Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ




 

Цель государственной политики в отношении отраслей производства по-разному трактуется в различных теоретических концепциях (таблица 18.1).

 

Таблица 18.1. Цели отраслевой политики в различных экономических концепциях

Цель Концепция Ключевой фактор
Экономический рост Меркантилизм Протекционизм
Неокейнсианский подход (Р. Харрод, Е.Домар) Неоклассический подход (Р.Солоу) Инвестиции
Экономическое развитие Теория экономического развития (Й.Шумпетер) Инновации
Конкурентоспособность Концепция конкурентоспособности (М.Портер) Стратегия
Лидерство в научно-техническом прогрессе Концепция технологических укладов (С.Ю.Глазьев, К. Перес) Наука

 

В ранних концепциях экономической теории (меркантилистской, классической) целью государственной политики является экономический рост – количественное увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг в абсолютном и среднедушевом выражении. Основным методом достижения этой цели выступает протекционизм – обеспечение благоприятных условий хозяйствования для внутренних товаропроизводителей.

В 1948г Р. Харродом предложена модель динамического равновесного экономического роста. В 1956 г. Р. Солоу предложил эконометрическую модель экономического роста на основе инвестиций.

В 30-х гг. ХХ века Й.Шумпетер ввел понятие «экономическое развитие» - положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом. Экономическое развитие, помимо экономического роста, включает в себя инновационную деятельность, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда, улучшение качества жизни населения и институциональные преобразования. Для реализации инновационных идей предпринимателям необходимы инвестиции, которые изымаются из традиционных видов деятельности – в результате меняются финансово-материальные потоки в экономике.

В 80-х гг. XX века становятся популярными идеи М. Портера, в которые ключевая роль отводится конкурентоспособности – способности объекта или субъекта превосходить конкурента в заданных условиях. В качестве объекта/субъекта конкурентоспособности могут выступать товары, предприятия, отрасли и регионы (страны). Задача государства в этой концепции – формирование условий для конкурентоспособности отраслей хозяйства, а ключевым фактором успеха являются стратегии.

Еще одной теоретической базой отраслевой экономической политики является модель технологических укладов. Технологический уклад представляет собой совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. Период существования технологического уклада – порядка 100 лет, при этом в каждом укладе выделяются стадии зарождения, роста, доминирования и угасания. Период доминирования технологического уклада начинается с создания эффективной товарной монополии нового товара с последующей фазой бурного роста. Доминирование технологического уклада длится в среднем 50 лет и соответствует «длинной волне» Кондратьева. В этот же период закладывается основа для будущего технологического уклада – так называемое «ядро» - технологии и отрасли, определяющие направление научно-технического прогресса. Ключевым фактором технологического уклада – товары и услуги, существенно влияющие на изменения в производстве и жизни. В настоящее время выделяют 6 технологических укладов (рисунок 18.1)

 

Рисунок 18.1. Технологические уклады

 

Характеристики технологических укладов приведены в таблице 18.2.

 

Таблица 18.2. Характеристики технологических укладов.

Уклад Точка отсчета (знаковое событие) Ядро уклада (технологии и отрасли) Ключевой фактор (товар, услуга)
  Строительство текстильной фабрики в Кромфорде Текстильная промышленность Прядильные машины
  Строительство первой железной дороги Металлургия, угольная промышленность, железные дороги, паровое судоходство Паровая машина
  Строительство первого металлургического предприятия на основе бессемеровского процесса Черная металлургия, железные дороги, кораблестроение, производство взрывчатых веществ Конвертер, динамит
  Начало выпуска автомобиля Ford T конвейерным способом Автомобилестроение, авиастроение, нефтехимия Двигатель внутреннего сгорания, телефонная связь
  Начало выпуска микропроцессора Intel 4004 Телекоммуникации, электроника, Микропроцессоры, программное обеспечение
    Спутниковые технологии, биотехнологии, нанотехнологии  

 

Страна, в которой зарождается технологический уклад, получает значительные конкурентные преимущества, так как технологии ядра технологического уклада кардинальным образом изменяют производство и жизнь людей. Возникновение ядра нового технологического уклада приводит к перераспределению инвестиций. Значение технологий предыдущего уклада снижается, они начинают активно экспортироваться вместе с капиталом. Закрытие предприятий влечет обострение структурной безработицы, снижение доходов и уровня жизни. Таким образом, целями отраслевой политики в контексте теории технологических укладов, являются стимулирование развития отраслей новых укладов и «утилизация» старых.

Основными субъектами отраслевой политики являются:

1. Участники предприятий – владельцы факторов производства: наёмные работники, руководители предприятий, кредиторы, собственники, владельцы сбережений – действующие и потенциальные инвесторы. Они применяют имеющиеся в их распоряжении ресурсы в производстве с целью получения дохода. Их интерес заключается в сохранении и преумножении дохода. Это наиболее организованная группа субъектов, способная и желающая отстаивать свои интересы.

2. Потребители: население и другие предприятия. Они заинтересованы в повышении качества потребляемых благ и снижении своих затрат.

3. Государство выступает в роли потребителя продукции предприятий и получателя налогов. Кроме того, государство заинтересовано в наличии на своей территории конкурентоспособных предприятий.

Далее рассмотрим направления отраслевой политики (рисунок 18.2),

 

Рисунок 18.2. Направления отраслевой политики

 

Регулирование внешней торговли.

Группы субъектов, имеющих специфические интересы в отношении внешнеторговой политики приведены на рисунке 18.3.

 

Рисунок 18.3. Классификация носителей интересов, связанных с регулированием внешней торговли

 

1. Потребители – они заинтересованы в либерализации внешней торговли, так как хотят иметь доступ к импортным товарам по более низким (мировым) ценам.

2. Предприятия, производящие импортозамещающую продукцию, в случае если они конкурентоспособны на мировом рынке, не нуждаются в протекционизме. В противном случае – заинтересованы в ограничении импорта и прочих формах поддержки.

3. Предприятия, потребляющие импортное оборудование, сырьё, расходные материалы – заинтересованы в отмене внешнеторговых ограничений.

4. Предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию на мировой рынок – заинтересованы в либерализации внешней торговли.

Государство должно учитывать интересы этих субъектов, а также возможность получения доходов и оказание влияния через применение механизмов регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика складывается в результате сочетания мер либерализации и протекционизма. Либерализация внешней торговли представляет собой отмену мер, ограничивающих внешнюю торговлю, протекционизм – меры, направленные на защиту интересов внутренних товаропроизводителей. Основными формами либерализации внешней торговли являются международные торговые переговоры, и создание таможенных союзов. Меры внешнеторгового протекционизма делятся на тарифные и нетарифные. Рассмотрим указанные инструменты подробнее.

Торговые переговоры в настоящее время ведутся в соответствии с принципами Всемирной Торговой Организации:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Следует, однако, отметить, что соглашения ВТО легализуют все формы ограничений во внешней торговле.

Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. В настоящее время в мире насчитывается 13 таможенных союзов. Россия является членом таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном (ЕврАзЭС). На территории ЕврАзЭС действует единый Таможенный Кодекс Таможенного Союза и Таможенный Тариф Таможенного Союза, а также ряд других международных правовых актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Таможенные пошлины (тарифы), по своему действию, равнозначны косвенному налогу, взимаемому с импортной продукции. Следует отметить различия между тарифом и налогом (таблица 18.3).

 

Таблица 18.3. Различия между таможенным тарифом и косвенным налогом

Таможенный тариф Косвенный налог
Взимается только с импортируемых товаров Взимается со всех продаваемых товаров, в том числе импортных
Устанавливается в ходе международных торговых переговоров Устанавливается государственным (региональным) законодательным органом.
Порядок определения и взимания регламентирован Таможенным Кодексом и Таможенным Тарифом Порядок определения и взимания регламентирован Налоговым Кодексом

 

Механизм влияния таможенного тарифа на интересы потребителей, производителей и государства представлен на рисунке 18.4.

 

  Закрытая экономика Свободная внешняя торговля Таможен-ный тариф
Выгода:      
потребителей A ABCDEFG ABC
производителей BDH H DH
государства     F
совокупная   +CEFG -EG
Размеры:      
потребления Q3 Q5 Q4
внутреннего производства Q3 Q1 Q2
импорта   (Q5-Q1) (Q4-Q2)
Цена Рв Рм Рм+Т
Доходы государства     (Q4-Q2)х х Т =F

 

Рисунок 18.4. Влияние таможенного тарифа на потребителей, отечественных товаропроизводителей и государство.

 

Классификация таможенных тарифов приведена на рисунке 18.5.

 

Рисунок 18.5. Классификация таможенных тарифов.

 

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процентной надбавки к таможенной стоимости товара. Специфические - в виде фиксированной суммы с единицы товара, а комбинированные – в адвалорной и специфической форме, но выбирается максимальная из них. Пример: 10% от стоимости – адвалорная пошлина; 10 евро за тонну – специфическая пошлина; 10% от стоимости, но не менее 10 евро за тонну – комбинированная пошлина. Адвалорные пошлины лучше защищают рынок от дорогих товаров, специфические – от дешевых, комбинированные сочетают оба преимущества.

Фискальные пошлины в качестве приоритетной цели имеют наполнение бюджета, а во вторую очередь – регулирование внешней торговли. Регулирующие имеют обратный приоритет целей. Особой разновидностью регулирующих пошлин является Запретительная пошлина – делающая невыгодным импорт. Для этого её размер должен превышать разницу между внутренней и мировой ценой: Как правило, запретительный тариф многократно превышает эту разницу. Например, в Канаде один из тарифов на мясо птицы составляет 249%, но не менее $6,74 за килограмм[98].

Генеральные пошлины действуют по умолчанию для всех товаров. Преференциальные в отношении товаров, местом происхождения которых являются страны, пользующиеся льготами – развивающиеся страны и страны, имеющие соответствующие договорённости. Особые пошлины устанавливаются в рамках особых процедур, в одностороннем порядке. Специальные защитные пошлины используются в случае импорта товаров в количестве и на условиях наносящих ущерб отечественным товаропроизводителям, либо в качестве ответной меры на дискриминирующие действия других стран и союзов. Антидемпинговые пошлины вводятся для защиты рынка от импорта товаров по демпинговым ценам. Демпингом считается продажа на рынке импортера товара по цене более низкой, чем аналогичного товара в стране экспортера. Эти пошлины могут вводиться в отношении товаров отдельных производителей. Компенсационные пошлины вводятся на импортные товары, производители которых являются получателями субсидий.

Помимо таможенных пошлин применяются и другие инструменты внешнеторгового регулирования:

1. Валютный курс

2. Квоты

3. Техническое регулирование

4. Лицензирование импорта

Валютный курс является мощнейшим инструментом внешнеторгового регулирования. Снижение обменного курса национальной валюты на 1% адекватно введению дополнительной адвалорной пошлины в 1% на все группы товаров. Неоспоримым его достоинством является оперативность применения и отсутствие необходимости согласования с торговыми партнерами.

Квоты – количественные ограничения по ввозу товаров. Недостатком квоты является отсутствие доходов бюджета и отсутствие неоспоримо справедливого механизма распределения квоты между желающими ввозить продукцию.

Техническое регулирование – меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, однако, на практике широко применяются в качестве ограничений. К таким мерам можно отнести сертификацию продукции и производства, требования к упаковке и транспортировке товаров и т.д.

Лицензирование импорта представляет собой ограничение круга лиц, имеющих разрешение на ввоз товаров.

Помимо методов ограничения импорта, к протекционизму относятся следующие формы государственной поддержки товаропроизводителей:

1. Создание потребности.

2. Субсидирование товаропроизводителей.

3. Государственный заказ.

4. Реализация государственных отраслевых программ.

5. Государственные инвестиции.

Создание потребности представляет собой устанавливаемое законом или административной практикой обязательство приобретать товар или услугу. Примером может служить закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Субсидирование – финансирование деятельности предприятий из бюджета. Субсидироваться может не только производственная деятельность, но и научные разработки, мероприятия по модернизации производства, создание новых рабочих мест. Продукция предприятий, получающих субсидирование, может стать объектом обложения компенсационными пошлинами.

Государственный заказ – поставка произведенных товаров государству. Государство таким образом формирует спрос на продукцию предприятий и, зачастую, кредитует их. В настоящее время в России порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд регламентируется соответствующим федеральным законом[99], цель которого – снижение коррупции в этой сфере и обеспечение равного доступа к системе государственных закупок.

Государственные отраслевые программы это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности жизнедеятельности. Программы разрабатываются и реализуются на федеральном и региональном уровнях. Так, в 2014 году в Российской Федерации федеральные целевые программы были сгруппированы в 5 направлений:

1. Новое качество жизни (13 программ, 5,7 трлн. руб)

2. Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ, 1,7 трлн. руб.)

3. Эффективное государство (4 программы, 928 млрд.руб)

4. Сбалансированное региональное развитие (7 программ, 636 млрд.руб)

5. Обеспечение национальной безопасности (2 программы, объём финансирования засекречен)

 

Перечень государственных программ по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» и объём их финансирования приведен в таблице 18.4.

 

Таблица 18.4. Государственные программы по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики», 2014[100]г.

Наименование программы Финансирование, млрд.руб.
   
Развитие транспортной системы 707,0
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы 197,7
Развитие науки и технологий 145,4
Развитие атомного энергопромышленного комплекса 140,5
Информационное общество (2011-2020гг) 130,6
Экономическое развитие и инновационная экономика 111,6
Воспроизводство и использование природных ресурсов 63,2

 

продолжение таблицы 18.4
   
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 51,7
Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы 29,6
Развитие судостроения на 2013 - 2020 годы 22,7
Энергоэффективность и развитие энергетики 22,7
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы 19,4
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы 14,6
Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы 13,6
Развитие рыбохозяйственного комплекса 10,6
Развитие внешнеэкономической деятельности 8,3
Космическая деятельность России н/д

 

Государство в качестве прямого инвестора выступает при создании и финансировании деятельности предприятий государственного сектора экономики, а также программах государственно-частного партнерства. Также государство является учредителем и контролирует деятельность Пенсионного Фонда России и Государственной Управляющей Компании, а также прочие государственные фонды и организации, выступая, таким образом, в роли крупного портфельного инвестора.

 

Регулирование инвестиционной деятельности

Инвестиции – вложение капитала с целью получения дохода. Классификация инвестиций приведена на рисунке 18.6.

Рисунок 18.6. Виды инвестиций

 

Прямые инвестиции предусматривают получение инвестором контроля над объектом привлечения инвестиций. Прямые инвестиции осуществляются в следующих формах:

1. Создание предприятия. В этом случае инвестор выступает в роли предпринимателя и собственника, самостоятельно финансирует создание основных средств предприятия, вносит средства в качестве оборотного каптала, организует работу предприятия, выступает в качестве работодателя

2. Расширение существующего предприятия. Осуществляется в форме расширения производственных мощностей, увеличения числа подразделений (филиалов).

3. Приобретение предприятия.

4. Приобретение значительной доли в капитале или крупного пакета акций предприятия.

Мотивы для осуществления прямых инвестиций:

1. Желание самореализоваться, изменить свой социальный статус и род занятий.

2. Стремление к финансовой независимости.

3. Расширение производства.

4. Выход на новые рынки сбыта.

5. Получение доступа к ресурсам (трудовым, научным, природным) и активам (разрешениям, контрактам, имуществу).

6. Снижение расходов за счет оптимизации издержек.

7. Получение доступа к дешевым ресурсам.

8. Налоговая оптимизация.

9. Снижение конкурентоспособности производства в стране происхождения из-за морального старения.

10. Вывоз производства в страны с менее жестким экологическим законодательством.

11. Поглощение конкурирующего предприятия.

Спекулятивные инвестиции представляют собой вложения краткосрочного характера, при этом не обязательно соблюдается принцип диверсификации. Спекулятивные инвестиции носят краткосрочный и, как правило, более рискованный, в сравнении с портфельными инвестициями, характер.

Портфельные инвестиции предусматривают диверсификацию средств, и, как правило, осуществляются при посредничестве специализированной финансовой организации – инвестиционного фонда, который предлагает своим клиентам готовые инвестиционные продукты. При этом фонд не может гарантировать доходность, как банк. Средства, вложенные в портфельное инвестирование, могут, как приумножиться, так и уменьшиться. Изменение биржевого индекса (РТС, ММВБ) отражает изменение доходности портфельного инвестирования. Так, индекс РТС отражает текущую суммарную рыночную капитализацию (выраженную в долларах США) акций некоторого списка эмитентов в относительных единицах. За 100 принята суммарная капитализация этих эмитентов на 1 сентября 1995 года. Таким образом, к примеру, значение индекса, равное 2400 (середина 2008 года) означает, что за почти 13 лет рыночная капитализация (с пересчётом в доллары США) компаний из списка РТС выросла в 24 раза, что соответствует 27,7% годовых. А в период с января 2005 по июнь 2008 доходность была еще выше – 49,3%. Но в 2008 году произошло обрушение индекса РТС с 2498,10 (19 мая) до 549,06 (28 октября). Таким образом, за 5 месяцев инвесторы потеряли 78%. Как видно из рисунка 18.7, на котором отражена динамика индекса РТС, после стремительного падения в 2008-2009гг., имело место частичное восстановление индекса в 2010-2011гг., однако с 2011 года наблюдается устойчивое снижение.

 

Рисунок 18.7. Динамика индекса РТС, 1995 – 2014гг[101].

 

Направление регулирования инвестиционной деятельности

Основные направления регулирования инвестиций представлены на рисунке 18.8.

 

 

Рисунок 18.8. Направления регулирования инвестиционной деятельности.

 

Правовой базой регулирования инвестиционной деятельности в России являются:

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ

Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ

Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ

Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156-ФЗ

Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.07.2010 N 224-ФЗ

Контроль за деятельностью управляющих компаний, инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, которые являются крупнейшими портфельными инвесторами, осуществляется Банком России.

Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется с целью минимизации негативных последствий, связанных с инвестиционными процессами, и реализации возможностей. Рассмотрим положительные и отрицательные последствия импорта инвестиций.

Положительные:

1. Импорт инвестиций – привлечение ресурсов. Увеличивается потенциальный ВВП страны

2. Создаются дополнительные рабочие места.

3. Формируются новые потоки доходов, увеличиваются поступления в бюджет.

4. Увеличивается внутренний спрос.

5. Усиливается конкуренция.

6. Импорт инвестиций, как правило, осуществляется совместно с импортом технологий.

7. Инвестиции способствуют экономическому развитию территорий регионов, муниципальных образований.

Отрицательные:

1. Возникает опасность утечки за рубеж технологий

2. Если инвестирование осуществляется в рамках конкурентной борьбы (приобретение с целью и перепрофилирования или закрытия предприятия-конкурента).

3. Опасность возникновения монополии – характерна для любых инвестиционных процессов.

4. Инвестиции могут осуществляться с целью перемещения экологически вредных и опасных производств. Проблема нерационального природопользования.

5. Усиливается конкуренция.

6. Опасность утраты национального контроля над стратегически важными видами деятельности и предприятиями – угроза национальной безопасности.

Привлечение прямых иностранных инвестиций декларируется как цель социально-экономического развития, для чего государство создает особые условия инвесторам, предоставляет гарантии, осуществляет поиск стратегических инвесторов при приватизации крупных государственных предприятий. Комплексным инструментом, применяемым для привлечения как прямых иностранных, так и внутренних инвестиций и экономического развития территорий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). ОЭЗ – ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. В 2014 году в России действует 17 Особых экономических зон (таблица 18.5)[102].

 

Таблица 18.5. Особые экономические зоны в России, по состоянию на ноябрь 2014г.

Наименование Расположение Площадь, га Дата создания Резиденты
Промышленно-производственные (ОЭЗ ППТ)
Алабуга Респ. Татарстан   21.12.2005  
Липецк Липецкая обл.   21.12.2005  
Тольятти Самарская обл.   12.08.2010  
Титановая долина Свердловская обл   16.12.2010  
Моглино Псковская обл.   03.02.2012  
Людиново Калужская обл   28.12.2012  
Технико-внедренческие (ОЭЗ ТВТ)
Томск Томская обл.   22.05.2005  
Санкт-Петербург Санкт-Петербург   21.12.2005  
Зеленоград Московская обл.   21.12.2005  
Дубна Московская обл.   21.12.2005  
Иннополис Респ. Татарстан   01.10.2012  
Логистические портовые (ОЭЗ ПТ)
Советская гавань Хабаровский край   31.12.2009  
Ульяновск Ульяновская обл.   31.12.2009  
Туристическо-рекреационные (ОЭЗ ТРТ)
Бирюзовая Катунь Алтайский край   03.02.2007  
Долина Алтая Респ. Алтай   03.02.2007  
Байкальская гавань Респ. Бурятия   03.02.2007  
Ворота Байкала Иркутская обл.   03.02.2007  

 

Создание и функционирование ОЭЗ регламентируется Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство. Решение о создании особых экономических зон принимается Правительством России. Резидентам особых экономических зон предоставляются налоговые и экономические льготы: снижение налога на прибыль, освобождение от налогов на имущество, земельного и транспортного, бесплатное подключение к инфраструктуре, льготные ставки по аренде, таможенные льготы. Льготные условия устанавливаются на ограниченный срок. Сами Особые экономические зоны сохраняют свой статус 20-50 лет.

На региональном уровне также могут реализовываться подобные программы, Но они ориентированы, прежде всего, на привлечение внутренних инвестиций, так как региональные органы власти имеют возможности предоставления налоговых льгот (по налогу на прибыль, налогу на имущество предприятий, земельному и транспортному), но не обладают полномочиями для предоставления таможенных льгот. Так, в Воронежской области приняты законы: «О технопарках в Воронежской области», «Об инновационной политике Воронежской области», в соответствии с которыми в Воронеже действуют 4 технопарка. Также в Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» от 07.07.2006г. № 67-ОЗ созданы 2 индустриальных парка. Если проводить параллели с особыми экономическими зонами, то технопарки - это аналог технико-внедренческой зоны, а индустриальный парк – промышленно производственной.

Важными, масштабными мероприятиями, направленными на привлечение инвестиций, являются форумы. Крупнейшим и наиболее значимым из них в России является Петербургский международный экономический форум, проводящийся ежегодно с 1997 года. Основная аудитория форума — руководители крупнейших российских и иностранных компаний, главы государств и политические лидеры, председатели правительств, вице-премьеры, министры, губернаторы. Ключевая миссия форума — быть практическим инструментом для бизнеса, позволяющим преодолевать барьеры, разделяющие Россию и другие страны, как географические, так и информационные. В ходе форума заключаются международные экономические соглашения, суммы которых исчисляются сотнями миллиардов рублей. Подобные мероприятия меньшего масштаба проводятся на уровне отдельных экономических районов.

Привлечение инвестиций осуществляется в рамках программы приватизации. При приватизации крупных предприятий, как правило, осуществляется поиск ключевого инвестора, который помимо инвестиций, будет готов вложить в развитие предприятия технологии и управленческие компетенции.

Еще один инструмент привлечения иностранных инвестиций – концессионные соглашения (соглашения о разделе продукции). Они применяются в основном для создания совместных предприятий, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых. Деятельность таких предприятий регламентируется Гражданским Кодексом РФ, в отдельную главу Налогового кодекса выведено налогообложение таких предприятий. К подписанию контрактов на реализацию таких проектов, как правило, причастны первые лица государства – владельца месторождения.

Однако, наряду с мероприятиями, направленными на импорт прямых иностранных инвестиций, государство ограничивает их привлечение. Мотивами государства при этом являются:

1. Обеспечение интересов российского бизнеса

2. Предотвращение монополизации отраслей и рынков

3. Сохранение российского контроля за системно значимыми отраслями экономики и предприятиями

4. Нежелание инвесторов брать на себя обязанности по предотвращению и ликвидации негативных последствий инвестиционной деятельности (экологических, социальных, инфраструктурных)

5. Отсутствие выгод от реализации проекта для Российской Федерации.

Противодействие прямым иностранным инвестициям разделяется на меры, направленные на недопущение иностранных инвестиций и меры, направленные на вытеснение иностранных инвесторов из уже реализуемых проектов. Для этих целей применяются в основном, административные инструменты (предписания федеральной антимонопольной службы, региональных органов власти и органов местного самоуправления, не предоставление разрешений, согласований, экологические требования, судебные решения и пр. Некоторые подобные меры являются не частью государственной политики, а проявлением коррупции – преступного рентоориентированного поведения отдельных чиновников или преступных групп. Любое ограничение инвестиционной деятельности, не важно, вызвано ли оно объективными причинами или является вымогательством взяток, ухудшает инвестиционный климат. Существующие и потенциальные инвесторы, оценивая сложившуюся ситуацию, «примеряют» её на себя и принимают соответствующие решения.

Регулирование экспорта капитала.

Экспорт капитала имеет следующие последствия:

1. Увеличение доходов экспортеров капитала, и, как следствие, увеличение налоговых отчислений.

2. Расширение влияния российских предприятий в странах, принимающих российский капитал.

3. Получение доступа к зарубежным ресурсам и рынкам – повышение эффективности работы субъектов, экспортирующих капитал.

4. Уменьшение капитала внутри страны – его удорожание и невозможность реализации инвестиционных проектов

5. Экспорт капитала используется как средство сокрытия имущества и доходов от налогообложения, легализации криминальных капиталов и финансирования преступной деятельности.

Таким образом, регулирование экспорта капиталов осуществляется по направлениям:

1. Экспорт капитала государственными предприятиями. В настоящее время российские государственные предприятия осуществляют прямые инвестиции в развитие энергетики, трубопроводного и железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве. Еще одно важное направление экспорта прямых инвестиций – военно-техническое сотрудничество, продиктованное не столько экономическими мотивами, сколько соображениями безопасности.

2. Ограничение экспорта капитала с целью обеспечения достаточности внутренних инвестиционных ресурсов и противодействия утечке капиталов, финансированию терроризма, легализации криминальных капиталов и пр. Ограничения осуществляются в форме финансового мониторинга и валютного регулирования. Финансовый мониторинг осуществляется соответствующей федеральной службой. Валютное регулирование представляет собой установление правил обращения иностранной и национальной валюты в пределах Российской Федерации и правила их перемещения через границу. В России эта функция осуществляется Центральным банком в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. В мировой экономике существует масштабное явление утечки капиталов в оффшорные зоны – территории, ориентированные на укрытие капиталов от налогообложения. Крупнейшим оффшором для российских капиталов является Кипр. В 2013 году кипрская экономика пострадала от реструктуризации греческих долгов, а затем под давлением «тройки» кредиторов Кипра – ЕЦБ, МВФ и Еврогруппа[103] Правительство Кипра обложило единовременным налогом все вклады в его банковской системе, что имело катастрофические последствия для банковской системы Кипра, и привела к ликвидации оффшора. В российских СМИ кипрский кризис получил широкое освещение, сыграв роль идеологического инструмента удержания капиталов. В 2014 году такую же роль играют вводимые против России «санкции» США, Евросоюза и некоторых других стран.

Важным элементом регулирования инвестиций является инвестиционный климат - условия ведения бизнеса в той или иной стране. Важнейшими показателями благоприятного инвестиционного климата являются гарантии соблюдения права собственности, а также предсказуемость и стабильность условий ведения бизнеса. Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли. Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом. Инвестиционный рейтинг рассчитывается рейтинговыми агентствами для компаний, отраслей, регионов и стран.

 

Антимонопольное регулирование

Одной из основ рыночной экономики является совершенная конкуренция. С промышленным переворотом начинается эпоха первоначального накопления капитала, и вместе с тем, его концентрация. Появляются предприятия, способные диктовать условия другим участникам рынка, на смену совершенной конкуренции приходит монополия. На рисунке 18.9 проиллюстрировано ценообразование в условиях монополии.

 

Монополист выбирает объём производства, максимизирующий прибыль, Qm, при равенстве предельных издержек и предельного дохода MR=MC. Покупатели на рынке готовы платить за такое количество товара цену Pm, которая значительно выше средних общих издержек монополиста ATCm. Превышение Pm>ATCm обусловлено рыночной властью монополиста и тем обстоятельством, что кривая спроса на продукцию монополиста совпадает с общим рыночным. В результате монополист имеет экономическую прибыль, численно равную площади серого прямоугольника. В условиях регулируемой монополии объем производства Qs устанавливается исходя из условия Ps=ATCm. В этом случае монополия не получает экономическую прибыль, но получает нормальную прибыль

Рисунок 18.9. Ценообразование в условиях монополии

 

Формирование монополистической экономики имеет несколько стадий. Этапы концентрации капитала приведены в таблице 18.6.

 

Таблица 18.6. Виды монополистических объединений

Картель Сговор производителей относительно ограничения объёмов производства (квоты), согласованной ценовой политики, разделения сфер влияния. Картельные соглашения неустойчивы, так как велик соблазн нарушить их в надежде, что партнеры об этом не узнают.
Синдикат Создание единой сбытовой конторы, которая приобретает у членов синдиката всю произведенную продукцию. Предприятия, входящие в синдикат утрачивают сбытовую функцию, но сохраняют самостоятельность во всех остальных функциональных областях (финансирование, снабжение, производство)
Трест Централизация всех функций, за исключением производственной, в головной компании треста. Предприятия, входящие в трест, теряют хозяйственную самостоятельность, сохраняя юридическую самостоятельность. В трест входят организации, осуществляющие одни виды деятельности.
Концерн Диверсифицированные многоотраслевые объединения. Предприятия, входящие в концерн, не имеют хозяйственной самостоятельности.

 

Монополии существуют в силу отраслевых барьеров:

1. Естественные барьеры существуют в отраслях инфраструктурного характера. В этом случае процесс производства не предусматривает конкуренции. Примерами таких отраслей являются: жилищно-коммунальное хозяйство (водо-, электро- и теплоснаюжение, канализация). Железнодорожный и трубопроводный транспорт. Мобильная связь также может быть отнесена к естественно-монопольным, однако, в большинстве стран это олигополия.

2. Научно-техническое лидерство. Инновационные монополии создаются в результате действия патентов – исключительных прав на использование технологии.

3. Контроль за ключевыми ресурсами – сырьём, энергией, трудовыми ресурсами, компетенциями.

4. Эффект масштаба. Монополии – крупные предприятия, использующие технологии массового производства.

5. Репутация монополиста – они существуют длительное время, имеют сложившуюся клиентуру, брэнд. Для проникновения на рынок предприятию-новичку потребуются значительные маркетинговые усилия.

6. Диверсификация. Концерны – многоотраслевые конгломератные объединения, имеют возможность поддерживать одни виды деятельности за счет других. Диверсификация помогает вести ценовую войну в форме демпинга – снижать цены, вытесняя конкурентов с рынка. В ходе ценовой войны этот вид деятельности становится убыточным и субсидируется за счет других.

7. Административные барьеры – разрешения, лицензии, прочие исключительные активы.

Существование монополий имеет как отрицательные, так положительные последствия. К отрицательным последствиям относятся:

1. фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

2. ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

3. ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;

4. связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

5. недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

6. недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

7. вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

Положительные черты монополий:

1. Монополии – крупные компании с огромной концентрацией капитала и, как следствие, большими инвестициями. Это значительные преимущества перед малым или средним бизнесом, особенно в условиях диверсификации. Деятельность монополии всегда более выгодна, из-за меньших издержек при производстве. У монополий существует возможность обыграть малый и средний бизнес по качеству продукции, производительности труда и т.д. Малый и средний бизнес во многом фикция, поскольку успешные малые и средние предприятия рано или поздно подпадают под контроль монополий.

2. Возможность монополий развивать научно-технический прогресс (НТР), поскольку монополии располагают значительными средствами, которые быстро окупятся. У мелких и средних предприятий намного меньше возможностей и практически нет целесообразности вкладывать деньги в научные разработки;

3. Монополия – первое в истории средство антикризисного регулирования, средство преодоления и терапии различных хозяйственных диспропорций. Ведь монополия, это единство предприятий (хотя юридически, отдельное предприятие может сохранять свою самостоятельность), действующих под общим руководством, что значительно ослабляет анархию, стихийность развития. Кроме того, если раньше эти предприятия конкурировали между собой, то теперь, после их объединения, у них снизились трансакционные издержки на сумму их прежних расходов по ведению конкурентной борьбы;

4. У монополий гораздо большая возможность для процесса интернационализации и участия в мировой хозяйственной жизни. Малые и средние предприятия не способны эффективно осуществлять экспортно-импортную деятельность, поскольку они не занимаются ей постоянно и в таких масштабах. Крупные компании значительно более конкурентоспособны при экспортно-импортной деятельности, особенно те из них, которые имеют гармоничную внутреннюю структуру, построенную по замкнутому экспортно-импортному кругу деятельности, при котором трансакционные издержки снижаются

Государственное регулирование монополий осуществляется по следующим направлениям, рисунок 18.10.

 

Рисунок 18.10. Направления регулирования монополий.

 

Ценовое регулирование монополий осуществляется в формах установления максимума или минимума цены, ограничения рентабельности, установления цены. Ценовое регулирование малоэффективно, в силу следующих причин: 1) монополии, представляющие собой вертикально-интегрированные компании, могут переместить получение прибыли по цепочке добавленной стоимости, и контроль рентабельности не выполнит свою функцию; 2) контроль цены не обеспечивает установления объёма производства монополистом. Введение потолка цен повлечет снижение объёмов производства и дефицит. В России ценовое регулирование осуществляется Федеральной службой по тарифам. Регулируются цены на следующие товары и услуги (Таблица 18.7).

 

Таблица 18.7. Ценовое регулирование в России[104].

Товар / услуга Способ регулирования цены / тарифа
   
Коммунальные услуги Предельные индексы изменений к предыдущему году (устанавливаются Правительством РФ)
Электроэнергия Значение максимального и минимального оптового и розничного (для населения) тарифа по субъектам федерации
Газ Максимальная и минимальная оптовая цена за 1000 куб.м. по субъектам федерации (поясам)
Транспортировка нефти и нефтепродуктов Предельное значение тарифа (руб./тонна) для предприятий-монополистов (в зависимости от пунктов отгрузки и маршрутов транспортировки)

 

 

продолжение таблицы 18.7
   
Услуги железнодорожного транспорта (перевозка грузов, пассажиров, услуги подвижного состава и инфраструктуры) Тариф 10-01, содержащий правила расчета и таблицы для расчета тарифов
Услуги аэропортов и транспортных терминалов Установление тарифов на услуги
Услуги естественных монополистов связи Установление правил расчета тарифа
Технический осмотр транспортных средств Методика расчета предельного тарифа устанавливается ФСТ, предельный тариф – органами исполнительной власти субъектов федерации
Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты Предельная оптовая и розничная наценка, устанавливается органами исполнительной власти субъектов федерации
Услуги по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Тарифы для 5 предприятий-монополистов, дифференцированные по субъектами федерации

 

В мире выделяется две модели антимонопольной политики: американская модель исходит из формального запрещения монополии, в основе европейской модели лежит принцип государственного контроля за деятельностью предприятий-монополистов с целью недопущения злоупотреблений доминирующим положением, и, как следствие, минимизация ущерба потребителей от наличия монополии. В большинстве стран антимонопольная политика в настоящее время реализуется с целью повышения эффективности функционирования национальной экономики.

Основу американского антимонопольного законодательства составляют: закон Шермана, закон Клейтона, закон о федеральной торговой комиссии. Закон Шермана (1890) объявляет преступлением препятствование свободной торговле в форме договора, создания треста или вступление в сговор с такой целью. Закон Шермана применялся против явных ограничений свободы торговли. Закон применялся не только против объединений предпринимателей, но и против профсоюзов. Наиболее известное преследование по этому закону – процесс против Дж. Рокфеллера и «Стандарт Ойл» в 1911г. В рамках этого процесса было также сформулировано правило разумности: «договоры ограничительного характера, заключаемые субъектами рынка, могут быть признаны правомерными в том случае, если их положительный эффект превышает отрицательный последствия, связанные с ограничением конкуренции». Это правило положило начало смягчению американской антимонопольной политики, поскольку формальные требования закона, запрещающие монополистические действия как таковые, были дополнены рядом исключений. В 1914 г. Принят закон Клейтона, которым ограничивалась деятельность трестов (запрещалась ценовая дискриминации и продажа товаров «в нагрузку»), создавалась Федеральная торговая комиссия – FTC, освобождались от преследования рабочие и фермерские организации. Объектом внимания со стороны уполномоченных органов власти выступает, прежде всего, размер рыночной доли подозреваемой в совершении правонарушения предпринимательской фирмы. В США, к примеру, конкурентная позиция компании, контролирующей 40% национального рынка однородных товаров, объявляется доминирующей и попадает в «черный список» Федеральной торговой комиссии. Ей, в частности, запрещается участвовать в слияниях и поглощениях компаний. Если же какой-либо субъект предпринимательской деятельности приобретает 60% национального рынка однородной продукции, он тут же объявляется монополистом. Главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности. Похожая модель антимонопольного регулирования прията в Канаде и Японии.

Европейская модель отличается более либеральной позицией по отношению к конкурентному доминированию и монополизации рынков. Этот тип законодательства обычно называется антикартельным - в нем объектом противодействия выступают не всякие союзы предпринимателей, а лишь те из них, которые выступают в форме картелей и существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. Тресты и холдинги, к примеру, не включаются в состав объектов противодействия, так как за ними порой сохраняется право на “заслуженное доминирование”, что абсолютно невозможно в американском законодательстве. В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип «здравого смысла». Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. Указанный тип антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа контроля действий подозрительных субъектов предпринимательского бизнеса, особенно в период слияния и присоединения компаний, а также текущей купли-продажи акцией и долей в их уставном капитале. Закон борется лишь против злоупотребления со стороны подозрительных компаний, но не против самого факта наличия у них доминирующих позиций. Такая модель действует в Великобритании, Германии, Франции, Австралии, ЮАР, России.

В соответствии со ст. 34 п.2 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Основным антимонопольным актом в России в настоящее время является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ. В этом законе даны определения злоупотреблениями монопольным положением, монополистическая деятельность разделена на допустимую и запрещенную, установлены антимонопольные требования к проведению торгов и конкурсов, определены функции и полномочия антимонопольного органа и формы государственного контроля за экономической концентрацией. Помимо указанного закона, меры по защите конкуренции и обеспечению добросовестности конкуренции установлены в следующих нормативных актах:

1. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ

2. Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ

3. Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 N 210-ФЗ

4. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ

5. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Органом, осуществляющим государственные функции по контролю за экономической концентрацией, реализацию мер антимонопольной политики, и защиты конкуренции является Федеральная антимонопольная служба России. Предприятия, являющиеся естественными монополистами, зачастую находятся в государственной или муниципальной собственности, и их деятельность регулируется соответствующими ведомствами, органами государственной власти и местного самоуправления. В отношении хозяйствующих субъектов – естественных монополистов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, осуществляется ценовое регулирование.

Наряду с антимонопольной политикой, государство осуществляет меры, направленные на ограничение конкуренции. Причем, организация и поддержание государством монополии, как мера государственной политики, появилась гораздо раньше антимонопольного регулирования. Так, истории известны дворянские привилегии в форме монополии на осуществление отдельных видов деятельности, ставшие важным внутренним источником первоначального накопления капитала. Принудительное картелирование промышленности осуществлялось в Третьем Рейхе, США и СССР.

В 1933 году в Германии, как и в годы Первой мировой войны, был принят закон о принудительном картелировании (синдицировании) экономики, по которому все предприятия были обязаны войти в состав действующих картелей или синдикатов. В соответствии с законом о подготовке к органическому построению германского хозяйства (1934) данная тенденция закреплялась, а предприятия должны были объединяться по отраслям и районам. В ходе реализации этого закона была создана Организация промыслового хозяйства, в состав которой вошло семь имперских групп: промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела, транспорта. Одновременно была сформирована и региональная система управления. Вся территория страны была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата, получавшая полномочия высшей экономической власти в данной области. Возглавляли палаты представители крупных монополий, называвшиеся хозяйственными вождями. Например, хозяйственным вождем в Северо-Западном промышленном районе был провозглашен Ф. Тиссен, в Центральной Германии - Ф. Флик и т.д. Во главе территориальных хозяйственных палат стояла имперская экономическая палата, подчинявшаяся министерству экономики. Вся эта сложная структура, состоявшая из имперских групп и окружных экономических палат, полностью контролировала хозяйство страны. Она могла создавать и ликвидировать промышленные предприятия, регулировать распределение государственных заказов, потоки кредитов и сырья, объемы производимой продукции, уровень цен и др.

В США в рамках «Нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта в июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышлен­ности -(National Industrial Recovery Act - NIRA). Закон о восстановлении национальной промышленнос­ти вводился на два года. Для его проведения была создана Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законо­дательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкциониро­вала 746 кодексов, охвативших 99% американской индус­трии и торговли.

В СССР в период военного коммунизма 1918-1921гг была проведена «национализация путем безвозмездной конфискации». К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жёсткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства, а предприятия по отраслевому и территориальному принципу объединяли в главки. В период НЭПа главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причём 40% из них было централизованного, а 60% — местного подчинения. Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

 

Задание для самостоятельной работы

Самостоятельное изучение

Федеральные целевые программы. Короткие сообщения ключевых параметров программ с применением проекционного оборудования. Источник информации - Портал государственных программ Российской Федерации - http://programs.gov.ru. Один студент – одна программа.

Таможенный тариф Таможенного Союза – ознакомиться. Контрольная работа

Таможенный Кодекс Таможенного Союза – изучить. Контрольная работа (структура кодекса).

Федеральный закон «О защите конкуренции» изучить - контрольная работа

 

Доклады.

1. Модели экономического роста (Харрода-Домара, Солоу)

2. Концепция конкурентоспособности М. Портера.

3. Теория длинных волн Кондратьева и теория технологических укладов.

4. Внешнеторговая политика России. Нетарифное регулирование.

5. Всемирная Торговая Организация – история создания, цели, принципы, формы деятельности, присоединение России к соглашениям ВТО.

6. Портфельное инвестирование и инвестиционные фонды в России.

7. Инвестиционные рейтинги. Обзор.

8. Государственная научно-техническая политика

9. Государственная промышленная политика в отдельных отраслях (ВПК, авиастроение, автомобилестроение, электроэнергетика)

10. Государственная политика в сельском хозяйстве

 

Литература и источники информации:

1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза

2. Таможенный тариф Таможенного Союза

3. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ

4. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ

5. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ

6. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156-ФЗ

7. Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 N 210-ФЗ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных