ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Активизация познавательной деятельности студентов. Решение и обсуждение задач (казусов).
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Отношение учащихся к учению обычно характеризуется познавательной активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - сознательность выполнения заданий; - систематичность обучения; - стремление повысить свой личный уровень и другие. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает умение учителя активно руководить их познавательной активностью. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: - отстаивать свое мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым учащимся непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы) - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: - мотивации; - проблемности; - обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач; - индивидуализации; - исследования изучаемых проблем; - взаимообучения; - самообучения. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Способы активизации познавательной деятельности: - опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности; - включение учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем; - использование дидактических игр и дискуссий; - использование таких методов обучения, как беседа, пример, наглядный показ; - стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учеников в учении. В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием является действенным стимулом познавательной активности учащихся. Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, например: программированные задания, тесты.
Билет № 23 1. Вопрос: Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам в системе высшего образования 2.Простое ПКЗ: Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность 3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|