие по трудовому договору. 2. Работодатели. 3. Самозанятые. 4. Члены производственных кооперативов. 5. Члены семейных предприятий. 6. Прочие работники. 1. Работающие по трудовому договору. 2. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и прочие самозанятые. 3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. 4. Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. 5. Члены производственных кооперативов. 6. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность. 7. Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу. 8. Обучающиеся по очной форме. 9. Временно отсутствующие на рабочем месте. 10. Являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций. 11. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Определения безработных в документах МОТ и Законе о занятости, в целом, совпадают: Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон в качестве обязательного условия признания безработным устанавливает регистрацию в службе занятости (подчеркнуто). Это единственное расхождение в определениях. Однако, значительная часть безработных не регистрируется в центрах занятости, ищут работу самостоятельно, и, соответственно, не имеют статуса безработного. Существует два подхода к определению численности безработных:

1. По данным центров занятости населения – официальная оценка численности безработных граждан. Однако, как уже упоминалось ранее, не все безработные регистрируются в центрах занятости населения.

2. По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (методика Международной организации труда – МОТ). Этот вид оценки более точный, численность безработных, рассчитанная по методике МОТ больше официальной в несколько раз (таблица 15.2, строки 12-13). Данный показатель является основным показателем числа безработных.

Отношение числа безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных) называется уровнем безработицы:

 

(15.1)

 

Данные о численности занятых и безработных приведены на рисунке 15.3, данные об уровне безработицы – на рисунке 15.4[90].

 

Рисунок 15.3. Численность занятых и безработных, 2000 – 2013гг., млн. чел.

 

Рисунок 15.4. Уровень безработицы, 2000 – 2013гг., %

 

Основные меры государственной политики в сфере обеспечения занятости и борьбы с безработицей приведены на рисунке 15.5.

 

Рисунок 15.5. Меры политики в области занятости.

 

Активные методы способствуют снижению безработицы и формированию источников доходов населения. Безработным гражданам Служба занятости ищет подходящую работу, переобучает на востребованную на рынке труда специальность, оказывает помощь в организации предпринимательской деятельности (с выплатой субсидии). Особо следует упомянуть о такой форме активной политики занятости как социализация безработных. Социализация безработных – комплекс мероприятий, способствующих самостоятельному трудоустройству, включает информирование о ситуации на рынке труда, ознакомление со способами поиска работы, помощь в составлении резюме, обучение поведению на собеседовании и т.д. Регулирование трудовой миграции включает рекомендации по ограничению иммиграции путем установления квот в трудоизбыточные регионы, а также содействие программам трудовой эмиграции. Содействие смене места жительства относится к активной форме политики занятости, а ограничение иммиграции – к пассивной. Пассивные методы направлены, в первую очередь, на ликвидацию негативных последствий безработицы, а не на уменьшение этого явления. Учет безработных сопряжен с определенными издержками для самого безработного и не дает объективных данных о численности безработных. Расхождение между числом официально зарегистрированных безработных и реальным их количеством (определяемых по методике Международной Организации Труда – МОТ) достигает 2-10 раз. Выплата пособий по безработице снижает остроту социальных последствий безработицы, но при этом способствует росту этого явления. Досрочная пенсия как способ снижения численности безработных эффективна, но не снижает остроту проблемы отсутствия доходов, так как коэффициент покрытия (отношения средне пенсии к заработной плате) в настоящее время не превышает 0,4 – доходы человека при выходе на пенсию в среднем сокращаются более чем в 2,5 раза. Информационные методы обеспечивают качественное принятие решений по регулированию рынка труда.

 

Задание для самостоятельной работы

Самостоятельное изучение Трудового Кодекса Российской Федерации. Контрольная работа.

 

Доклады.

1. Международная организация труда. История создания, структура, задачи, обзор конвенций

2. Федеральная служба по труду и занятости. Функции, структура, деятельность

 

Литература и источники информации:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием на референдуме 12.12.1993г)

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1

4. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ

5. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

6. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 324 от 30.06.2004).

7. Положение о Государственной инспекции труда в Воронежской области (утверждено Приказом Федеральной службы по труду и занятости № 398от 28.12.2009).

8. Положение «Об управлении занятости населения Воронежской области» (утверждено Постановлением Правительства Воронежской области № 474 от 08.06.2009).

9. Тимофеев А.И. Системный подход к изучению рынка труда // Актуальные вопросы развития экономики России. Сборник статей научно-практической конференции. – Воронеж: Руна, 2011. – С.215-233

10. Сайт Министерства труда и социальной защиты - http://rosmintrud.ru

11. Сайт Федеральной службы по труду и занятости – http://rostrud.ru

12. Сайт Международной организации труда – http://ilo.org

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных